Малозольные масла — практика применения
Моторные масла с низким содержанием серы, фосфора и сульфатной зольности появились достаточно давно. Международная классификация Ассоциации европейских производителей автомобилей ACEA выделяет для них специальный класс. Сегодня мы разберемся, на что влияет сульфатная зольность, сера и фосфор в моторных маслах и почему малозольные масла становятся все более востребованными. Разобраться в данном вопросе нам помогут специалисты компании Liqui Moly, ведущего немецкого производителя моторных масел и автохимии.
Сульфатная зольность характеризует масло по количеству металлосодержащих присадок, которые влияют на объем шлаков, образующихся при сгорании топлива. Для установления этого показателя масло в лабораторных условиях нагревают до температуры около 775 °C, получившийся остаток обрабатывают серной кислотой — до тех пор, пока зола не перестанет уменьшаться.
Эта зола содержит соединения фосфора, серы, цинка и других металлов. Высокая зольность может привести к отложениям в двигателе и в выхлопной системе. Но при этом данные химические элементы содержатся в присадках, которые защищают двигатель от износа, моют его, не дают маслу пениться, появляться коррозии, увеличивают срок службы масла и т. д.
Единицей измерения принято считать процентное соотношение несжимаемой золы и изначальной массы масла. Чем выше содержание присадок, тем больше уровень зольности, при этом избыток или низкое содержание металлических компонентов негативно сказывается на работе двигателя. Большое количество отложений может спровоцировать повышение температуры в двигателе либо привести к прогару выпускных клапанов или поршней из-за раннего воспламенения топлива. Фосфор, сульфатная зола и сера способны негативно повлиять на работу систем нейтрализации выхлопных газов.
Малозольные моторные масла при работе в современных двигателях со сложными системами нейтрализации выхлопных газов способствуют уменьшению уровня токсичных веществ почти на 80 %. А это значит, что в скором времени все или почти все владельцы новых автомобилей и производители масел перейдут на малозольные моторные масла, ведь катализаторы для бензиновых двигателей принципиально изменились с 90-х годов.
Так, в современных автомобилях системы нейтрализации отработанных газов могут самоочищаться, сжигая сажу, но справиться с золой, содержащей в себе большое количество твердых несгораемых частиц, не так уж и просто. От этого страдают и ячейки сажевых фильтров, забиваясь отложениями. Существует мнение, что по вине несгораемых частиц в масле образуются царапины на стенках цилиндров. Об этом и о современных малозольных маслах мы поговорили с техническим специалистом Liqui Moly, Алексеем Исаченковым.
— На что влияет сульфатная зольность?
— Существует оксидная зольность и сульфатная зольность. Оксидная зольность относится к компрессорным маслам. Параметр сульфатной зольности для моторного масла косвенно показывает содержание металлосодержащих присадок. Масла разделяются на категории Full SAPS, Low SAPS, Mid SAPS. SAPS (Sulphated Ash, Phosphorus and Sulphur) — это показатель масла по трем параметрам: сульфатная зола, фосфор и сера. Если мы откроем параметры ACEA или свежие API, то в них есть показатель нормирования сульфатной зольности и прописано содержание фосфора и серы.
— Какое масло можно считать малозольным?
— Это зависит от конкретного класса. Например, в классе ACEA С3 допускается не более 0,8 %. Масла называют малозольными, подразумевая, что они относятся к какой-то категории: либо Mid SAPS, либо Low SAPS. Малозольное масло — это не научный и не технический термин.
— Какое масло у Liqui Moly относится к малозольному?
— В первую очередь это серия масел Top Tec, но также масло Low SAPS, Mid SAPS присутствует в сериях Special Tec и Synthoil.
— Малозольные масла появились из-за экологических требований и применения в автомобилях сложных нейтрализаторов и сажевых фильтров?
— Если говорить про масла Low SAPS, то они действительно появились из-за требований к совместимости с системами нейтрализации выхлопных газов. Впервые в истории ограничения в масле коснулись содержания фосфора из-за окислительных нейтрализаторов с платиной. Появились такие катализаторы вследствие введения норм Евро 3. Атомы фосфора при взаимодействии с платиной дают невосстановимые вещества, от чего окислительные катализаторы быстро выходят из строя.
Для современного бензинового двигателя с многокаскадной системой очистки выхлопа необходимо строго малозольное масло. При работе современных дизельных двигателей, где установлен сажевый фильтр, в атмосферу поступает меньшее количество окислов азота. Это связано в первую очередь с тем, что в таких двигателях искусственно снижается температура в камере сгорания и ограничиваются параметры распыла топлива. Побочным продуктом такой работы является образование сажи в выхлопе.
Для таких двигателей желательно применять масло с малым количеством cеры, фосфора и металлосодержащих присадок, поэтому под нож попадают в первую очередь моющие щелочные присадки. Часть щелочных присадок переводится на неметаллическую основу. Они чуть менее стойкие и более дорогие, но если заливать в бак малосернистое дизельное топливо, то нагрузка на масло сильно сокращается.
В современных грузовых автомобилях установлены сажевые фильтры и системы нейтрализации отработанных газов, где используются жидкости AdBlue (более известны как «мочевина»), в результате почти нет проблем по закислению масла, а окислы азота восстанавливаются в выхлопе. Достигается оптимальный режим в камере сгорания, при этом конструкция двигателя нацелена на максимально низкий расход топлива и на достижение максимального КПД без роста выбросов в атмосферу.
В таких двигателях малозольные масла очень долго работают. Есть примеры, где интервал замены масла на грузовых автомобилях составляет 100 тыс. км, но при условии, что режим движения исключительно междугородный. Первой на такой интервал выходила Scania, у которой щелочность масла была выше 16, сульфатная зольность была 1,6 и выше. Это требование производителя, поскольку они устанавливают регламент по замене масла. В свою очередь, в бензиновых двигателях образование окислов азота из-за высокой температуры неизбежно, уже в некоторых странах на бензиновые двигатели стали устанавливать сажевые фильтры.
Отдельно я выделю азиатские автомобильные бренды, где в трехкомпонентных нейтрализаторах для восстановления окислов азота применяется родий (металл платиновой группы), который тоже не любит фосфор. Поэтому в нормах ILSAC фосфор нормируется еще строже, зато не ограничена сульфатная зольность.
В случае выхода из строя многоступенчатых систем нейтрализации выхлопа, стоимость замены сопоставима со стоимостью двигателя. В нашей стране очень редко меняют такие системы, обычно сажевый фильтр и нейтрализатор варварски удаляют из автомобиля. Такое вмешательство в конструкцию автомобиля приводит к побочным последствиям: помимо увеличения выбросов в атмосферу в таких автомобилях увеличивается расход топлива и они склонны к накоплению топлива в моторном масле.
— Почему большинство людей рекомендуют использовать обычные полнозольные масла?
— Моющие свойства маслу обеспечивают щелочные присадки. Почти всегда это различные соединения металлов. Исключением являются щелочные присадки на основе органики, но их применяют достаточно редко из-за высокой стоимости и малой стойкости. Самые массовые моющие присадки — это химические соединения кальция, противоизносные присадки содержат цинк, противозадирные присадки содержат фосфор.
Полнозольное масло лучше моет, лучше защищает от износа, но, правда, само дает больше отложений при попадании в камеру сгорания. Поэтому всегда нормы сульфатной зольности должны быть грамотно подобраны. Для старых автомобилей необходимо масло с высокой щелочностью, а малозольное масло в таких двигателях будет иметь не очень большой срок службы.
Стоит также учитывать регионы, где эксплуатируют автомобиль. В странах, где продают бензин не выше класса Евро 3, стоит сократить интервалы замены масла. Если при такой эксплуатации менять масло раз в 15 тыс. км, то за первую половину пробега кислоты «съедят» щелочные присадки, после чего будет закисляться база, что приведет к образованию шлама в двигателе.
Но бывают исключения. Когда, к примеру, малозольное масло необходимо заливать даже в двигатели старой конструкции, а именно в ситуации, когда в качестве топлива используется газ. В двигателях, переведенных на работу с бензина на газ, меняется характер горения в цилиндрах. Полнозольные масла могут давать очень большое количество отложений в зоне поршневых колец, ведь топливо изначально газообразное и до момента сгорания оно может реагировать по-другому с различными присадками. Поэтому во избежание износа шатунно-поршневой группы лучше использовать любое масло Liqui Moly из серии Top Tec. Можно также использовать масло Optimal 5w-30, которое не является полностью малозольным, но благодаря использованию современного пакета присадок не дает отложений в газовых двигателях. В таких маслах мы на канистре, прямо на этикетке указываем яркую аббревиатуру SNG (компримированный (сжатый) природный газ (метан)) и LPG (сжиженный нефтяной газ (пропан-бутан)).
— Как малозольные масла влияют на работу современных двигателей?
— Необходимо обязательно выделить проблемы LSPI (Low Speed Pre-ignition), когда речь идет о нежелательном раннем зажигании. Эти проблемы касаются малообъемных двигателей, оснащенных турбокомпрессорами и прямым впрыском топлива. В подобных двигателях опасно заливать масло с большим содержанием кальция. Так, General Motors в своих моделях требует применять dexos 1 Generation 2, и на основе этого допуска вышел стандарт API SN plus. Поэтому правильно подобранное масло помогает предотвратить LSPI. Там, где малозольные масла рекомендуют автопроизводители, без них не обойтись.
— В двигателях с алюминиевыми блоками с никасиловым и алюсиловым покрытием необходимо применять исключительно малозольное масло?
— Изначально эти покрытия применялись в мотоциклетных двигателях, а мотоциклетные масла не отличаются малозольностью. В современных автомобилях лучше не играть с выбором масла. Например, «Мерседес» в легковой линейке AMG и Brabus требует строгого применения масла с допуском 229,5, а это полнозольное масло со щелочью около 10. В таких двигателях процесс горения настроен именно так, чтобы обеспечивать максимальную отдачу мощности, но при этом автомобили должны укладываться в экологические нормы.
Чаще всего мы сталкиваемся с ситуацией, когда потребитель заливает масло, неправильно подобранное к автомобилю или к условиям эксплуатации. Если в автомобиль не внесены изменения в конструкцию, то мы рекомендуем заливать исключительно тот класс масла, который установил автопроизводитель, но, учитывая некоторые регионы эксплуатации в России, иногда мы рекомендуем сократить сроки замены масла по следующим причинам:
1) на рынке еще встречается контрафактное или некачественное топливо. Бывает, что топливо, не предназначенное для автомобилей, попадает на автозаправки и продается как сортовое автомобильное топливо. Мошенники, добавляя в топливо для разной спецтехники различные присадки, умудряются даже получить паспорт качества какого-нибудь НПЗ;
2) в случаях продолжительной работы двигателя на холостом ходу. Это касается зимней эксплуатации. Например, 20 минут такой эксплуатации эквивалентно 100–150 км пробега для автомобильного масла и шатунно-поршневой группы, и к концу межсервисного пробега при такой эксплуатации масло уже не обеспечит должную защиту. Многие автопроизводители даже указывают необходимость сокращать сроки замены масла в 2 раза при длительных прогревах двигателя.
Подробнее о хороших растворителях читайте в статье — «Выбор растворителя. Растворитель «советского» типа».
масло
liqui moly
Комментарии
Рекомендованные статьи
Малозольное моторное масло: что можно выбрать
Главная » Сервис
На чтение 3 мин. Опубликовано
Сам термин «малозольное моторное масло» появился на слуху относительно недавно, однако сейчас эта категория автомобильных смазок оказалась востребованной
Содержание
- Что такое зольность масла
- Нужны особые присадки
- Фишка моторного малозольного масла
- Рецептура mid SAPS
Что такое зольность масла
Взять, к примеру, отечественный рынок автомобилей. Он серьезно изменился за последние десятилетия. Этому способствовало и постепенное улучшение качества отечественного топлива. Обновилась и структура самого автопарка. Причем как в России, так и в мире. Совершенствовались и формулы смазочных материалов для двигателей. Доработки проводились в отношении такого их показателя, как зольность. В итоге на рынке появилось малозольное моторное масло.
Зольность фиксирует присутствие в смазке органических соединений разных металлов. Последние обычно задействуются в качестве противоизносного ингредиента пакета присадок. А они при сгорании в теплонагруженном моторе не все они полностью испаряются. Некоторые компоненты таких присадок образуют золу и шлаки. Такие отложения могут задерживаться в камере сгорания. Или, накапливаясь элементах системы выхлопа, способны разрушить их.
Нужны особые присадки
К слову, системы нейтрализации отработавших газов способны очищаться самостоятельно. Но лишь при удалении органических загрязнений или сажи. Но с частицами золы такие системы справиться уже не в состоянии. В итоге сажевые фильтры или катализаторы преждевременно выходят из строя.
Неисправный катализатор
Чтобы подобного не происходило, было разработано малозольное моторное масло. Это продукт со специализированным пакетом присадок. Его набор компонентов ориентирован на определенные двигатели. Например, оснащенные элементами для улавливания твердых частиц. Речь идет о катализаторах и сажевых фильтрах.
Фишка моторного малозольного масла
Сегодня найти на «вторичке» современный дизель без сажевого фильтра практически невозможно. Но это лишь ягодки! Бензиновые машины тоже стали постепенно оборудовать экологичными комплектующими. Все эти новшества станут обязательными и для отечественных автомобилей. Да и сборку иномарок, налаженную в России, нельзя сбрасывать со счетов.
Малозольное моторное масло нового поколения 5 л
Теперь что касается смазочных материалов. Сегодня в продаже можно увидеть и моторное малозольное масло. Это продукты новейших классов Low&Mid SAPS и Mid SAPS . Такие смазки совместимы с самыми современными системами выхлопа автомобилей. Пример — синтетическое малозольное моторное масло фирмы Orlen Oil. Она производит масло Platinum MaxExpert V 5W-30.
Рецептура mid SAPS
Это масло последнего поколения категории Long Life. Его состав создан по технологии Complex Protection Formula. Малозольное моторное масло Platinum MaxExpert V 5W-30 по своему уникально. Оно создает оптимальную защиту двигателя в любых условиях эксплуатации. Оно обладает уникальной рецептурой mid SAPS (сниженное содержание сульфатной золы, серы и фосфора). Это обеспечивает стабильность параметров смазки. Кроме того, уменьшается риск износа клапанов.
Однолитровая банка с маслом
Это оригинальное моторное масло предназначено для круглогодичного использования. Применимость — для бензиновых двигателей легковушек и малотоннажных грузовиков. Сюда же относятся агрегаты, оснащенные катализаторами. Но это еще не все! Platinum MaxExpert V 5W-30 от Orlen можно с успехом использовать в дизельных моторах. Причем как в дизелях с турбонаддувом, так и без него. В том числе оснащенных фильтрами DPF или TWC.
Это малозольное моторное масло было разработано под Volkswagen
Важно отметить, что изначально это малозольное моторное масло было разработано под Volkswagen. Точнее — под новейшие требования VW 504 00/507 00. Тем не менее, оно может использоваться и в других двигателях. Например, в моторах VW, рассчитанных на «прежние» требования концерна. Оно также подходит для легковушек и внедорожников других автопроизводителей.
Фото из открытых интернет-источников
Количество просмотров статьи составляет:
3 131
Источник
Что такое моторные масла Low SAPS?
Давайте посмотрим, сможем ли мы ответить на некоторые из распространенных вопросов о маслах с низким содержанием SAPS и уменьшить нагрузку на мозг и устранить двусмысленность!
Дизельные сажевые фильтры (DPF) появились в середине 2000-х годов, а совсем недавно – бензиновые сажевые фильтры (GPF).
Масла с низким содержанием SAPS внезапно стали довольно важными, потому что сажевые фильтры блокировались маслом, которое было доступно в то время. На помощь пришли производители масел, которые разработали серию масел Low SAPS.
В соответствии с модой нефтяной промышленности одного масла Low SAPS было недостаточно. Теперь у нас есть пять автомобильных масел Low SAPS и два коммерческих масла.
ACEA — Европейская ассоциация автопроизводителей присвоила маслам Low SAPS особую спецификацию, начинающуюся с буквы C. Они следуют логической последовательности C1 C2 C3 C4 C5.
Один из часто задаваемых вопросов: в чем разница между пятью маслами Low SAPS?
Одно можно сказать наверняка. Это не тот случай, когда вы проходите через категории с 1 по 5. Важным моментом является то, что все пять масел с низким содержанием SAPS имеют определенные спецификации, они просто разные — мы вернемся к тому, насколько они разные, через мгновение.
«SA» — сульфатная зола, «P» — фосфор, а «S» — сера.
Удобное объяснение состоит в том, что некоторые присадки в маслах с низким содержанием SAPS ограничены, а не являются дополнительной порцией присадок.
Начиная с сульфатной золы. Это остаток, который блокирует DPF, когда фосфорные и серные присадки сгорают в масле.
Переходя к фосфору и сере: это присадки, которые добавляются в масло. Фосфор является противоизносной присадкой. Проблема в том, что когда он сгорает, он блокирует DPF — кроме того, фосфор может отравить GPF (бензиновый сажевый фильтр) в автомобилях с бензиновым двигателем.
Сера является антиоксидантной добавкой. Он также может блокировать сажевый фильтр (окисление масла — плохая новость для любого двигателя. Это когда масло загустевает и образует шлам)
В обоих случаях ACEA устанавливает ограничения на количество используемого фосфора и серы. (Альтернативные присадки используются для обеспечения сбалансированного состава масла, обеспечивающего такую же защиту)
Простое уменьшение количества присадок фосфора и серы в масле Low SAPS — это еще не конец истории. Производители масла включили набор из 9Диапазон вязкости 0013 HTHS для масел Low SAPS.
В журнале CAT за прошлый месяц мы рассмотрели вязкость HTHS . Давайте сделаем краткий обзор того, что представляет собой High Temperature High Shear HTHS .
Если масло может выдавливаться через подшипники двигателя более скользким способом — есть экономия топлива. High Temperature High Shear HTHS измеряет вязкость моторного масла при 150°C и моделирует узкие допуски и высокие скорости между движущимися частями в горячем двигателе. В частности, подшипники, распределительный вал, поршневые кольца и вкладыш.
Масло с низким содержанием SAPS имеет собственный набор рейтингов вязкости HTHS. ACEA European Oil Sequences 2016 предоставит вам все подробности, если это вас особенно интересует.
Вот об этом с нефтяной технической точки зрения. Масло с низким содержанием SAPS — это то, что вынимается, а не то, что добавляется в масло. Кроме того, масла имеют определенный диапазон вязкости HTHS.
Коммерческие масла имеют префикс E, и в настоящее время существует два коммерческих масла Low SAPS: E6 и E9.
В первой статье журнала CAT (август 2020 г.) мы рассказали о четырехуровневом подходе к пониманию моторных масел.
Использование этого процесса: Все масла Low SAPS полностью синтетические, поэтому уровень 1
соответствует требованиям.
Уровень 2: вязкость
Уровень 3: спецификации Low SAPS ACEA в этой статье
Уровень 4: основные спецификации производителя
Давайте взглянем на пять масел Low SAPS и некоторые из популярных приложений.
Выдержка из спецификации Valvoline говорит нам, что нам нужно знать.
НИЗКИЙ SAPS C1
Масло C1 в основном использовалось в ранних автомобилях Land Rover и Jaguar. В двигателях современных автомобилей это вряд ли предусмотрено. Масло C1 встречается только с вязкостью 5W-30.
НИЗКИЙ SAPS C2
Масло C2 часто указывается для французских автомобилей. Теперь он становится спецификацией выбора для других производителей автомобилей. Масло C2 может иметь вязкость 0W-30 или 5W-30.
Это пример 0W-30 C2 с популярной спецификацией Ford WSS-M2C950-A.
Пример масла 5W-30 C2, со спецификацией Peugeot Citroen PSA B71 2290
НИЗКИЙ SAPS C3
Масло C3 обычно ассоциируется с немецкими марками автомобилей: BMW, Mercedes Benz и VAG. Масло C3 может иметь вязкость 5W-30, 5W-40 или 0W-30. В этом примере умная технология масла позволила включить уровень производительности C2.
НИЗКИЙ SAPS C4
Двигатели Renault работают в великолепной изоляции с маслом C4. Он также используется в автомобилях Nissan с двигателем Renault. Спецификация ACEA C4 обычно связана со спецификацией Renault RN 0720.
Масло C4 имеет вязкость 5W-30.
НИЗКИЙ SAPS C5
Масло C5 — это масло для двигателей поколения 2020 года, созданных для сверхэкономного расхода топлива. Вязкость масел обычно составляет 0W-20 или 5W-20. Многие производители в настоящее время оговаривают масло C5 вместе со своими собственными спецификациями производителя.
Примеры: 0W-20
о VAG 508.00/509.00
о Volvo RBSO-2AE
о Мерседес Бенц 229.71
Помните, что ACEA C5 соответствует уровню 3. Необходимо соблюдать правильную спецификацию производителя уровня 4!
Об авторе
Chevron представляет новое малозольное масло
Business
Technology
Топливо
Роджер Гилрой
|
Старший репортер
Джеймс Бут Джона Соммерса II для транспортных тем
[Будьте в курсе новостей транспорта: получайте TTNews на свой почтовый ящик.]
ATLANTA — Компания Chevron Products Co. представила новый 53-футовый учебный прицеп и имитацию проходного дизельного сажевого фильтра, предназначенные для демонстрации ценности своего нового моторного масла для тяжелых условий эксплуатации, чье низкозольное содержание предназначено для снижения засорение типично для DPF.
В прошлом месяце компания Chevron выбрала ежегодное собрание Совета по технологиям и техническому обслуживанию Американской ассоциации грузоперевозок, чтобы представить новые экспонаты, посвященные ее новейшему маслу Delo 600 ADF. Chevron представила масло в ноябре в своем технологическом центре в Ричмонде, Калифорния.
Delo 600 ADF разработан для снижения содержания сульфатной золы в масле на 60–0,4 % по сравнению с моторными маслами с ограничением сульфатной золы CK-4 в 1 %, по данным подразделения компании из Сан-Рамона, Калифорния. Chevron U.S.A. CK-4 и FA-4 являются последними стандартами масел для дизельных двигателей, разработанными Американским институтом нефти.
- Полное покрытие
- Фотогалерея
- Живые твиты
В TMC? Зайдите на стенд 2543, чтобы поздороваться с нами в Transport Topics.
Металлические присадки к смазочным материалам образуют защитный слой в двигателе, который, помимо прочего, служит для уменьшения трения. Эти негорючие присадки накапливаются в виде золы в DPF после периодического выгорания сажи от неполного сгорания двигателя. Если скопившуюся золу не удалить с помощью других методов очистки, это может увеличить выбросы выхлопных газов и ухудшить работу двигателя. Компания сообщила, что сажевые фильтры, забитые сажей и пеплом, могут треснуть, а новые стоят 7000 долларов.
Суть работы по созданию нового масла «по сути заключалась в том, чтобы сказать: «Если я уберу эту металлическую добавку, смогу ли я заменить ее непосредственно органическим соединением». Или, если нет, могу ли я смоделировать тот же механизм с комбинацией органических соединений? И какая правильная комбинация для этого?» — сказал в интервью Transport Topics Джеймс Бут, менеджер коммерческого сектора Chevron.
По его словам,
Delo — это «синтетическая технология», которая занимает на рынке промежуточное положение между продуктом Chevron XLE и полностью синтетическими продуктами XSP.
Все сегменты выиграют от нового масла, сказал он, но особенно малотоннажные перевозчики, работающие в городских условиях, где «вы не достигаете температуры», чтобы оно не сжигало сажу автоматически.
Идея исследовать новый подход возникла в результате вопроса производителя оригинального оборудования, который хотел узнать о возможности значительного сокращения металлических добавок, сказал Бут.
«Нам очень повезло, что мы находимся в положении, когда Chevron Corp. признает ценность стратегических исследований, поэтому мы на раннем этапе привлекли для этого финансирование. А затем мы перешли к процессу коммерциализации», — сказал он.
Ведущий Сет Клевенджер посетил выставку CES 2020 в Лас-Вегасе и встретился с Ричем Мором из Ryder Fleet Management Solutions и Стефаном Олсеном из Paccar Innovation Center, чтобы обсудить, насколько высокотехнологичной стала отрасль. Прослушайте отрывок выше, а чтобы прослушать полный эпизод, перейдите на RoadSigns.TTNews.com.
По дороге тоже было несколько сюрпризов.
«Это заставляет вас, формулируя подход, рассматривать некоторые другие возможности. Мы были сосредоточены на сажевых фильтрах, но на самом деле с точки зрения производительности двигателя мы увидели некоторые действительно интересные вещи», — добавил Бут.