Схема системы охлаждения двигателя автомобиля ВАЗ 2105, 2107
Схема системы охлаждения карбюраторного двигателя автомобиля ВАЗ 2104, 2105, 2107
Система охлаждения (СО) двигателей автомобилей ВАЗ 2105, 2107 предназначена для поддержания их необходимой рабочей температуры. На изображении выше представлена ее схема.
Основные элементы системы охлаждения двигателя автомобилей ВАЗ 2105, 2107
— Рубашка охлаждения двигателя
Полости вокруг цилиндров двигателя, в головке блока и впускном коллекторе по которым циркулирует охлаждающая жидкость (ОЖ), отводя от них избыточное тепло.
— Помпа (водяной насос)
Предназначена для обеспечения принудительной циркуляции жидкости по системе охлаждения. Представляет собой вал с крыльчаткой, вращающийся на подшипнике в алюминиевом корпусе. Приводится в движение ременным приводом от шкива генератора и коленчатого вала. Рекомендуется периодически проверять натяжение ремня, так как при его проскальзывании помпа не может обеспечить эффективную циркуляцию ОЖ и двигатель будет перегреваться. Прогиб ремня под усилием 10 кгс должен находиться в пределах 10-15 мм.
— Радиатор
Предназначен для охлаждения жидкости при движении автомобиля. Состоит из двух бачков и двух рядов трубок соединяющих бачки. Имеет пробку с впускным и выпускным клапанами на заливной горловине. Выпускной клапан открывается при сильном нагреве жидкости и повышении давления в системе. При этом часть жидкости через него выбрасывается в расширительный бачок.
— Расширительный бачок
Предназначен для отвода из основной системы сильно нагретой и находящейся под давлением охлаждающей жидкости. Имеет пробку на заливной горловине. В пробке клапан, открывающийся при превышении давления в системе.
— Термостат
Термостат предназначен для поддержания нормального температурного режима двигателя путем соединения или разобщения малого и большого кругов системы охлаждения. На холодном двигателе ОЖ циркулирует по малому кругу (помпа, головка блока, блок цилиндров, печка, верхняя часть термостата). Температура ее быстро повышается. После прогрева ОЖ до 80 гр. срабатывает термоэлемент термостата, открывая его перепускной клапан. Жидкость начинает поступать через нижнюю часть термостата в радиатор (большой круг), где несколько охлаждается. От исправности термостата зависит нормальная и эффективная работа системы охлаждения двигателя вцелом.
hr>
— Вентилятор системы охлаждения
С четырехлопастной крыльчаткой объединенной с электродвигателем. Установлен на радиаторе. Предназначен для принудительного охлаждения жидкости, проходящий через радиатор. Включается при срабатывании термодатчика (ТМ-108), установленного в нижнем бачке радиатора, слева. Замыкающего свои контакты при температуре охлаждающей жидкости выше 89-95 гр., размыкающего при 84-90 гр.
— Печка (радиатор отопителя салона)
Предназначена для обогрева салона автомобиля. Входит в состав малого круга системы охлаждения, поэтому прогревается в первую очередь. Имеет кран, перекрывающий циркулирующую через нее жидкость. Кран управляется рычагом из салона автомобиля.
— Патрубки и шланги
Предназначены для обеспечения циркуляции ОЖ по системе.
Для контроля водителем за температурным состоянием двигателя на панели приборов имеется стрелочный указатель температуры охлаждающей жидкости, соединенный с датчиком температуры ввернутым в головку блока цилиндров двигателя.
Примечания и дополнения
— Рабочая температура двигателя, поддерживаемая его системой охлаждения, находится в пределах 80-94 гр.
— На холодном двигателе необходимо всегда проверять уровень охлаждающей жидкости. От ее объема напрямую зависит температурный режим двигателя и соответственно правильность его работы. При температуре воздуха 18-20 гр. уровень охлаждающей жидкости должен находиться на 4 см выше метки MIN в расширительном бачке.
— Периодичность замены охлаждающей жидкости на двигателях автомобилей ВАЗ 2105, 2107 составляет 30.000 км пробега.
Еще статьи по двигателям автомобилей ВАЗ 2105, 2107
— Что делать если закипел двигатель?
— Длина цепи двигателей ВАЗ
— Белый дым из глушителя, причины
— Двигатель не прогревается, причины
— Проверка термостата системы охлаждения
Подписывайтесь на нас!
Система охлаждения двигателя / ВАЗ 2105 / устройство ВАЗ
- 1. Трубна отвода жидкости от радиатора отопителя в насос
охлаждающей жидкости. - 2. Шланг отвода охлаждающей жидкости от впускной
трубы. - 3. Шланг отвода охлаждающей жидкости из радиатора
отопителя. - 4. Шланг подвода жидкости в радиатор отопителя.
- 5. Перепускной шланг термостата.
- 6. Выпускной патрубок рубашки охлаждения.
- 7. Подводящий шланг радиатора.
- 8. Расширительный бачок.
- 9. Пробка бачка.
- 10. Шланг от радиатора к расширительному бачку.
- 11. Пробка радиатора.
- 12. Выпускной (паровой) клапан пробки.
- 13. Впускной клапан пробки.
- 14. Верхний бачок радиатора.
- 15. Заливная горловина радиатора.
- 16. Трубка радиатора.
- 17. Охлаждающие пластины радиатора.
- 18. Кожух вентилятора.
- 19. Вентилятор.
- 20. Шкив привода насоса охлаждающей жидкости.
- 21. Резиновая опора.
- 22. Окно со стороны блока цилиндров для подачи
охлаждающей жидкости. - 23. Обойма сальника.
- 24. Подшипник валика насоса охлаждающей жидкости.
- 25. Крышка насоса.
- 26. Ступица шкива вентилятора.
- 27. Валик насоса.
- 28. Стопорный винт.
- 29. Манжета сальника.
- 30. Корпус насоса.
- 31. Крыльчатка насоса.
- 32. Приемный патрубок насоса.
- 33. Нижний бачок радиатора .
- 34. Отводящий шланг радиатора.
- 35. Ремень радиатора.
- 36. Насос охлаждающей жидкости.
- 37. Шланг подачи охлаждающей жидкости в насос.
- 38. Термостат.
- 39. Резиновая вставка.
- 40. Входной патрубок (от радиатора).
- 41. Основной клапан.
- 42. Перепускной клапан.
- 43. Корпус термостата.
- 44. Патрубок перепускного шланга.
- 45. Патрубок шланга для подачи охлаждающей жидкости в
насос. - 46. Крышка термостата.
- 47. Поршень рабочего элемента.
- 48. I.Схема работы термостата.
- 49. II.Температура жидкости меньше 80 С.
- 50. III.Температура жидкости 80- 94 С .
- 51. IV.Температура жидкости больше 94 С .
Система охлаждения двигателя жидкостная, закрытого типа, с принудительной
циркуляцией жидкости. Вместимость системы 9, 85 л, включая систему отопления
салона кузова. Система охлаждения состоит из следующих элементов: насоса 36
охлаждающей жидкости, радиатора, расширительного бачка 8, трубопроводов и
шлангов, вентилятора 19, рубашек охлаждения блока и головки блока цилиндров. При
работе двигателя жидкость, нагретая в рубашках охлаждения, поступает через
выпускной патрубок 6 по шлангам 5 и 7 в радиатор или термостат в зависимости от
положения клапанов термостата. Далее охлаждающая жидкость всасывается насосом 36
и подается вновь в рубашки охлаждения. В системе охлаждения используется
специальная жидкость ТОСОЛ А-40 — водный раствор антифриза Тосол-А
(концентрированного этиленгликоля с антикоррозионными и антивспенивающими
присадками плотностью 1, 12-1, 14 г/см2). ТОСОЛ А-40 голубого цвета плотностью
1, 078-1, 085 г/см2, имеет температуру замерзания минус 40 С. Проверка уровня
охлаждающей жидкости осуществляется на холодном двигателе (при температуре плюс
15-20 С) по уровню жидкости в расширительном бачке 8, который должен быть на 3-
4 мм выше метки «MIN». Плотность жидкости проверяется ареометром при техническом
обслуживании автомобиля. При повышении плотности жидкости и пониженном уровне
доливается дистиллированная вода. При нормальной плотности доливается жидкость
той марки, которая находится в системе охлаждения. При пониженной плотности
охлаждающей жидкости и необходимости эксплуатации автомобиля в холодное время
года жидкость заменяется новой. Для контроля температуры охлаждающей жидкости
имеется датчик, установленный в головке цилиндров, и указатель на щитке
приборов. При нормальном температурном режиме работы двигателя стрелка указателя
стоит у начала красного поля шкалы в пределах 80-100 С. Переход стрелки в
красную зону указывает на повышенный тепловой режим двигателя, который может
быть вызван неполадками в системе охлаждения (ослабление ремня привода насоса,
недостаточное количество охлаждающей жидкости или неисправности термостата), а
также тяжелыми дорожными условиями. Слив жидкости из системы осуществляется
через сливные отверстия, закрываемые пробками: одна в левом углу нижнего бачка
33 радиатора, другая в блоке цилиндров слева по ходу движения автомобиля. К
системе охлаждения подключен отопитель салона автомобиля. Нагретая жидкость из
головки цилиндров поступает по шлангу 4 через кран радиатора отопителя, а по
шлангу 3 и трубке 1 отсасывается насосом 36. Насос охлаждающей жидкости
центробежного типа, приводится в действие от шкива коленчатого вала клиновым
ремнем привода генератора. Насос крепится к блоку цилиндров с правой стороны
через уплотнительную прокладку болтами с моментом затяжки 22-27 Им (2.2-2.7
кгсм). Корпус 30 и крышка 25 насоса отлиты из алюминиевого сплава. В крышке в
подшипнике 24, который стопорится винтом 28. установлен валик 27. Подшипник 24
двухрядный. неразборный, без внутренней обоймы. Подшипник заполнен смазкой при
сборке и в дальнайцом не смазывается. На валик 27 с одной стороны напрессована
крыльчатка 31, а с другой ступица 26 шкива привода насоса. Торец крыльчатки.
соприкасающийся с уплотнительным кольцом, закален токами высокой частоты на
глубину 3 мм. Уплотнительное кольцо прижимается к крыльчатке пружиной через
резиновую манжету 29. Сальник неразборный, состоит из наружной латунной обоймы
23, резиновой манжеты и пружины. Сальник запрессован в крышку 25 насоса. Корпус
насоса имеет приемный патрубок 32 и окно 22 в сторону блока цилиндров для подачи
насосом охлаждающей жидкости. При нормальном натяжении клинового ремня привода
насоса прогиб ремня под усилием 100 Н (10 кгс) должен быть в переделах 10-15 мм.
Вентилятор Вентилятор 19 представляет четырехлопастную крыльчатку, изготовленную
из пластмассы, которая крепится болтами к ступице 26 шкива привода насоса.
Лопасти вентилятора имеют переменный по радиусу угол установки и для уменьшения
шума переменный шаг по ступице. Для лучшей эффективности работы вентилятор
находится в кожухе 18. который крепится болтами к кронштейнам радиатора.
Радиатор и расширительный бачок. Радиатор с верхним 14 и нижним 33 бачками, с
двумя рядами латунных вертикальных трубок 16 и лужеными охлаждающими пластинами
17 крепится четырьмя болтами к передку кузова и опирается на резиновые опоры 21.
Заливная горловина 15 радиатора закрывается пробкой И и соединяется шлангом 10 с
полупрозрачным пластмассовым расширительным бачком 8. Пробка радиатора имеет
впускной клапан 13 и выпускной 12, через которые радиатор соединяется шлангом с
расширительным бачком. Впускной клапан не прижат к прокладке (зазор 0, 5-1, 1
мм) и допускает впуск и выпуск охлаждающей жидкости в расширительный бачок при
нагревании и охлаждении двигателя. При закипании жидкости или резком увеличении
температуры из-за небольшой пропускной способности впускной клапан не успевает
выпустить жидкость в расширительный бачок и закрывается, разобщая систему
охлаждения с расширительным бачком. При увеличении давления при нагревании
жидкости до 50 кПа открывается выпускной клапан 12. и часть охлаждающей жидкости
отводится в расширительный бачок. Расширительный бачок закрыт пробкой, которая
имеет резиновый клапан, срабатывающий при давлении, близком к атмосферному. С
1988 года на двигатели автомобилей ВАЗ2105, -2104 стали устанавливать радиаторы
с алюминиевыми сердцевинами, изготовленными из двух рядов горизонтальных круглых
алюминиевых трубок и алюминиевых охлаждающих пластин. Радиатор двухходовой с
пластмассовыми бачками и патрубками для подсоединения шлангов. Один из бачков
имеет перегородку. Радиатор разборный, сердцевина крепится к бачкам через
уплотнительные резиновые прокладки. Для повышения эффективности охлаждения
жидкости алюминиевые охлаждающие пластины штампуются с насечкой, а в часть
трубок вставляются пластмассовые турбулизаторы в виде штопоров. Все это
обеспечивает турбулентное движение воздуха и жидкости в трубках. Необходимо
помнить, что не рекомендуется с алюминиевыми радиаторами использование воды в
системе охлаждения в качестве охлаждающей жидкости, чтобы исключить коррозию
алюминиевых трубок. Термостат и работа системы охлаждения Термостат системы
охлаждения ускоряет прогрев двигателя и поддерживает необходимый тепловой режим
работы двигателя. При оптимальном тепловом режиме температура охлаждающей
жидкости должна быть 85- 95 «С. Термостат 38 состоит из корпуса 43 и крышки 46,
которые завальцованы вместе с седлом основного клапана 41. Термостат имеет
входной патрубок 40 для впуска охлажденной жидкости от радиатора, патрубок 44
перепускного шланга 5 для перепуска жидкости из головки цилиндров в термостат и
патрубок 45 для подачи охлаждающей жидкости в насос 36. Основной клапан
установлен в.стакан термоэлемента, в котором завальцована резиновая вставка 39.
В резиновой вставке находится стальной полированный поршень 47, закрепленный на
неподвижном держателе. Между стенками и резиновой вставкой помещен
термочувствительный твердый наполнитель. Основной клапан 41 прижимается пружиной
к седлу. На клапане закреплены две стойки, на которых установлен перепускной
клапан 42. поджимаемый пружиной. Термостат в зависимости от температуры
охлаждающей жидкости автоматически включает или отключает радиатор системы
охлаждения и перепускает жидкость через радиатор или минуя его. На холодном
двигателе при температуре охлаждающей жидкости ниже 80 С основной клапан закрыт,
перепускной открыт. При этом жидкость циркулирует по шлангу 5 через перепускной
клапан 42 в насос 36, минуя радиатор (по малому кругу). Этим обеспечивается
быстрый прогрев двигателя. Если температура жидкости повышается выше 94 С.
термочувствительный наполнитель термостата расширяется, сжимает резиновую
вставку 39 и выдавливает поршень 47, перемещая основной клапан 41 до полного
открытия. Перепускной клапан 42 полностью закрывается. Жидкость в этом случае
циркулирует по большому кругу: из рубашки охлаждения по шлангу 7 в радиатор и
далее по шлангу 34 через основной клапан поступает в насос, которым вновь
направляется в рубашку охлаждения. В пределах температур 80-94 С клапаны
термостата находятся в промежуточных положениях, и охлаждающая жидкость
циркулирует по малому и большому кругам. Величина открытия основного клапана
обеспечивает постепенное подмешивание охлажденной в радиаторе жидкости, чем
достигается наилучший тепловой режим работы двигателя. Температура начала
открытия основного клапана термостата должна находится в пределах 77-86 С, ход
клапана не менее 6 мм. Проверку начала открытия основного клапана выполняют в
баке с водой. Начальная температура воды должна быть 73-75UC. Температуру воды
постепенно увеличивают на 1 С в минуту. За температуру начала открытия клапана
принимают температуру, при которой ход основного клапана составит 0, 1 мм.
Простейшую проверку работы термостата можно провести на ощупь непосредственно на
автомобиле. При исправном термостате после пуска холодного двигателя нижний
бачок радиатора начинает нагреваться, когда стрелка указателя температуры
жидкости на щитке приборов находится примерно на расстоянии 3-4 мм от красной
зоны шкалы, что соответствует температуре охлаждающей жидкости 80-95
С.
Лада 2105 ВФТС-2 (Группа Б)
Опубликовано: 18 янв. 2016 в 23:38 Первоначально опубликовано в: 2015 (старый сайт) (C) Джей Оже - владелец и автор веб-сайта Уведомление : Копирование содержимого веб-сайта в любой форме (включая, помимо прочего, копирование/вставку текста и захват экрана) строго запрещено.
ВВЕДЕНИЕ
Этот заднеприводный раллийный автомобиль создан на базе российской модели ВАЗ-2105 Lada Riva, также известной как «коммунистическая копия» FIAT 124, и построен ВФТС ( Вильнюсская Фабрика Транспортных Средств), которая была основана и затем управлялась известным литовским гонщиком Стасисом Брундзой. Все раллийные автомобили ВФТС считались простыми, прочными, легко ремонтируемыми и обладали достойными характеристиками по доступной цене.
СОДЕРЖАНИЕ
- ИСТОРИЯ
- ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЛЛИ АВТОМОБИЛЯ
- ВЕРСИЯ ОМОЛОГАЦИИ
- СООТВЕТСТВУЮЩИЕ ДОКУМЕНТЫ (B-222)
- ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОРОЖНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
- ВИДЕО
- ССЫЛКИ
ИСТОРИЯ
Lada Riva ВАЗ-2105 серийная модель
Производство модели 2105 началось в 1979 году на Вильнюсском автомобильном заводе в Литве. Позже фирма ВФТС выбрала его для замены своего первого раллийного автомобиля Lada 1600 (ВАЗ-2106) в качестве своей флагманской модели. Произведя необходимые агрегаты, компания получила омологацию группы B в октябре 19 года.82 под прозвищем «ВФТС-2», что просто означало, что это была вторая раллийная модель, выпущенная компанией, но наиболее широко она известна энтузиастам как 2105 ВФТС.
В раллийном автомобиле 2105 VFTS использовался тот же двигатель объемом 1568 куб. использование двойных карбюраторов WEBER 45 DCOE, модифицированных внутренних компонентов и гоночного топлива с октановым числом 100. Небольшой объем двигателя эффективно помещал автомобиль в класс B/10 для двигателей объемом от 1300 до 1600 куб.
Двигатель 2105 VFTS
В ходе его ограниченного производства были доступны усовершенствования, такие как усиленный картер заднего моста в 1985 году и новая 5-ступенчатая коробка передач в 1986 году. первая передача в дальнем правом углу над задней передачей, в то время как со второй по четвертую передачи занимали нормальную схему 4-ступенчатого агрегата. Эта компоновка была идеальной для ралли, поскольку первая передача редко выбирается, кроме как для стартов, и позволяла выстраивать наиболее часто используемые передачи, вторую и третью, а не пересекать их. Другие улучшения включали наличие более легких алюминиевых внутренних дверных панелей, капота / капота (с добавленным впускным каналом), заднего багажника / багажника и боковых экранов из поликарбоната.
Усовершенствованная версия 1986 года
Lada 2105 VFTS участвовала лишь в нескольких редких заездах чемпионата мира по ралли (WRC) в эпоху группы B, таких как финское ралли 1000 озер, где она полностью доминировала в классе B/10 в 1986 году, заняв первые 6 мест. классовые позиции. Российский гонщик Игорь Больших финишировал 18-м в общем зачете и 1-м в классе B/10. Тем не менее, автомобиль был более конкурентоспособен в национальных соревнованиях Восточной Европы, где он лидировал в большинстве гонок, в которых участвовал, завоевав обширный список побед и подиумов.
Производство 2105 VFTS официально закончилось в 1990 году, всего было построено и продано 30 единиц по всему миру. На автомобиль не повлиял печально известный запрет группы B 1986 года, поскольку он выступал в классе B/10 и продолжал широко использоваться в ралли, санкционированных FIA, до истечения срока его омологации в конце 1991 года. затем приобрел такую известность среди энтузиастов ралли старого коммунистического блока, что многие каперы начали их копировать, и вскоре он стал доступен в виде кит-кара. Реплики VFTS-2 по сей день являются основой многих раллийных серий в Восточной Европе, где они по-прежнему успешно конкурируют, а также приветствуются в исторических поездках по всему миру.
Следует отметить, что ВФТС также работала над прототипом «Лада Турбо» группы Б, более известным как Лада Самара Ева (нажмите, чтобы узнать больше).
ХАРАКТЕРИСТИКИ РАЛЛИЙСКИХ АВТОМОБИЛЕЙ
Группа/Класс | Б/10 | Номер омологации: B-222 (нажмите, чтобы просмотреть документы) |
Годы деятельности | 1982~1991 (ФИА) | Омологация
|
Двигатель | ||
Тип | И-4, SOHC 8v, газ | передний, продольный |
Рабочий объем | 1568 см3 | ВКР = 1568 куб. см |
Степень сжатия | 11,5:1 | |
Выходная мощность – крутящий момент | 160 л.с. при 7000~7500 об/мин | 122~134 фунт-фут (165~182 Нм) при 5500~6000 об/мин |
Материалы | : чугун | головка блока цилиндров: алюминий |
Аспирация |
| |
Зажигание | – | |
Система охлаждения | с водяным охлаждением | |
Система смазки | мокрый картер с 1 масляным насосом | |
Трансмиссия | ||
Тип | задний привод |
|
Передаточные числа коробки передач |
|
|
Дифференциальные коэффициенты | 3,53 или 3,06 | 2,37 |
Сцепление | однодисковый – сухой |
Шасси-кузов | ||
Тип |
| |
Передняя подвеска | независимая, стойки, винтовые пружины | |
Задняя подвеска | усиленная прямая ось, стойки, спиральные пружины, радиусные стержни | |
Система рулевого управления | червячный ролик | 16,4:1 |
Тормоза |
| двухконтурный с сервоприводом, регулируемое передаточное число |
Размеры | ||
длина: 4090 мм (161,0 дюйма) | ширина: 1725 мм (67,9 дюйма) | высота: 1400 мм (55,1 дюйма) |
колесная база: 2424 мм (95,4 дюйма) | передняя гусеница: 1365 мм (53,7 дюйма) | задняя гусеница: 1321 мм (52,0 дюйма) |
Диски – Шины |
| |
Масса в сухом/без груза | 920~950 кг (2028~2094 фунта) | |
Вес/мощность | 5,1~5,9 кг/л. с. (11,3~13,1 фунта/л.с.) | |
Топливный бак | – |
ОМОЛОГАЦИЯ / ПРОИЗВОДСТВЕННАЯ ВЕРСИЯ
Lada Riva 2105 серийная модель
ВАЗ : V ольжский A автомобильный Z , в настоящее время более известен как VAZ Z Z VAZ. 2105, также известный как «Жигули» или Lada Riva на некоторых рынках, был основан на платформе FIAT 124. Представлен в 1979, производство модели невероятно продлилось до 2010 года. Хотя он явно задумывался как экономичный автомобиль без каких-либо стремлений к производительности, 2105 по-прежнему очень популярен среди автомобильных энтузиастов России и Восточной Европы, которые наслаждаются богатой историей автоспорта модели.
Серийное производство ВАЗ-2105 намного превысило 200 омологационных единиц, требуемых правилами группы B. В таких случаях FISA/FIA требовала ограниченную серию, состоящую как минимум из двадцати «эволюционных» автомобилей — автомобилей, оснащенных всеми различными деталями VO (Variant Option), предназначенными для гонок. Фирма VFTS выполнила эти условия, выпустив начальную партию из 20 омологационных раллийных автомобилей.
Лада 2105 «ВФТС-2» автомобиль омологации
Официальная омологация группы B была предоставлена 1 октября 1982 года (# B-222 / нажмите, чтобы увидеть документы) под прозвищем «ВФТС-2», просто названным в честь второго ралли. Модель предложена и омологирована VFTS.
2105 Автомобиль омологации «ВФТС-2»
Компания ВФТС будет производить дополнительно 10 раллийных автомобилей по запросам клиентов, которые она получит, пока производство не будет официально прекращено в 1990 году. С тех пор 2105 ВФТС-2 широко копируется энтузиастами ралли по всему миру мире, с различными комплектами автомобилей, которые доступны в продаже, сохраняя душу этого благоприятного конкурента очень живой.
ХАРАКТЕРИСТИКИ ДОРОЖНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ
У обычной серийной модели Lada Riva ВАЗ-2105 слишком много различных спецификаций, чтобы перечислять их. Тем не менее, некоторые из них доступны НАЖМИТЕ ЗДЕСЬ!
Видео