Глиссер — что это такое? Глиссирование лодки
Вопрос о глиссировании надувных моторных лодок находится в состоянии постоянного обсуждения и интересует всех владельцев этого типа маломерных судов. Но ситуация именно с надувными лодками осложняется тем, что до сих пор большинство специализированных гидродинамических исследований их обводов и поведения на воде в большинстве своём носят не теоретический, а, скорее, экспериментальный характер. Также в специализированной прессе и интернет-обсуждениях очень часто можно видеть, как вопрос о глиссировании надувных лодок рассматривается через призму судов с жёстким корпусом, что в результате даёт либо просто ошибочную и искажённую информацию либо откровенную ересь.
Чтобы разобраться в этом непростом вопросе, для начала нужно определить самое главное, а именно — что такое «глиссирование».
Глиссирование — что это?
В учебниках по гидродинамике можно встретить вот такое определение этого понятия. «Глиссирование — это движение судна в режиме скольжения по поверхности, когда большая часть его веса поддерживается гидродинамической подъемной силой, действующей на плоское днище при высокой скорости».
Если попытаться перевести что значит глиссер на простой и понятный язык, то получится примерно следующее.
Глиссирование — это движение по воде, при котором судно поднимается и удерживается над поверхностью за счёт встречного скоростного напора воды, то есть оно как бы скользит по водной глади. Но это определение опять будет верным для судов с жёстким корпусом, а не для надувных лодок, для которых самым точным определением будет следующее.
Глиссирование – это режим движения лодки, при котором наблюдается минимальная площадь смоченной поверхности днища.
Режимы движения лодки
Надувные моторные лодки имеют три основных режима движения:
-
водоизмещающий; -
переходный; -
глиссирующий.
Водоизмещающий режим наблюдается при остановке лодки, ходе на вёслах, а также при начальном режиме движения под мотором со скоростью до 15-16 км/час.
Переходный режим возникает при достижении надувной лодкой скорости 17- 18 км/час. При этом корма лодки может сильно проседать вниз на столько, что транец лодки с установленным на нём двигателем может оказаться на уровне воды, а нос – высоко задирается вверх. Многие начинающие водномоторники и владельцы надувных лодок именно этот режим ошибочно принимают за выход лодки на глиссирование.
Глиссирующий режим
Когда вы вышли на глиссер, происходит резкое уменьшение сопротивления движению и увеличение скорости движения лодки.
Лодка принимает горизонтальное положение, но смоченная поверхность днища не превышает 2/3 от её длины и со стороны кажется, что она как будто скользит по воде. Обороты двигателя при этом увеличиваются. По достижению лодкой этого режима обороты двигателя можно сбросить с полных до 2/3 и лодка всё равно сохранит высокую скорость и останется в глиссирующем режиме. Это связано с тем, что усилие, необходимое для выхода на глиссирование, намного превышает усилие, необходимое для поддержания этого режима. Средняя скорость перехода надувных лодок в глиссирующий режим составляет 20 км/час.
Особенность надувных моторных лодок и их отличие от судов с жёстким корпусом при выводе их в режим глиссирования заключаются в том, что они весьма чувствительны к развесовке внутри кокпита. Так, для уменьшения времени нахождения в переходном режиме рекомендуется максимально загрузить нос лодки. Некоторые владельцы надувных лодок решают это путем переноса и креплением бензобака в носовой части кокпита. Опытные водители надувных лодок при наборе скорости уменьшают время нахождения лодки в переходном режиме путем переноса массы собственного тела с кормы на середину кокпита лодки, как бы дополнительно придавливая её к поверхности воды своим весом. Эта тактика выхода на глиссер хорошо зарекомендовала себя для лодок длиной до 4 метров включительно, оборудованных ПЛМ соответствующей мощности и ручным управлением.
Что касается минимальной мощности двигателя, которой будет достаточно для вывода надувной лодки в режим глиссирования, то в отличие от хорошо изученных судов с жёстким корпусом здесь пока не существует единого подхода и мнения, а все данные носят экспериментальный характер.
Так, в водномоторной среде хорошо известен следующий постулат, который гласит, что «для того, чтобы судно вывести на глиссер, требуется мощность не менее 40-50 л.с. на тонну в зависимости от обводов корпуса».
Говоря простым языком, выход судна на глиссирование происходит, когда на каждые 20-25 кг. его водоизмещения имеется не менее одной лошадиной силы. Причём в этот расчёт берётся всё – вес лодки, мотора, пассажиров и груза. Но, как показывает практика – эта схема расчёта абсолютно не подходит для надувных лодок, показатель удельной массы для которых должен быть меньше.
Что показали наши тесты?
Комплект: килевая лодка «Ривьера 3400 КОМПАКТ» (вес по-паспорту 48 кг.) + ПЛМ Mercury 5 М (сухой вес 20 кг.) + топливо (4 кг.) + водитель (вес 115 кг). Итого общий вес 187 кг. – показал уверенный выход на глиссер и максимальную скорость 25 км/час. Хотя следуя вышеприведённым расчетам для судов с жёстким корпусом минимальная мощность двигателя для выхода этого комплекта в режим глиссирования должна составлять от 7.48 до 9.35 л.с.
Или вот другой пример: плоскодонная лодка АКВА 2800 ( 23 кг.) + /catalog/motors/lodochnyj-motor-mercury/2-taktnyje-motory-mercury/mercury_outboard_motor_5_m/ (20 кг.) + водитель (115 кг.). Итого общий вес 158 кг. Результат – выход на глиссирование и максимальная скорость 26.8 км/час. Хотя опять-таки следуя расчётам, мощность двигателя для этого комплекта должна находится в диапазоне от 6.32 до 7.9 л.с.
Экспериментальным путём был выявлен следующий алгоритм выхода классических надувных лодок (исключая надувные катамараны и лодки с НДНД) в режим глиссирования в зависимости от их длины, загрузки и мощности ПЛМ.
Расчет глиссирования
Длина лодки от 300 до 330 см. для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 4 — 6 л.с. Каждый следующий человек + 3 л.с. Пример: для выхода в режим глиссирования на надувной лодке длиной 3.2 метра и загрузкой два человека будет необходим двигатель мощностью не меньше 8 л.с. Для выхода на глиссер на лодке длиной 330 см. и загрузкой 3 человека необходим двигатель мощностью не меньше 10 л.с.
Длина лодки от 340 до 360 см. Для выхода в режим глиссирования с 1 человеком на борту достаточно мощности 8 л.с. Каждый следующий человек + 5 л.с. Пример: для лодки длиной 350 см. с загрузкой 2 человека – минимальная мощность двигателя для выхода на глиссер составит 10 л.с. для 3-х человек на борту – 15 л.с.
Длина лодки от 380 до 400 см. – 10 л.с. для одного человека и + 5 л.с. на каждого следующего пассажира.
При длине надувной лодки свыше 400 см. рекомендуется установка поста дистанционного управления и двигатели мощностью от 25 л. с.
Павел Прудников «Лодки-Питер»
Вернуться к списку
что это такое, выход на глиссирование, скорость, режим, видео
Такой максимально экономичный режим передвижения плавательных средств, как глиссирование, стал доступен суднам сравнительно недавно – с момента появления достаточно мощных, но в то же время самых лёгких двигателей внутреннего сгорания.
- Что такое глиссирование ↓
- Глиссирование лодок ПВХ ↓
- Как выйти на глиссирование ↓
- Скорость ↓
- Минимальная скорость ↓
- Лодка не выходит на глиссирование ↓
- Как улучшить ↓
Что такое глиссирование
Глиссирование – это такой вариант передвижения плавательного средства по поверхности воды, при котором судно как бы скользит по её поверхности, не раздвигая воду, как при передвижении на небольшой скорости, а удерживаясь на поверхности за счет скоростного напора воды и создаваемой им подъемной силы. Одна из особенностей такого режима передвижения – затраты усилий на выход на глиссирование гораздо больше, чем усилие, нужное для поддержания такого состояния.
С точки зрения физики, глиссирование – это наглядный пример передвижения плавательного средства в так называемой точке сверхнеустойчивого равновесия.
Основные условия, необходимые для возникновения глиссирования, это двигатель достаточной мощности и плоское днище плавательного средства. Существенный недостаток такой конструкции – низкая мореходность, особенно при значительном волнении. Частично это исправляется приданием днищу определённой формы, или, как говорят специалисты, килеватости.
Глиссирование лодок ПВХ
Поливинилхлоридные надувные лодки, как и любое другое плавательное средство, могут передвигаться по водной поверхности в трёх режимах:
- Водоизмещающий. Скорость передвижения в этом режиме сравнительно небольшая – до 15 км/ч, лодка поднимает высокую волну и кильватерную струю. Именно в этом режиме перемещаются лодки со слабыми моторами. Вследствие большой смачиваемой поверхности и, как результат, относительно большого трения, этот режим является наименее экономичным.
- Переходный. Еще не глиссирование, но водоизмещение лодки уже уменьшается, происходит достаточно сильное приподнимание носовой части плавательного средства. В зависимости от веса лодки переход на этот режим происходит на скорости от 16 до 18 км/ч.
- Глиссирующий. В среднем переход на этот режим передвижения происходит на скорости больше 20 км/ч. Смачиваемая водой поверхность днища лодки достигает на этом режиме минимума, наблюдается снижение нужной на поддержание режима мощности – глиссирующий режим наиболее экономичен. Лодка перестает поднимать высокую волну.
Главная особенность ПВХ лодок заключается в пригодности подавляющего большинства моделей для глиссирующего режима – они легкие, могут оснащаться мощными навесными моторами, а также в большинстве своем имеют плоское дно.
Как выйти на глиссирование
В случае с поливинилхлоридными лодками, осуществляется выход на глиссирование достаточно просто – после удаления от берега, а также от разнообразных преграждающих путь объектов, нужно плавно дать «полный газ», а после достижения режима глиссирования можно сбросить газ до половины – благодаря экономичности этого будет вполне достаточно для поддержания нужной скорости.
Скорость
Максимально возможную скорость глиссирования для каждого конкретного плавательного средства можно вывести из формулы числа Фруда: Fr= V/√(g*L), под V подразумевается скорость передвижения плавательного средства, g – всем известное ускорение свободного падения, а L- длинна корпуса лодки вдоль ватерлинии.
Как правило, значение числа Фруда для небольших плавательных средств, имеющих возможность перемещаться в глиссирующем режиме, превышает единицу, для водоизмещающих судов оно чаще всего составляет 0,2-0,3.
Минимальная скорость
В зависимости от веса, нагрузки в конкретный момент установленного двигателя и гребного винта, расположения груза, конструкционных особенностей днища конкретного плавательного средства и даже от плотности воды минимальная скорость, необходимая для перехода в глиссирующий режим может несколько меняться.
В среднем выход на глиссер у поливинилхлоридных лодок происходит на скоростях 19-20 км/ч и больше.
Лодка не выходит на глиссирование
Причины недоступности для плавательного средства глиссирующего режима могут быть следующими:
- Слишком низкая мощность двигателя. Примерная минимальная необходимая мощность вычисляется из расчета, что на 25 кг веса лодки должна приходиться 1 лошадиная сила мощности мотора.
- Материал изготовления лодки. Плавательные средства из поливинилхлорида требуют от мотора несколько большей мощности, чем, к примеру, цельнопластиковые.
- Неправильный угол наклона двигателя. Оптимальный вариант для большинства лодок и моторов находится в диапазоне 5-15 градусов, меньшее или большее значение угла наклона будет препятствовать переходу лодки на глиссирующий режим передвижения. В целях безопасности регулировка угла наклона выполняется только при выключенном двигателе.
- Неправильно установленный транец. Если гребной винт оказался так высоко, что захватывает лопастями воздух, то ни о каком глиссировании думать не приходится. Если же винт оказывается слишком глубоко, то кроме всего прочего, такая ситуация при достаточной мощности мотора приведёт к переворачиванию лодки.
- Неправильно распределённый груз. Слишком перегруженная корма или один из бортов может стать непреодолимым препятствием при попытке выхода на глиссер.
- Изначально неподходящая для глиссирования форма корпуса лодки.
Как улучшить
Существует несколько способов, позволяющих улучшить выход плавательного средства на глиссирующий режим передвижения:
- Распределение нагрузки лодки. Если основной вес перевозимого груза приходится на нос плавательного средства, то переход на глиссирующий режим будет осуществляться быстрее.
- Максимально снизить вес лодки.
- Немного нестандартная установка антикавитационной плиты. По инструкции эта плита должна быть установлена параллельно днищу, на расстоянии 30-50 см. Если установить ее немного ближе, то это может немного увеличить скорость, и, как следствие, ускорить выход на глиссер.
- Гребной винт. Несоответствие гребного винта мотору и лодке может приводить не только к ускоренному износу двигателя, но и к проблемам при передвижении.
Можно попробовать поискать гребной винт с большим дисковым отношением, например, четырехлопастной.
В случае если причиной плохого, неполного или долгого выхода лодки на глиссирующий режим является гребной винт, можно предложить следующие варианты:
- Если у разогнанной до максимума лодки показатели тахометра ниже, чем рекомендованные в инструкции к мотору, то следует подобрать винт с меньшим шагом, это не только продлит срок службы двигателя, но и несколько улучшит динамические характеристики.
- Заменить лёгкий пластиковый или алюминиевый гребной винт на стальной, желательно с хорошей полировкой. Правда, у винтов из стали и нержавейки есть существенный недостаток – если лопасть такого винта ударяется о что-нибудь, то есть риск повреждения редуктора.
- Если позволяет мощность подвесного мотора, то возможна установка гребного винта большего диаметра, но следует помнить, что при эксплуатации слишком большого винта многократно возрастает вероятность повреждения редуктора.
Статья была полезна?
5,00 (оценок: 1)
Почему Лодка Самолет?
Boat Safe — сайт, поддерживаемый сообществом. Мы можем получать комиссию за ссылки на этой странице, но мы уверены во всех рекомендуемых продуктах.
С технической точки зрения глиссирование означает, что ваша лодка поддерживается гидродинамической подъемной силой, а не плавучестью. Лодки обычно, но не всегда, полагаются на то или иное во время движения. Плавучесть, или гидростатическая подъемная сила, — это то, что удерживает вас на плаву на судне с водоизмещающим корпусом. Но вместо этого глиссирующий корпус опирается на гидродинамическую подъемную силу. Когда глиссирующее судно достигает достаточной скорости, эта подъемная сила является доминирующей силой, поддерживающей его. Эффект состоит в том, что судно едет по поверхности воды или глиссирует. Давайте посмотрим на разницу между водоизмещающим и глиссирующим корпусом.
Что такое водоизмещающий корпус?
Водоизмещающая лодка предназначена для плавного скольжения по воде с минимальной мощностью (как каноэ с веслами или парусная лодка под парусами). Как правило, эти лодки очень устойчивы и плавно ходят. Суда большего водоизмещения также были спроектированы для эффективной и безопасной перевозки большого количества грузов или людей. Скорость водоизмещения не соответствует скорости глиссирования, но это и не обязательно.
Название относится к воде, вытесняемой корпусом. Подумайте о трюме любого корабля и даже о днище вашего каноэ ниже ватерлинии. Это пустое место в вашей лодке вытеснило такое же количество воды. В результате судно должно быть сбалансировано и закреплено, чтобы оставаться на плаву.
Водоизмещающий корпус — самый распространенный и самый старый тип лодок. Строгание корпусов стало невозможным, пока у нас не появилась технология для их изготовления. Таким образом, все лодки старого типа, которые существовали до двигателей, были водоизмещающими.
Плавные линии и изгибы этого водоизмещающего катера мягко отводят воду в сторону как вбок, так и вниз. Поскольку вода движется постепенно, сопротивление лодке меньше. Общая форма водоизмещающего корпуса напоминает букву V, если смотреть на него спереди. Он прорезает воду в узком месте внизу, затем расширяется, чтобы сидеть в воде, когда достигает вершины.
Чем быстрее лодка начинает двигаться, тем больше сопротивление. Вы можете испытать это на себе, просто опустив руку в воду. Медленно и плавно встречает практически полное отсутствие сопротивления. Но чем быстрее вы это делаете и чем больше площадь поверхности, тем сильнее сопротивляется и отталкивает вода. Вот почему шлепок на животе может причинять такую боль. Большая площадь поверхности быстро ударяется о воду, и кажется, что вы только что прыгнули на землю.
Что такое глиссирующий катер?
Глиссирующие лодки, с другой стороны, предназначены для подъема на поверхность воды. Они могут двигаться очень быстро, но им нужно больше энергии, чтобы подняться на поверхность воды. Чем тяжелее лодка, тем больше мощности требуется, чтобы вывести ее «на глиссирование».
Из-за того, что глиссирующий катер движется так быстро, вода не может двигаться вокруг него, как в водоизмещающем корпусе. Это похоже на то, когда вы перебрасываете камень через неподвижный пруд. Лодка встречает большое сопротивление и, по сути, плывет по поверхности. Если не считать V-образного водоизмещающего корпуса, глиссирующий корпус имеет гораздо более плоское днище. Опять же, это тот же самый принцип живота. Если вы ныряете в воду, ваши руки врезаются в нее, как буква V в водоизмещающем корпусе, позволяя вам плавно скользить прямо в воду. Но если вы плюхаетесь животом, вы как глиссирующий корпус, ударяетесь о широкую поверхность.
Глиссирующий катер не может постоянно двигаться быстро, это очевидно. Вам нужно замедлиться и, конечно, иногда останавливаться. В этих случаях глиссирующий катер работает почти как водоизмещающий катер. Без скорости он не встречает сопротивления. Поэтому он больше не самолеты.
Низкая скорость и повышенный вес могут препятствовать глиссированию глиссирующей лодки. Слишком большой вес подвергает вас большему риску опрокидывания или опрокидывания в глиссирующей лодке. Корпус не рассчитан на то, чтобы оставаться на плаву, как и водоизмещающий корпус аналогичного размера. Вам придется крутить двигатель намного сильнее, чтобы достичь скорости, необходимой для удержания лодки на поверхности воды, что, конечно, может быть опасно.
Это не означает, что глиссирующий катер весит меньше водоизмещающего. Они могут весить точно так же. Фактически, глиссирующий катер мог бы весить и больше. Их работа зависит только от того, как корпус ударяется о воду на скорости. Форма и скорость всегда гарантируют, что глиссирующее судно останется на поверхности. Если что-то пойдет не так, конечно.
Глиссирующие лодки, очевидно, могут очень быстро доставить вас туда, куда вы направляетесь. Потенциальным недостатком является то, что поездка часто гораздо менее плавная. Глиссерные суда могут толкаться и прыгать по поверхности воды. Если вы попадете в кильватер большого судна или волны на глиссирующей лодке на скорости, это может привести к катастрофе.
Также возможен опасный дисбаланс веса глиссирующей лодки. Если весь вес сигаретной лодки приходится на заднюю часть и вы набираете скорость, нос может подняться прямо из воды и перевернуть лодку. Если вы когда-нибудь наблюдали за гонками на скоростных лодках, вы, вероятно, видели это не раз. Это одна из многих веских причин носить PFD на лодке.
Какая конструкция корпуса лучше?
Это частый вопрос новичков в гребле. Но на самом деле это так не работает. Это два разных типа лодок. Они делают разные вещи, и они могут делать их очень хорошо.
Если вы хотите выбрать между глиссирующей лодкой и водоизмещающей лодкой, вам просто нужно знать, для каких лодок она предназначена. Хотите провести ленивый день на озерной рыбалке? Это будет водоизмещающий корпус. Хотите прокатиться по поверхности, пока вы и ваши друзья катаетесь на водных лыжах? Это делается намного лучше с глиссирующей лодкой.
Как получить лодку с подвесным мотором в самолете
Пока кажется, что все, что вам нужно для полета на самолете, это лететь быстро. И да, и нет, однако. Это немного больше, чем все это. Каждая лодка, как мы уже говорили, работает как водоизмещающий корпус в состоянии покоя. Плавучесть удерживает его и позволяет скользить по воде на малых скоростях. Но для того, чтобы вывести вашу лодку на самолет, необходимы определенные факторы.
Нельзя глиссировать лодку, у которой нет глиссирующего корпуса. Попробуйте как-нибудь с парусником, не получается. В лучшем случае вы опустите лук и фактически снизите эффективность и скорость в целом.
Существуют гибридные типы корпусов, которые имеют небольшой киль, но могут глиссировать на большой скорости. Однако они требуют много энергии. Вы будете толкать двигатель и тратить деньги на топливо, чтобы это произошло. Настоящий глиссирующий корпус — это то, что вам нужно, если ваша цель — вывести судно на глиссирование.
Этот тип корпуса может иметь небольшую форму в носовой части. Однако по направлению к задней части сосуда он должен быть совершенно плоским. Они называют это плоским задним ходом. Конструкция позволяет воздуху попадать под него, когда вы достигаете надлежащей скорости корпуса, которая необходима для этой подъемной силы. Когда все работает по плану, как только вы набираете скорость, передняя треть лодки даже не должна находиться в воде. Подвесной сзади на транце обеспечивает тягу и передние плоскости лодки.
Чтобы это работало, лодка должна иметь равномерное распределение веса. Если у вас есть шесть парней, свисающих с левого борта, у вас будет дисбаланс, и вам не хватит мощности. Точно так же, если все сядут на корму, вы в конечном итоге окажетесь тяжелым днищем и, вероятно, не сможете увеличить мощность для глиссирования. Поэтому убедитесь, что все распределены равномерно.
Если вы в новой лодке или впервые пытаетесь управлять самолетом, не торопитесь. Спокойная вода лучше всего подходит для первого раза. Ни ветра, ни пробок. Направьте лодочный мотор к транцу и начните медленно и медленно ускоряйтесь, не просто стреляйте.
По мере увеличения скорости ваш лук начнет подниматься. Это требует некоторой осторожности, особенно если вы новичок в этом. Когда лук поднимается, ваш обзор становится закрытым. Убедитесь, что вокруг никого нет, пока вы практикуете это.
Чтобы справиться с этим, вам нужно отрегулировать положение триммера. Поднимите дифферент от транца, не увеличивая газ. Это увеличит скорость, но не обороты. Вам нужно немного настроить это, потому что в какой-то момент вы начнете замедляться. Итак, вы хотите снова обрезать в этот момент. Двигатели могут быть привередливыми, поэтому вам может потребоваться некоторое время, чтобы настроить их под ваше конкретное судно. Вы ищете золотую середину, где лук поднимается, но не подпрыгивает.
Регулировка триммера может вызвать много проблем, пока вы не сделаете все правильно. Вы можете слишком высоко поднять нос или опустить корму в воду. Вы также можете проветрить винт, вытащив его из воды. Но это процесс проб и ошибок, так что продолжайте в том же духе, пока не получите результат.
Почему вы хотите, чтобы лодка летела?
Как только лодка начинает глиссировать, сопротивление уменьшается. Должно быть, потому что меньше лодки находится в воде. Это приводит к меньшему сопротивлению, и вы можете развивать высокие скорости, расходуя меньше топлива.
Главное преимущество здесь в том, что вы можете быстро путешествовать на глиссирующей лодке. И это ведет непосредственно ко второй причине, по которой людям нравится глиссировать корпуса. Это весело. Водные лыжи, гонки, все виды гребного спорта лучше всего подходят для глиссирующего судна.
Существуют ли другие типы лодок?
Существуют также суда на подводных крыльях и на воздушной подушке. Они менее распространены, но не относятся ни к водоизмещающим, ни к глиссирующим.
Судно на подводных крыльях часто имеет два или более крыльев, выступающих под лодкой. Их называют фольгой. Большие лодки, такие как паромы, часто представляют собой суда на подводных крыльях. Когда лодка набирает скорость, действие этих крыльев на воду создает подъемную силу, которая поднимает судно. Это позволяет уменьшить лобовое сопротивление, увеличить скорость и плавность хода.
Судно на подводных крыльях иногда путают с судном на воздушной подушке, но это совершенно разные суда. Вы часто будете видеть судно на воздушной подушке в болотистой местности, где по воде было бы либо невозможно двигаться на судне с водоизмещающим корпусом, либо, по крайней мере, очень трудно. Судно на воздушной подушке работает потому, что, как следует из названия, оно парит.
Огромный вентилятор на корабле на воздушной подушке производит воздух, который дует вниз под корпус. Резиновая юбка вокруг сосуда задерживает воздух и создает эффект надувания воздушного шара. Разница в этом случае в том, что наверху этого воздушного шара находится лодка, поэтому воздух создает подъемную силу. Затем судно на воздушной подушке может дрейфовать над поверхностью воды и даже приземляться, хотя это может быть опасно, особенно если юбка повреждена.
Посадка подвесной лодки на самолет
ВНИМАНИЕ СТРАХОВАТЕЛИ В ПРОГНОЗИРУЕМОМ КОНУСЕ ШТОРМА NICOLE Действует покрытие подготовки к урагану. Подготовьтесь сейчас, чтобы уберечь свою лодку от опасности. Учить больше
Реклама
Поднять лодку с подвесным мотором на самолете — это больше, чем просто нажать на педаль газа вперед.
Вот что вам нужно знать.
Настроить подвесной двигатель на глиссирование несложно, но требуется некоторая практика, чтобы понять, как ваша конкретная лодка реагирует на газ и дифферент. (Фото: Морской луч)
Даже те, кто плохо знаком с лодкой, вероятно, слышали о лодке с «глиссирующим» корпусом или о фразе «поднять лодку на глиссирование». Но что это значит? Когда любая лодка находится в состоянии покоя, вес лодки полностью поддерживается водой, в которой она находится, что называется «статической плавучестью». Когда лодка начинает двигаться вперед по воде, скорость создает гидродинамическую подъемную силу. По мере приложения большей мощности (и скорости) подъемная сила увеличивается, и лодка, по сути, движется по носовой волне, уменьшая смачиваемую площадь и, таким образом, уменьшая сопротивление. В этот момент говорят, что лодка находится «в плоскости» или просто «глиссирует».
Насколько легко глиссирует лодка с подвесным мотором, зависит от нескольких факторов, наиболее важными из которых являются размер и форма корпуса, а также доступная мощность. Конструкция корпуса относится к одной из трех основных категорий: водоизмещение, полуводоизмещение и глиссирование. Водоизмещающий корпус, такой как парусник или траулер-яхта, не будет глиссировать независимо от количества подаваемой мощности. Эти типы могут зарываться в корму с большой силой, но это не глиссирование и очень контрпродуктивно для эффективности.
Гибридный корпус в миксе является полуводоизмещающим, который проводит большую часть или все свое время в движении на водоизмещающей скорости. Дайте ему достаточную мощность, и он полетит, но за счет большого количества потребляемого топлива.
Настоящий глиссирующий корпус практически не имеет киля, а днище лодки практически плоское по направлению к транцу. Этот тип корпуса, который, как говорят, имеет «плоский ход в корму», предназначен для захвата воздуха и создания необходимой подъемной силы. Если вы посмотрите на глиссирующую лодку в движении, вы заметите, что передняя треть лодки находится над водой. Чем меньше лодки в воде, тем меньше лобовое сопротивление, а с этим уменьшенным лобовым сопротивлением в какой-то степени и экономия топлива.
Посадка в самолет
Чем меньше лодка, тем большее влияние расположение экипажа оказывает на ее способность планировать. Если все сядут с одной стороны, лодка не будет ровной; если весь экипаж едет в кормовой кабине, корма будет продавлена, и поднять лодку на глиссирование может быть невозможно. Пассажиры должны быть распределены равномерно.
Вот как настроить лодку на глиссирование:
1. Во-первых, потренируйтесь, когда вода спокойная и слабый ветер, чтобы вам было легче определить, как регулировка дроссельной заслонки влияет на вашу лодку. Начните с дифферентовки двигателя или кормового привода до упора к транцу, затем медленно увеличивайте скорость. Не просто давите педаль газа вперед.
2. Лук начнет подниматься по мере увеличения скорости. Увеличивайте скорость до тех пор, пока нос не начнет опускаться, когда лодка встанет на плоскость. Предостережение: ваш обзор вперед может быть закрыт на этом начальном этапе, когда нос поднимается, поэтому убедитесь, что путь вперед свободен, прежде чем увеличивать скорость.
3. Не двигая дальше дроссель, подравняйте привод вверх, в сторону от транца. Регулятор дифферента обычно встроен в рычаг дроссельной заслонки. Когда вы подравняетесь, вы обнаружите, что скорость увеличивается, хотя обороты остаются примерно такими же. Прекратите дифферентовку или немного отступите, когда лодка замедлит ход. Такой дифферент двигателя (двигателей) поднимает нос, так что лодка движется над водой и встречает меньшее сопротивление, а не пытается оттолкнуть воду с пути.
4. В зависимости от вашего снаряжения вам может понадобиться разумно добавить триммер, чтобы помочь на начальных этапах подъема. Это действие требует ловкости, так что не добавляйте слишком много дифферентов, иначе нос поднимется слишком высоко, корма может присесть в воде, и если винт будет слишком высоко дифферентован, винт может фактически начать подходить. из воды, называется «вентиляцией». Лодка также может «зависать», когда нос постоянно поднимается и опускается, как морская свинья, плавающая на поверхности. Вы также заметите, что лодкой будет труднее управлять, и скорость может даже начать снижаться, если дифферента слишком много.
5. Во время дифферентовки слушайте двигатель. Возможно, звук изменится. Если выхлоп звучит намного громче, возможно, вы добавили слишком много триммеров. С тщательной практикой вы скоро обнаружите лучшее место для вашей конкретной лодки.
Как поднять лодку на самолет с помощью триммера двигателя
Some Plane Truths
Различные лодки имеют разные характеристики, но, как правило, глиссирующий корпус находится в наиболее экономичном крейсерском режиме, когда он только что поднялся в воздух. Вы обнаружите, что вам потребуется изрядная мощность, чтобы «преодолеть горб», но как только лодка выйдет на глиссирование и вы правильно отбалансируете, вы сможете немного уменьшить газ, не теряя скорости.
Волны также играют важную роль в глиссировании. Иногда они могут затруднить глиссирование или даже сделать его опасным; иногда глиссирование может помочь справиться с волнами. Обсуждение выходит за рамки этой статьи, но вы должны внимательно следить за влиянием волн разного размера, типа и направления на вашу лодку.
Реклама
Связанные статьи
Маневрирование лодки с причалами
Доки предназначены не только для швартовки вашей лодки. Вот 5 приемов, которые помогут вам маневрировать в сложных ситуациях.
Подробнее
Когда и как обновляются электронные карты
Не так часто, как может показаться большинству яхтсменов. Узнайте, как и когда ваши электронные карты обновляются важной навигационной информацией.
Подробнее
Наслаждайтесь поездкой с новой системой управления положением судна Seekeeper
Компания Seakeeper заявляет, что ее новая система управления ориентацией судна Ride устраняет до 70% тангажа и качки на ходу для повышения комфорта.
Подробнее
Темы
Нажмите, чтобы ознакомиться со статьями по теме
Морское судоходство
Опубликовано: февраль 2018 г.
Автор
Марк Корк
Сотрудничающий редактор журнала BoatUS
Морской сюрвейер и обладатель сертификата RYA Yachtmaster Ocean, пишущий редактор журнала BoatUS Magazine Марк Корк — один из наших гуру в сфере «сделай сам», создающий простые в использовании статьи с практическими рекомендациями. и видео. Марк сам построил пять лодок (как моторных, так и парусных), был опытным редактором в нескольких ведущих журналах о лодках (включая бывшего помощника редактора журнала BoatUS Magazine), работал на BBC, написал четыре книги «Сделай сам», совершил два кругосветных плавания. яхт и занесен в Книгу рекордов Гиннеса за самое быстрое пересечение Ла-Манша туда и обратно — на каяке! У него и его жены есть Grand Banks 32.