Это вам не Жигули: как создавали Fiat 125, и почему он стал польским
- Главная
- Статьи
- Это вам не Жигули: как создавали Fiat 125, и почему он стал польским
Автор:
Олег Полажинец
В советские времена многие жители СССР ездили в турпоездки по странам так называемого социалистического лагеря, где видели Fiat 125. Из-за внешнего сходства многие считают эту модель аналогом нашей «трёшки» или «шестёрки», но польский Fiat и советские Жигули имеют куда меньше общего, чем можно ожидать. Ведь при «русификации» Fiat 124 советские конструкторы пошли своим путём, а польские… Впрочем, обо всём по порядку – сегодня героем нашего обзора станет один из наиболее массовых автомобилей Польской Народной Республики, который, как выясняется, «ни разу не Жигули». Ну, почти.
Начало
Если СССР начал активное сотрудничество со старейшей итальянской компанией только в шестидесятые годы, то поляки еще в середине тридцатых и вплоть до начала Второй мировой войны по лицензии выпускали у себя автомобили Fiat 508K. Продолжить совместную деятельность в послевоенный период помешала… идеология. Италия никак не входила в список стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), поэтому на новом производстве в Польше развернули выпуск не Фиатов, а ГАЗ-М 20 «Победа», которая получила собственное название Warszawa.
В отличие от советского ГАЗ-М 20, Варшава могла быть не только фастбеком, но и седаном, универсалом и даже пикапом!
И поскольку в Советском Союзе Победу перестали выпускать еще в пятидесятые годы, заменив её более современной Волгой , к теме сотрудничества с Fiat поляки вынужденно вернулись в шестидесятые. Тем более, что к аналогичному решению в то время пришли и в самом СССР, так как итальянцы пытались активно продавать свои лицензии и налаживать производство в целом ряде стран, причем не только социалистических.
P – значит «проще»
Решающим этапом в декабре 1965 года стало заключение контракта, который предусматривал производство автомобилей Fiat на «Фабрике самоходов особовых» (FSO) в пригороде Варшавы.
Лицензионный Fiat должны были выпускать там же, где и Варшаву |
Польской стороне пришлось выложить за лицензию круглую сумму – свыше трёх миллионов долларов. Интересно, что генеральное соглашение между Фиатом и Внешторгом было подписано практически в тот же период, но чуть позже — 15 августа 1966 года.
Но если в СССР по договорённости с итальянцами собирались выпускать только-только вышедший Fiat 124, то на FSO — не менее свежую модель 125, которая при визуальном сходстве со 124-м базировалась на другой платформе от автомобилей Fiat 1300/1500.
Двигатель у 125-го был также более мощный и прогрессивный — выполненный по схеме DOHC, то есть, с двумя распределительными валами в головке цилиндров, в то время как у Fiat 124 мотор имел нижнее расположение распредвала. Этот нюанс послужил поводом к настоящей «битве за верхний вал» между советскими конструкторами и фирмой Fiat, о чём мы уже рассказывали.
Два распределительных вала в ГБЦ двигателя Fiat 125 легко угадываются по очертаниям клапанной крышки. Польской версии такой не достался. |
Однако польскому варианту Fiat 125 двухраспредвальные моторы не полагались — итальянцы предложили сохранить прежние агрегаты, включая верхнеклапанные моторы OHV и расположенный на рулевой колонке рычаг переключения передач.
Похоже на салон наших Жигулей? Да, но… не совсем! |
То есть, по уровню прогрессивности конструкции Fiat 125p заметно уступал не только своему собрату под индексом 124, но и советскому Москвичу-412, который разрабатывался в это же время! Еще один «анахронизм» 125-го — рессорная задняя подвеска, которой не было у Фиата, ставшего нашими Жигулями.
Зато с внешностью автомобиля был полный порядок, ведь автором дизайна был Данте Джакоза — тот самый, что «нарисовал» такие шедевры Fiat как малолитражки 500/600 и сам Fiat 124. Правда, при «ополячивании» экстерьер Fiat 125 несколько упростили, заменив четыре квадратные фары круглыми, отчего эту модель иногда и путают с нашей «трёшкой». Польской машине также достались бамперы от Fiat 124, что еще больше усложняло идентификацию этого не то Fiat 125, не то Fiat 124 Speciale.
… «черты» которого просматривались и в Fiat 124 Speciale! |
Но была у польской машины и пара технических преимуществ-новаций! Так, плоский топливный бак расположили над задней осью, в то время как на Жигулях (и оригинальном Фиате) он стоял в опасной с точки зрения ДТП зоне — в заднем правом крыле. От итальянской версии Fiat 125 «поляку» достались и дисковые тормоза на всех колёсах, в то время как на ВАЗ-2101 по настоянию советской стороны их всё же заменили не столь прогрессивными, но более живучими на грязных дорогах барабанами.
Удивительное сочетание архаичной рессорной подвески и прогрессивных задних дисковых тормозов – это Fiat 125! Итальянский вариант (его «рентген» — на изображении) легко отличить по вертикальному бензобаку, расположенному сзади справа |
В итоге Fiat 125p оказался чуть проще и доступнее своего итальянского «исходника», что вполне устраивало и поляков, и сам Fiat, который избежал таким образом конкуренции между «своей» и польской машинами.
Более того, итальянцы даже решили предложить разработанную для поляков более простую версию модели 125 и советской стороне — но не в качестве первой модели (ею должен был стать модернизированный Fiat 124), а в виде «Автомобиля №2», что изначально предусматривалось условиями соглашения. Но из-за достаточно сильной разницы в агрегатной базе машины не были унифицированы, поэтому представители СССР настояли, чтобы в Италии сделали «более комфортную версию 124-го». Так и получилось, причём машин в итоге сделали сразу две — Fiat 124 Speciale и немного похожий на него внешне, но всё-таки заметно отличавшийся деталями отделки ВАЗ-2103.
Сделано в ПНР, и не только
За почти два года подготовки к производству Fiat 125p в Польше были привлечены сотни смежников, причём поставкой комплектующих занялись не только «родные» заводы Польской народной республики, но и предприятия из стран Восточной Европы – например, югославский завод Crvena Zastava, который также выпускал лицензионные Фиаты. Часть деталей на FSO начал поставлять даже… АвтоВАЗ! Такая практика была нормальной, поскольку на Жигулях (особенно в первые годы) также было много импортных комплектующих – как итальянского производства, так и выпущенных в странах соцлагеря. Чехословацкие фары PAL, югославские зеркала (Crvena Zastava) замки зажигания и «дворники» венгерской фирмы Bakony – всё это можно было встретить на Жигулях даже в восьмидесятые годы.
Однако вернемся к польскому Фиату. Первые серийные автомобили были собраны уже осенью 1967 года – то есть, почти на три года раньше, чем ВАЗ-2101. В 1968-м в Польше сделали 7 000 «фиатов», а в 1969 году – вдвое больше. Производство постоянно наращивали, и уже к 1975-му на FSO ежегодно производили около 115 000 автомобилей.
В ПНР ежегодно выпускали впятеро меньше Фиатов, чем Жигулей в СССР |
Не имея возможности освоить новую модель, как это делали на ВАЗе почти каждый год, поляки постоянно модернизировали свой PF 125p. Отличить разные версии можно было по буквенно-цифровому обозначению, в котором литеры MR расшифровывались как Model Roku, и цифры как раз указывали на «модельный год» модернизации.
Вехи развития
На автомобилях самого первого года выпуска вентиляционные решетки на задних стойках отсутствовали — так же, как на нашей «единичке», однако в 1968 году они появились.
«Решеточки» на задних стойках появились на 125p не сразу |
В 1969-м 1295-кубовый 60-сильный двигатель дополнила более мощная «полторашка», выдававшая уже 70 л. с. Её отличительная особенность – электрический вентилятор радиатора системы охлаждения с автоматическим включением (как на наших ВАЗ-2103/2106).
В 1972 Polski Fiat 125p наконец-то полностью избавился от своего «рудимента»: вместо рычага на рулевой колонке в салоне появился напольный.
Интерьер польского автомобиля неуловимо напоминал советскую «трёшку» по общему стилю |
А годом ранее польские конструкторы самостоятельно разработали модификацию с кузовом «универсал», которая получила обозначение Kombi и поначалу выпускалась в небольших количествах. Но со временем долю пятидверок в общем объеме выпуска увеличили до 20%.
Своя игра: на базе седана в Польше сделали и серийно выпускали пятидверный универсал… |
…и даже пикап! |
Экспериментальный кабриолет серийно не выпускался. На заднем фоне – удлиненный шестидверный «стретч-лимузин» 125p Jamnik |
Особняком стоит появившийся в 1974 году «люксовый» вариант Polski Fiat 125p с люком в крыше, электрическим обогревом заднего стекла, «противотуманками» и импортными шинами. Машину даже окрашивали в металлик, как советские Москвичи, но и внутри ПНР эксклюзивный вариант можно было приобрести только за валюту.
А в 1975-м в конструкцию уже заметно устаревшей машины поляками было внесено свыше 400 изменений! Отличить такой Fiat 125p MR’75 очень легко по новой пластиковой решётке радиатора с «очками» для фар, как на советской «шестёрке».
На фото: рекламный проспект Polski Fiat 125 MR’75 |
На раннем прототипе будущего ВАЗ-2105 (на фото) «подфарники» также попробовали поставить по бокам решетки радиатора. Но впоследствии «пятёрка» получила блок-фары |
Вот только «подфарники» на польском автомобиле по-прежнему располагались по бокам, а не под головной оптикой. Сзади же появились большие фонари с горизонтальными светоблоками, а вентиляционные решетки на задних стойках крыши, напротив, приобрели вертикальную ориентацию.
Решетки вытяжной системы вентиляции Polski Fiat меняли форму и расположение |
До 1975 года задние фонари были вертикальными (первое фото). Затем их развернули, как на нашей «трёшке» |
Fiat 124 Speciale в некоторых версиях имел заднюю оптику, которая по форме была похожа на фонари Польского Фиата |
Заметно обновился интерьер: на передних сиденьях появились подголовники, а рулевое колесо лишилось архаичного хромированного кольца. Мощность обоих моторов (1,3 л и 1,5 л) при этом выросла на пять лошадиных сил.
В середине семидесятых по современности салон PF 125p практически сравнялся с «жигулёвским», избавившись от рычага переключения передач на рулевой колонке и архаичного руля |
По темпам роста и объемов производства польский завод заметно уступал АвтоВАЗу, который собрал свою миллионную машину (ею стала «трёшка») всего спустя три года после старта – в декабре 1973-го. Поляки к этой отметке добрались лишь в начале восьмидесятых годов.
Уже в 1973-м в Тольятти собрали миллионный автомобиль ВАЗ. А в Польше к тому времени (и за вдвое больший срок!) сделали лишь 250 000 своих Фиатов |
В конце семидесятых появился еще один «люкс», который так и назывался – Polski Fiat 125p Lux. Внешне эту машину можно было отличить по двум крупным прямоугольным фарам производства ГДР.
Как на новом Москвиче: «люксовый» вариант получил прямоугольные «гэдээровские» фары |
В итоге за десять лет производства поляки ушли от первоначального варианта Fiat 125p заметно дальше, чем на ВАЗе при модернизации «единички» до ВАЗ-21011. С другой стороны, в Тольятти не нуждались в бесконечной замене накладок на одной и той же модели, поскольку к концу семидесятых годов там уже выпускались четыре седана (2101, 2103, 21011 и 2106), а также универсал ВАЗ-2102 и внедорожная Нива!
О спорт, ты и Polski Fiat: польские экипажи регулярно выступали на ралли «Монте Карло» с 1971 года и даже занимали призовые места в своём классе! |
В 1980-м поляки решили разделить отделку Fiat 125p по комплектациям – предлагались «популярная», «стандарт» и «люкс», которые отличались деталями экстерьера и интерьера, а также такими «опциями», как тахометр, галогенные противотуманные фары и радиоприёмник.
Преемником PF-125p должен был стать FSO Polonez, ведь уже в 1983 году лицензионное соглашение с Фиатом истекало.
Однако по ряду причин полностью отказаться от выпуска 125p в пользу Полонеза не получилось, и оба автомобиля продолжали выпускаться одновременно. Но из-за того, что срок действия лицензии истёк, автомобиль пришлось переименовать – теперь он назывался не Fiat 125p, а FSO-125p (MR’83).
FSO-125p – поздний вариант, который в одной из комплектаций получил пластиковые ступичные накладки вместо полноценных колпаков |
Сами поляки называли модель 125p Duzy Fiat (большой Фиат) в противовес «Малышу» 126p (Maluch/Maly Fiat). Венгры же называли 125-й «большим поляком», а модель 126р — «малым поляком». В ПНР для этой модели также использовались прозвища Kredens (комод), Kant (кант) и даже Bandyta/Bandzior (бандит/головорез).
Из гаммы двигателей исчез более слабый 1300-кубовый вариант, а в 1986-м под капотом Польского Фиата (теперь уже FSO) даже появился дизельный двигатель Volkswagen! Правда, из-за «чужого сердца» модель FSO-125p 1,6D стоила вдвое дороже обычной машины с бензиновым мотором. И практически в это же время финальным «аккордом» в бесконечной череде модернизаций стала пятиступенчатая коробка передач.
Значительная часть произведенных FSO автомобилей не оставалась в Польше, а уходила на экспорт в более чем 80 стран мира. С 1967 по 1991 год поляки выпустили около полутора миллионов своих 125-х – то есть, практически втрое меньше, чем на ВАЗе с 1970 по 1988 год было сделано только «единичек» (включая модификации 21011 и 21013). Причем в последние годы хлынувший бурной рекой поток подержанных иномарок привел к резкому падению спроса на такой родной для польских автомобилистов, но уже такой устаревший FSO-125p. И за несколько месяцев до развала СССР дальний родственник наших Жигулей наконец стал достоянием истории, в то время как в теперь уже Российской Федерации производство «классики» на базе Fiat 124 продолжалось даже в XXI веке. Но это уже совсем другая история.
Опрос
Как вам Fiat 125p?
id == data.answer_id»>Ваш голос
Всего голосов:
история
FIAT
Новые статьи
Популярные тест-драйвы
Тест-драйвы / Тест-драйв
Haval Dargo против Mitsubishi Outlander: собака лает, чужестранец идет
В дилерском центре Haval на юге Москвы жизнь кипит: покупатели разглядывают машины, общаются с менеджерами и подписывают какие-то бумаги. Пока я ждал выдачи тестового Dargo, такой же кроссов…
16457
7
205
13.09.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Мотор от Mercedes, эмблема от Renault, сборка от Dacia: тест-драйв европейского Logan 1,0
Казалось бы, что нового можно рассказать про Renault Logan второго поколения, известный каждому российскому таксисту, что называется, вдоль и поперёк? Однако конкретно в этом автомобиле есть. ..
13586
10
41
13.08.2022
Тест-драйвы / Тест-драйв
Geely Coolray против Haval Jolion: бесплатный сыр? Если бы!
Хотите купить сегодня машину с полноценной гарантией, в кредит по адекватной ставке, без диких дилерских накруток? Сейчас это та еще задачка, ведь полноценную цепочку «представительство – з…
10669
26
30
10.08.2022
Fiat 125 Saloon (модель 1967 года)
Мощность
90 л.с.
Скорость
161 км/час
Вес
1010 кг
Объем двигателя
1. 6 литра
Коробка передач
механическая, 4-х ступенчатая
↓
Добавить фото этого авто
↓
↑
Скрыть загрузчик фотографий ↑
• Мощность, разгон, скорость
• Объем двигателя, длина, масса
• Подробные характеристики
• Двигатель
• Похожие авто
- • 1967 Fiat 125 Special Berlina
• Комментарии и отзывы
Мощность, разгон, скорость
Максимальная мощность | 90 л. с. (67.1 кВт) при 5600 об/мин |
---|---|
Максимальный крутящий момент | 127 Нм (13 кГм) при 3500 об/мин |
Разгон от 0 до 100 км/час | 11.8 секунд |
Максимальная скорость | 161 км/час |
Объем двигателя, длина, масса
Тип кузова | 4/5 местный седан |
---|---|
Длина | 4223 мм |
Снаряженная масса | 1010 кг |
Объем двигателя | 1. 6 литра, 1608 см3 |
Цилиндров | 4, расположение однорядное |
Подробные технические характеристики
Тип кузова | 4/5 местный седан | |
---|---|---|
Количество дверей | 4 | |
Длина | 4223 мм | |
Ширина | 1607 мм | |
Высота | 1440 мм | |
Колесная база расстояние между передней и задней осью | 2505 мм | |
Отношение длины к колесной базе | 1. 69 | |
Колея колес | передних | 1313 мм |
задних | 1291 мм | |
Снаряженная масса | 1010 кг | |
Распределение веса | 54.5 % на переднюю ось | |
Объем топливного бака | 45 литров |
Тип | бензиновый, без наддува | |
---|---|---|
Производитель | Fiat | |
Код | A.000 | |
Цилиндров | 4, расположение однорядное | |
Рабочий объем | 1. 6 литра, 1608 см3 | |
Диаметр цилиндра × ход поршня | 80 × 80 мм | |
Диаметр цилиндра / ход поршня | 1 | |
Клапанный механизм | с двумя верхними распределительными валами DOHC 2 клапана на цилиндр 8 клапанов всего | |
Максимальная мощность | 90 л.с. (67.1 кВт) при 5600 об/мин | |
Максимальный крутящий момент | 127 Нм (13 кГм) при 3500 об/мин | |
Степень сжатия | 8. 8:1 | |
Система подачи топлива | 1 карбюратор Weber 34 DCHE-2 | |
Разгон от 0 до 100 км/час | 11.8 секунд | |
Максимальная скорость | 161 км/час | |
Мощность на единицу массы | 89.34 л.с./тонну | |
Расположение двигателя | переднее | |
Привод | на задние колеса | |
Размер шин | передних | 175 S-13 |
задних | 175 S-13 | |
Коробка передач | механическая, 4-х ступенчатая | |
Передаточное число высшей передачи | 1 | |
Передаточное число главной передачи | 4. 1 |
предыдущее авто
следующее авто
Классические автомобили FIAT 125 на продажу
Изменить поиск
Сортировать
Сбросить поиск
Сохранить поиск
1/50
1967 | ФИАТ 125
FIAT 125 КОНСЕРВАТА-.. ИДЕАЛЬНОЕ СОСТОЯНИЕ
9 500 евро
1 375 980 иен
18 580 лв.
231 097 чешских крон
70 669 датских крон
8 308 фунтов стерлингов
3 851 775 форинтов
44 719 злотых46 660 леев
102 677 шведских крон
9300 швейцарских франков
1 424 050 исландских крон
98 392 норвежских кроны
71 686 хорватских кун
1 113 410 руб.
183 928 турецких лир
14 644 австралийских доллара
52 706 бразильских реалов
13 125 канадских долларов
69 китайских юаней,634
77 358 гонконгских долларов
153 565 410 индонезийских рупий
33 909 шекелей
799 239 индийских рупий
12 973 295 южнокорейских вон
190 755 мексиканских песо
44 848 малайзийских ринггитов
16 052 новозеландских доллара
565 554 филиппинских песо
13 526 сингапурских долларов
350,9 бат20
169 881 южноафриканских рандов
Дилер
Седан
66/90 кВт/л. с.
23 000 км
1 / 10
1971 | FIAT 125 S / Спец.
FIAT 125 СПЕЦИАЛЬНЫЙ БЕНЗИНА/GPL
8 800 евро
1 266 232 иены
17 211 лв.
213 646 чешских крон
65 458 датских крон
7 703 фунта стерлингов
3 538 304 форинтов
41 153 злотых
43 067 леев
9 шведских крон4372
8 663 швейцарских франка
1 308 560 исландских крон
90 319 норвежских крон
66 392 кун
1 031 369 руб.
168 069 турецких лир
13 604 австралийских доллара
48 529 бразильских реалов
12 054 канадских долларов
64 475 китайских юаней
71 067 гонконгских долларов
140 619 индонезийских рупий,160
31 024 шекеля
732 383 индийских рупии
11 960 960 южнокорейских вон
176 210 мексиканских песо
41 976 малайзийских ринггитов
14 978 новозеландских долларов
520 133 филиппинских песо
12 495 сингапурских долларов
326 374 тайских бата
156,59 рандов1
Дилер
Седан
/ 4-дверный
74/101 кВт/л. с.
49,358 км
1 / 27
1969 | FIAT 125 S / Спец.
Готов к гонке, механический полностью отремонтирован с учетом гоночных характеристик того времени.
23 000 евро
3 309 иен,470
44 983 лева
558 394 чешских крон
171 083 датских кроны
20 134 фунтов стерлингов
9 247 840 форинтов
107 560 злотых
112 562 леев
246 654 шведских крон
22 641 швейцарский франк
3 420 100 исландских крон
236 060 норвежских крон
173 524 кун
2,69 руб. 5623
439 270 турецких лир
35 556 австралийских долларов
126 838 бразильских реалов
31 505 канадских долларов
168 514 китайских юаней
185 743 гонконгских доллара
367 527 350 индонезийских рупий
81 086 шекелей
1,9 индийских рупий14 182
31 261 600 южнокорейских вон
460 550 мексиканских песо
109 710 малайзийских ринггитов
39 146 новозеландских долларов
1 359 438 филиппинских песо
32 658 сингапурских долларов
853 024 бата
409 рэндов,271
Дилер
Седан
/ 4-дверный
74/100 кВт/л. с.
5000 км
1 / 13
1970 | FIAT 125 S / Спец.
Fahrzeug aus erster Hand, absolut rostfrei
20 703 евро
2,9 иены78 996
40 491 лв.
502 634 чешских крон
153 999 датских крон
18 123 фунтов стерлингов
8 324 379 форинтов
96 819 злотых
101 322 леев
222 024 шведских крон
19 швейцарских франков,900
3 078 579 исландских крон
212 488 норвежских крон
156 196 хорватских кун
2 426 446 руб.
395 406 турецких лир
32 005 австралийских долларов
114 172 бразильских реалов
28 359 канадских долларов151 687 китайских юаней
167 196 гонконгских долларов
330 827 187 индонезийских рупий
72 989 шекелей
1 723 038 индийских рупий
28 139 912 южнокорейских вон
414 561 мексиканских песо
98 755 малайзийских ринггитов
35 237 новозеландских долларов
1 223 689 филиппинских песо29 397 сингапурских долларов
767 844 тайских бата
368 403 южноафриканских ранда
Частный
Седан
/ 4-дверный
74/100 кВт/л. с.
68 000 км
1 из 1
штук на странице
15
30
45
1967 Fiat 125 седан Технические характеристики
|