Верхний патрубок радиатора горячий а нижний холодный в чем причина: 5 причин почему нижний патрубок радиатора холодный, а верхний горячий. Диагностика и что делать

Содержание

Почему нижний патрубок радиатора холодный, а верхний горячий | Причины, способы решения

Наверное, многие автолюбители сталкивались с проблемой, когда нижний патрубок радиатора на ощупь холодный, а верхний горячий. Такое состояние является нормой для непрогретого мотора автомобиля и не достигшего показателей температуры охлаждающей жидкости 80-90 градусов. А вот если температура достигла нормы, но при этом нижний патрубок все ещё холодный, то следует задуматься. Скорее всего, это признак неисправности в системе охлаждения автомобиля.

Причин холодного нижнего патрубка радиатора, при горячем верхнем, может быть несколько. Во-первых, это неисправность термостата или помпы. Во-вторых, следует обратить внимание и на сам радиатор, возможно, он засорился. Теперь рассмотрим каждую возможную проблему по отдельности.

Немного о системе охлаждения автомобиля

Итоговая температура нижнего патрубка зависит от движения антифриза в системе охлаждения двигателя.  

В большинстве случаев структура системы охлаждения условно поделена на два контура. Первый, малый контур, характеризуется движением антифриза мимо радиатора. Второй, большой контур, запускается при достижении рабочей температуры около 85 – 90 °C. В этом случае происходит постепенное открытие термостата, что и позволяет запустить антифриз, в том числе и через радиатор автомобиля. 

Теперь о характере направления охлаждающей жидкости. Как правило, она попадает в радиатор через верхний патрубок, затем прокачивается вниз и по ходу движения охлаждается, выходя из радиатора по нижнему патрубку. Таким образом, охлаждённый антифриз снова попадает в рубашку охлаждения двигателя.

Существуют и своеобразные конструкции движения антифриза. Например, в модели ВАЗ 2109 термостат блокирует выход антифриза из радиатора, до тех пор, пока двигатель не прогреется основательно. В таких авто, как Лада Гранта блокируются оба канала или ввод радиатор, до полного прогрева.  

Исправной систему охлаждения стоит считать, когда низ радиатора пока холодный, а верхний уже нагрелся, в момент открытия термостата. Т.к. пока более горячий антифриз дойдёт до низу потребуется некоторое время. Также не стоит забывать, что зимой при включённом отоплении прогрев охлаждающей жидкости занимает больше времени. Разница открытия термостата в различных условиях может колебаться до 10 минут, вплоть до того момента пока автомобиль не начал своё движение. В холодные дни вообще можно наблюдать, что верх уже горячий, а низ еле тёплый, это объясняется быстрым охлаждением антифриза в самом радиаторе. 

Отдельным пунктом стоит выделить дизельные двигатели. Они прогреваются намного медленнее бензиновых ДВС. Поэтому нет ничего критичного в том, что большой круг открывается при длительном вождении или вообще при достижении скорости 100 и более км/ч.

Приступать к ремонту системы охлаждения стоит в тех случаях, когда возникают следующие признаки:

  • Верхний патрубок давно уже горячий, а нижний холодный при длительной езде в тёплый период года.
  • Радиатор постоянно тёплый только с верху, а низ постоянно холодный.  
  • Температура на щитке приборов показывает превышение допустимой нормы, например 100-110 градусов.
  • Температура превышает норму при наборе скорости, но падает при медленном движении в холодный период эксплуатации.
  • Антифриз закипает в расширительном бачке, вплоть до выброса из него.

Для осуществления ремонта охлаждающей системы двигателя желательно отработать предлагаемый чек лист:

  1. Проверить состояние термостата, возможно, он заклинил и находится в закрытом или полузакрытом состоянии. Потребуется замена термостата, если данная проблема подтвердится.
  2. Помпа (насос охлаждения) износилась, поэтому в системе не создаётся необходимый напор ОЖ. Также, проблема решается заменой помпы.
  3. Более опасная проблема может возникнуть из-за возникновения отложений в каналах радиатора. Ремонт радиатора в этом случае практически бессмысленен, лучше купить новый. 
  4. Наиболее частая проблема, это возникновение воздушной пробки в системе охлаждения. Необходимо будет осуществить полную замену охлаждающей жидкости, желательно с промывкой системы.
  5. Наблюдайте за моментом включения вентилятора охлаждения, он должен включаться при достижении рабочей температуры. 

Самое сложное в рассматриваемом вопросе то, что диагностировать проблему можно только посредством наблюдения за состоянием двух патрубков, при рабочем двигателе. Датчик температуры охлаждающей жидкости может попросту не взаимодействовать с перегретым антифризом и показывать нормальную температуру.  

Компьютерная диагностика поможет только с заклиниванием термостата и при условии, если он снабжён электронным управлением. 

Внимание! Осуществлять эксплуатацию автомобиля при постоянном росте температуры превышающей рабочую норму, категорически запрещено. Т.к. это может привести к прорыву прокладки ГБЦ и попаданием охлаждающей жидкости в систему смазки двигателя. Также могут сорваться патрубки в период движения автомобиля, деформироваться ГБЦ, возникнуть задиры вплоть до клина ЦПГ.

Простые методы определения причин холодного нижнего патрубка и горячего верхнего

В целом нижний патрубок радиатора должен быть немного холоднее верхнего, т.к. охлаждающая жидкость, проходя свой путь по радиатору должна охлаждаться. Но разница между верхом и низом, при прогретом двигателе не может быть большой, тем более если нижний патрубок совсем холодный.

Вот основные методы определения причин холодного нижнего патрубка, при горячем верхнем.

Причина №1 — Заклинило термостат в закрытом или полузакрытом состоянии.

В этом случае охлаждающая жидкость будет циркулировать по малому кругу и не охлаждаться. Двигатель автомобиля значительно быстрее нагревается, отопление салона работает хорошо. В период движения температура будет постоянно расти, а вентилятор охлаждения чаще включаться.

Причина №2 – Неисправен клапан крышки расширительного бачка 

При возникновении такой проблемы, давление в расширительном бачке будет расти, автоматический сброс перестанет работать. Это приведёт к возникновению воздушных пробок в системе. 

Обратите внимание, как прогревается мотор автомобиля, скорее всего ему потребуется больше времени. Печка не греет, пока не осуществите значительную прогазовку, до 3000 об/мин. На холодную, бачок с ОЖ может деформироваться или втянуться.

Причина №3 – Каналы радиатора охлаждения забиты отложениями.

Антифриз не протекает или слабо протекает по радиатору и большая его часть попросту двигается по малому кругу. 

В этом случае мотор будет перегреваться, температура на приборной панели постоянно расти. Цвет антифриза в расширительном бачке может потемнеть вплоть до возникновения загрязнений и продуктов коррозии.

Причина №4 – Водяная помпа износилась, крыльчатка не способна создать необходимо давление для движения ОЖ в системе.

Движение антифриза в системе охлаждения будет незначительным и поэтому попросту не успеет охладиться в радиаторе. При этом давление в системе будет расти из-за неравномерного прогрева, сам радиатор на ощупь будет еле тёплым. Патрубки могут начать пропускать, а бачок вздуваться или шипеть. 

На больших оборотах, более 3000 об/мин нижний патрубок может прогреваться, но как только обороты упадут, опять охлаждаться.

Причина №5 – В контуре охлаждения возникла воздушная пробка.

Циркуляция антифриза снижается, могут сорваться патрубки, нарушается теплообмен системы. В этом случае, печка будет дуть холодным воздухом на любых оборотах. Попробуйте прогазовать, возможно получится удалить воздушную пробку в системе.

Купить патрубки радиатора в Липецке

  1. — Комплект патрубков радиатора (3 шт.). Цена: 370₽
  2. — Комплект патрубков радиатора (4 шт.) для ГАЗ 3302. Цена: 520₽
  3. — Патрубки радиатора УМЗ-4213 (грузовой) 100 л.с. Цена: 360₽
  4. — Патрубки радиатора УАЗ двигатель 421. Цена: 300₽
  5. — Патрубки радиатора УАЗ-421 100 л. с. Цена: 320₽
  6. — Патрубки радиатора УАЗ 452, 469, 90 л.с. Цена: 330₽
  7. — Патрубки радиатора УАЗ Патриот (комплект 5 шт.). Цена: 380₽

Почему нижний патрубок радиатора холодный, а верхний горячий, причины неисправности системы охлаждения ДВС

В системе охлаждения автомобильного двигателя есть два вида симптомов неисправностей – мотор медленно выходит на рабочий температурный режим или быстро перегревается. Один из простейших способов приблизительной диагностики состоит в проверке рукой степени нагрева верхнего и нижнего патрубков радиатора.

Содержание статьи:

  • 1 Принцип работы системы охлаждения двигателя
  • 2 Почему нижний патрубок радиатора может быть холодным, а верхний горячим
    • 2.1 Воздушная пробка
    • 2.2 Неисправность крыльчатки насоса системы охлаждения
    • 2.3 Забиты каналы в контуре охлаждения
    • 2.4 Не работает клапан в расширительном бачке
    • 2.5 Проблемы с термостатом
  • 3 Что делать, если нижний патрубок радиатора холодный

Ниже мы рассмотрим из-за чего может плохо работать система охлаждения ДВС и что делать в таких ситуациях.

Принцип работы системы охлаждения двигателя

Жидкостное охлаждение работает по принципу передачи тепла циркулирующему промежуточному агенту. Он отбирает энергию у нагретых зон мотора и переносит её в охладитель.

Отсюда и набор необходимых для этого элементов:

  • рубашки охлаждения блока и головки цилиндров;
  • основной радиатор системы охлаждения с расширительным бачком;
  • регулирующий термостат;
  • водяной насос, он же помпа;
  • незамерзающая жидкость – антифриз;
  • вентилятор принудительного охлаждения;
  • теплообменники для отвода тепла от агрегатов и системы смазки двигателя;
  • радиатор отопления салона;
  • опционально устанавливаемые системы подогрева, дополнительные клапаны, помпы и прочие устройства, связанные с потоками антифриза.

Сразу после запуска холодного двигателя задача системы состоит в быстром его прогреве, чтобы минимизировать время работы в неоптимальном режиме. Поэтому термостат перекрывает поток антифриза через радиатор, возвращая его после прохождения через двигатель обратно на вход помпы.

Причём не принципиально, в каком месте установлены клапаны термостата, если он будет закрыт на выходе из радиатора, то жидкость туда не попадёт. Оборот идёт по так называемому малому кругу.

По теме: Как удалить воздух из системы охлаждения автомобиля

По мере повышения температуры активный элемент термостата начинает перемещать шток, клапан малого круга постепенно прикрывается. Часть жидкости начинает циркулировать по большому кругу, и так до полного открытия термостата.

Реально он полностью открывается только при максимальной тепловой нагрузке, так как это означает предел для системы без задействования дополнительных систем для охлаждения ДВС. Сам принцип регулирования температуры подразумевает постоянное управление интенсивностью потоков.

Если всё же температура достигает критического значения, то это означает, что радиатор не справляется, и воздушный поток через него будет усилен включением вентилятора принудительного охлаждения.

Надо понимать, что это скорее аварийный режим, чем штатный, вентилятор не регулирует температуру, а лишь спасает двигатель от перегрева, когда мал поток набегающего воздуха.

Почему нижний патрубок радиатора может быть холодным, а верхний горячим

Между патрубками радиатора всегда существует определённый перепад температур, поскольку это и означает, что часть энергии была отправлена в атмосферу. Но если при достаточном прогреве один из шлангов остаётся холодным, то это признак неисправности.

Воздушная пробка

Жидкость в нормально работающей системе несжимаема, что обеспечивает нормальную её циркуляцию водяным насосом. Если в одной из внутренних полостей по разным причинам образовался завоздушенный участок – пробка, то насос нормально работать не сможет, и возникнет большой перепад температур на разных участках пути антифриза.

Иногда помогает вывод помпы на высокие обороты, чтобы пробка была выгнана потоком в расширительный бачок радиатора – самую высокую точку системы, но чаще с пробками приходится бороться иными способами.

Чаще всего они возникают при неправильно проведённой заправке системы антифризом при замене или доливе. Стравить воздух можно расстыковав один из расположенных вверху шлангов, например, подогрева дроссельной заслонки.

Воздух всегда собирается вверху, он выйдет, и работа восстановится.

Хуже, когда это паровая пробка из-за локального перегрева или проникновения газов через пробитую прокладку головки. Скорее всего придётся прибегнуть к диагностике и ремонту.

Неисправность крыльчатки насоса системы охлаждения

Для достижения максимальное производительности крыльчатка помпы работает на пределе своих возможностей. Это означает проявление кавитации, то есть возникновения пузырьков вакуума в потоке на лопастях, а также ударные нагрузки. Крыльчатка может полностью или частично разрушиться.

Циркуляция прекратится, а за счёт естественной конвекции горячая жидкость будет накапливаться вверху, низ радиатора и патрубок останутся холодными. Мотор надо немедленно остановить, иначе перегрев, кипение и выброс антифриза неизбежны.

Забиты каналы в контуре охлаждения

Если долго не менять антифриз, в системе накапливаются посторонние отложения, результаты окисления металлов и распада самой охлаждающей жидкости.

Даже при замене вся эта грязь из рубашек не вымоется, а со временем способна перекрыть каналы в узких местах. Результат тот же – прекращение циркуляции, разница в температуре патрубков, перегрев и срабатывание предохранительного клапана.

Не работает клапан в расширительном бачке

В системе при нагреве всегда присутствует избыточное давление. Именно это позволяет жидкости не кипеть, когда температура её при прохождении самых нагретых участков мотора значительно превышает 100 градусов.

Но возможности шлангов и радиаторов не безграничны, если давление превысит определённый порог, то возможна взрывная разгерметизация. Поэтому в пробке расширительного бачка или радиатора устанавливается предохранительный клапан.

Давление будет сброшено, антифриз закипит и будет выброшен, но особых разрушений не случится.

Если клапан неисправен и не держит давления совсем, то в момент прохождения антифриза вблизи камер сгорания с их высокой температурой будет начинаться локальное кипение.

При этом датчик даже не включит вентилятор, ведь средняя температура в норме. Ситуация с паром в точности повторит вышеописанную, циркуляция нарушится, радиатор не сможет отводить тепло, разница температур между патрубками возрастёт.

Проблемы с термостатом

Термостат может отказать, когда его активный элемент находится в любом положении. Если это происходит в режиме прогрева, то жидкость, уже нагревшись, продолжит циркуляцию по малому кругу.

Читайте также: Как проверить уровень антифриза

Часть её станет накапливаться вверху, поскольку у горячего антифриза плотность ниже, чем у холодного. Нижний же шланг и связанный с ним патрубок термостата останутся холодными.

Что делать, если нижний патрубок радиатора холодный

В большинстве случаев проблема связана именно с термостатом. Потенциально это наиболее ненадёжный элемент системы. Можно измерить температуру его патрубков при помощи бесконтактного цифрового термометра и если разница температур превышает порог начала открывания клапанов, то термостат надо снимать и проверять, но скорее всего придётся заменить.

Гораздо реже выходит из строя крыльчатка помпы. Такое случается лишь в случаях откровенного производственного брака. Помпы тоже не отличаются надёжностью, но их отказ проявляется достаточно ярко в виде шума подшипников и протекания жидкости через сальник. Поэтому их заменяют либо профилактически, по пробегу, либо при этих очень заметных признаках.

Остальные причины более сложны в диагностике, возможно потребуется опрессовка системы, проверка сканером, замер температуры в различных её точках и прочие приёмы исследования из арсенала профессиональных мотористов. А чаще всего – сбор анамнеза, автомобили редко ломаются сами по себе.

Возможно за машиной не следили, не меняли жидкость, заливали воду вместо антифриза, доверяли ремонт сомнительным специалистам. На многое укажет вид расширительного бачка, цвет антифриза в нём и запах. Например. наличие выхлопных газов означает пробой прокладки.

Если уровень жидкости в расширительном бачке внезапно начал понижаться – мало просто её долить. Необходимо выяснить причины, ездить с подтекающим или уходящим в цилиндры антифризом категорически нельзя.

потенциальных причин, которые делают это!

Проблемы с автомобилем могут причинить людям много беспокойства. Если из нижнего радиатора вашего автомобиля вдруг дует холодный воздух вместо горячего, это может заставить вас почесать голову. Несколько вещей ответственны за проблему «нижний шланг радиатора холодный», так как есть много компонентов, работающих вместе, чтобы прогреть ваш автомобиль.

Таким образом, полезно знать возможные причины отсутствия нагрева нижнего радиатора. Это поможет вам тщательно диагностировать проблему и немедленно устранить ее.

Давайте рассмотрим возможные причины ниже.

Будь то проблема с верхним радиатором или с нижним шлангом радиатора, необходимо как можно скорее обнаружить и устранить обе неисправности. Если этого не сделать, это может повлиять на работу системы охлаждения автомобиля.

Итак, давайте разберемся с возможными причинами выхода холодного воздуха из нижнего патрубка радиатора вашего автомобиля.

1. Недостаток охлаждающей жидкости в двигателе

Одной из причин отсутствия нагрева нижнего радиатора может быть неправильное количество охлаждающей жидкости в двигателе. Охлаждающая жидкость подается в радиатор и из него по верхнему и нижнему шлангам. Тем самым заставляя нижний патрубок радиатора нагреваться. Может случиться так, что в вашем автомобиле закончится охлаждающая жидкость, и он не сможет добраться до нижнего радиатора. В результате нижний шланг выпускает холодный воздух.

          ПОДРОБНЕЕ:

  • Неисправная крышка радиатора: возможная функция и симптомы
  • 5 проблем с вентилятором радиатора, о которых вам нужно знать

2.

Утечки воды

Все о холодном нижнем шланге радиатора. Источник: YotaTech

>> Поиск дешевого подержанного автомобиля в хорошем состоянии здесь <<

Наиболее распространенная проблема, связанная с этой проблемой, — это протечки воды. Есть несколько мест, ответственных за эти утечки. Поэтому убедитесь, что вы проверили верхний и нижний шланги на наличие повреждений. Если какая-либо утечка сохраняется, нижний шланг радиатора не будет нагреваться должным образом.

3. Термостаты работают неправильно

Может случиться так, что датчик термостата вашего автомобиля сломан или не работает должным образом. Возможно, вы знаете, что если термостат не способен подать сигнал автомобилю о том, что двигатель горячий, охлаждающая жидкость не будет поступать к отопителю и воздух останется прохладным. В результате охлаждающая жидкость не будет доходить до нижнего радиатора и будет производить только холодный воздух.

4. Проблемы с радиатором отопителя

Иногда охлаждающая жидкость не проходит через радиатор отопителя должным образом или воздух из вентилятора не достигает должным образом. Таким образом, нижний радиатор не в состоянии выполнять свою функцию из-за проблем в сердцевине отопителя. Итак, убедитесь, что сердечник отопителя работает нормально. Вы также можете следовать некоторым советам по обслуживанию автомобиля, чтобы выяснить сигналы, которые может подавать ваш автомобиль, если ваш обогреватель работает неправильно.

Заключение

Причины проблем с охлаждением нижнего шланга радиатора. Источник: YouTube

Теперь вы, возможно, знаете об общих причинах, вызывающих проблему «нижний шланг радиатора холодный». В следующий раз, если вы столкнетесь с такими проблемами, не забывайте быстро диагностировать и устранять их.

Почему нижний шланг радиатора холодный, а верхний горячий? (7 причин)

Рон Коддингтон

Последнее обновление 12 октября 2021 г.

Если у вас возникли проблемы с системой охлаждения вашего автомобиля, грузовика или внедорожника, такие как периодическое или постоянное повышение температуры двигателя, наличие холодного нижнего шланга радиатора может помочь в диагностике проблемы.

Это может быть правдой, потому что холодный нижний шланг является показателем того, что охлаждающая жидкость (антифриз) не проходит должным образом через радиатор.

Нужна помощь с автомобилем ПРЯМО СЕЙЧАС?

Щелкните здесь , чтобы пообщаться в онлайн-чате с проверенным механиком, который ответит на ваши вопросы.

В нормальных условиях холодный нижний шланг присутствует только при первом запуске автомобиля с холодным двигателем. Как только двигатель прогреется (примерно после 5 миль пробега летом), начнется подача охлаждающей жидкости, которая будет нагревать верхний шланг и радиатор.

Проходя через радиатор, охлаждающая жидкость передает большую часть своего тепла наружному воздуху. Но не все. Таким образом, нижний шланг также нагревается, но не так сильно, как верхний. Другие условия также могут привести к прерывистому или постоянному перегреву.

Содержание

Для чего нужен нижний патрубок радиатора?

Основной функцией радиатора является передача тепла, вырабатываемого двигателем, наружному воздуху. Для этого двигатель (во время работы) прогоняет охлаждающую жидкость через радиатор.

Горячая охлаждающая жидкость от двигателя поступает в радиатор через верхний шланг. Нижний шланг предназначен для подачи охлажденного антифриза обратно в двигатель.

К чему подключается нижний шланг радиатора?

Разумеется, один конец нижнего шланга подсоединяется к радиатору. Другой конец направляется обратно к водяному насосу.

Шланг может подсоединяться непосредственно к этому насосу или к каналу охлаждающей жидкости на двигателе, по которому охлаждающая жидкость будет поступать на вход водяного насоса.

Почему нижний шланг больше верхнего?

Как упоминалось выше, нижний шланг подает антифриз на вход водяного насоса. Этот насос центробежного типа. Этот тип насоса требует положительного давления на входе для правильной работы.

При высоких скоростях потока это давление может быть чрезмерно снижено из-за ограничения потока, которое может возникнуть при использовании нижнего шланга малого диаметра. Поэтому производители автомобилей оснащают большим шлангом, чтобы свести к минимуму падение давления при высоких скоростях потока. Это помогает обеспечить правильную работу насоса.

Причины холодного нижнего шланга радиатора

Во всех случаях, когда очевиден холодный нижний шланг, циркуляция антифриза по какой-либо причине будет частично или полностью ограничена через радиатор. Каждая из следующих проблем с системой охлаждения может вызвать такое ограничение потока:

#1 – Неработающий термостат

Термостат не открывается или открывается только частично при прогреве двигателя. Охлаждающая жидкость не может нормально циркулировать, если термостат не открывается полностью. Потребуется замена термостата.

#2 – Неисправность водяного насоса

Несколько режимов отказа водяного насоса могут привести к уменьшению или отсутствию расхода антифриза через насос. Потребуется замена водяного насоса.

№3 – Ослабление или проскальзывание ремня водяного насоса

Водяной насос не работает на полной скорости. Таким образом, его скорость потока уменьшается. Проверьте и замените все изношенные ремни. Если ремни не изношены, отрегулируйте их до необходимого натяжения.

#4 – Забитый радиатор

Каналы в радиаторе довольно маленькие и со временем могут забиться осадком антифриза. Холодный нижний патрубок радиатора является распространенным признаком забитого или неисправного радиатора.

Радиатор может потребовать замены, но в некоторых случаях его можно слить, промыть и залить новую охлаждающую жидкость.

Примечание: Накопление шлама в системе охлаждения можно уменьшить путем периодической промывки всей системы охлаждения и установки новой охлаждающей жидкости. Требования в этом отношении см. в руководстве пользователя.

№ 5 – Сжатый или забитый шланг(и)

Один или оба шланга радиатора могут сломаться во время работы двигателя или засориться. Потребуется диагностика источника этой проблемы.

Шланги, засоренные шламом, потребуют полного слива системы охлаждения, промывки и замены охлаждающей жидкости. Старые изношенные шланги необходимо заменить.

#6 – Избыток воздуха в системе охлаждения

Это состояние может привести к образованию воздушной пробки на водяном насосе, препятствующей циркуляции охлаждающей жидкости. Избыток воздуха может присутствовать из-за неправильной прокачки системы после установки новой охлаждающей жидкости. Или, возможно, произошла потеря охлаждающей жидкости из-за утечки.

#7 – Низкий уровень охлаждающей жидкости

Низкий уровень охлаждающей жидкости может привести к образованию воздушного кармана в водяном насосе, который не будет циркулировать охлаждающей жидкости.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *