Что такое предохранитель и для чего он нужен?
Каждый современный автомобиль прямо таки нашпигован самой различной электроникой. И ее работа не всегда отличается стабильностью, ведь эксплуатируем мы свое авто в самых разных условиях и под самыми разными нагрузками. Но для того, чтобы эта сложная система в какой-то один прекрасный момент не перегорела и не пришлось производить замену всей автомобильной электроники, на каждом авто установлены предохранители. К большому сожалению, далеко не все водители способны полноценно оценить значение этого элемента и не все понимают, что делать, если автомобильный предохранитель перегорел.
- 1. Автомобильные предохранители: что это такое и для чего оно нужно?
- 2. Расположение и особенности того, как строится схема блока предохранителей на разных автомобилях
- 3. Разбираемся с процессом проверки, снятия и замены предохранителя
Сегодняшняя статье будет полностью посвящена именно таким автовладельцам. При чем, наше цель заключается не только в том, чтобы подковать Вас теоретически, но и научить практическим умениям замены автомобильного предохранителя.
1. Автомобильные предохранители: что это такое и для чего оно нужно?
Как Вы уже могли понять из короткого вступления, самая главная и, по сути, единственная задача автомобильного предохранителя – это защита цепи электрических соединений в автомобиле от коротких замыканий. Как же осуществляется подобная функция? Все очень просто, стоит только вспомнить школьные уроки физики. Когда в течении относительно продолжительного времени показатели напряжения (или же электрического тока) превышают заданное разработчиками значение, это устройство разрушает один или несколько своих элементов. Это и приводит к тому, что цепь размыкается, и короткое замыкание не происходит.
То есть, вместо того, чтобы перегорела вся электроника автомобиля, перегорает лишь предохранитель, который можно просто заменить. Однако, чтобы от автомобильных предохранителей действительно был толк, их необходимо правильно подбирать. В частности, делать это необходимо опираясь на конкретный, достаточно важные, значения:
1. Номинальное напряжение предохранителя, который Вы собираетесь приобрести. Одно должно быть не меньше, нежели номинальное значение напряжение электросети автомобиля.
2. Номинальный ток устройства также не должен находиться ниже уровня, установленного на автомобиле.
3. Номинальный показатель тока отключения не должен находиться на уровне, который был бы ниже периодической составляющей ожидающего тока короткого замыкания.
4. При установке автомобильного предохранителя в электрическую цепь двигателя, обязательно необходимо проверить его по пусковому току двигателя. При нормальном пуске автомобильные предохранители не должны перегорать, или же можем сделать вывод о том, что они были неправильно подобраны (нельзя исключать и наличие заводского брака).
5. Если включено несколько предохранителей, то они обязательно должны пройти проверку на селективность (то есть, в случае короткого замыкания сгореть должен тот предохранитель, который находился к нему ближе всего; остальные предохранители могут остаться невредимыми).
6. Обязательным является правило, что тот автомобильный предохранитель, который располагается в первичной цепи силового трансформатора, обязательно должен обладать ресурсом, чтобы выдержать кратный 10-ти номинальный первичный ток на протяжении 0,1секунды.
7. Времятоковые характеристики предохранителя и нагрузки на него не должны совпадать. Первая обязательно должна быть ниже второй.
Что нужно знать, чтобы выбрать правильный предохранитель для своего автомобиля?
Так как же выбрать предохранитель, а вернее, как понимать обозначенные на нем цифры? Для этого, нас сначала необходимо рассчитать такой показатель, как необходимый предел срабатывания. Делается это по формуле, которую мы приводим сразу же:
Inom=Wmax/U
Понятно, что от одного взгляда на формулу Вам понятно не все, так давайте же разберемся в значении указанных в ней символов:
Inom – это номинальный ток, при котором должен срабатывать предохранитель во избежание короткого замыкания по всей цепи, измеряется в амперах (А).
Wmax – максимальная мощность нагрузки, измеряемая с запасом в 20%.Единица измерения – ват (Вт).
U – напряжение в электрической сети автомобиля, измеряется в вольтах (В).
Таким образом, получив в результате значение, Вы будете использовать его для выбора нужного Вам предохранителя. Для этого Вам предоставляется весь номинальный ряд этих устройств, ближайший ток срабатывания которых немного превышает полученное Вами по формуле значение.
Разновидности предохранителей и их классификация
На сегодняшний день на автомобилях разных марок можно встретить разные типы и виды предохранителей. Да и на одно и то же самое авто можно подбирать разные виды, главное, чтобы их значения совпадали. Но наиболее часто встречается плоский штекерный предохранитель, или ножевой.
Но кроме разных видов, предохранители также могут быть представлены в разных размерах. Так, те самые ножевые могут иметь размер mini, мedium, maxi. А номинал их начинается от 1А и продолжается далее по восходящей до 100А (но не по порядку). Также, каждому номиналу предохранителя обязательно соответствует свой цвет, что избавляет автовладельца от потребности каждый раз присматриваться к отметкам на такой маленькой детали, как предохранитель. Давайте и мы ознакомимся с этими цветовыми обозначениями:
• 1A – чёрный;
• 2A – серый;
• 3A – фиолетовый;
• 4A – розовый;
• 5A – оранжевый-жёлтый;
• 7,5A – коричневый;
• 10A – красный;
• 15A – голубой;
• 20A – жёлтый;
• 25A – белый;
• 30A – зелёный;
• 35A — светло-фиолетовый;
• 40A – оранжевый;
• 60A – голубой;
• 70A – коричневый;
• 80A — светло-жёлтый;
• 100A – сиреневый.
Стоит правда отметить, что цвета предохранителей могут значительно отличаться оттенками, что напрямую связанно с производителями. То есть, один производитель может выпускать ярко-голубые предохранители номинала 60А, а у второго они будут светло-голубыми. Так что уделять этому фактору слишком большое значение не стоит.
Что же касается номинала предохранителей, которые чаще всего используются в автомобилях, то он может колебаться от 5 до 30 А. но разобравшись с тем, зачем нужны предохранители и какими они бывают, необходимо перейти к вопросу о схеме их расположения по всей электрической сети Вашего автомобиля. Именно об этой и поговорим далее.
2. Расположение и особенности того, как строится схема блока предохранителей на разных автомобилях
Расположение их в автомобиле может быть самым разным, однако стоит знать об основных двух: непосредственно в салоне авто возле передней панели управления, а второе – в районе багажника или же под капотом. Но так, так предохранителей обычно устанавливается очень много, то они могут быть разбросаны по всему салону по 1-2-3 штуки.
Самое интересное, что на каждой модели авто это расположение является совершенно разным. Так же, как и схема блока предохранителей. Зависеть это может и от конструкции автомобиля, и от его мощности, и от электронных наворотов, которыми он может похвастаться. Таким образом, привести пример общей схемы мы Вам не можем. Однако, в качестве примера рассмотрим расположение этих блоков в автомобилях Рено Меган (RenaultMegane). Не смотря на существование некоторых отличий, данный пример может многое Вам подсказать в поисках блоков предохранителей на Вашем авто, поскольку это расположение у Рено является классическим.
В первую очередь поговорим о Рено Меган второго поколения. Блок предохранителя этого автомобиля находится на левой стороне панели приборов автомобиля (так же, как и у большинства авто). Связанно это с тем, что именно к панели приборов ведут все основные направления электрической сети и именно здесь сконцентрирована основная масса электроники (взять ту же подсветку). Добраться до блока предохранителя с водительского места достаточно просто: Вам необходимо лишь под рулем с левой стороны панели приборов снять крышку. И вот, блок перед Вами.
Однако, давайте сразу же отыщем и второй блок, который в данном автомобиле установлен в моторном отсеке. К слову, такое же расположение блоков предохранителей имеет как Меган второго поколения, так и третьего. Существенная разница заключается в схеме самих блоков, которые мы рассмотрим ниже и по отдельности.
Схема блока предохранителя Рено Меган второго поколения
Схема эта совсем не отличается простотой, особенно если у Вас нет специальных знаний в данной сфере. Именно по этой причине вначале мы приведем пример схемы блока предохранителей, который находится в салоне автомобиля Рено Меган 2, а далее распишем для Вас все обозначения на нем.
Итак, на блоке Вы видите большое количество предохранителей, на каждый из которых нанесена своя маркировка. Эта маркировка указывает на предназначение, которое выполняет конкретный предохранитель:
«С» – элемент системы предохранителей, который несет ответственность за работоспособность вентилятора отопительной системы автомобиля. То есть, если напряжение будет слишком высоким на этом участке, цепь будет разорвана именно благодаря предохранителю С.
«D» — функционирование электрических стеклоподъемников задних пассажирских дверей, которые могут управляться водителем.
«Е» — предохранитель, который несет ответственность за работу автоматической крышки люка автомобиля.
«F» — контроль за исправностью работы антиблокировочной системы автомобиля (ABS).
«G» — наиболее многофункциональный предохранитель среди всех остальных на данной схеме; несет ответственность за исправную работу следующего перечня автомобильных устройств, приводимых в действие силой тока: аудиосистема, омыватели фар и стекол, прикуриватель, сигнализацию и обогрев сидений, который также имеется в данной модели авто.
«Н» — правильность работы всех стоп-сигналов.
«L», «М» — отвечают за стеклоподъемники передних дверей автомобиля.
«N» — также является достаточно многофункциональным предохранителем, благодаря которому обеспечивается надежность работы всей панели приборов автомобиля, системы мультимедиа, регулировки расположения зеркал заднего вида.
«О» — специальный элемент, который отвечает за работоспособность звукового гудка.
«Р» — предохранитель заднего дворника.
«R» -предохранитель климатической установки автомобиля.
«S» — предохранитель, несущий ответственность за работоспособность датчика изменения температурного режима в салоне автомобиля.
«Т» — еще один элемент, который также несет ответственность за обогрев передних сидений.
«U» — обеспечивает возможность беспрепятственно осуществлять одновременную блокировку всех дверей автомобиля.
«W» — предохранитель обогрева зеркал заднего вида.
«А» — элемент, отвечающий за работоспособность стеклоподъемника.
Таким образом, на Вашем автомобиле перестала функционировать одна из вышеописанных систем, то скорее всего в ее электрической цепи произошло короткое замыкание. Для того, чтобы исправить ситуацию, Вам необходимо внимательно осмотреть все соединения цепи (чтобы устранить повторение такой ситуации), исправить все найденные неисправности и, конечно же, заменить перегоревший предохранитель.
Теперь если мы приступим к изучению схемы блока предохранителей, который находится под капотом того же самого Рено Меган 2, то ничего из вышеизложенной информации не поможет нам разобраться в этой замысловатой схеме. Ведь в данном случае вся маркировка осуществляется не при помощи букв, а при помощи символов и рисунков. Ниже мы приводим пример такой схемы и описание всех ее элементов.
Однако, не стоит страшиться, что Вам не удастся самостоятельно разобраться со схемой предохранителей на собственном авто. На самом деле, разъяснения к схеме каждого авто подаются в инструкции по эксплуатации каждого автомобиля. Если же Вы покупали подержанную машину и бывший владелец не передал Вам подобные документы, то расстраиваться тоже не стоит. На сайте официального представителя Вашей модели Вы без труда сможете найти подробное описание всех особенностей, которые имеет блок предохранителей. Даже в самом крайнем случае можно просто обратиться на СТО, где специалисты сами решат эту проблему.
Схема блока предохранителя Рено Мегантретьего поколения
Для того, чтобы Вы имели представление, как сильно отличаются друг от друга схемы блоков предохранителей автомобилей одной модели автомобиля, но его разных поколений, мы приведем пример этого устройства Рено Меган 3 (схема блока, который располагается внутри салона автомобиля):
Вроде на первый взгляд и сложно, но разобраться вполне реально. Главное, понимать, каким именно образом происходит снятие и замена перегоревшего предохранителя с этого самого блока. Именно об этом мы Вам и поведаем далее.
3. Разбираемся с процессом проверки, снятия и замены предохранителя
Итак, чтобы убедиться в том, что предохранитель действительно необходимо заменить, необходимо проверить его работоспособность. Что делают обычные автолюбители? Они просто снимают с блока все по очереди предохранители и визуально оценивают, способны они к дальнейшей эксплуатации или же нет. Правильно ли так делать? Специалисты единогласно утверждают, что нет. Ведь путем визуального осмотра автомобилист всегда пытается определить, перегорела ли перемычка внутри предохранителя или же она находится в целости и сохранности. Бывают случаи, когда предохранитель действительно перегорел, но перемычка практически не утратила своей целостности. Или же, эти элементы могут просто окислиться и по этой причине не выполнять своих основных функций.
Так что же делать в такой ситуации? Для проверки предохранители даже не нужно вынимать с гнезда. Просто включите цепь, которая у Вас вдруг вышла из строя (это может быть печка, дальний свет, аудиосистема и т.п.) и проверяете, какое напряжение на пробниках обоих выводов конкретного предохранителя. На то, что предохранитель действительно сгорел, будет указывать отсутствие напряжения на одном из выводов. Как ни странно, но такая проверка займет всего минуту Вашего времени, а результат ее будет самым точным.
Но давайте сначала разберемся, как же производится снятие предохранителя с автомобиля. Это не так уж и сложно, поскольку Вы уже знаете где именно нужно искать блок предохранителей. Если он находится в салоне – то просто снимите панель, которая его скрывает, если же под капотом, то необходимо сначала снять аккумуляторную батарею (предварительно отсоединив от нее клеммы). Далее руководство для обоих случаев будет одинаковым:
— снимаем болты с крышки блока предохранителей;
— гаечный ключ на 10 поможет Вам открутить гайку, при помощи которой крепится хомут с проводами.
Их необходимо отодвинуть в сторону, поскольку они будут мешать нам работать с предохранителями;
— откручиваем винты, при помощи которых крепится сам блок предохранителей и можем демонтировать это устройство (но, если Вам удобно работать с ним в штатном положении, то демонтаж можно не осуществлять).
Ну что же, теперь снимаем неисправный предохранитель и ставим на его место новый. В качестве замены обязательно необходимо использовать предохранитель такого же номинала. Исключение может быть только в том случае, если на цепь, за которую отвечает предохранитель, расширилась на еще какой-то элемент, который возможно и послужил причиной перегорания старого предохранителя. В таком случае номинал нового элемента должен быть выше старого, иначе он также успешно может перегореть в первые секунды его эксплуатации.
Однако, спешить с установкой купленного в магазине предохранителя не стоит. Не забывайте, что производством подобных элементов зачастую занимаются в Китае, где этот процесс практически не контролируется. Чтобы проверить, насколько хорошую парию предохранителей Вам хотят продать в магазине, необходимо купить всего один из них, и провести следующую процедуру: примотайте к концам предохранителя по проводку и подсоедините один из проводков к плюсу, а другой – к минусу. Таким образом, Вы создадите искусственное короткое замыкание и сможете протестировать, как среагирует на него купленный Вами предохранитель.
На самом деле варианта может быть два. Если предохранитель действительно хороший, то он должен перегореть. Если же Вам попалась бракованная партия – он может плавиться. Устанавливать на свое авто элементы из такой партии не рекомендуется. Ведь если он таким же образом среагирует на короткое замыкание в автомобиле, то плавиться вместе с ним будет и электропроводка автомобиля, что Вам совсем не нужно.
Также, кроме привычных для нас ножевых предохранителей, в магазине Вам могут предложить так называемые «жучки». Несомненно, подобными устройствами пользуются многие автолюбители, однако, по мнению профессиональных автомастеров, «жучки» ничем не отличаются от бракованных ножевых предохранителей. В случае короткого замыкания они также будут плавиться и не смогут прервать электрическую цепь.
Надеемся, что теперь у вас не возникнет больше вопросов о том, что такое предохранитель и как производится замена предохранителя. В любом случае, наше Вам пожелание – пускай Ваше авто никогда не знает, что такое короткое замыкание. Тогда и Вам не придется возиться с предохранителями и разбираться, какой из них за что отвечает.
Автомобильные предохранители. Виды, значение. Признаки того, что пора их менять — Иксора
Современный автомобиль буквально напичкан электронными приборами, а производители все больше внимания уделяют автоматическим системам их защиты. Самым простым элементом, который может спасти электрооборудование, является предохранитель. О нем речь и пойдет в этой статье.
Блок предохранителей, где находится и зачем он нужен
Предохранитель нужен для защиты электрических устройств автомобиля от короткого замыкания или повышенных токовых нагрузок. Его задача проста — вовремя перегореть и разорвать цепь подачи электрического тока на прибор.
Так как устройств, требующих защиты, достаточно много, то и предохранителей, соответственно, тоже немало. Для удобства обслуживания их обычно помещают в специальные отсеки-блоки. На современных автомобилях расположение предохранителей обычно такое: один блок расположен под капотом, в моторном отсеке, а другой — под приборной панелью в салоне.
На крышке монтажного блока должна быть прикреплена табличка с условными обозначениями — схема предохранителей. На ней указана маркировка и функциональное назначение каждого элемента блока. Обычно предохранители защищают:
- стеклоподъемники;
- вентиляторы отопительных систем;
- АБС;
- фары и лампы в салоне;
- систему подогрева сидений;
- прикуриватели;
- акустические системы;
- стеклоомыватели;
- системы регулировки зеркал;
- климатические системы.
Это далеко не полный перечень тех устройств, в схеме питания которых установлены предохранители. Обычно автопроизводитель стремится защитить абсолютно все электрооборудование.
В современных автомобилях используются предохранители ножевого типа, которые могут быть трех размеров:
- mini;
- medium;
- maxi.
Также они различаются по токовому номиналу от 1 А до 100 А. Это параметр нужно обязательно учитывать при выборе.
Как определить, что предохранитель неисправен и как его заменить
Если перегорает предохранитель, то это заметно сразу. Питающая электрическая цепь разрывается, и одно из устройств просто перестает работать. Вообще, при любом отказе электрооборудования в первую очередь стоит проверять именно предохранители.
Где находится предохранитель, который вам нужен, можно узнать по схеме или в инструкции по ремонту машины. Там указана маркировка, по которой можно определить, за какое устройство какой из предохранителей отвечает. Нужно просто его найти, вынуть и посмотреть на свет. Если перемычка-проволока внутри разорвана, то предохранитель нужно менять.
Если после установки нового предохранителя он сразу же сгорел, то нужно искать причину в проводке или в приборе потребителе. Устанавливать следующий с запасом по току (например, 5 А вместо 1 А) нельзя ни в коем случае — перегорит защищаемое устройство.
Какие предохранители купить
Некоторые производители откровенно халтурят и выпускают предохранители, не соответствующие заявленному номиналу. Это приводит к тому, что никакой защиты в итоге нет. В случае экстренной ситуации предохранитель не перегорает или делает это несвоевременно. В результате — сгоревшее устройство, испорченное настроение и вынужденные финансовые потери автовладельца.
Лучше доверять признанным лидерам рынка, гарантирующим качество своей продукции. Именно с такими поставщиками сотрудничает магазин IXORA. Ознакомиться с перечнем доступных товаров можно, перейдя по ссылке на Каталог. Квалифицированные менеджеры обязательно помогут сделать правильный выбор и проконсультируют по любым вопросам, связанным с предохранителями автомобиля.
Полезная информация:
- Утечка тока в автомобиле
- Спешим себе на помощь: немного о выборе аварийного инвентаря
- «Три кита» по уходу за аккумулятором автомобиля
Получить профессиональную консультацию при подборе товара можно, позвонив по телефону 8 800 555-43-85 (звонок по России бесплатный).
вещей, которые нужно знать о перегоревших предохранителях в вашем автомобиле
Перейти к основному содержанию
Скрыть
Показать
Электронные аксессуары необходимы для вашего комфорта и удобства в современном автомобиле. Если одна из этих функций перестанет работать в вашем автомобиле, проблема может заключаться в перегоревшем предохранителе. Но перегоревшие предохранители часто могут быть симптомами более глубоких электрических проблем под капотом. Если вы подозреваете, что в вашем автомобиле перегорел предохранитель, читайте дальше! Мы расскажем вам все об автомобильных предохранителях, для чего они нужны и как правильно ухаживать за своим автомобилем.
5. Что такое предохранители
Так же, как блок предохранителей или автоматический выключатель в вашем доме, предохранители в вашем автомобиле предназначены для защиты вашей электроники от внезапных скачков напряжения. Предохранитель — это слабое звено в электрической цепи, рассчитанное на то, чтобы выдерживать мощность, достаточную для работы всего, что подключено к этой цепи. Если через цепь начнет течь избыточный ток, предохранитель расплавится, разорвав цепь и прекратив подачу электричества. Это защищает хрупкие последующие компоненты, такие как стереосистема и компьютер двигателя.
4. Где расположены предохранители
Практически в каждом автомобиле под капотом находится основной блок предохранителей. На современных автомобилях это обычно пластиковый корпус с защитной крышкой. Чтобы получить доступ к предохранителям внутри, просто снимите крышку. На внутренней стороне крышки или в руководстве пользователя вы найдете схему, на которой указано, к чему подключен каждый предохранитель и на какую силу тока должен быть рассчитан каждый предохранитель.
Вы также можете найти вторичные блоки предохранителей в салоне. Обычно вы можете найти блок предохранителей за отделкой приборной панели рядом с пространством для ног водителя, но на некоторых автомобилях они также могут быть расположены в багажнике или под сиденьями. Проверьте руководство пользователя, чтобы быть уверенным.
3. Предохранители и реле
Предохранители представляют собой простые перемычки, рассчитанные на определенный ток. Например, синий автомобильный предохранитель с цифрой «10» рассчитан на 10 ампер. Если ток больше 10 ампер достигнет предохранителя, он мгновенно расплавится и разомкнет цепь.
Вы также найдете большие непрозрачные коробочки внутри блока предохранителей. Это реле. Они работают почти так же, как предохранители — они просто вставляются и вынимаются из предназначенных для них гнезд в блоке предохранителей, — но они отвечают за подключение других цепей. Например, когда вы переключаетесь с ближнего света на яркий, поворот переключателя фар на рулевой колонке включает переключатель в блоке предохранителей, замыкая цепь дальнего света.
И предохранители, и реле могут сгореть, если в электрической системе вашего автомобиля возникнет перенапряжение или короткое замыкание.
2. Как проверить, не перегорел ли предохранитель
Если какой-то электронный компонент вашего автомобиля внезапно перестал работать, попробуйте проверить предохранитель самостоятельно! Некоторые автомобили поставляются со съемником предохранителей, который можно хранить в блоке предохранителей, но если вы потеряли свой, просто возьмите обычный пинцет или острогубцы. Используйте руководство пользователя или схему блока предохранителей, чтобы найти предохранитель, связанный с неисправным компонентом. Просто возьмите предохранитель пинцетом и потяните. Если металлическая нить внутри все еще цела и цела, предохранитель не перегорел. Это означает, что может быть что-то не так с самим неисправным компонентом. Однако, если плавкий предохранитель расплавился и внутри предохранителя образовался разрыв, цепь неполная. Чтобы восстановить цепь, вам необходимо заменить перегоревший предохранитель новым предохранителем идентичного размера и силы тока.
1. Как исправить перегоревший предохранитель
Замена нового предохранителя может временно решить вашу проблему, но проблема в другом месте системы может вызвать частые перенапряжения и короткие замыкания, которые также приведут к перегоранию нового предохранителя. Если в жгуте проводов неправильно затерся провод, поврежден электрический компонент или неправильно установленный аксессуар, вы можете обнаружить, что новый предохранитель не прослужит очень долго! А это значит, что пора заручиться помощью профессионалов.