Полуторка газ: ГАЗ-АА (полуторка) – труженик войны и народного хозяйства

ГАЗ-АА (полуторка) – труженик войны и народного хозяйства

29 января 1932 года – день рождения первого серийного советского грузовика ГАЗ-АА. Разработанный инженерами Горьковского автозавода грузовик с грузоподъемностью 1500 кг известен всем нам как полуторка. Этот автомобиль стал самым массовым грузовиком в нашей стране в первой половине ХХ века. Всего на 4 заводах было выпущено 985 тысяч машин (почти миллион!).

Грузовик полюбился водителям за простоту конструкции и надёжность, его сборка не требовала высокой квалификации, а ремонт легко было провести в полевых условиях, что сильно помогло в грозные годы Великой Отечественной войны. Узлы и агрегаты «Полуторки» были такими же, что использовались в конструкциях множества типов военной техники, а сам «газик» имел свыше полусотни модификаций – от автобуса, автоцистерны, пожарного автомобиля до бронемашины.

Этой простой и надежной машине суждено было пройти все героические испытания, выпавшие на долю советских людей. Автомобиль отличился упорным трудом в годы первых пятилеток, а затем на восстановлении народного хозяйства и разрушенных городов после Победы.

Выдержал грузовик и тяготы Великой Отечественной войны. Полуторка, знакомая каждому мальчишке по фильмам и книгам, стала таким же символом войны, как танк Т-34, «Катюша» и трехлинейка.

И сегодня, в годовщину со дня создания этого автомобиля-трудяги, не будет лишним вспомнить его историю и тот непростой путь, который пришлось «Полуторке» пройти.

Гость из-за океана

В СССР шла первая пятилетка (1928-1932), задачи которой были выполнены досрочно – за четыре года. Страна приняла план стремительного развития всех сфер жизни общества и создания мощной индустриальной державы. Строилось и развивалось свыше 1500 различных промышленных и производственных объектов по всей стране. Для выполнения этой масштабной и амбициозной задачи требовалась большая масса грузовых автомобилей всех типов, «рабочих лошадок» стремительной индустриализации.

Ford-AA

Советский Союз был зависим от иностранных поставок автомобилей, но особенно от дорогостоящих запчастей к ним. Всё острее ощущалась потребность в собственных полноценных производственных линиях. И вскоре они начали появляться.

Решено было в сотрудничестве с американскими инженерами из Albert Kahn inc возвести у Нижнего Новгорода автогигант, который по плану должен был производить до 100 тыс. грузовиков в год. Вариантов для выбора было не очень много: AM General не согласилась сотрудничать с СССР, но другой автогигант – Ford, предложил свои услуги. В самой компании тогда шла модернизация, и фордовские автомобили поколения Т сменились новыми – А и АА. Как раз Ford AA. Отвечал всем требованиям, потому и был выбран в качестве образца. Новый грузовичок брал на борт полторы тонны груза, был прост, надежен и неприхотлив, а главное, наши инженеры разработали свою версию машины, внесли коррективы для еще большего упрощения конструкции, но с кратным увеличением её надежности.

Освоение и производство

В рекордно короткие сроки в сотрудничестве с инженерами из Albert Kahn и Austin Co. К началу 1932 года в СССР под Нижним Новгородом (в районе села Монастыри) вырос новый советский автогигант. В октябре того же года город переименовали в Горький, а машина получила привычное для нас обозначение ГА3. Рабочие осваивали процесс сборки, и персонал к тому времени на заводе уже был достаточно квалифицированным. К концу 1932 года завод собирал 60 грузовиков в сутки! А с 1933 года автомобиль стал полностью отечественным, собирался только из советских комплектующих и не требовал никаких иностранных поставок.

ГАЗ-АА первых выпусков. Источник: http://modeli-gaz.ru/

Год за годом шел и процесс усовершенствования полуторки. Так, в 1938 году появился ГАЗ-ММ, с форсированным до 50 л.с. мотором и множеством доработок, которые делали машину ещё надежнее. Отдельно следует остановиться на модификациях. Специалисты находят свыше 50 вариантов исполнения: это и самый массовый автобус 30-х годов в нашей стране, и пожарный автомобиль, и цистерна, и аэродромная машина. На базе ГАЗ-АА производились и бронеавтомобили.

Годы войны и работы

К началу Великой Отечественной войны Красная Армия и народное хозяйство СССР располагало внушительным автопарком, но потери сказывались, и требовалось максимально форсировать производство грузовых машин всех типов.

ГАЗ-АА произведенный в годы войны

Инженеры Горьковского завода пошли предельно простым путем: с полуторки сняли всё лишнее. Не стало ни металлических, ни фанерных дверей, их заменили брезентовые накладки. Крышу заменил тент с небольшим окошком сзади. Крылья гнули из простого кровельного железа, а от одного дворника, одной фары и передних тормозов пришлось отказаться. Кузов теперь откидывался только сзади, а не с трех сторон. Полуторка стала надежной рабочей лошадкой советских военных водителей. Простая и неприхотливая она ходила почти всегда с перегрузом (иногда и с двойным). Была создана и еще одна интересная модификация – газогенераторный ГАЗ-42, автомобиль с печкой, который ездил на дровах.

ГАЗ-42 с газогенератором. Источник: https://wroom.ru/

Более 300 тысяч полуторок вместе с нашей армией прошли всю войну, отступая, а затем и наступая, возили раненых, были связными и аэродромными машинами. Работали день и ночь в степях Украины и горах Кавказа, в Заполярье, а затем и в Европе. Но самое главное – они перевезли в годы блокады Ленинграда сотни тысяч тонн военных грузов и продовольствия по льду Ладожского озера, по Дороге жизни.

Полуторка проявляла фантастическую живучесть и ремонтопригодность и отвечала требованиям военного времени. Шоферы, рассказывая о войне, часто упоминают, что там, где немецкие или французские трофейные грузовики увязали, не в силах были справиться с разбитыми фронтовыми дорогами, наш ГАЗ-АА бодро проползал, показывая боевой характер.

Всего до 1951 года было произведено около миллиона полуторок. После войны грузовику вернули классический внешний вид. Машина участвовала в восстановлении страны, ее можно было встретить в городах и селах СССР вплоть до конца 60-х годов. В наши дни легендарный грузовик на дорогах не встретишь. Его можно увидеть разве что в кино или музее, а образцы, восстановленные энтузиастами-реконструкторами, – на торжествах и выставках. Но вряд ли это может сделать его менее значимым для истории страны.

Источник: http://my-travels.club/

Фото обложки: https://www.autowp.ru

Грузовой автомобиль ГАЗ-АА. СССР

Самой массовой моделью советского грузового автомобиля в 1930-х – 1940-х годах был 1,5-тонный автомобиль «ГАЗ-АА». По договору 1929 года с автомобильной фирмой Генри Форда американцы обязалась оказывать СССР техническую помощь и консультации в строительстве автозавода в г. Нижний Новгород (Горький), а также в организации производства легкового автомобиля «Форд-А» и 1,5-тонного грузовика «Форд-АА». Если первые советские автомобили ГАЗ-АА, сошедшие с конвейера ГАЗ в 1932 году, были сделаны по чертежам компании Форда, то уже вскоре советские конструкторы внесли в них изменения: были усилены: картер сцепления, рулевой механизм, установлен воздушный фильтр и т. д. Автомобиль ГАЗ-АА, при всей своей простоте, был технически достаточно совершенным. В первую очередь, это была машина высокой весовой культуры – каждая ее деталь, тщательно спроектированная на основе учета нагрузок, являлась легкой, высокотехнологичной и простой по конфигурации. И что самое главное – конструкция ее узлов способствовала упрощению эксплуатации и ремонта. Основой машины служила мощная лонжеронная рама, на которой монтировались кузов и кабина. Под капотом располагался рядный четырехцилиндровый двигатель мощностью 42 л.с. Двигатель обладал очень низкой степенью сжатия (4,2) и мог эксплуатироваться на любом сорте бензина (в т.ч. самом дешевом низкооктановом А-52), а в жаркую погоду, будучи прогретым, и на керосине. Система питания двигателя состояла из карбюратора и топливного бака. Причем, на ГАЗ-АА отсутствовал бензонасос. Простейшая система электрооборудования, подача топлива самотеком, нерегулируемые толкатели клапанов и другие особенности конструкции двигателя не требовали от водителя глубоких познаний в механике, упрощали обслуживание. В качестве трансмиссии применялось сухое однодисковое сцепление и четырехступенчатая коробка передач. Подвеска – зависимая, передние колеса – на поперечно расположенной полуэллиптической рессоре с толкающими штангами, которые передавали нагрузки на раму, задние – на двух продольных кантилеверных рессорах без амортизаторов. Рабочий тормоз имел механический привод. Без нагрузки масса ГАЗ-АА составляла 1750 кг, а с полной нагрузкой, заправкой и водителем – около 3000 кг, причем на задние колеса приходилось около 2600 кг. Столь малая осевая нагрузка создавала не только минимальное разрушающее действие на покрытие даже щебеночных дорог, но и на деревянные мосты в сельской местности. В 1938 году автомобиль ГАЗ-АА подвергся модернизации: он получил более мощный (50 л.с.) двигатель, унифицированный с легковой моделью ГАЗ-М1; рулевой механизм, тоже унифицированный с ГАЗ-М1, усиленное крепление задних рессор, а с 1940 года – новые буксирный прибор и крепление запасного колеса. Масса автомобиля ГАЗ-ММ (такой индекс получил модернизированный ГАЗ-АА) возросла до 1800 кг, но в целом конструкция оставалась неизменной. Автомобили ГАЗ-АА и ГАЗ-ММ в предвоенный период являлись самыми распространенными в нашей стране. С 1934 по 1943 годы серийно выпускались трехосные грузовики ГАЗ-ААА, в значительной степени унифицированные с двухосной базовой моделью. Всего с конвейера сошло 37373 трехоски ГАЗ-ААА. В 1938 – 1939 годах появились полугусеничный ГАЗ-60, газогенераторный ГАЗ-42 (использовавший вместо бензина деревянные чурки) и газобаллонный ГАЗ-44. Полуторки составляли более половины автопарка Красной армии и внутренних войск НКВД (151100 штук). К началу Великой Отечественной войны это были уже устаревшие модели, но их несомненным преимуществом была простота конструкции и неприхотливость к качеству топлива. В годы войны они использовались не только для переброски войск и грузов, но и в качестве шасси для установки 37-мм и 25-мм зенитных пушек и счетверенных зенитных установок пулеметов «Максим» образца 1931 года. Конструкцию ГАЗ-ММ (ГАЗ-АА) предельно упростили, что диктовалось нехваткой металла и стремлением ускорить производство. Вместо штампованных крыльев сложной конфигурации ставили сварные, простой Г-образной формы. Передний буфер и правая фара отсутствовали. Тормоза устанавливались только на задние колеса. У кузова открывался только задний борт. На полуторках, выпускавшихся в 1942 году, вместо стальной кабины ставили упрощенную с брезентовыми верхом и пологами вместо дверей. С 1943 года стали устанавливать деревянную закрытую кабину, крыша которой обтягивалась брезентом. Причем, некоторые грузовики имели даже матерчатые двери-скатки, позднее двери стали делать из доски-вагонки. Всего с 1932 г.по 1950 г. было выпущено 985000 автомобилей ГАЗ-АА, ГАЗ-ММ и их модификаций, в том числе в течение 1941–1945 гг. – 138600.

Шасси и фрагменты кабины водителя грузового автомобиля ГАЗ-АА выпуска 1942 года были обнаружены на местах боев в Смоленской области поисковым отрядом под руководством В.С. Девяткина и переданы в дар музею. Реставрационно-восстановительные работы проведены в 2001 году ООО «Предприятие «Авион».

Как работают грузовики класса 8, работающие на сжатом природном газе?

Большегрузные автомобили, работающие на компримированном природном газе (СПГ), работают так же, как бензиновые автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Многие большегрузные автомобили, работающие на природном газе, используют системы природного газа с искровым зажиганием, но в некоторых системах используется компрессионный впрыск, аналогичный дизельному. В системе с искровым зажиганием двигатель работает так же, как бензиновый двигатель. Природный газ хранится в нескольких топливных баках или баллонах, как правило, за кабиной автомобиля. Топливная система CNG передает газ под высоким давлением из топливного бака по топливопроводам, где регулятор давления снижает давление до уровня, совместимого с системой впрыска топлива двигателя. Наконец, топливо вводится во впускной коллектор или камеру сгорания, где оно смешивается с воздухом, а затем сжимается и воспламеняется свечой зажигания. Узнайте больше о транспортных средствах, работающих на природном газе.

Изображение высокого разрешения

Аккумулятор: Аккумулятор обеспечивает электроэнергией запуск двигателя и электронику/аксессуары автомобиля.

Электронный блок управления (ECM): ECM управляет топливной смесью, опережением зажигания и системой выбросов; следит за работой автомобиля; защищает двигатель от небрежного обращения; и обнаруживает и устраняет проблемы.

Выхлопная система: Выхлопная система направляет выхлопные газы двигателя наружу через выхлопную трубу. Трехкомпонентный каталитический нейтрализатор предназначен для снижения выбросов выхлопных газов в выхлопной системе.

Горловина топливного бака: Форсунка от заправочной колонки крепится к приемнику на автомобиле для заполнения бака.

Топливный фильтр: Этот фильтр задерживает загрязняющие вещества и другие побочные продукты, предотвращая их засорение важных компонентов топливной системы, таких как топливные форсунки.

Система впрыска топлива: Эта система подает топливо в камеры сгорания двигателя для воспламенения.

Топливопровод: Металлическая трубка или гибкий шланг (или их комбинация) подает топливо из бака в систему впрыска топлива двигателя.

Топливный бак (сжатый природный газ): Хранит сжатый природный газ на борту автомобиля до тех пор, пока он не понадобится двигателю.

Регулятор высокого давления: Снижает и регулирует давление топлива на выходе из бака, снижая его до приемлемого уровня, требуемого системой впрыска топлива двигателя.

Двигатель внутреннего сгорания (с искровым зажиганием): В этой конфигурации топливо впрыскивается либо во впускной коллектор, либо в камеру сгорания, где оно смешивается с воздухом, а воздушно-топливная смесь воспламеняется искрой от свеча зажигания.

Ручное отключение: Позволяет оператору транспортного средства или механику вручную отключить подачу топлива.

Трансмиссия: Трансмиссия передает механическую энергию от двигателя и/или тягового электродвигателя на привод колес.

СРАВНИТЬ С

Газовый грузовик

Решения по электроснабжению для экологически чистых перевозок

Ассортимент наших газовых грузовиков легко адаптируется, отличается высокой управляемостью, низким расходом топлива и запасом хода до 1700 км. Ассортимент подходит для городских и региональных перевозок, а также для дальних перевозок.

Устойчивые транспортные решения

Газовые двигатели Scania известны своей топливной экономичностью, типичный тягач с полуприцепом может развивать запас хода прибл. 1700 километров. С биометаном в баках снижение CO 2  составляет 50–90 %, обычно 80 % с точки зрения от скважины до колеса по сравнению с обычным дизельным топливом. Наши газовые двигатели можно настроить так, чтобы они соответствовали строгим нормам по шуму, таким как бесшумный грузовик стандарта PIEK в Европе, где уровень шума трансмиссии не должен превышать 72 дБ (А).

Бескомпромиссная техника

Наши газовые грузовики обеспечивают идеальный баланс между низким уровнем выбросов, мощностью и запасом хода. 13-литровый бензиновый двигатель с полным потенциалом для дальних перевозок, строительства и городской эксплуатации, а также плавный и тихий двигатель объемом 9 литров. Вместе они позволяют нам предлагать чистые, низкоуглеродные и индивидуальные решения для автопарка.

Мощный силовой агрегат

На протяжении поколений наши газовые двигатели постоянно совершенствовались. Настолько, что сегодня они практически не уступают по производительности и крутящему моменту дизельному двигателю. Доступны двигатели на сжатом или сжиженном газе следующих мощностей: 280 л. с., 340 л.с. и 410 л.с.

Новости о газовозах

Газовый грузовик Scania по всему миру

Чтобы получить более подробную информацию или узнать, какие конфигурации Scania предлагает на вашем рынке, посетите сайт местного рынка. При нажатии этой кнопки «Scania на моем рынке» вы будете перенаправлены на местный веб-сайт Scania. Обратите внимание, что если предложение продукта не распространяется на ваш местный рынок, вы будете перенаправлены на стартовую страницу.

Газовые грузовики Scania на моем рынке

Этот контент недоступен, если вы не включите наши файлы cookie. Пожалуйста, включите файлы cookie, чтобы иметь возможность видеть этот контент.

Ссылка на политику использования файлов cookie

Настройки файлов cookie

Мы используем файлы cookie для персонализации контента и рекламы, предоставления функций социальных сетей и анализа нашего трафика. Мы также делимся информацией об использовании вами нашего сайта с нашими партнерами в социальных сетях, рекламе и аналитике. Нажимая «Я принимаю», вы соглашаетесь дать свое согласие на использование всех файлов cookie и обмен информацией. Вы также можете управлять своими файлами cookie, нажав «Настройки файлов cookie» и выбрав категории, которые вы хотите принять. Для получения более подробной информации о том, как мы используем файлы cookie, посетите наш раздел файлов cookie, который вы можете найти, нажав на ссылку под этим текстом.

Настройки cookie

Отклонить все

Я принимаю

Необходимые файлы cookie

Файлы cookie производительности

Функциональные файлы cookie

Целевые файлы cookie

Настройки файлов cookie

Необходимые файлы cookie

Необходимые файлы cookie необходимы для работы веб-сайта и не могут быть отключены в наших системах. Обычно они являются следствием того, что вы запрашиваете такие услуги, как; настройка параметров конфиденциальности, вход в систему или заполнение форм. Вы можете настроить свой браузер так, чтобы он блокировал эти файлы cookie или уведомлял вас о них, но тогда некоторые части сайта не будут работать. Эти файлы cookie не хранят никаких личных данных.

Активный

Настройки файлов cookie

Файлы cookie производительности

Файлы cookie производительности позволяют нам подсчитывать посещения и трафик, что является важным источником улучшения нашего сайта. Они помогают нам узнать, какие страницы являются наиболее и наименее популярными, и увидеть, как посетители перемещаются по сайту. Вся информация, которую собирают эти файлы cookie, агрегируется и поэтому является анонимной. Если вы не разрешите использование этих файлов cookie, ваше посещение нашего сайта не будет учитываться в нашей статистике и не будет способствовать мониторингу производительности и улучшению веб-сайта.

Активный

Настройки файлов cookie

Функциональные файлы cookie

Функциональные файлы cookie позволяют веб-сайту предоставлять расширенные функциональные возможности и персонализацию. Они могут быть установлены нами или сторонними поставщиками (дополнительную информацию см. в нашей Политике использования файлов cookie), услуги которых мы добавили на наши страницы. Если вы не разрешаете эти файлы cookie, некоторые или все эти службы могут работать неправильно. Сторонние поставщики могут обрабатывать вашу информацию, включая личные данные, когда эти файлы cookie активированы.

Активный

Настройки файлов cookie

Целевые файлы cookie

Целевые файлы cookie могут быть установлены через наш сайт нашими рекламными партнерами (дополнительную информацию см. в нашей Политике использования файлов cookie). Эти компании могут использовать их для создания профиля ваших интересов и показа вам релевантной рекламы на других сайтах.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *