О чем могут рассказать свечи зажигания: Диагностика по свечам зажигания

Диагностика по свечам зажигания

Опубликовано:

17.05.2016

Периодически стоит проверять, насколько хорошо работает двигатель, тем более что делать это совсем несложно. Советуем вам ознакомиться с тем, как осуществляется диагностика по свечам зажигания.

По свечам зажигания можно провести диагностику двигателя

Оптимальные условия для диагностирования

Чтобы результаты проверки функционирования силового агрегата были достоверными, стоит придерживаться некоторых правил и создать правильные условия для будущей проверки.

Диагностика двигателя по свечам зажигания осуществляется на основании цвета нагара, который со временем образовывается на свечах. Для этого не требуется привлекать специалистов и обладать особыми умениями. Просто придерживайтесь наших советов и следуйте рекомендациям.

  1. На новых свечах требуется преодолеть некоторое расстояние, которое может колебаться от 100 км и доходить до 150 км.
  2. Заранее прогреваем автомобиль.

Чем раньше будет замечено ухудшившееся состояния двигателя по свечам зажигания, тем больше ваши шансы исправить неполадки быстро и без существенных затрат.

О чём говорит внешний вид свеч зажигания

В тот момент, когда топливная смесь воспламеняется от искры, на свече появляется нагар. Он может обгорать, но не вся его часть, некоторое количество нагара всё же остаётся, предоставляя автомобилисту возможность судить о работе и состоянии двигателя. Во внимание берётся всё: вид, цвет и количество нагара, состояние электродов.

Когда не о чем беспокоиться

Нормальная рабочая свеча может иметь нагар в небольшом количестве. Он может быть похож своим цветом на кофе или быть более светлого оттенка. Никакого намёка относительно наличия масла быть не должно. Электрод должен расходоваться равномерно, на нём и вокруг него повреждений быть не может. Если под капотом вашего авто находятся именно такие свечи, можно только порадоваться за себя. Двигатель находится в прекрасном состоянии, автомобиль потребляет заявленное количество топлива, масло расходуется в нормальном режиме, машина заводится по первому требованию.

Чёрный нагар

На свечах могут образовываться сухие или немного влажные отложения чёрного цвета. В этом случае можно рассматривать несколько вариантов:

  • топливная смесь чрезмерно обогащённая;
  • тепловой диапазон свечки недостаточно тёплый;
  • снизился вакуум или компрессия;
  • зажигание происходит с опозданием;
  • искровой зазор больше, чем нужно.

Присутствие влаги в налёте чаще всего вызывается по причине повреждения прокладки на головке с цилиндрического блока. Также можно проверить маслосъёмное кольцо на предмет износа, а газораспределительный механизм — на наличие проблем в работе.

При такой ситуации водитель может ощутить сложности при запуске автомобиля. Чтобы исправить проблемы, о которых свидетельствует зольный нагар, можно выполнить следующие действия:

  • настроить работу карбюратора, а заодно и воздушной заслонки;
  • прочистить или заменить воздушный фильтр;
  • клапаны могут заедать в том случае, если нагар образовался только на одной или двух свечах.

Маслянистый нагар

Состояние двигателя по свечам, поверхность которых покрыта маслянистыми отложениями, определить несложно. Здесь вариантов немного: в камеру сгорания попадает много масла. Причиной такой ситуации может стать высокое содержание масла в картере, изношенное состояние поршневых колец, направляющих втулок на клапанах или гильз на блоке цилиндров. Все эти варианты не подходят для нового двигателя или агрегата, который проходит обкатку. В последних двух случаях замасленные свечи подвергаются соответствующему обслуживанию и становятся пригодными к использованию.

Если же проблемы с двигателем всё-таки присутствуют, то пора бить тревогу и отправлять его на капремонт. Смесь из топлива и масла обязательно должна быть отрегулирована, а свечи заменены на новые.

Свинцовый нагар

Когда свеча перегревается, отложения на её поверхности начинают расплавляться и принимают глянцевый вид с коричневым и даже желтоватым оттенком. Такое явление происходит из-за резкого повышения температурного режима внутри камеры сгорания. Причиной служит неправильный стиль вождения, который связан с резкими ускорениями. Ещё одной причиной служит наличие в топливе присадок с содержанием свинца.

Как следствие, в зажигании будут наблюдаться пропуски. Если причины появления свинцового нагара устранить невозможно, то рекомендуется выбирать свечи с увеличенным холодным диапазоном и сократить время их обслуживания.

Зольный налёт

На теле изолятора и электрода, который служит для заземления, могут образовываться в большом количестве порошкообразные отложения. Их цвет может меняться от белого до жёлтого. Можно предположить, что используемое масло не подходит двигателю или в топливе присутствуют недопустимые присадки.

Такие отложения легко удаляются, даже если они присутствуют в большом количестве. После очистки свечи могут использоваться повторно.

Износ свечи от времени

Свеча зажигания в среднем может работать до 30 тыс. км. Иногда этот показатель может увеличиваться в два раза, а может столь же стремительно сокращаться. Нужно периодически смотреть на свечи, проверять их состояние и рабочий потенциал, чтобы не допустить эксплуатации автомобиля при слишком изношенных свечах. Чем это может грозить:

  • чрезмерный расход топлива;
  • осложнение зажигания;
  • излишняя нагрузка на двигатель.

Лучше своевременно заменить свечи, чем подвергать свой автомобиль лишним нагрузкам.

О чём говорит внешний вид изолятора

Не только по нагару на свечах можно проводить диагностику состояния двигателя. На электродах могут появляться признаки эрозии при отсутствии отложений. По состоянию изолятора также можно судить о состоянии и особенностях работы двигателя.

Серый, вспученный изолятор

Это может свидетельствовать о следующих проблемах:

  • высокий тепловой диапазон на свечах;
  • зажигание с опережением;
  • неудовлетворительное охлаждение двигателя;
  • недостаточная обогащённость смеси топлива с воздухом;
  • заедание клапанов;
  • протечка на впускном коллекторе.

Для устранения проблемы необходимо проверить тепловой диапазон на свечах, установить момент зажигания, отрегулировать карбюратор, восстановить герметичность на впускном коллекторе и проверить работу клапанов. Свечи подлежат замене.

Сколотый или раскрошенный изолятор

У таких серьёзных нарушений может быть несколько причин:

  • тепловое расширение и удар;
  • резкий перепад температуры;
  • воздействие внешней механической силы;
  • длительная эксплуатация двигателя, в результате которой могут скапливаться отложения между изолятором и электродом.

В подобном случае необходимо не только заменить свечи, но и задуматься о профилактическом ремонте двигателя.

О чём говорит внешний вид электрода

Раз уж вы занялись изучением свечей зажигания, то обратите внимание на состояние электрода. Отсюда также можно почерпнуть важную для себя информацию.

На электродах может образовываться эрозия, что служит результатом окислительных процессов и химических реакций при участии свинца. В результате — увеличивается искровой зазор, автомобиль запускается сложнее, а в зажигании наблюдаются пропуски.

Эрозия может иметь свинцовый характер, при этом конец центрального электрода расщепляется и выглядит растрёпанным. По таким признакам можно судить о низком качестве топлива, в составе которого имеется свинец.

Наличие вогнутой эрозии на заземляющем электроде свидетельствует о неправильном подключении катушки зажигания (нарушение полярности). Это приводит к неравномерной работе силового агрегата на холостых оборотах. Исправить такую ситуацию несложно: меняем полярность и устанавливаем новые свечи.

Если электрод имеет слишком изношенный вид, что нехарактерно для свечи, можно говорить про наличие агрессивных примесей в технических жидкостях.

Электроды могут даже расплавляться, если при работе двигателя в камере сгорания присутствует большая температура. В этом случае можно рассматривать несколько причин, которые могли привести к таким последствиям:

  • топливная смесь самовоспламеняется при раннем зажигании;
  • в камере сгорания скопились отложения;
  • был повреждён распределитель зажигания;
  • истощение смазки;
  • неправильно подобранные свечи;
  • плохо охлаждается двигатель.

Хорошо ознакомившись с тем, как по свечам определить состояние двигателя, вы сможете на ранних стадиях выявлять наличие проблем и своевременно устранять их. В результате автомобиль будет безотказно запускаться, расход топлива не поднимется ниже заявленной отметки, а рабочий потенциал двигателя приумножится.

Свечи зажигания. Появление нагара и методы его устранения

Свечи зажигания дают искру для поступающей в камеру воздушно-топливной смеси, возникающую в результате появления между электродами разряда в десятки тысяч вольт. Они являются своеобразной лакмусовой бумажкой, помогающей определить состояние двигателя. Основными характеристиками работы свечей являются калильное число (определяет меру тепла, которая отводится свечой из камеры сгорания) и длина промежутка искры (чем она больше, тем лучше выполняется процесс воспламенения).

Проблемы со свечами и методы решения

Выход из строя свечей зажигания провоцирует появление проблем с катушками, крышкой трамблёра, каталитическим нейтрализатором.

Чистку свечей рекомендуется делать после очередных 5000 км пробега, а полную замену – при пробеге от 30 000 км.

Чтобы понять, что свечи пора менять, проверьте, когда в последний раз их ставили. Если имеются сколы изолятора, деформация электродов или любые иные повреждения – такие свечи больше работать не могут.

Устанавливая свечи, старайтесь брать те, которые рекомендует производитель. В крайнем случае – идентичные по рабочим параметрам. Поставить новые свечи абсолютно несложно: надо при холодном двигателе выкрутить их ключом и ввернуть новые.

При идеальных условиях (хорошем горючем, качественно отрегулированном моторе, правильно функционирующей системе зажигания) свечи сумели бы прослужить до 50 000-60 000 км пробега. Но ведь топливо в реальности оставляет желать лучшего, оно может переливаться или неправильно подаваться. Длительное стояние в заторах не позволяет температуре в цилиндрах двигателя подняться до 450°С, при которой свечи начинают самоочищаться. Поэтому срок эксплуатации деталей снижается почти в 2 раза.

Работа свечей зажигания влияет на:

— запуск мотора, стабильность работы двигателя на холостом ходу, его износ;
— функционирование крышки распределителя и катушек зажигания;

— динамические характеристики при езде;

— расход горючего и набор максимальной скорости автомобилем при движении.

О чём может рассказать налёт на свечах

Новые свечи обкатываются на протяжении 150-200 км. По цвету на внешней поверхности элементов можно ставить «диагноз».

  1. Равномерно распределённый нагар серого или бежевого цвета говорит о том, что двигатель работает, как надо.
  2. На основании наличия металлических мелких частичек возле электрода и белёсого оттенка на юбке делается вывод о слабой работе системы охлаждения. Свечи сильно перегреваются, следствием этого становятся прогоревшие поршни и треснутый клапан. Вполне вероятно, что причиной становится ошибочно выбранная свеча, большое опережение зажигания, малое октановое число или обеднённая топливная смесь. Выключая зажигание, понаблюдайте: если мотор глохнет не сразу, то свечи перегреваются.
  3. Кирпично-красное покрытие расскажет об избытке металлических присадок в топливе. Это касается свинцовых и марганцевых добавок. Металл формирует плёнку, через которую начинает поступать ток. Поэтому искры может и не быть в надлежащем месте.
  4. Тёмный блестящий загар маслянистого типа связывают с малой температурой разогрева свечи зажигания, попаданием моторного масла в работающий цилиндр, износа поршневых колец, выхода из строя втулок в клапане или маслосъёмных элементов. Из выхлопной трубы при подобных неполадках идёт сизый дым.
  5. Чёрный нагар является свидетельством переобогащённой топливной смеси. Проблема может заключаться в забитом воздушном фильтре, изменённой работе воздушной заслонки, плохо отрегулированном карбюраторе. Итогом становится избыточное потребление горючего.
  6. Свеча зажигания при исправном моторе.
  7. Расход бензина значительно увеличен.
  8. Обеднённая топливная смесь.
  9. Переизбыток присадок в горючем.
  10. Двигатель долго находился без работы (машина простаивала несколько месяцев).
  11. Вид свечи неработающего цилиндра
  12. Окончательное разрушение электрода в центре.
  13. «Залегли» маслосъёмные кольца. 

Чистка свечей зажигания

  1. Физические методы

а) Очистка капроновой, зубной или металлической щёткой. Главное – не повредить изолятор, иначе ускорится появление нагара.

б) Возможность очистить свечу, поместив её в патрон электродрели, методом опускания в ёмкость с песком.

в) Обработка при помощи пескоструйной машины. Используется песок и сжатый воздух. Этот способ помогает восстановить работоспособность всех моделей свечей зажигания.  

  1. Температурные методы

Свечи оказались залиты топливом при холодном запуске мотора? Их можно очистить, если прожечь. Для этих целей используется паяльная лампа или горелка с механической обработкой медной щёткой изолятора и электродов. Можно прокалить свечи на газу на плите до появления тёмно-красного цвета. 

  1. Химические методы

а) Очиститель ржавчины наносится слоем до 3-х см, оставляется на свечах на час. Потом откисший налёт снимается, а запчасть промывается водой.

б) Залить свечи силитом, поставить банку под  горячий поток воды. Через 30 минут очистить грязь щёткой.

в) Старинный способ – замочить свечи на 60 минут в уксусной кислоте. Налить 5 капель электролита на свечи и поскрести аккуратно. Пары кислоты токсично ядовиты, поэтому следует соблюдать особую осторожность в процессе очистки. 

г) Допускается чистка ультразвуком. Метод комплексный, включает в себя химическое воздействие и ультразвуковую обработку. Процедура проводится аналогично очистке форсунок.

д) Народная молва гласит, что «Кока-Кола» может очистить любую грязь и налёт.  

После чистки свечей зажигания не помешает отрегулировать зазор между электродами. Для этих целей   подгибается боковой электрод. Замер зазора делается цилиндрическим щупом, так как в процессе эксплуатации свечей в боковом электроде появляется выемка. Замер плоским щупом даст неточные значения.

Работоспособность свечей после очистки проверяется при помощи металлической петли и зажигалки. Более серьёзный метод подтверждения осуществляется в специальной камере. 

 

Как «прочитать» свечу зажигания?

Способность «читать» свечу зажигания может оказаться ценным подспорьем в настройке. Изучив цвет горлышка изолятора, опытный настройщик двигателя может многое узнать об общем рабочем состоянии двигателя.

Как правило, светло-коричневый/серый цвет говорит о том, что свеча зажигания работает при оптимальной температуре и что двигатель находится в хорошем состоянии. Темная окраска, такая как тяжелые черные влажные или сухие отложения, может указывать на чрезмерно богатое состояние, слишком холодную свечу зажигания, возможную утечку вакуума, низкую компрессию, чрезмерно запаздывающее опережение зажигания или слишком большой зазор свечи.

Если отложения влажные, это может свидетельствовать о пробитой прокладке головки блока цилиндров, плохом управлении подачей масла из-за проблем с кольцом или клапанным механизмом или о чрезвычайно богатом состоянии — в зависимости от характера жидкости, присутствующей на наконечнике.

Признаки загрязнения или чрезмерного нагрева должны быть обнаружены быстро, чтобы предотвратить дальнейшее ухудшение рабочих характеристик и возможное повреждение двигателя.

 

Нормальное состояние

О состоянии двигателя можно судить по внешнему виду запального конца свечи зажигания. Если запальный конец свечи зажигания имеет коричневый или светло-серый цвет, состояние можно считать хорошим, и свеча зажигания работает оптимально.

 

 

 

 

Сухое и мокрое загрязнение

Хотя существует множество различных случаев, если сопротивление изоляции между центральным электродом и корпусом превышает 10 Ом, двигатель можно запустить нормально. Если сопротивление изоляции падает до 0 Ом, запальный конец загрязняется либо влажным, либо сухим углеродом.

Перегрев

При перегреве зажигания, отложений, которые накапливались на совет изолятора, и придают наконечнику инсулятора.

 

 

 

 

Отложения

На накопление отложений на запальной головке влияют утечка масла, качество топлива и продолжительность работы двигателя.

 

 

 

 

Свинцовое загрязнение

Свинцовое загрязнение обычно проявляется в виде желтовато-коричневых отложений на носовой части изолятора. Это не может быть обнаружено тестером сопротивления при комнатной температуре. Соединения свинца соединяются при разных температурах. Образовавшиеся при 370-470°С (700-790°F) оказывают наибольшее влияние на сопротивление выводов.

 

 

 

Поломка

Поломка обычно вызвана тепловым расширением и тепловым ударом из-за внезапного нагрева или охлаждения.

 

 

 

 

Нормальный срок службы

Изношенная свеча зажигания не только расходует топливо, но и создает нагрузку на всю систему зажигания, поскольку расширенный зазор (из-за эрозии) требует более высокого напряжения. Нормальные темпы роста гэпа следующие:
четырехтактные двигатели: 0,01 ~ 0,02 мм/1000 км (0,00063 ~ 0,000126 дюймов/1000 миль)
Двухтактные двигатели: 0,02 ~ 0,04 мм/1000 км (0,000126 ~ 0,00252 дюйма/1 0003

9000 2 9000.

 

Аномальная эрозия

Аномальная эрозия электрода вызывается коррозией, окислением и реакцией со свинцом, что приводит к аномальному увеличению зазора.

 

 

 

 

Плавка

Плавление вызвано перегревом. В основном поверхность электрода довольно блестящая и неровная. Температура плавления никелевого сплава составляет 1200~1300°C (2200~2400°F).

 

 

 

Эрозия, коррозия и окисление

Материал электродов окислился, и при сильном окислении поверхность становится зеленой. Поверхность электродов также рифленая и шероховатая.

 

 

 

Эрозия свинца

Эрозия свинца вызывается соединениями свинца в бензине, которые химически реагируют с материалом электродов (сплав никеля) при высоких температурах; кристалл никелевого сплава отваливается из-за проникновения соединений свинца и разделения границ зерен никелевого сплава. Типичная эрозия свинца приводит к тому, что поверхность заземляющего электрода становится тоньше, а кончик электрода выглядит так, как будто он был отколот.

В этом видео подробно описан лучший процесс осмотра свечи зажигания и оценки ее состояния.

Как работают свечи зажигания и что они могут рассказать о вашем двигателе | Сделай сам

Техническое обслуживание и снаряжение

by Hagerty

27 апреля 2021 г. 3 мин чтения

Скромной свече зажигания уже больше века, но ее технология и функции остались неизменными. Изучение того, как работает свеча зажигания и что она может рассказать вам о вашем двигателе, имеет решающее значение даже в эпоху высокоинтеллектуальных двигателей с компьютерным управлением. Мы здесь, чтобы поделиться тем, что вы должны знать об этих трудолюбивых компонентах, от диапазона нагрева до материала.

Строительство

Снаружи свеча зажигания кажется очень простой, и в некоторых отношениях так и есть. Верхняя часть свечи представляет собой колпачок, к которому крепится провод свечи зажигания. Крышка также соединяется с электродами, проходящими через центр керамического фарфорового изолятора. Последняя часть — это корпус с резьбой, который удерживает все и создает заземляющее соединение. Электрод выступает из основания свечи на одной линии с небольшим заземляющим электродом (также известным как заземляющий электрод или боковой электрод), тем самым обеспечивая свободный путь для прохождения высоковольтной дуги и воспламенения топливно-воздушной смеси в свече зажигания. цилиндр.

Нельзя говорить о конструкции свечей зажигания, не упомянув диапазоны нагрева. Здесь важно помнить, что «более холодная» свеча дает ту же энергию искры, что и «более горячая» свеча. Тепловые диапазоны не имеют ничего общего с энергией и связаны с поддержанием чистоты вилки. Идеальная рабочая температура для свечи зажигания составляет от 500 до 800 градусов C. Это достаточно высокая температура, чтобы фарфоровая керамика, окружающая наконечник электрода в камере сгорания, могла сжечь любые прилипшие к ней загрязнения или побочные продукты сгорания.

Более холодная свеча имеет большую изоляцию и, следовательно, отводит больше тепла от электрода к головке блока цилиндров или блоку цилиндров. Слишком холодно, и загрязняющие вещества накапливаются и загрязняют свечу; слишком жарко, и фарфор треснет и испортится.

Типы

Существует четыре основных типа конструкции вилки: медная, платиновая, двойная платиновая и иридиевая. Каждый шаг вверх приводит к увеличению цены, но также увеличивает срок службы и энергию искры. Форма каждого из них уникальна и, если вы разбираете неизвестный двигатель, может помочь вам определить, на какую свечу вы смотрите. Форма электрода является наиболее очевидным сигналом; чтобы отличить платиновую пробку от двойной платиновой, найдите диск на заземляющем ремешке.

Также существует два типа уплотнительных механизмов: прижимная прокладка и конусное седло. Зажимная прокладка является самой распространенной и простой. Коническое седло встречается довольно редко и должно использоваться только с головками цилиндров, для которых вырезано подходящее седло; если вы привыкли раздавливать прокладки, вы можете найти момент затяжки для плунжеров с коническим седлом на удивление низким.

Чтение

Свеча зажигания может многое рассказать о рабочем состоянии двигателя. Скопление масла или других загрязнений может привести к загрязнению свечи зажигания и прекращению зажигания, в то время как изношенная свеча может дать осечку после износа электрода и заземляющего браслета в течение многих часов использования. Вытягивание свечей зажигания — простая задача для большинства двигателей, поэтому, даже если кажется, что двигатель работает нормально, быстрая проверка не помешает.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *