КАМАЗ-мастер: Ралли «Дакар 2022»
РЕЗУЛЬТАТЫ:
1-е место, экипаж № 500: пилот Дмитрий Сотников; штурман Руслан Ахмадеев; механик Ильгиз Ахметзянов.
2-е место, экипаж №505: пилот Эдуард Николаев; штурман Евгений Яковлев; механик Владимир Рыбаков.
3-е место, экипаж № 501: пилот Антон Шибалов; штурман Дмитрий Никитин; механик Иван Татаринов.
4-е место, экипаж № 509: Андрей Каргинов; штурман Андрей Мокеев; механик Иван Мальков.
В 2022 году впервые в истории проходит чемпионат мира по ралли-рейдам, и «Дакар» стал его первым этапом. Международная гонка прошла на Аравийском полуострове 2-14 января 2022 года, а общая длина 12 этапов составила около 8400 километров, включая более 4200 скоростных километров. Третье издание ралли-марафона на территории Саудовской Аравии завершилось победой команды «КАМАЗ-мастер» в грузовом зачете.
Допуск для участия в гонке получили более 400 транспортных средств во всех зачетных категориях. На старт «Дакара-2022» вышли 144 мотоцикла, 20 квадроциклов, 88 внедорожников, 95 мотовездеходов и 56 грузовиков. После двухнедельной изнуряющей гонки ряды боевой техники серьезно поредели, а наибольшие потери понес зачет квадроциклов – только семь финишеров. Полностью преодолеть дистанцию ралли-марафона смогли 320 участников.
Экипажи команды «КАМАЗ-мастер» участники «Дакар-2022»
№500. Пилот Дмитрий Сотников – штурман Руслан Ахмадеев – механик Ильгиз Ахметзянов.
№501. Пилот Антон Шибалов – штурман Дмитрий Никитин – механик Иван Татаринов.
№505. Пилот Эдуард Николаев – штурман Евгений Яковлев – механик Владимир Рыбаков.
№509. Пилот Андрей Каргинов – штурман Андрей Мокеев – механик Иван Мальков.
О СПОРТИВНОЙ МАШИНЕ
На прошедшем «Дакаре-2022» экипажи «КАМАЗ-мастер» выступали на грузовиках двух поколений. Совершенно новыми КАМАЗ-435091 семейства К5 управляли Дмитрий Сотников и Эдуард Николаев, а Антон Шибалов и Андрей Каргинов сели за руль традиционных КАМАЗ-43509 с внедренными в них в течение 2021 года техническими улучшениями.
Ориентируясь на особенности дорожных условий Саудовской Аравии, инженеры стремились улучшить управляемость нового автомобиля, в котором использовали аскетичную кабину, предназначенную для карьерной внедорожной техники, так как она имеет самые приемлемые для спортивного грузовика габариты из имеющихся в линейке. Автоматическая коробка передач, раздаточная коробка и мосты полностью перешли на КАМАЗ-435091, как хорошо зарекомендовавшие себя по надежности и эксплуатационным свойствам.
Из нововведений стоит отметить следующее. Инженерами были выполнены работы по увеличению надежности системы управления турбокомпрессором, что позволило повысить тягово-динамические свойства в условиях среднегорья и вязкого грунта. Внедрены конструктивные решения по защите от внешних воздействий и повышению надежности систем двигателя при преодолении водных преград. Подвески кабины и шасси получили совершенно иные настройки, а улучшенные показатели рулевого управления характеризуются четкостью и снижением нагрузок на пилота. Была внедрена стратегия мажоритарного САN для увеличения надежности. Пересмотрены и оптимизированы электрические схемы и жгуты, для снижения вероятности сбоев. Также проведена работа по замене некоторых импортных комплектующих на отечественные при повышении технических характеристик.
О ГОНКЕ
Календарь
1 января. Пролог, торжественный старт в Хаиле
2 января. 1-й этап: Хаиль – Хаиль
2 января. 2-й этап: Хаиль – Аль-Кайсума
4 января. 3-й этап: Аль-Кайсума – Аль-Кайсума
5 января. 4-й этап: Аль-Кайсума – Эр-Рияд
6 января. 5-й этап: Эр-Рияд – Эр-Рияд
7 января. 6-й этап: Эр-Рияд – Эр-Рияд
8 января. День отдыха
9 января. 7-й этап: Эр-Рияд – Аль-Давадими
10 января. 8-й этап: Аль-Давадими – Вади-эль-Давасир
11 января. 9-й этап: Вади-эль-Давасир – Вади-эль-Давасир
12 января. 10-й этап: Вади-эль-Давасир – Биша
13 января. 11-й этап: Биша – Биша
14 января. 12-й этап: Биша – Джидда, финишный подиум
Маршрут «Дакара-2022», как и в прошлые издания гонки, изменился на 80%. Организаторам удалось удивить участников сложными конфигурациями трасс, порой делая их непроходимыми даже для опытных пилотов. Главной новостью первых дней «Дакара» стала отмена марафонских этапов. Сильные ливни, обрушившиеся на ряд регионов Саудовской Аравии, не позволили разбить бивуак в Аль-Артавии на финише второго этапа, из-за чего в маршрут гонки были внесены коррективы. Таким образом, шесть из 12 этапов ралли стали кольцевыми.
Возвращение на «Дакар» команды IVECO TEAM DE ROOY Жерара де Роя добавило интриги грузовому зачету. Всего же на старт марафона вышли 56 грузовых экипажей из 21 страны мира. С первого этапа лидерство в генеральной классификации захватил победитель «Дакара» 2021 года Дмитрий Сотников. Пропустивший прошлую гонку Эдуард Николаев держался позади на близком временном расстоянии – максимальная разница между экипажами в течение гонки составила 11 минут 45 секунд по итогам третьего соревновательного дня. Стабильно выступал на бездорожье Аравийского полуострова и Антон Шибалов, лишь дважды оказавшись за пределами топ-3 в общем зачете.
Экипажу Андрея Каргинова включиться в борьбу за призовой подиум помешали обстоятельства. На четвертом этапе экипаж стремительно начал терять время – причиной стали неполадки с автоматической коробкой передач: машина могла ехать со скоростью не больше 115 км/ч, и наблюдалось самопроизвольное переключение передач. А незадолго до финиша КАМАЗ застрял в грязевой ванне посреди русла. В самый неподходящий момент коробка передач переключилась в нейтральное положение, а покрытие под колесами грузовика оказалось слишком вязким, чтобы выбраться из западни самостоятельно. На помощь пришел литовский экипаж под управлением Вайдотаса Пашкевичюса.
Особую роль в этом «Дакаре» сыграли штурманы. Без главных помощников пилотам было бы проблематично находить верную дорогу и добираться до финиша, но 44-е издание ралли-марафона практически в ежедневном режиме ставило сложные задачи для гонщиков. Зачастую выиграть минуты на трассе помогали верные решения по навигации, и пока соперники продолжали кружиться в поиске скрытых контрольных точек, машины «КАМАЗ-мастер» быстрее остальных справлялись с непростой задачей. Так случилось и с Андреем Каргиновым, одержавшем победы на пятом и шестом этапах и существенно сократившем отставание от идущего четвертым в «женерале» Януса ван Кастерена – с 53 до 33 минут.
Одним из ярких событий в сражении за первое место в грузовом зачете стало застревание на высокой дюне Дмитрия Сотникова в предпоследний день «Дакара». Выручать партнера по команде вызвался Эдуард Николаев. Как раз тот случай, который доказывает, что «КАМАЗ-мастер» в сложных ситуациях действует прежде всего как команда. Николаев, на тот момент отстававший от Сотникова в генеральной классификации всего на 10 минут, мог бы не останавливаться, оставив решать вопрос с севшим на дюну грузовиком идущим позади экипажам Андрея Каргинова и Антона Шибалова. Это сразу сделало бы его лидером в грузовом зачете и практически обеспечило бы награждение шестым в карьере «Золотым бедуином» на финише в Джидде. Но экипажи «КАМАЗ-мастер» ставят командные интересы выше личных.
В заключительный гоночный день сюрпризов на трассе не произошло – Дмитрий Сотников выиграл «Дакар» во второй раз подряд. Вторым завершил соревнование экипаж Эдуарда Николаева, третьим на подиуме оказался Антон Шибалов. Следом за ними расположился Андрей Каргинов. Такое положение в генеральной классификации позволило команде «КАМАЗ-мастер» повторить свое уникальное достижение 2011 года.
Еще одним весомым достижением для россиян стали 12 побед на 12 этапах, из которых десять пришлись на новый КАМАЗ-435091. Пять раз лучшим на спецучастках становился Дмитрий Сотников (повторение личного рекорда на «Дакаре»), трижды быстрее остальных завершали этапы Эдуард Николаев и Андрей Каргинов, один раз лучшим стал Антон Шибалов. Для команды «КАМАЗ-мастер» титул на «Дакаре» стал 19-м в истории, столько же побед у мотоциклетной марки КТМ.
В целом необходимо отметить стабильно высокий темп камазовских экипажей на всех этапах гонки. Это было обеспечено в первую очередь технической надежностью подготовленных машин (как новой серии К5, так и проверенных КАМАЗ-43509). Основные соперники команды Янус ван Кастерен, Мартин ван Ден Бринк (оба — IVECO, Нидерланды), Алеш Лопрайс (PRAGA, Чехия), Игнасио Касале (TATRA, Чили), Мартин Мацик (IVECO, Чехия), Маурик ван ден Хювель (SCANIA, Нидерланды) теряли время из-за того, что их машины не выдерживали навязанного камазовцами темпа в условиях экстремального бездорожья.
Владимир Чагин, руководитель команды «КАМАЗ-мастер»: «Счастлив, что команде «КАМАЗ-мастер» удалось доказать превосходство российской техники на бездорожье. Четыре первых места в грузовом зачете – наши. Мы очень рады, что два совершенно новых грузовика семейства К5 марки КАМАЗ достойно показали себя в этом экстремальном соревновании и надежно довезли победу до финиша Дакара-2022 в Джидде».
Дмитрий Сотников, пилот экипажа №500: «Гонка сильно отличалась от предыдущих двух в Саудовской Аравии. «Дакар-2022» без разминки начался с тяжелейших спецучастков в песках. Мы доминировали всей командой, но соперничество за победу шло каждый день, до последнего километра нельзя было расслабляться. У нас новая машина, вся команда много работала над созданием этого грузовика весь прошлый год. Спасибо всем, кто переживал и болел, эта победа – наш общий результат».
Грузовой зачет. Генеральная классификация. Топ-10
Pos. | № | Name | Make | Time | Gap |
1 | 500 | Dmitry SOTNIKOV | KAMAZ | 41:37:34 | 00:00:00 |
2 | 505 | Eduard NIKOLAEV | KAMAZ | 41:47:32 | 00:09:58 |
3 | 501 | Anton SHIBALOV | KAMAZ | 42:48:45 | 01:11:11 |
4 | 509 | Andrey KARGINOV | KAMAZ | 43:27:29 | 01:49:55 |
5 | 504 | Janus VAN KASTEREN | IVECO | 44:46:04 | 03:08:30 |
6 | 506 | Martin VAN DEN BRINK | IVECO | 45:21:06 | 03:43:32 |
7 | 503 | Martin MACIK | IVECO | 46:21:45 | 04:44:11 |
8 | 515 | Victor VERSTEIJNEN | IVECO | 46:22:08 | 04:44:34 |
9 | 522 | Richard DE GROOT | IVECO | 48:07:01 | 06:29:27 |
10 | 524 | Mitchel VAN DEN BRINK | IVECO | 49:48:08 | 08:10:34 |
История ралли-рейда «Дакар»
Сорок лет побед
Константин Комков, Жан-Клод Морелле,
Александр Еремцов
Фото из архивов авторов и «КАМАЗ-мастер»
На следующий день после празднования Рождества, 26 декабря 1978 года на эспланаде Трокадеро, напротив Эйфелевой башни было шумно. Три сотни искателей приключений приняли безумный вызов Тьерри Сабина и готовились отправиться из промозглого Парижа в Африку. Тогда ещё не было девиза, известного в современной интерпретации как «Вызов для тех, кто решился, мечта для тех, кто остался!» На самом деле этот постулат основателя ралли «Париж – Дакар» появился в регламенте гонки 1982 года.
Изменился ли «Дакар» за 40 лет своей истории? Конечно, и дело не только в том, что в 2009 году он переехал на другой континент. Многие считают, что первый легендарный период закончился в 1986 году, когда погиб его создатель Тьерри Сабин. Другие датой отсчёта новой эры марафона считают 1994 год, после того, как отец Тьерри Жильбер Сабин продал гонку ASO. Но истина где-то посередине и последним доисторическим «Дакаром» можно считать 12-й по счёту, последний без GPS, который изменил суть внедорожного ралли, лишив его настоящей навигации. Заметим, что дебют грузовиков «КАМАЗ» состоялся 25 декабря 1989 года на ралли «Париж–Триполи–Дакар».
Первый заезд
Почти святочная хрестоматийная история о том, как на заблудившегося в январе 1977 года на ралли «Абиджан – Ницца» Тьерри Сабина сошло озарение и он придумал «Дакар», известна всем. В 1977 году он заплутал в Нигере, огибая массив Эми-Феццан, отклонившись на 50 км от правильной трассы. Три дня на маленьком самолете Жан-Мишель Сине облетал пустыню, пока случайно не обнаружил in extremis («При последнем издыхании» – лат.) умиравшего от жажды Тьерри. На следующий день 14 января организатор вернулся за ним на внедорожнике. Тогда Сине сказал ему: «Это чудо, что мы нашли тебя. Вся твоя дальнейшая жизнь – это бонус». Пустыня подарила ему ровно девять лет. И эти годы он потратил на ралли-рейд «Париж – Дакар».
Первым спонсором нового детища Тьерри Сабина стал босс Yamaha-France Жан-Клод Оливье. Успех первого старта «Париж – Дакар» превзошел ожидания Сабина. Накануне Рождества 1978 года в закрытом парке на парижской площади Трокадеро оказалось 167 транспортных средств: мотоциклов, автомобилей и грузовиков.
А ведь «Дакар» мог и не состояться! И в этом случае у Тьерри Сабина, уже получившего 150 000 франков от спонсора Oasis (группа Volvic), не было второго шанса… Паром Сет – Алжир уже был недалеко от африканского берега, когда пришло сообщение о кончине президента Хуари Бумедьена. Объявлен национальный траур и власти под полицейским конвоем отправили всех в объезд столицы по обледеневшим дорогам.
Несмотря на фурор первого «Дакара», никто не мог представить себе его развития. Oasis не торопился возобновлять контракт с Сабином, а тот не мог найти других спонсоров. После второго ралли всё стало иначе.
Тяжеловесы на «Дакаре»
По официальной версии грузовики появились на трассе «Дакара» только в 1980 году. Однако были они и на первом – в 1979 году – ровно дюжина, все состязались с едином общем зачёте. Конечно, за редким исключением, они были заявлены в роли ассистанса или транспорта оргкомитета: что, впрочем, не помешало присвоить им стартовые номера, а некоторым даже попасть в финальную классификацию. Среди них было пять Unimog, включая списанные из бундесвера медико-санитарные, Steyr-Puch Pinzgauer 6х6 № 180 (он занял 44-е место), Renault Saviem SM8 № 181 (грузовик, перевозивший оборудование для прямого радиоэфира Макса Мейнье, уже участвовал в пересечении Сахары с запада на восток), Unic № 187 (72-е место), Unimog № 189, UNIC № 192 (59-е место), Saviem TP3 № 195, Unic № 196. И наконец автопоезд Mercedes-Benz № 199, который не претендовал на победу: ему была отведена роль «подметальщика», чтобы собирать на трассе выбывших из борьбы мотогонщиков.
Премьерой второго «Париж – Дакара», состоявшегося в январе 1980 года, стало официальное появление отдельного грузового зачёта, в стартовых списках которого было 9 грузовиков. Из них три Sonacome M210 – алжирских кузенов GBC8 6х6 Berliet, построенных на заводе в алжирском Руиба.
Серьёзную ставку сделало подразделение Division Défense Équipement компании Renault Véhicules Industriels, заявив два TRM4000 (SM8 4×4), один из них обслуживал команду.
Был на старте второго по счёту ралли и странный грузовик Mercedes-Benz LP913 с изотермическим кузовом. Жорж Груан, сидевший за рулём этого рефрижератора 4×2 под стартовым № 222 заявил, что проехать можно и с одним ведущим мостом и собирался организовать буфет на финише. Уже в сумерках танк АМХ30, с местного военного полигона, вызволял Mercedes-Benz LP913 из карьера. После схода в Гао, от Бамако до Тамбакунда пришлось добираться по железной дороге.
После первого опыта Груан отправился на маршрут третьего «Дакара» в 1981 году за рулём Mercedes 1932 AK 4х4, доверху гружённого запасными частями. Он финишировал третьим в зачёте грузовиков. И всё же, пока ещё к гонке тяжеловесов относились как к курьёзу… В 1982 году завод в Штутгарте подготовил для Жоржа Груана Unimog U 1700 и на нём экипаж Груан – де Солье – Бернар Малфериоль выиграл в своей категории. Но всё же это был не совсем большегруз… На следующий год Груан решил бороться за рулём настоящего грузовика – на Mercedes-Benz 1936 AK – и выиграл «Париж – Алжир – Дакар 1983».
Наша история…
Первое участие команды «КАМАЗ-мастер» в легендарной гонке «Париж – Дакар» состоялось в 1991 году. Выступление оказалось удачным – 2 и 3 места в зачёте грузовиков. В следующем году – 3 место. А первую победу одержал ещё в 1996 году Виктор Московских. Но главный победный прорыв произошёл в команде с приходом Владимира Чагина. С 2000 по 2018 год команда «КАМАЗ-мастер» поднималась на высшую ступень 15 раз. Результатов «Дакара-2018» ждали с нескрываемым нетерпением, ведь это была юбилейная гонка – 30 лет со дня создания команды «КАМАЗ-мастер». Хотя здесь требуется уточнение. Официальной датой создания команды считается 17 июля 1988 года. Первым официальным соревнованием команды было ралли «Ельч» в Польше, и там она заняла вторую ступень из трёх. Потом был ралли-рейд «Обжектив Сюд» (1989 г.), «Ралли фараонов» (1990 г.), где команда не была в числе последних.
Пролог «Дакара-2018» по погодным условиям повторял прошлогодний. Из-за дождей спортивный этап Туписа – Сальта отменён. На трассе техничек-ассистанс на пути к Сальте смыло мост (в прошлом году здесь случился оползень). Дмитрий Сотников, на которого возлагались главные надежды, проявлял себя в общем-то неплохо, но и Федерико Виллагре на IVECO шёл уверенно. И у некоторых закрались сомнения. Юбилейное ралли складывалось сложно, к 10 этапу из 92 автомобилей, изначально зарегистрированных на гонку, на старт спецучастка Сальта – Белен вышли всего 54.
Катамарка – традиционно несчастливый для нашей команды регион. Два года назад здесь лёг на бок экипаж Николаева и застрял в песке экипаж Мардеева. Не стал исключением и сегодняшний этап – поломка переднего редуктора на машине Николаева, потеря времени на замене колеса у Айрата Мардеева и возгорание машины Антона Шибалова – вот неполный список злоключений.
По результатам финиша 11 этапа аргентинец Федерико Виллагра, по прозвищу Койот, перемещается в генеральной классификации на первое место. К противостоянию Николаев – Виллагра приковано внимание сотен тысяч болельщиков. После 12 этапа и 7518 километров пути разница, разделяющая Николаева и Виллагру, составляла 1 секунду.
Решающим можно назвать 13 этап. На 79-м километре трассы аргентинец из-за проблем с КП сходит с дистанции. Но и на машине Николаева отказывает сцепление, экипаж Дмитрия Сотникова приехал на точку сервиса с пробитым радиатором, у Айрата Мардеева оказался пробитым патрубок радиатора.
Последний 14-й этап только всё расставил на свои места: экипаж Эдуарда Николаева по общим результатам стал победителем в грузовом зачёте ралли-марафона «Дакар-2018». Серебро гонки впервые завоевал белорусский гонщик Сергей Вязович (МАЗ). Ещё один российский экипаж – Айрата Мардеева – стал бронзовым призёром.
Please enable JavaScript to view the comments powered by Disqus.
КАМАЗ — доминирующая сила грузовиков на ралли Дакар
Время от времени некоторые производители транспортных средств доминируют в ведущих гоночных соревнованиях, такие как Audi или Porsche в гонках спортивных автомобилей, Ferrari или Mercedes в Формуле 1 и т. д. Говоря о ралли Дакар, были периоды доминирования и последовательных триумфов Mitsubishi, Volkswagen, Mini, Citroen или Peugeot, но самый доминирующий и дольше всех правящий производитель родом из бывшего Советского Союза.
Это КАМАЗ 9 0006 , или Камский Автомобильный Завод, российский производитель грузовиков, зафиксировавший шестнадцать побед на ралли Дакар в период с 1996 по 2019 год. КАМАЗ дебютировал на ралли Дакар в 1990 году. в 1969 году в Набережных Челнах в Российской Республике Татарстан.
Первый грузовик сошел с конвейера завода в 1976 году. За долгие годы КАМАЗ зарекомендовал себя как производитель прочных, практически всемогущих большегрузных автомобилей, эксплуатируемых в любых условиях, от сибирской тайги до пустынь Северной Африки. и неумолимые горные дороги южноамериканских Анд.
Видео : Грузовики КАМАЗ Red Bull на ралли Дакар 2014
Принадлежит правительству России
Если вы когда-либо видели грузовики КАМАЗ в действии, вы, вероятно, видели, как они побеждают в невозможных, но повседневных ситуациях, особенно при пересечении быстрые речные потоки. Надежные и мощные грузовики модели впечатляют не только своими высокими характеристиками на пересеченной местности, но и скоростью. Как настоящие гоночные автомобили, их максимальная скорость превышает 160 км/ч .
Сегодня КАМАЗ находится в совместной собственности правительства России, Daimler, Тройки Диалог и Европейского банка реконструкции и развития. На сегодняшний день произведено более трех миллионов грузовиков КАМАЗ .
Первый грузовик КАМАЗ, выигравший ралли Дакар 1996 года
Самый доминирующий производитель грузовиков на ралли Дакар
КАМАЗ, вероятно, наиболее известен как пятнадцатикратный победитель Дакара в период с 1996 по 2018 год. Российский производитель сделал свое ралли Дакар дебют в 1990, ожидая первой победы в 1996 году. Водителем грузовика-победителя был Виктор Московских . Вторая победа пришлась на 2000 год, и это была первая победа Владимира Чагина, который позже добавил еще шесть побед и стал известен как Царь Дакара .
Самая длинная победная серия «КАМАЗа» была с 2002 по 2006 год, пять побед подряд. Затем КАМАЗ одержал три победы подряд в период с 2009 по 2011 год, когда ралли «Дакар» было перенесено в Южную Америку. В период с 2013 по 2015 год последовали еще три победы. Последняя (пока) победа была одержана Эдуардом Николаевым и его командой в 2017 году.
Фантастический коэффициент побед КамАЗов
КАМАЗ также присутствовал в тройке лидеров почти каждый год ралли Дакар с момента его первой победы. С момента своего дебюта в 1990 году КАМАЗ участвовал в ралли «Дакар» на своих грузовиках 27 раз, поэтому четырнадцать побед означают, что доля россиян превышает 50 процентов.
Три самые громкие победы были в 2010 году, когда КАМАЗ выиграл все 14 этапов, и в 2013 и 2015 годах, когда их грузовики одержали победу со счетом 1-2-3. С 2009 года, КАМАЗ стал партнером Red Bull , став частью самой большой экстремальной семьи в мире.
Грузовик КАМАЗ, зрелище, которое ни один участник Дакара не хочет видеть в зеркале заднего вида
Команда мечты татарстанских гонщиков
Первая победа пришлась на татарстанского гонщика Виктора Московских в 1996 году, который также был победителем парижского автопробега 1995 года. Пекинское ралли. Следующую серию побед одержал тот же гонщик Владимир Чагин, получивший прозвище Царь Дакара 9.0006 с тех пор, как он стал самым успешным гонщиком Дакара в одиночной категории за все время.
Шесть гонщиков одержали шестнадцать побед
Его первая победа пришлась на 2000 год, после чего последовала серия с 2002 по 2004 год. на престол в 2006 году. Кабиров снова стал победителем 2009 года, а Чагин был на вершине пьедестала в 2010 и 2011 годах.
Эдуард Николаев покорил Дакар в 2013 году, а Андрей Каргинов первым пересёк финишную черту в 2014 году. Победу 1-2-3 в 2015 году завершили Айрат Мардеев , Эдуард Николаев и Андрей Каргинов.
Новый длиннокапотный КАМАЗ-Мастер не дошел до участия в ралли «Дакар»
Три победы Николаева подряд с 2017 по 2019 год грузовик, но он не был готов к соревнованиям, и команда вышла на гонку на старых грузовиках. Они уступили первое место Iveco и Жерару де Рою.
Эдуард Николаев занял второе место.
У нового грузовика не было шансов участвовать в ралли «Дакар», так как российская команда продолжала использовать короткие грузовики, вернувшись на вершину в 2017 году, когда Эдуард Николаев одержал свою вторую победу, опередив другой экипаж «Камаз» и Жерара де Роя из MAN. Николаев снова стал победителем в 2018 году, одержав 15-ю победу КамАЗа. Его победная серия продолжилась в 2019 году, что стало его пятой победой и шестнадцатой победой для КамАЗа.
Камаз Мастер Эдуарда Николаева на ралли Дакар 2017
Фото: redbull.com, pyre4x4.fr, car-revs-daily.com,trucktrend.com, origo.hu.
Из России с любовью — Гоночный грузовик Камаз Т4 Дакар
| Обзоры автомобилей
Дизельные грузовики времен холодной войны, способные выдержать любые испытания
Ралли Дакар — одна из самых изнурительных гонок по бездорожью в мире. В таких сложных условиях гоночным командам требуется множество запасных частей, чтобы их машины успешно финишировали. Для перевозки таких компонентов у каждой команды есть машины поддержки, нагруженные всем, от амортизаторов до запасных двигателей, для решения любой проблемы, которая может возникнуть. И точно так же, как и на наших автомагистралях, перевозка этих огромных грузов является исключительной прерогативой дизельных грузовиков. Но дизельные грузовики ралли «Дакар» не могут позволить себе роскошь ездить по асфальтированной автомагистрали между штатами. Вместо этого они путешествуют по той же изрезанной дороге, что и транспортные средства, которые они обслуживают, чтобы решить любую проблему быстро и эффективно. У этих автомобилей даже есть свой собственный гоночный класс в ралли Дакар, получивший название T5.
Однако вскоре водители этих четырех-, шести- и восьмиколесных грузовиков T5 начали собственную гонку — только друг против друга. В результате появился класс Т4. Класс T4 состоит из автомобилей, которые похожи на грузовики поддержки T5, но T4 являются настоящими гоночными автомобилями, а не транспортными средствами для других команд. В то время как немцы (Volkswagen и BMW) и японцы (Mitsubishi) борются в классе легковых автомобилей за общую победу, класс Т4 стал эксклюзивным достоянием грузовиков Камаз российского производства. Камаз (www.kamaz.net/en) выигрывал класс Т4 8 из последних 10 лет, отражая угрозы со стороны MAN, Tatra и Ginaf.
Возглавляет эту команду пилот команды «Камаз-Мастер» (www.kamazmaster.ru) Владимир «Царь» Чагин, победитель этого года в классе Т4 и рекордсмен по количеству побед на этапах в истории Дакара. В 2010 году Чагин финишировал более чем на час впереди своего товарища по команде Фирдауса Кабирова и на поразительные 10 часов впереди финишировавшего третьим (на грузовике Ginaf). Более того, Чагин финишировал 13-м в общем зачете, обогнав подавляющее большинство из 140 меньших, легких и более маневренных гоночных автомобилей, участвовавших в ралли. Вы обязаны прямо сейчас поискать на YouTube «Камаз Дакар».
Этот подвиг действительно ошеломляет, если учесть, что победившие в гонках грузовики КамАЗ используют листовые рессоры и неразрезные оси спереди и сзади, а их вес составляет целых 20 000 фунтов. Пакеты передних пружин состоят из 15 листов, а задние — из 10 листов. Листовые рессоры сочетаются с амортизаторами Reider Racing (из Голландии) на каждом углу.
В гоночных автомобилях КамАЗ используется серийная кабина, расположенная в передней части грузовика и вмещающая водителя, штурмана и механика. Кабина оснащена одобренной FIA клеткой, гоночными сиденьями и ремнями безопасности. В кабине водители команды КамАЗ Чагин, Кабиров и Ильгизар Мардеев заняты переключением 16-ступенчатых коробок передач ZF своих гоночных грузовиков, чтобы сохранить 730-сильный дизельный двигатель V-8 в его диапазоне мощности, а штурманы Семен Якубоув, Беляев Айдар и Гиря Сергей дает указания по трассе и контролирует регулируемую в кабине систему подкачки шин. Роль механиков Сергея Савостина, Джамиля Камалова и Эдуарда Куприянова заключается в том, чтобы следить за датчиками и инициировать любой необходимый ремонт на трассе.
За кабиной металлический кузов грузовика просто для красоты, так как снижение веса является ключевым фактором. Два огромных топливных элемента вмещают в себя 237 галлонов и расположены низко в центре шасси, питая 17,2-литровый двигатель. В задней части грузовика две огромные шины Michelin XZL высотой 50 дюймов и 20-дюймовые трехсекционные колеса с замком используются в качестве запасных частей и обеспечивают балансировку кабины. Двигатель V-8 расположен низко в шасси (и за передней осью), чтобы еще больше способствовать желательному распределению веса гоночного грузовика. Раздаточная коробка сдвинута назад в шасси, что обеспечивает лучший угол наклона трансмиссии и переносит часть веса на заднюю часть автомобиля.
Металлический фонарь Камаза создает впечатление, что у него высокий центр тяжести, но на самом деле эти грузовики довольно шустрые. Их широкая колея и огромные шины поглощают неровности, которые подавляли многие из небольших автомобилей в гонке.
Гоночные грузовики Kamaz Dakar Rally являются полноприводными, имеют 165-дюймовую колесную базу, оснащены шинами высотой 50 дюймов (14R 20) и не перевозят ничего, кроме топлива, запасных шин и нескольких запасных частей.
Несмотря на то, что грузовики более совершенны, чем у некоторых конкурентов, это не объясняет весь успех КамАЗа. Сочетание опыта и желания Чагина и остальных водителей команды помогает КамАЗам выйти в лидеры. Удивительно то, что они могут изо дня в день так сильно толкать грузовики на тысячи миль без катастрофических поломок. Учитывая, что немецкие грузовики MAN, голландские Ginaf и чешские Tatra зализывают раны, кажется, что никто не может бросить вызов русским в Дакаре. Мы бы хотели, чтобы дизельная версия холодной войны началась с Peterbilt, Oshkosh или International, бросающих свою шляпу на ринг (возможно, с пилотом Pikes Peak Майком Райаном за рулем?).