Зольность моторного масла: Виды зольности масла и ее влияние на работу двигателя

Виды зольности масла и ее влияние на работу двигателя

Виды зольности масла и ее влияние на работу двигателя

01.03.2019


Понятие зольности используется для характеристики содержания в веществе несгораемых примесей. Небольшое количество моторного масла в работающем двигателе неизбежно выгорает. Некоторая часть жидкости при этом испаряется, а продукты сгорания оседают на стенках цилиндров. Это и есть зола. Зольность зависит от ее количества и химического состава. Чем выше этот показатель, тем больше нагара оседает на стенках цилиндров и тем быстрее засоряются фильтры. Выделяют 2 вида зольности: обычную и сульфатную.


Обычная зольность — это процентное содержание неорганических примесей, образующихся в ходе сгорания моторного масла. Вычисляется это значение к массе смазочного материала. Об обычной зольности принято говорить применительно к базовым маслам или маслам без присадок, а также к различным смазочным средствам, предназначенным для применения не в автомобилях. Данный показатель находится в пределах 0,002 — 0,4%. Более низкое значение указывает на более высокую чистоту масла



Очевидно, что значение обычной зольности служит характеристикой степени очистки базового масла. Но на практике такой параметр большого значения не имеет, ведь в автомобиль заливается масло, содержащее комплекс присадок. Для таких смазочных материалов больше подходит понятие сульфатной зольности.


Сульфатная зольность (альтернативное название — уровень сульфатных шлаков) — это показатель для характеристики масел с присадками, содержащими органические соединения металлов. Речь идет о солях натрия, бария, кальция, калия и др. Когда в процессе работы такие масла выгорают, образуется большое количество золы. К ней добавляются смолистые отложения. Их особенно много в двигателях с очень продолжительным периодом работы, а также в моторах, где масло в последний раз меняли очень давно. Такие соединения имеют свойство откладываться на поверхности деталей. Эти отложения обладают высокими абразивными свойствами, что крайне пагубно отражается на продолжительности службы деталей.


Сульфатная зольность тоже выражается в процентах от массы масла. Но определяется она по особой процедуре, в ходе которой смазочный материал сжигают и прокаливают. В итоге получают твердый остаток, от которого и вычисляются проценты. Для этого используется серная кислота, чтобы выделить из общей массы сульфаты металлов. Эта особенность всей процедуры и дала название рассматриваемому виду зольности.



Стандарты, действующие на территории ЕС, начиная с Евро-4, вводят достаточно строгие ограничения по зольности моторных масел. Это продиктовано необходимостью снизить выброс в окружающую среду загрязняющих веществ, засорение сажевых фильтров и отложение сажи на поверхности деталей. Но выполнение таких требований заметно снижает ресурс работы двигателей внутреннего сгорания, что несомненно на руку автопроизводителям. Это позволяет им поддерживать продажи своей продукции на достаточно высоком уровне.


Российские же владельцы автомобилей, использующие отечественное топливо, должны учитывать, что масла с невысокой зольностью способствуют более быстрому износу вкладышей и пальцев. В то же время применение таких смазочных средств значительно снижает образование отложений на поршневых кольцах.



Следует отметить, что стандарты, действующие в США, требуют еще меньшего значения сульфатной зольности, чем соответствующие европейские правила. Дело в том, что американские производители применяют более качественные базовые масла. Это смазочные материалы, изготовленные по технологии гидрокрекинга, или же имеющие основу в виде полиальфаолефинов (3 и 4 группы).

Зольность масла: на что влияет

&nbsp

Зольность масла – это показатель того, сколько шлаков содержится при сгорании топлива. Если системы самоочищения могут справиться с сажей, то в отношении золы это не работает. Количество органических присадок называется зольностью, и они влияют на механизмы работы автомобиля. В качестве присадок выступают: антикоррозийные, моющие, антиокислительные компоненты.

Разновидности масла

Выделяют три вида масел в зависимости от количества золы:

  • полнозольными,
  • средне и
  • малозольными.

В зависимости от содержания примесей, могут использоваться для конкретного вида техники.

 

Полнозольные

Это категория масел маркируется ACEA A5/B5, A4/B4, A3B3. Из недостатков выделяют негативное воздействие на фильтр DPF. Также способны привести в негодность трехступенчатые катализаторы. Процент зольности составляет 1-1,1%, что не рекомендуется к использованию в двигателях EURO 4, 5  и 6. Используется там, где установлен выхлоп EGR. В отличие от других разновидностей, не проходит дополнительную очистку.

Среднезольные

Используется в четырехтактных двигателях на газовом топливе с турбонаддувом. Отличаются тем, что способны контролировать появление коррозийных процессов, загрязнения, появляющиеся в биогазах. Характеристика находится в пределах 06,-0,9%. Масло способно повлиять на увеличение промежутка эксплуатации двигателя, между заменой смазки. Обладает оптимальными эксплуатационными качествами. Маркировка ACEA C3, C4.

 

Малозольные

Малая зольность обладает специфическим составом и влиянием на двигатель. Преимуществами использования выступает:

  • Уменьшенное содержание золы, фосфора, серы;
  • Сбалансированные добавки;
  • Способность очищать двигатель;
  • Актуальны для дизельных моторов и современных, с нейтральной системой выхлопных газов.

В отличие от остальных, проходит тщательную систему фильтрации и проверки. Испытания показали положительное влияние состава на работу двигателя и других компонентов автомобиля. Моторное масло такого типа, используется в бензиновых двигателях. При эксплуатации, владелец должен помнить об использовании только качественного топлива. Если используется «паленный» или с низкими эксплуатационными характеристиками – малозольное масло не спасет. Маркировка: C1, C2. C3. Зольность не превышает показатель в 0,5%. Дополнительной категорией выделяют универсальные, относящиеся к типу D/SE. Показатель сульфатной зольности масла не превышает показателя в 1%, а общее содержание примесей колеблется от 10% до 11,5%.

Сульфатная зольность

Понятия зольность масла и сульфатная зольность следует различать. Первое — это продукт сгорания, а второе — количество металлсодержащих присадок в масле.  Присадки выступают в качестве компонентов, способных улучшить технические характеристики моторного масла. Среди разнообразия можно найти те, которые очищают поверхность двигателя, не дают появляться коррозии или увеличивают срок замены масла. Благодаря исследованиям и поиску идеального состава, сульфатное масло обладает сбалансированными компонентами. Добавляя самостоятельно, автолюбитель может неверно рассчитать содержания. В таком случае, в камере сгорания будет повышенное отложение золы. Выбирая масло с определенным содержанием зольности, нужно рассчитывать технические показатели, консультироваться со специалистами и более опытными автолюбителями.

Зольные масла нередко используют в качестве профилактических мер, а нерегулярно: способствует износу деталей, в следствии абразивного влияния на поверхностях соприкосновения, дегенеративно влиять на свечи зажигания.

Стандартные масла практически не содержат процент зольности. Условиями использования масел являются:

  • Для бензиновых моторов — не более 1,5%;
  • Дизельные системы ограничены в 1,8%;
  • Дизели высокой мощности – до 2%

Отработанные материалы, такие как фосфор, зола и сера, способны негативно повлиять на работу нейтрализаторов и фильтрационных систем. Оптимальным выбором при покупке считаются малозольные масла, рекомендуемые производителем. Также стоит обратить внимание на температуру вспышки и исправность двигателя. Используя даже малозольные масла, могут появляться различные побочные эффекты от сгорания. Все это влияет на скорость зажигания и температуру. При проблемной работе систем автомобиля, рекомендуются малозольные масла с низким содержанием присадок. В таком случае, количество отработанной золы и фосфора будет уменьшаться.

Влияние золы на двигатель

Высокая зольность провоцирует высокотемпературный отложения, которые обладают дегенеративными свойствами. Они способны загрязнить не только сам двигатель, но и повлиять на работу других систем автомобиля. Умение их смывать – одно из главных характеристик моторного масла. Но этого недостаточно, ведь чтобы полностью очистить поверхность от отложений, их нужно размельчить и нейтрализовать. Использование моюще-диспергирующих свойств позволяет вернуть деталям былую чистоту и нормализовать процессы работы. Если отложений будет слишком много – это провоцирует повышение температуры в двигателе. Соответственно, качество работы уменьшается, приводит к дальнейшим неисправностям. Особое влияние оказывает на масляные фильтры, которые попросту могут забиться. Страдают и другие компоненты:

  • Несвоевременное воспламенение рабочей смеси;
  • Проблемы в работе электродов свечей зажигания;
  • Прогар выпускных клапанов;
  • Отложения из золы в камере сгорания

Рациональное содержание присадок гарантирует уменьшение высокотемпературных отложений. В качестве дополнительных компонентов выступают сульфонаты, алкилсалицилаты и фосфаты магния. Взаимодействие с топливом, содержащим повышенное количество серы и способствующем образованию азотной кислоты, должно регулироваться при помощи масла с параметрами уменьшения коррозийного износа колец поршней и цилиндров. Выбор зольности масла должно быть грамотным, с учетом рекомендации производителя и состояния автомобиля. Специальные присадки способны уменьшить количество лакообразований, нагара на поршнях и кольцах, нейтрализовать кислоты. https://youtu.be/Lb6KPr74DiU