Реле зарядки иж юпитер 5: Реле регулятор Иж 5 — Запчасти для мотоциклов

Переделка системы энергоснабжения мотоциклов ИЖ-Юпитер 4…5 и ИЖ-Планета 4…5: johnwarner — LiveJournal

Переделка системы энергоснабжения 
мотоциклов ИЖ — Юпитер и ИЖ — Планета.

В практике автоэлектрика иногда встречаются случаи, которые в милиции называются „висяк“. Надеюсь, объяснять, что это такое, не надо… К таким, безусловно, в моей практике относится система электроснабжения мотоциклов ИЖ — Юпитер и ИЖ — Планета от 4-й до 7-й серии. Вроде бы, несложная система, но это не система, это осколок советского времени… Очень немного времени, на мой взгляд, занимает диагностика неисправности при исчезновении „зарядки“: в 90% случаев это отказ блока выпрямитель — регулятор напряжения. В нём, как правило, пробивает тиристоры, которые выполняют роль ключевых элементов в цепи обмотки возбуждения. Оставшиеся 10%, в основном, это износ графитовых щёток цепи обмотки возбуждения. Остальное, в принципе, „экзотика“:)) типа обрыва или пробоя. При этом, после ремонта, мотоциклист, будучи предупреждён о том, что нельзя проверять работоспособность отремонтированного узла отсоединением аккумулятора, „тайком“ от мастера всё — таки проверяет таким образом наличие „зарядки“, что примерно в половине случаев приводит к повторному обращению либо к „рекламации“ на предмет низкого качества проделанной работы. .. После многочисленных попыток переломить ситуацию в корне, вырисовалась такая схема (см. рис.1…3):

 

рис.1. Вариант зарядки с интегралкой.

рис.2. Вариант зарядки с РР

рис.3 Цепь зажигания

Мне подумалось, а чем, собственно, в энергопитании, мотоцикл отличается от автомобиля? Да практически ничем! Те же альтернатор (генератор переменного тока), выпрямитель, регулятор напряжения, аккумулятор. Но практика показала, что отличия таки есть, и довольно существенные: У мотоцикла, в силу того, что генератор „сидит“ на валу двухтактного двигателя, очень неровная осциллограмма работы генератора, ведь двухтактник, да к тому же с цепным приводом и, практически, без маховика, вращается очень неравномерно. Это — то и приводит к тому, что начисто сбивается работа многих регуляторов напряжения, например, РР-362Б1(рис.4),

рис.4 РР-362Б1

которое применяется в отечественных грузовых автомобилях и тракторах, а также встречается на многих сравнительно старых отечественных легковых автомобилях, как недорогой и надёжный заменитель штатных регуляторов напряжения. Осмелюсь сообщить, что у меня всегда имеется в запасе как минимум одно такое, поскольку во многих случаях, по соотношению цена — качество ему в нашей местности при ремонте вышеупомянутой категории транспорта просто нет альтернативы, да чинится оно легко и дёшево: вскрывается корпус, заменяются транзисторы КТ816 и КТ837… А теперь закономерный вопрос: почему я так долго „мусолю“ тему об этом реле — регуляторе? А ответ очень прост: это один из первых отечественных транзисторных регуляторов напряжения, где применена триггерная схема управления ключевыми транзисторами. А многие поздние образцы регуляторов, несмотря на внешние отличия в виде других плат, корпусов и размеров, копируют именно его схемотехнику, поскольку регулятор РР-362Б1 и вправду очень удачный. Но мотоциклетный генератор выдаёт импульсы, которые начисто сбивают работу составного динистора на комплементарных транзисторах КТ315, КТ361. В итоге регулятор никак не влияет на нулевой зарядный ток:))) Была предпринята попытка ввести в схему конденсаторы, зацепив их параллельно диодам выпрямителя, но особой разницы не замечено. Тогда начались поиски другого регулятора. При поиске отдавалось предпочтение минимальной цене при максимальной работоспособности узла. В итоге себя хорошо проявили такие узлы: (1)интегралка Я112В1 (так называемая „шоколадка“)(рис.5)

рис.5 Шоколадка

причём строго ещё советская, либо из тех, что стоят в новых тракторных генераторах, довольно, кстати, дорогих. Отличительная особенность того, что нужно — наличие небольшой дырочки на крышке ИРН сверху, через которую ИРН залит компаундом. А те, что „загорают на витринах магазинов в неглиже“, сгорают сразу:((.
(2)Также, так называемая „таблетка“(рис.6),

рис.6 Таблетка

входящая в состав щёткодержателя генератора ВАЗ-2108 -09 -099. В магазинах её так и называют, щёткодержателем. Причём, желательно, производства „BOSCH“ или от генератора „Mercedes“. Наш регулятор в последнюю очередь. (3)Также, как это ни странно, какие — то дешёвенькие регуляторы, навроде „шоколадки“, даже с SMD — монтажом под оргстеклом, только оформленные для отдельной установки. Это регуляторы РР-362Б1-03 (рис.7)

рис.7 Кот Матроскин

Когда они попали ко мне в руки, маркировки на них, кроме букв „ВЗ“ , „Ш“ и „М“ никакой не было, и мне поневоле вспомнился кот Матроскин и его документы (усы, лапы и хвост)… Но они, если исправны, работают. После всех переделок напряжение в бортсети мотоцикла становится по настоящему стабильным, что положительно сказывается на работе мотоцикла в целом: лёгкий пуск даже на разряженном аккумуляторе, сравнительно редко обгорающие контакты зажигания и, как следствие, немного меньший расход топлива, мощный свет… Да и на обслуживание приходится тратить меньше времени. О введении реле в цепь питания катушек зажигания в своё время было сказано немало на страницах журналов „За Рулём“ и „Мото“. Потому особо заострять на этом Ваше внимание не буду, но желающие могут проверить полезность реле так: сначала надо замерить напряжение на клеммах аккумулятора мотоцикла и сравнить его с тем, что доходит до катушек зажигания. Обычно соотношения такие: 12. ..13 v на аккумуляторе и 8…9 v на катушках ! И это при штатной, заводской схеме через год — два эксплуатации! Неудивительно, что мотоцикл так неохотно заводится! Мотоциклисты эту проблему решают часто так: устанавливают на мотоцикл катушки зажигания на 6 v. Тогда байк заводится… А если установить реле, то тогда возможен запуск и от 6 v, и даже от 4 v, как один из переделанных мною образцов! Ещё одно слабое место штатной схемы электрооборудования мотоциклов — это то, что ВЕСЬ зарядный ток идёт от генератора на аккумулятор через замок зажигания! И здесь же находится коммутация цепей света! Неудивительно, почему замки зажигания отечественных мотоциклов так часто выходят из строя! Неужели эту проблему нельзя было не то, чтобы решить, а вообще не создавать?

Вопрос, конечно, чисто риторический…

©2009 John Валентинович Warner

Если нет зарядки на мотоцикле Иж Юпитер.

Данная статья написана в помощь тем мотолюбителям, которые решили сами найти и устранить неисправность в системе заряда аккумулятора на мотоциклах ИЖ 12в.

 

Из специальных приборов понадобится самый простой тестер с функцией прозвонки (пищалка) и измерением сопротивлений. Если данного прибора у вас нет, то можно воспользоваться лампочкой с батарейкой для определения контакта или разрыва в цепи.

При этом на мотоцикл необходимо поставить хорошо заряженный аккумулятор, либо запитать бортовую сеть от другого внешнего источника питания постоянным напряжением 12 в.
Прежде всего проверяем наличие напряжения при включенном замке зажигания на плюсовой клемме реле регулятора. Там должно быть +12в.

Если напряжения нет, то ищем обрыв от плюсовой клеммы аккумулятора через замок зажигания и до клеммы + на реле- регуляторе.

Далее,  меряем напряжение на щетках. На одной из щёток должно быть +12в. Если нет,  прозваниваем проводку от реле до щеток генератора.

Следующий шаг. Вытаскиваем щетки из держателя и прозваниваем каждую из них от клеммы до графита, Бывает такое, что в месте контакта провода с самим графитовым телом щетки пропадает контакт.  

Поиск неисправности в генераторе

Статор

От статора отсоединяются три фазных провода и прозванивается обмотка (соединенная между собой по схеме звезда). То есть между собой обмотки должны звониться и иметь примерно одинаковое сопротивление. Если какая то обмотка не звонится, это означает, что есть обрыв и статор не исправен.

Далее все три фазы прозваниваются относительно корпуса (массы).  Если звонится значит обмотки пробиты на корпус и такой статор не исправен.

Якорь

Прозваниваем обмотку якоря ( на медных кольцах ). Если между собой кольца звонятся — хорошо, если нет — обрыв, якорь не исправен.

Следующим шагом прозванивается обмотка якоря  относительно корпуса якоря. 

Если не звонится — хорошо, если звонится, обмотка пробита на корпус и такой якорь не исправен!

С генератором все.

Реле регулятор

Если вся проводка в порядке, щетки, статор и ротор прозвонили и все рабочее,  остается реле-регулятор! По моему опыту, даже если не сильно разбираешься в радиоэлектронике, можно хотя бы снять заднюю крышку реле-регулятора и протереть всю грязь. Внимательно посмотреть все контакты,  крепления деталей, проводов, перемычек, бывает от вибрации просто отваливается контакт или пайка. Диодный мост практически «вечен». А вот управляющие тиристоры, бывает, что и вылетают! Прозваниваются они тоже просто —  на предмет пробоя на корпус и межу катодом и управляющим электродом!

Меняются они тоже легко, снизу откручивается гайка на 10 мм сверху отпаиваются провода.

 

Вот в принципе и всё!!! И совершенно не стоит наугад менять целые узлы, причин может быть очень много, вплоть до банального плохого контакта на фишках или окисления проводов в разъеме

 Сергей Шариков

Редакция журнала благодарит Шарикова Сергея за любезно предоставленные материалы  для статьи.

Если у Вас есть чем поделиться с читателями и Вы желаете опубликовать на нашем сайте свой рассказ  или фотоотчет о путешествиях,  присылайте, пожалуйста, материалы на адрес: [email protected]

 

Дом — Travelmarks Фотография

Уникальные, аутентичные фотографы и мастер-классы по фотографии. Добро пожаловать!

Fotografiereizen

Unieke & authentieke fotoreizen

Azië, Afrika & Europa

Kleinschalig reizen & duurzaam

Fotografieworkshops

Persoonlijke begeleiding

Diverse fotoworkshops

Voor elk niveau wat wils

Bekijk galerie

Reisfotografie

Natuur & landschapsphotografie

Avondfotografie

Ik hebduin de Workshop Maasvolged.

Leuk, leerzaam en vooral inspirerend! Veel persoonlijke en kundige aandacht встретил ее juiste balans tussen theorie en praktijk.

Zoek je een leuke Workshop waarbij je fotografie van voorbereiding tot nabewerking en alles daar tussen in wilt meemaken? Дэн кан ик je zeker де мастерских ван Марк aanraden!

Cat Hai Chiem

Ik heb de cursus Lightroom bij Mark gevolgd. Марк является юным человеком waarbij je je meteen op je gemak voelt. Heeft geduld en respect voor iedereen! Legt пошел uit en denkt встретил je mee. Вейл гелерд Марк! В фауне опзихтен! Данкджевел Дарвур. Ik kom zeker bij je terug voor een andere cursus.

Инеке

Wij hebben Последние гениальные новшества в Кении, v ia Travelmarks.

Iedere dag hebben we volop genoten van al het wild wat voorbij kwam. Он был эрг фийн, что мы еен эрварен гидс биджонс хадден.

Отметьте самое важное в программе reisprogramma ook nog meerdere keren het fotograferen van Masai opgenomen. Het был voor ons een droomreis en we hebben enorm genoten. Dank je wel Mark voor je personoonlijke aandacht, je snelle service en het weten te vertalen van onze wensen.

Antoinette & Gerard

Cursus avondfotografie in Venlo gevolgd. Поделитесь своими советами и рекомендациями по получению отзывов о моих фотографиях. Отметьте преимущество перед камерой, перспективой и аксессуарами, абсолютным преимуществом!

Lottie

Мастерская ландшафтной фотографии и макросъемки Mark Gevolgd. Он был одним из самых престижных мастерских в одном из практичных садов Лимбурга! Zonsopkomst с фильтрами, инсектицидами, смесями, сделанными на зелени с макросами. Meervoudige belichting en bewust bewogen foto’s, oftewel een stukje creativiteit kwam ook nog aan de orde. En dat alles in alle rust en met duidelijke uitleg.

Een aanrader dus!!!

Элли

Inmiddels al 2 мастерские mogen volgen. Avondfotografie и ландшафтная фотография. Beiden fantastisch.

Отметьте neemt alle tijd je rustig dingen uit te leggen. Ontzetted veel geleerd al over composities, instellingen, je leert je camera goed kennen, maar ook je statief, goed leren kijken, специальные эффекты умирают je kunt toevoegen, scherpstellen.

Ná afloop krijg je nog een ontzetnd duidelijk naslagwerk waar je nog eens rustig alles kunt nalezen. En mocht je vragen hebben? Je kunt hem altijd appen.

Николь

Фотографии и фотовыходные дни

Подлинные лучшие фотографии, kleinschalig reizen, ware hidden gems, buitenaards mooie natuur, diepvintema hewtema en civiluur! Meet een ruim assortiment aan fotoreizen binnen Europe, Afrika en Azië zit er altijd een spraakmakende reis tussen. Bekijk onze fotografiereizen en waan je alvast voor даже op die bestemming van je dromen.

Blijf je liver dicht bij huis? Дэн готов к фотовыходным, и он хочет, чтобы вы его видели. Waar ter wereld je ook fotografeert, mooie foto’s zijn overal te maken. Zo ook in ons eigen Nederland en onze buurlanden, België en Duitsland. Neem gerust een kijkje in het aanbod van fotografiweekend семинара een .   

Tot kliks, мы надеемся je snel te ontmoeten!

Voorbeeld foto’s

Фотомастерские

Будет ли лучше фотографировать на собственной земле? Schrijf je dan in voor een fotografie Workshop in avon-, natuur-macro ландшафтная фотография. Sta je helemaal aan het begin van je fotografieavontuur, dan is de basecursus fotografie en aanrader. Добро пожаловать в Венло, Маастрихт, Роттердам, Бреда Схевенинген, waar de Workshops Plaatsvinden. Bekijk het aanbod aan fotografieworkshops .  

Een originalele Travelmarks foto aan jouw muur? Vanzelfsprekend kan DAT ook! Бекийк ин де интернет-магазин een uitgebreide collection van spraakmakende reisfoto’s.

Tot kliks, мы надеемся je snel te ontmoeten!

Eervolle vermeldingen

Duurzaam reizen

Een betere wereld voor ons allemaal! Duurzaamheid является een belangrijk onderdeel tijdens onze fotoreizen. Net als het ondersteunen van de lokale bevolking in onze bestemmingslanden. Поддержите местную жизнь и путешествуйте с осторожностью!

Мы посадили бум, чтобы сделать все возможное, чтобы изменить его, используя платформу Trees for All. Jij hoeft er niks voor te doen, maar levert косвенный toch je bijdrage aan een beter milieu.

Buiten, что мы уважаем omgaan en ondersteuning bieden aan de locale bevolking in al onze landen, dragen we action bij aan de Nairoshi Foundation в Кении. Смотрите все по ссылке de onderstaande.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *