Какие присадки используют, чтобы увеличить октановое число бензина
Среди всевозможных присадок для топлива наибольшей популярностью среди водителей пользуются так называемые октан-корректоры. Как повысить октановое число топлива, знают даже новички, только вышедшие с автошкол. Автолюбители полагают, что такая добавка в бак для горючего пойдет на пользу автомобилю и существенно сэкономит расход топлива на километр пробега и, соответственно, деньги при заправке авто. Но так ли уж все радужно при использовании этих добавок, так ли уж это безопасно и для самого человека, и для двигателя автомобиля?
Говоря языком энциклопедическим, октановое число это стойкость топлива к воспламенению. При использовании бензина с низким октановым числом, при условии, что производитель машины предполагал другое качество горючего, неизменно приведет к детонации и поломке двигателя. Чаще всего страдают клапаны и седла, образуется очень сильный нагар.
Тем не менее производством присадок занимаются в промышленных масштабах. Активно подключают рекламу, обещая шоферам сказочный результат.
Увеличение октанового числа топлива происходит в основном из-за добавления в горючее парафиновых и ароматических углеводородов разветвленной структуры. Эти присадки добавляют на заводах в специальных условиях для лучшего хранения бензина. Но многие добавляют присадки самостоятельно. Не говоря уже о мошенниках, которые химичат с топливом прямо на АЗС.
Наиболее вредны, но популярны следующие химические добавки
Тетраэтилсвинец
Это очень ядовитое металлоорганическое вещество. С него, по сути, все начиналось. Наши папы и дедушки еще во времена СССР активно использовали тетраэтилсвинец. Но современный автопром сегодня выпускает машины, не совместимые с этим соединением. Будьте крайне осторожны. Это самый верный способ загубить авто и получить химический ожог самому. Присадка запрещена. Но ведь нам законе неписан.
Нафталин
Нафталин – наше все, куда только мы его не добавляем! Парадокс в том, что да, он действительно увеличивает октановое число топлива. На десять литров достаточно полкилограмма и – вуаля, у вас уже не 92, а 95 в баке плещется. Но готовьтесь полностью заменить систему подачи топлива. Выбросить придется и бензонасосы, и форсунки, и шланги.
Марганцевые присадки
Также старожилы на автомобильном рынке. Из-за колоссального вреда для экологии их использование официально запрещено. Не намного безопаснее тетраэтилсвинца. Вред в основном наносят мотору.
Спирт
Если в бензин добавить от пяти до двадцати процентов спирта, из 92тможно получить даже 98. Понятно, что процесс сгорания улучшится. А вот прокладки в двигателе спасибо не скажут. Кроме того, при несоблюдении нужной пропорции в цилиндре компоненты топлива не смешаются и октановое число понизится. Детонация гарантирована.
Ферроцен
Эти присадки рассчитаны на бензин. В них повышенное содержание железа. Оно-то и помогает поднять значение октанового числа. Использование ферроцена – смерть для свечей. В результате химической реакции на свечах образуется губительный токопроводящий налет. Готовьтесь поменять свечи.
Бензол и толуол
Эти добавки обеспечивают рост октанового числа на десять процентов. Но в качестве «бонуса» вы получите разъеденные кислотой практически все эластичные детали двигателя. Да и коррозии не избежать.
В малых количествах, не более полутора процентов, условно безопасными можно назвать монометиланилин и метилтретбутиловый эфир. Эти виды присадок популярны сегодня не только у нас, но и за границей. Но если и с ними переборщить, то все их достоинства сойдут на нет.
Вам решать, стоит ли химичить с топливом. Может дешевле обойдется, если заправиться на автозаправке у проверенного продавца?
присадки для повышения октанового числа, очистки топливной системы, форсунок инжектора
Бензин – это горючий продукт нефтепереработки, самое популярное в мире топливо для двигателей внутреннего сгорания. Сама по себе бензиновая фракция не пригодна для прямой заливки в бензобак транспортного средства. Чтобы горючее могло реализовываться в сетях АЗС, необходимо скорректировать октановое число жидкости и обеспечить безопасность контактов субстанции с силовыми элементами. Для улучшения эксплуатационных свойств бензинов на этапе производства в них добавляют специальные присадки. Обогатить состав горючего можно и самостоятельно, купив соответствующий продукт.
Содержание:
- Присадки в топливо: бензин
- Присадка для повышения октанового числа бензина
- Присадка в бензин для очистки топливной системы
- Присадка в бензин для очистки форсунок инжектора
- Присадка в бензин для удаления воды из бака
Присадки в топливо: бензин
Условно все типы автомобильных присадок можно разделить на две группы:
- Присадка для бензина общего назначения. Способствует очищению моторных узлов от имеющихся углеродистых наслоений и защите от образования нового налета. Кроме этого, обеспечивает дополнительное уплотнение между трущимися элементами кривошипно-шатунного механизма и немного повышает детонационную стойкость субстанции.
- Присадки специального назначения. Такие жидкости имеют мощный состав, так как каждая из них создана для достижения определенных целей. Это добавки, корректирующие октановое число, препятствующие затвердеванию горючего в зимний период, осушители и улучшенные очистители внутренних рабочих конструкций, модификаторы трения и ингибиторы образования коррозии.
Грамотное использование присадок способствует увеличению КПД двигателя, умеренному расходу топливно-воздушной смеси во время движения и продлению эксплуатационного срока ключевых деталей механизма. Чтобы эффект от применения добавок был максимальным, перед их использованием необходимо провести комплексную чистку топливных магистралей автомобиля с заменой расходных элементов (фильтры, свечи и другие). Также целесообразно провести полноценную чистку мотора и бензобака.
В применении присадок большое значение имеет регулярность. Обновление состава способствует своевременному расщеплению углеродистых осадков и выведению их из машины через выхлопную трубу.
Опыт автомобилистов показывает, что узконаправленные присадочные компоненты приносят больше пользы легковым машинам, чем универсальные средства. Выбирая несколько примесей вместо одной, не учитывающей технические характеристики рабочей лошадки, вы можете точечно воздействовать на систему, обеспечивая защиту там, где это необходимо. Исключением являются присадки, разработанные автомобильными инженерами с мировым именем, специально для нефтеперерабатывающих концернов. Такой присадкой является Керопур, в создании которой участвовали специалисты химической компании BASF. По факту, Keropur – это коктейль из защитных, антикоррозийных и очищающих компонентов. Этот набор примесей активно используется отечественными поставщиками нефтепродуктов для создания фирменных марок бензина.
Что касается промышленного производства бензина, то долгое время лучшей октаноповышающей присадкой для нефтепродукта был тетраэтилсвинец. Быстро набирая несколько пунктов, компонент, тем не менее, губительно воздействовал на окружающую среду и здоровье людей из-за своей токсичности. Поэтому сейчас во всех развитых странах добавки в горючее на основе ТЭС запрещены. Вместо них успешно применяются присадки Aplidium (аналог n-метиланилина по эффективности) и катализатор плавного горения DROP.
Присадка для повышения октанового числа бензина
В мировом авто-сообществе с каждым годом ужесточаются требования к используемым присадкам для повышения октанового числа. Под запрет все чаще попадают монометиланилин и МТБЭ. Поэтому октаноповышающие добавки изготавливают из экологически безопасных веществ без добавления металлических компонентов.
Производители октан-корректоров обещают повышение параметра аж до 6 пунктов, но на деле это – маркетинговый ход. Фактическое увеличение ОЧ наблюдается в пределах 1-2 пунктов.
Оптимальное использование корректоров октана – в качестве обогатителя топлива при перемещениях на дальние дистанции, когда существует вероятность, что вашего любимого бензина просто не окажется на местных АЗС. Также жидкость можно добавить в состав при появлении стуков под капотом во время дальней поездки.
На один бензобак стандартной вместимости до 60 литров достаточно приобрести 1 бутыль присадки объемом в 350 мл.
Постоянное, неконтролируемое добавление повышающих октановое число примесей в бензин повышает нагрузку на форсунки и свечи зажигания и может преждевременно вывести эти детали из строя.
В топе присадок для ОЧ среди российских водителей находятся продукты от компаний LAVR и FENOM (обе разрабатываются и изготовляются в России).
Присадка в бензин для очистки топливной системы
Присадки-очистители являются хорошей профилактикой образования углеродистого нагара, при этом они не заменяют комплексную чистку моторного узла и не могут использоваться вместо масляных технических жидкостей.
Если вы не проводили очистку силовых конструкций последние 80-100 тысяч километров, то самое время это сделать. Если добавить присадку в топливо без процедуры, то конструкция автомобиля просто не справится с количеством отложений, которые будут разрушены и окажутся в топливных патрубках. Велика вероятность блокировки газораспределительной системы и выхода из строя системы впрыска.
Для очистки компрессионных колес лучше использовать точечные добавки. Они создают дополнительный слой уплотнения между трущимися элементами, что продлевает срок их службы.
Частота использования чистящих компонентов чаще всего регламентируется паспортной документацией к конкретным маркам авто. Часть компаний автопрома дают прямые советы по поводу использования конкретных типов добавок. Так, компания Volkswagen одобряет использование очистителя топливной системы VAG для собственных марок авто. Преимущество продукта состоит в очищении бензиновых магистралей в труднодоступных местах, включая точки значительного перепада диаметра патрубка и стыки. Субстанция защищает компрессионные и масляные кольца от преждевременного разрушения.
Присадка в бензин для очистки форсунок инжектора
Смысл использования отдельной присадки для очищения форсунок – устранение возможных блоков на пути движения горючего, которые образуются из-за чрезмерного количества нагара или растворенных, но не выведенных из механизма автомобиля соединений углерода. В таких ситуациях больше всего страдают форсунки инжектора, которые могут полностью прекратить функционирование должным образом.
Добавлять такие составы в бензин лучше при небольшом пробеге. Присадка универсальна и также применима для машин с карбюратором и даже механизмов с турбонаддувом. Хорошими отзывами зарекомендовал себя продукт от Liqui Moly (Ликви Моли) под названием Injection Reiniger Light.
Аналогом зарубежной добавки по эффективности и качеству может стать целая линейка присадочных компонентов от отечественной компании LAVR. Выбор включает в себя специальный состав для прочистки форсунок и отдельную присадку для обработки инжектора. Оба продукта Лавр дополнительно способствуют снижению вредных выхлопов в атмосферу и улучшают пусковые характеристики двигателя при низких температурах. Рекомендуется обновлять составы каждые три тысячи километров дороги.
Продукты не повышают октановое число смеси, но могут создавать дополнительный барьер для образования коррозии и способствуют эффективной работе нейтрализаторов газов.
Присадка в бензин для удаления воды из бака
Частая заливка бензобака «не до конца» способствует образованию водяного конденсата в резервуаре, особенно в холодное время года. Постепенно скапливаясь, вода оседает на дно отсека. Во время впрыска топлива она попадает в магистрали и далее к силовому узлу, мешая работе мотора на полную мощность. Это приводит к проблемам с запуском двигателя и неравномерному сгоранию ТВС.
Чтобы осушить бензобак от ненужной воды, используется присадка точечного назначения. Такая субстанция действует, поглощая h3O, трансформируя влагу в дисперсное состояние, что позволяет сжечь жидкость совместно с ТВС в рабочей камере.
Присадки-влагопоглотители показывают хороший КПД при удельном объеме воды в бензиновом отсеке не более 0,5 – 0,7% от объема залитого топлива. Как и другие специализированные присадки, осушители раскрывают свое действие при стабильной езде на средних оборотах без существенных перерывов.
Недорогой стоимостью вкупе с выполнением заявленных обещаний характеризуется российский продукт BBF от промышленного изготовителя автохимии из Санкт-Петербурга. Интересная линейка средств для ухода за механическими узлами, включая удалители воды, у другого питерского поставщика – бренда Runway.
#Бензин#Автомобиль
Статьи по теме
10 лучших заправок по качеству бензина в 2022 году (Лукойл, Газпромнефть, Роснефть, Татнефть, Шелл)#Топливо#Бензин
26118 просмотров
Бензин Тебойл (Teboil): что это, бензин АИ 95, 98, 100, заправки, сеть АЗС, отзывы#Бензин#АЗС
17967 просмотров
Сколько литров бензина в тонне? Как перевести литры в тонны бензина: формула перевода, коэффициент перевода, зависимость от температуры#Бензин
12925 просмотров
Плотность бензина: АИ 92, АИ 95, таблица плотностей, измерение#Бензин
9214 просмотров
Какой бензин лучше Лукойл или: Газпром, Роснефть, Газпромнефть, Башнефть, Татнефть#Бензин#Топливо
8638 просмотров
Отравление парами бензина: симптомы, признаки, первая помощь, лечение#Бензин
8466 просмотров
История октановых добавок (кроме свинца) в Соединенных Штатах – Kendrick Oil
Свинец – одна из самых известных октановых добавок в Соединенных Штатах, поэтому она имеет долгую историю. Но вместо свинца использовались другие добавки из-за его проблем со здоровьем. К ним относятся МТБЭ, БТЭК и этанол.
Метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ)
Поправки к Закону о чистом воздухе (CAAA) 1990 г. внесли новые правила в нефтегазовую промышленность. Эти новые правила требуют, чтобы любая операция, которая не соответствует стандартам приземного озона, переформулировала бензин или RFG. Хотя после вступления в силу СААА стандартный оксигенат не применялся, к концу 19 в.90-х годов метил-трет-бутиловый эфир (МТБЭ) использовался в 87% РФГ.
МТБЭ было легко приобрести и использовать, поэтому он был так популярен. Несмотря на это, его пришлось вывести из промышленности из-за его растворимости в воде, что привело к повреждению источников воды в некоторых районах. К 2005 году EPA сообщило, что МТБЭ не используется в качестве основной присадки к октану.
Вот краткая история отказа от метил-трет-бутилового эфира в Соединенных Штатах.
- В 1998, Агентство по охране окружающей среды провело Группу с голубой лентой, которая показала, что МТБЭ может нанести ущерб запасам подземных вод. Геологическая служба США (USGS) обнаружила, что в районах, где использовался реформулированный бензин, 20% грунтовых вод содержат МТБЭ.
- В 2000 году EPA объявило о поэтапном отказе от МТБЭ и вместе с Министерством сельского хозяйства (USDA) поддержало использование вместо него этанола.
- В период с 2000 по 2005 год 17 штатов запретили или ограничили использование МТБЭ при поставке бензина.
Комплекс БТЭКС
Это смесь бензола, толуола, ксилола и этилбензола. БТЭК, также известный как бензиновая ароматика, получают из низкооктановых нефтепродуктов. Используется как присадка для повышения октанового числа бензина. Когда свинец был прекращен, нефтеперерабатывающие заводы предложили в качестве альтернативы БТЭК и этанол. К 1990 году БТЭК составлял до 50% бензина.
Негативное воздействие БТЭК на здоровье
Как и в случае с МТБЭ и свинцом, проблемы со здоровьем заставили правительство и промышленность регулировать использование БТЭК. Было обнаружено, что эта добавка вредна даже при незначительном воздействии. Побочные эффекты включают сердечно-легочные эффекты и негативные реакции развития, иммунологические и репродуктивные реакции.
Сгорание бензина с октановыми добавками БТЭК приводит к образованию сверхтонких частиц (UFP) и полициклических ароматических углеводородов (ПАУ). Они приносят свои собственные негативные последствия для здоровья, включая проблемы с развитием, сердечно-легочные проблемы и рак. UFP и ПАУ являются канцерогенными и мутагенными, поэтому необходимо регулирование. Вот хронология некоторых из этих правил.
- Когда Конгресс принял поправки к Закону о чистом воздухе, нефтепереработчикам пришлось ограничить количество бензола, используемого в бензине.
- В 2007 г. Агентство по охране окружающей среды обновило Правила контроля опасных загрязнителей воздуха из мобильных источников (MSAT2), чтобы ограничить количество бензола в бензине до 0,62%. Другие ароматические соединения в БТЭК, включая толуол и ксилол, не ограничены.
Этанол
Генри Форд фактически создал первую модель T, которая использовала этанол в качестве топлива. Однако в то время бензин был самым популярным топливом, и отрасль не принимала альтернативное топливо, которое могло бы составить конкуренцию. Когда нефтяное эмбарго 19Началась 73-я, цены на горючее выросли и тоже был дефицит. Это вызвало интерес к возобновляемым видам топлива, таким как этанол, и эффективности использования топлива. Сегодня большая часть этанола смешивается с бензином в форме Е10 (10% этанола и 90% бензина).
Использование этанола в качестве присадки к октановому числу
Этанол имеет более низкие выбросы парниковых газов в течение жизненного цикла, чем обычный бензин, и повышает октановое число. Чистый этанол имеет октановое число более 100, но нефтеперерабатывающие заводы создают бензин с октановым числом ниже требуемого. Затем они добавляют этанол до того, как он достигнет насоса, чтобы получить октановое число 87.
Опасность для здоровья, связанная с этанолом
Несмотря на то, что он сгорает быстрее, чем другие октановые добавки, этанол при горении чище, чем другие добавки на нефтяной основе. Негативное воздействие этанола на здоровье ниже по сравнению с БТЭК. Даже небольшое увеличение содержания этанола в бензине с 10 до 15 процентов снизит риск рака от выбросов на 6,6%.
Краткий график поэтапного внедрения этанола
- В 1975 году конгресс принял Закон об энергетической политике и энергосбережении (EPAct), устанавливающий корпоративные стандарты средней экономии топлива (CAFE) для грузовых и легковых автомобилей.
- В 1988 году Закон об альтернативных видах моторного топлива (в соответствии с CAFE) установил стимулы для автомобилей, работающих на альтернативных видах топлива.
- Закон об энергетической политике 1992 г. был принят для определения альтернативных видов топлива и создания федеральных программ поддержки исследований и использования этих видов топлива.
- Закон об энергетической политике 2005 года установил стандарт возобновляемого топлива (RFS), который устанавливает стандартный минимальный объем возобновляемого биотоплива в транспортном топливе.
- В 2007 г. был принят Закон об энергетической независимости и безопасности (EISA), согласно которому к 2022 г. объем использования возобновляемого топлива в рамках RFS должен увеличиться до 36 млрд галлонов9.0014
- В 2013 году EPA предложило сократить объем возобновляемых видов топлива в рамках RFS, указав на отсутствие инфраструктуры для возобновляемых видов топлива.
Вам нужны качественные топливные продукты и услуги?
Компания Kendrick Oil Company предлагает различные топливные продукты и услуги в Техасе, Нью-Мексико, Оклахоме, Канзасе, Колорадо и Луизиане. Вы можете связаться с нами по телефону (800) 299-3991 или отправить нам электронное письмо для получения дополнительной информации.
Последние разработки в области присадок для повышения качества бензина (октановые усилители)
ГРОЙСМАН, А. (2014) Коррозия металлических конструкций и оборудования в нефтепродуктах. В: Коррозия в системах хранения и транспортировки нефтепродуктов и биотоплива, стр. 57-143. Springer, Дордрехт, https://doi.org/10.1007/978-94-007-7884-9
MOTA, C.J.A., DA SILVA, C.X.A., ROSENBACH, N., COSTA, J., DA SILVA, F. ( 2010) Производные глицерина в качестве присадок к топливу: добавление кеталя глицерина/ацетона (солкеталя) в бензин. Энергия и топливо, 24(4), стр. 2733-2736. https://doi.org/10.1021/ef
35
НАНДА, М.Р., ЮАНЬ, З., ЦИНЬ, В., ГАЗИАСКАР, Х.С. и другие. (2014) Каталитическая конверсия глицерина в кислородсодержащую добавку к топливу в реакторе непрерывного действия: оптимизация процесса. Топливо, 128, стр. 113-119.
ЕРШОВ М.А., ГРИГОРЬЕВА Е.В., ГУСЕВА А.И., ВИНОГРАДОВА и др. (2017) Обзор производных фурфурола как многообещающих средств повышения октанового числа. Российский журнал прикладной химии, 90(9), стр. 1402–1411. https://doi.org/10.1134/S10704272170
DEMIRBAS, A., BALUBAID, M.A., BASAHEL, A.M., AHMAD, W., SHEIKH, M.H. (2015) Октановое число бензина и присадки, повышающие октановое число. Нефтяная наука и технология, 33(11), 1190-1197.
ВАЛЛИНАЯГАМ Р., ВЕДХАРАЙ С., РОБЕРТС В.Л., ДИББЛ Р.В., САРАТИ С.М. (2017) Эксплуатационные характеристики и выбросы бензина, смешанного с терпинеолом в качестве усилителя октанового числа. Возобновляемая энергия, 101, стр. 1087-1093.
СИНГХ Э., ШАНКАР В.С.Б., ТРИПАТИ Р., ПИЧ Х., САРАТИ С.М. (2018) 2-Метилфуран: октановый усилитель биологического происхождения для двигателей с искровым зажиганием. Топливо, 225, стр. 349-357.
ЕРШОВ М.А., ПОТАНИН Д.А., ГРИГОРЬЕВА Е.В., АБДЕЛЛЯТЬЕВ Т.М.М., КАПУСТИН В.М. (2020) Открытие высокооктанового экологического бензина на основе бензинового процесса Фишера-Тропша. Энергия и топливо, 34(4), стр. 4221-4229.. https://doi.org/10.1021/acs.energyfuels.0c00009
WANG, C., LI, Y., XU, C., BADAWY, T., et al. (2019) Метанол как усилитель октанового числа бензиновых топлив. Топливо, 248, стр. 76-84. https://doi.org/10.1016/j.fuel.2019.02.128
Рахмат, Н., АБДУЛЛА, А.З., МОХАМЕД, А.Р. (2010) Недавний прогресс в области инновационных и потенциальных технологий преобразования глицерина в топливные добавки: критический обзор. Обзоры возобновляемых и устойчивых источников энергии, 14(3), стр. 987-1000. https://doi.org/10.1016/j.rser.2009.11.010.
ЧАНГ, Дж.-С., ЧЖАН, Ю.-К., ЧЕНЬ, К.-К., ЛИНГ, Т.-Р. и другие. (2014) Одностадийный синтез бензинового октанового усилителя и дизельного топлива из глицерина и трет-бутилового спирта. Industrial & Engineering Chemistry Research, 53(13), стр. 5398-5405.
НАНДА, М.Р., ЧЖАН, Ю., ЮАНЬ, З., ЦИНЬ, В., ГАЗИАСКАР, Х.С., Сюй, К. (2016) Каталитическая конверсия глицерина для устойчивого производства солкеталя в качестве добавки к топливу: обзор. Обзоры возобновляемых и устойчивых источников энергии, 56, 1022-1031.
SAXENA, S.K., AL-MUHTASEB, A.H., VISWANADHAM, N. (2015) Расширенное производство высокооктановых оксигенатов путем этерификации глицерина с использованием обессиликированного цеолита BEA. Топливо, 159, стр. 837-844. https://doi.org/10.1016/j.fuel.2015.07.028
SAENGARUN, C., PETSOM, A., TUNGASMITA, D.N. (2017) Этерификация глицерина пропиленом или 1-бутеном для присадок к топливу. Журнал Scientific World, идентификатор статьи 4089036. https://doi.org/10.1155/2017/4089036
БОЗКУРТ, О.Д., ЙИЛМАЗ, Ф., БАГЛАР, Н., ЦЕЛЕБИ, С., УЗУН, А. (2019) Совместимость ди- и три-трет-бутиловых эфиров глицерина с бензином. Топливо, 255, стр. 115-167.
МАКСИМОВ А.Л., НЕХАЕВ А.И., РАМАЗАНОВ Д.Н., АРИНИЧЕВА Ю.А., ДЗЮБЕНКО А.А., ХАДЖИЕВ С.Н. (2011) Получение компонентов высокооктанового оксигенатного топлива из полиолов растительного происхождения. Химия нефти, 51(1), стр. 61-69.
БАРДИН М.Е., ЭЛЬ-ДЕЙН ХУССИН А.М.Т.А., ГУЩИН П.А., ВИНОКУРОВ В.А., БУРЛУКА А.А. (2014) Технические аспекты этил-трет-бутилового эфира (ЭТБЭ) для крупномасштабного использования в качестве улучшителя бензина. Энергетика, 2(2), 194-204.
https://doi.org/10.1002/ente.201300130
КЛЕМАН, М.Дж., КОРМА, А., ИБОРРА, С. (2014) Преобразование молекул платформы биомассы в топливные добавки и жидкое углеводородное топливо. Зеленая химия, 16 (2), стр. 516-547.
SACIA, E.R., DEANER, M. H., LOUIE, Y.»LIN», BELL, A.T. (2015) Синтез метилциклопентана, полученного из биомассы, в качестве добавки к бензину посредством альдольной конденсации/гидродеоксигенации 2,5-гександиона. Зеленая химия, 17 (4), стр. 2393-2397.
ХАРВИ, Б.Г., МЕРРИМАН, В.В., КИНТАНА, Р.Л. (2016) Возобновляемый бензин, растворители и топливные добавки из 2,3-бутандиола. ХимСусХим, 9(14), стр. 1814-1819. https://doi.org/10.1002/cssc.201600225.
ЕРШОВ М.А., ПОТАНИН Д.А., ТАРАЗАНОВ С.В., АБДЕЛЛАТЬЕВ Т.М.М., КАПУСТИН В.М. (2020) Характеристики смешения изооктена, МТБЭ и ТАМЭ в качестве компонентов бензина. Энергия и топливо, 34(3), стр. 2816-2823.
ВАЛЛИНАЯГАМ Р., ВЕДХАРАЙ С., НАСЕР Н., РОБЕРТС В.Л. и другие. (2017) Терпинеол как новый усилитель октанового числа для увеличения предела детонации бензина. Топливо, 187, стр. 9-15.
ТИАН, М., МАККОРМИК, Р.Л., РАТКЛИФФ, М.А., ЛЮКЕ, Дж. и др. (2017)Эффективность соединений, полученных из лигнина, в качестве средств повышения октанового числа. Топливо, 189, стр. 284-292.
КАЛАМАРАС, К., ШАЙК, К.У., КАЛГАТГИ, Г., БАБИКЕР, Х. и др. (2017) SuperButol™ – новый компонент высокооктанового бензина. Топливо, 195, стр. 165-173.
МОНРО, Э., ГЛАДДЕН, Дж., АЛЬБРЕХТ, К.О., БЕЙС, Дж.Т. и другие. (2018) Открытие нового явления сверхвысокого октанового числа в смесях пренолового биотоплива/бензина. Топливо, 239, стр. 1143-1148. https://doi.org/10.1016/j.fuel.2018.11.046.
ХИЛТЕН Р., СПЕЙР Р., КАСТНЕР Дж., ДАС К.С. (2011) Производство ароматических присадок к зеленому бензину путем каталитического пиролиза соапсборка с подкисленным арахисовым маслом. Технология биоресурсов, 102(17), стр. 8288-8294.
МАМЫТОВ К.Ж., БЕЙСЕНБАЕВ О.К., ШВЕЦ В.Ф., СЫРМАНОВА К.К. (2012) Многофункциональная присадка к автомобильным бензинам на основе аминоароматических углеводородов и кислородсодержащих соединений. Евразийский химико-технологический журнал, 14(3), стр. 249-252. https://doi.org/10.18321/ectj121
ЛИСТ, E.A.E. и ALAWI, N. M. (2014) Способ производства высокооктанового бензина с более низким содержанием бензола и конечной точкой перегонки с его воздействием на окружающую среду выбросов выхлопных газов двигателя, Petroleum Chemistry, 54(2), 157-164. https://doi.org/10.1134/S0965544114020091
ШАНКАР, В.С.Б., АЛЬ-АББАД, М., ЭЛЬ-РАЧИДИ, М., МОХАМЕД, С.Ю., и др. (2017) Антидетонационные свойства и кинетика воспламенения 2-фенилэтанола, нового лигноцеллюлозного усилителя октанового числа. Труды Института горения, 36(3), стр. 3515-3522. https://doi.org/10.1016/j.proci.2016.05.041
TIAN, M., MCCORMICK, R.L., RATCLIFF, M.A., LUECKE, J. et al. (2017)Эффективность соединений, полученных из лигнина, в качестве средств повышения октанового числа. Топливо, 189, стр. 284-292. https://doi.org/10.1016/j.fuel.2016.10.084
FESER, J.S., BASSIOUNI, G., GUPTA, A.K. (2018) Эффект добавления нафталина к этанолу при распределенном горении. Прикладная энергия, 216, стр. 1-7.
ОПАРИНА Л.А., КОЛЫВАНОВ Н. А., ГАНИНА А.А., ДЬЯЧКОВА С.Г. (2020) Арилбутилацетали как оксигенатные октаноповышающие присадки к моторным топливам. Химия нефти, 60(1), стр. 134-139.. https://doi.org/10.1134/S0965544120010107
СИНГХ, Э., ШАНКАР, В.С.Б., ТРИПАТИ, Р., ПИЧ, Х., САРАТИ, С.М. (2018) 2-Метилфуран: октановый усилитель биологического происхождения для искрового зажигания. Топливо, 225, стр. 349-357. https://doi.org/10.1016/j.fuel.2018.03.169
LI, N., TOMPSETT, G.A., HUBER, G.W. (2010) Возобновляемый высокооктановый бензин путем гидродеоксигенации углеводов C5 и C6 в водной фазе на катализаторах из фосфата Pt/циркония. ChemSusChem, 3(10), стр. 1154-1157. https://doi.org/10.1002/cssc.201000140
HIDALGO, J.M., ZBUZEK, M., CERNY, R., JISA, P. (2014) Текущее использование и тенденции в процессах каталитической изомеризации, алкилирования и этерификации для улучшения качества бензина. Центральноевропейский химический журнал, 12(1), стр. 1-13.
ЮНУСОВ С.Х. (2016) Высокооктановые добавки к автомобильным бензинам на основе спиртов С1 и С2 и бутан-дивиниловой фракции пиролизного процесса. Химия нефти, 56(8), стр. 738-741.
ВАНГ, К., ЧАХАЛ, Дж., ЯНССЕН, А., КРЭКНЕЛЛ, Р., СЮ, Х. (2017) Исследование бензина, содержащего лигроин GTL, в двигателе с искровым зажиганием в условиях полной нагрузки. Топлива, 194, стр. 436-447
МАЛАЙКА А., РЕЧНЯ-ГОРАЦИЙ П., КОТ М., КОЗЛОВСКИЙ М. (2018) Селективная и эффективная димеризация изобутена на катализаторах h4PO4/активированный уголь. Catalysis Today, 301, стр. 266-273. https://doi.org/10.1016/j.cattod.2017.02.038
ЮЛИАРИТА, Э. и ЗУЛИС, А. (2019) Использование природных соединений (экстракты хлорофилла и каротина) в качестве октаноповышающей добавки в бензин. Серия конференций IOP: Материаловедение и инженерия, 496, идентификатор статьи: 12048. https://doi.org/10.1088/1757-899X/496/1/012048
КИШ С.С., РАШИДИ А., АГАБОЗОРГ Х.Р., МОРАДИ Л. (2010) Повышение октанового числа бензина с использованием функционализированных углеродных нанотрубок. Прикладная наука о поверхности, 256(11), стр. 3472-3477.
АНДЕРСОН, Дж.