Сборка коробки Иж Планета 5: подробная инструкция
Не редко приходится испытывать проблемы при езде на мотоцикле Иж Планета 5 по причине малой надежности коробки передач. Виной тому не качественные комплектующие, примитивное производство 20го века и низкие требования к точности изготовления картера, подшипников, шестерен и валов. Есть, конечно, и свои плюсы в простоте конструкции такой коробки передач Иж Планеты, это дешевизна производства, что скорее лучше для производителя. Но главное достоинство – это возможность самостоятельного ремонта. Тут мы рассмотрим что представляет собой коробка передач Иж Планета, научимся не только собирать её, но и выявить неисправности и устранить их.
Для начала хотелось бы огласить список номеров подшипников и сальников, эксплуатируемых в коробке передач ИЖа:
-
Один подшипник первичного вала — номер 204 -
Один подшипник вторичного вала — номер 192906КМ -
Два подшипник промежуточного вала — номер 203 -
Один сальник вторичного вала — размером 34,5х52
Распространенные неисправности
Самой часто встречающейся неполадкой у ИЖ Планета 5 является самопроизвольное выключение второй передачи. Такая проблема распространена и на многих других мотоциклах, но связана эта поломка, зачастую с небрежным переключением передач. При «раскручивании» первой передачи до больших оборотов, минуя «нейтраль» зацепление с шестерней второй скорости происходит удар, что является причиной износа. Для предотвращения такой неисправности не рекомендуется сильно раскручивать первую передачу. Но если всё же вторая умерла, то возможны некоторые способы устранения проблемы:
Самый простой метод, который поможет в некоторых случаях. Положите мотоцикл на правую сторону, затем снимите кик-стартер и рычаг переключения передач вместе с валом. Затем снимите левую крышку картера, ну а после чего демонтируйте корзину сцепления вместе с дисками. При эксплуатации происходит выработка шестерен коробки, из-за чего ухудшается зацепление зубцов. Это приводит к проскальзыванию, рывкам трансмиссии вплоть до отказа работы второй передачи. Иногда, при замене шестерни проблема не всегда решаема, и кроется в износе подшипников первичного вала, который от вибраций со временем уходит влево. Для устранения проблемы нужно убрать стопор подшипника первичного вала, затем этот подшипник смещаем легкими ударами киянки или же молотком через «проставку», таким образом чтобы сместить вал вправо. Для фиксации его в таком положении следует подложить соответствующие по диаметру шайбы под подшипник. Количеством и толщиной шайб добейтесь исключения люфта первичного вала, после чего верните стопор подшипника на его место, соберите корзину сцепления и остальные части в обратном порядке.
Обнаружение неисправных деталей
Чтобы научиться определять повреждение и степень износа шестерен коробки передач, рассмотрим классификацию по которой можно принять верное решение о ремонте. Шестерню необходимо заменить, если:
-
есть хоть один сломленный зубец, либо наличие трещин в любой части зуба, вызванной пластической деформацией материала шестерни. -
при выкрашивании рабочей поверхности шестерни на 20 процентов или больше, при глубине выкрашивания на 5 процентов и более толщины зуба. -
при наличии коррозии на рабочей поверхности шестерен; -
если пятно контакта меньше 80 процентов по ширине зубьев, а по высоте менее 60.
Порядок сборки коробки передач Иж Планета 5
Если вы делаете полный капремонт двигателя, а заодно и коробки передач, после выполненных выше рассмотренных работ по ремонту, и замены всех изношенных узлов после полного разбора коробки – потребуется правильная её сборка.
Первым делом следует поставить первичный вал, затем проточкой вниз установить шестеренку первой скорости.
Дальше устанавливается возвратная пружина с валом переключения передач, при этом сначала одевается пружина, затем в сборе он ставится в свое посадочное гнездо.
Затем устанавливаются вилочки и шестерни первичного вала.
Затем берём червячный вал, сначала надев регулировочные шайбы, обычно в количестве трёх штук.
Чтобы удобнее установить червячный вал, смажьте регулировочные шайбы литолом, а так же сам вал. За счет этого шайбы не слетят во время его установки. При установке этого вала будьте осторожны, чтобы не повредить датчик нейтральной скорости. Немного отгибая его пальцем или отверткой, червячный вал встанет до конца на своё место. Теперь остаётся вставить копирный вал.
После его установки не забудьте о такой небольшой, но крайне важной шайбе прижимающей первичный вал для исключения люфта. Такая же шайба одевается и на копирный вал.
После чего устанавливаем сектор переключения передач.
Уделите внимание метке в средней части сектора, которую при установке необходимо совместить с меткой на валу. Ну, и на последок ставим крышку картера. Если вы всё сделали верно, тогда крышка сядет на своё место без заеданий.
Важно чтобы все штоки и валы совпали со своими посадочными местами в крышке, при этом они должны свободно вращаться, без заеданий и скрежета. Закручивая винты крышки, не прилагайте чрезмерных усилий. Материал картера выполнен из мягкого материала, в котором легко сорвать резьбу. Все болты должны затягиваться равномерно во избежание перекоса.
После затяжки, ещё раз проверьте, вращая ведущую звезду, ведь возможно и такое, что вал зажало. Потребуется изменение числа регулировочных шайб. Если всё сделали правильно, идём дальше. Установите храповик с возвратной пружиной, затем втулку барабана сцепления и сам барабан, на неё соединив приводной цепью с ведущей звездой.
Не забудьте залить трансмиссионное масло в коробку. Уровень можно определить по щупу, заправочный объем составляет 1 литр масла. Желательно использовать хорошее масло. Тогда правильно собранная и отремонтированная коробка передач Иж Планета 5 сможет служить ещё долгие годы, а переключение будет легким и четким.
Фотоотчёт: Сборка коробки мотоцикла «Иж-Планета» 2, 3, 4, и пятой модели
Что мне нравиться в Планетовской КПП так это то, что ее можно разобрать и отремонтировать не разбирая двигателя и даже не снимая его с рамы: непосредственно по месту, даже не сливая масла: ложем набок мотоцикл и ремонтируем – это на самом деле, в плане ремонта и обслуживания очень удобно.
Второй приятный момент заключается в том, что передаточные числа первой второй и третьей передачи в “Планетовской” КПП можно изменять на свое усмотрение простым подбором шестерен и валов от других моделей мотоциклов “Планетовского” ряда. Тем самым делая нужную передачу более скоростной или тяговитой.
«Болячки»
В планетовской КПП болячек аж три штука:
- Течь масла из заглушки промежуточного вала
- Плохое зацепление шестерен на первой передаче
- Постоянное отворачивание болтов крепящих упор вала переключения передач
Проблема с течью масла я решаю очень легко и просто: вынимаю стопорное кольцо; извлекаю подшипник промежуточного вала, обезжириваю заглушку, стопорное кольцо, посадочное отверстие, затем наношу на наружную кромку заглушки герметик, ставлю ее на место и сразу же прижимаю ее подшипником и вуаля — течь устранена!
Вследствие заводской недоработки, шестерня-каретка включения первой-третьей передачи заходит своими кулачками в шестерню первой передачи не полностью, а лишь малой частью едва цепляя кулачками шестерню из-за чего быстро изнашиваются кромки и первая передача начинает выбивать.
На фото этот момент неплохо виден. У конкретно этой шестерни зацеп составлял не больше пары миллиметров. Вылечить эту «болячку» сложно: со стороны шестерни первой передачи нужно прошлифовать на 3-4 мм торец промежуточного вала и с помощью регулировочных шайб пододвинуть шестерню первой передачи к каретке. Другого пути я не вижу.
Болты крепящие упор в процессе эксплуатации постоянно откручиваются то ли от вибрации, то ли еще от чего — откручиваются и все тут, как их только не затягивай… Не помогают даже специальные контрящие шайбы. Я долго боролся с этим безобразием всеми известными мне традиционными способами и пришел к выводу, что лучше всего эту проблему решает красный фиксатор резьбы. Смело садите на него болты и избавитесь от этой проблеме раз и на всегда.
Подготовка к сборке
Подготовку к сборке можно разделить на два основных этапа: замер и при необходимости устранение осевого люфта копирного вала и проверка пригодности к дальнейшей эксплуатации подшипника вторичного вала.
Первый этап — замер и устранение осевого люфта копирного вала
Одеваем на копирный вал со стороны фиксатора — регулировочные шайбы. В моем случае регулировочных шайб было четыре, но у вас их может быть больше или меньше, а может и не быть… Отводим стопорную планку в сторону и устанавливаем копирный вал на свое место. На второй конец копирного вала одеваем штатную, упорную шайбу.
Укладываем на плоскость разъема крышки КПП новую прокладку (обязательно) на которую в дальнейшем вы будите окончательно собирать КПП и с положенным усилием затягиваем крепежные винты крышки КПП.
Переворачиваем двигатель и замеряем осевой люфт копирного вала, норма 0,2-0,4мм, но будет лучше, если вам удастся обеспечить осевой люфт на уровне не более 0,2мм. Регулировка осевого люфта осуществляется простым добавлением или убиранием регулировочных шайб.
Я произвожу замер люфта индикатором. Если у вас его нет — попробуйте замерить люфт штангенциркулем, если и штангенциркуля нет, так уж и быть — меряйте «на глаз»…
Второй этап: проверка на пригодность к дальнейшей эксплуатации вторичного вала
При обычных режимах эксплуатации — подшипник вторичного вала ходит достаточно долго. Но как бы мы не хотели и не старались, а он изнашивается. Оно бы ничего, если бы не безопасность: если у вас на ходу разлетится подшипник вторичного вала, а он обязательно разлетится, если его вовремя не поменять — КПП вместе с задним колесом клинит, причем намертво и вы шлифуете попой асфальт…
Осторожно, над каким-нибудь подносом вынимаем вторичный вал и внимательно осматриваем беговую дорожку подшипника вала, обоймы и сами ролики. На рабочих поверхностях подшипника и роликов не должно быть раковин, гранености, следов износа или перегрева. Дорожка должна иметь идеально ровную рабочею поверхность.
Пример беговой дорожки вторичного вала и обоймы в идеальном состоянии.
Для облегчения обратной сборки — нанесите на беговую дорожку какую-нибудь смазку, типа литола и аккуратно уложите ролики на дорожку и немного прокручивая вставьте вал в обойму. Как только шлицы звездочки упрутся в кромку сальника — тонкой отверткой по кругу поправьте кромку сальника и продвиньте вал до упора. И сразу же, чтобы вал не выпал — наденьте на него звездочку и закрепите ее гайкой.
Сборка
В тщательно отмытый и подготовленный к сборке картер ставим первичный вал, шестерню первой передачи и копирный вал с заранее подобранными регулировочными шайбами.
Одеваем на шестерню-каретку включения второй-четвертой передачи (она меньше шестерни-каретки включения третьей-первой передачи, не ошибетесь) вилку так как это показано на картинке. Одеваем шестерню на первичный вал и заводим штифт вилки в верхний паз копирного вала.
Одеваем на шестерню-каретку включения первой-третьей передачи вилку, как это показано на картинке, укладываем ее на шестерню первой передачи и заводим штифт вилки в нижний паз копирного вала.
Устанавливаем на свои места направляющие вилок (проточками к корзине сцепления). Кстати, «Планетовскую» КПП в случае необходимости можно собрать-разобрать не разбирая корзину сцепления и не снимая направляющие. Но для этого при установки придется немного вытянуть на себя копирный вал, завести штифты вилок в пазы и после этого — отвести стопорную планку и задавить копирный вал до упора.
Устанавливаем промежуточный вал.
На старых двигателях концевая шестерня ставится отдельно. На более поздних — выполнена заодно с промежуточным валом.
Заправляем возвратную пружину вала переключения передач так, как это показано на картинке.
Проверяем работоспособность собачек вала переключения передач: сжимаем-разжимаем их несколько раз. Особое внимание уделяем ихним рабочим кромкам: они должны быть острыми не зализанными. И не забываем проверить пружину, которая сжимает собачки: она должна быть правильной формы и обеспечивать упругость хода собачек.
Сжимаем собачки и устанавливаем вал переключения передач на свое место.
Разворачиваем копирный вал меткой на корпусе к валу переключения передач и чтобы во время установки не промазать мимо метки — замазываем промежуток между зубьями напротив метки копирного вала литолом или красим. Так будет заметней.
Ищем на секторе риску и во время надевания сектора на вал переключения передач — совмещаем риску на секторе с меткой на корпусе копирного вала: зуб напротив риски сектора должен строго зайти между зубов напротив метки копирного вала.
Чтобы во время установки наши метки не сбились — связываем между собой — сектор и копирный вал обычной швейной нитью.
Одеваем на первичный и копирный вал штатные, упорные шайбы и вставляем на свои места направляющие втулки крышки КПП.
Обезжириваем плоскости, наносим герметик, укладываем прокладку, устанавливаем крышку и с максимально возможным усилием затягиваем крепежные болты. Под болты отмеченные желтыми стрелками подлаживаем специальные шайбы.
После затяжки крышки КПП — проверяем осевые люфты первичного и вторичного вала. Норма: 0,2-0,4мм.
Если люфт будет больше нормы — снимаем пластину, осаживаем подшипник и подлаживаем под него необходимое количество регулировочных шайб.
Номера подшипников и сальников используемых в КПП «Иж-Планета»
- Подшипник первичного вала 1шт — 204
- Подшипник промежуточного вала 2шт — 203
- Подшипник вторичного вала (поставляется в сборе с валом) 1шт — 192906КМ
- Сальник вторичного вала 1шт — ИЖ49. Сб 1-28-1 размер 34,5х52х9
подробная инструкция, схема и рекомендации
Сборка коробки «ИЖ-Планета 5» часто осуществляется при ее ремонте или замене деталей. Этот узел не отличается высокой надежностью. Это связано с низким качеством комплектующих, плохой Сборка,плохие требования к точности изготовления подшипников,картера и других механизмов.Можно найти свои плюсы.Во-первых это дешевое производство.Во-вторых,его можно отремонтировать своими руками.Рассмотрим что это за деталь и как собрать коробку «ИЖ-Планета 5», а также узнайте полезные советы.
Наиболее частые проблемы
Чаще всего мотоцикл теряет или плохо переключает вторую передачу. Это может быть связано с неосторожным включением скоростей. Например, при наборе высоких оборотов на первой передаче без нейтралки с зацеплением с шестерней второй скорости происходят удары, способствующие интенсивному износу узла. Поэтому не рекомендуется сильно «крутить» первую скорость. Если все же проблемы со второй позицией продолжаются, есть несколько вариантов их решения.
В некоторых случаях проще всего без полной разборки и сборки коробки «ИЖ-Планета 5». Нужно поставить велосипед на правый бок, затем снять кик-стартер и ножной шифтер с вала. Далее снимается корпус кожух и корзина сцепления вместе с дисками.
При выработке коробок передач происходит износ зубьев шестерен.В свою очередь это приводит к проскальзыванию, рывкам и отказу от работы второй передачи.Другой причиной может быть износ на подшипники первичного вала.Из-за вибрации он уходит немного влево, необходимо использовать молоток, чтобы сместить его, слегка постукивая по нему.Зафиксировать элемент на месте позволит установка шайб подходящего диаметра. Затем стопор подшипника и остальные демонтированные детали монтируются в обратном порядке.0003
Рекомендуем
Как работает задняя втулка переднего рычага и сколько она служит?
Втулка задняя переднего рычага – один из составных элементов ходовой части автомобиля. Он относится к направляющим элементам подвески, которые вместе с рычагами выдерживают огромные нагрузки с колесами. Однако с этим пунктом много…
Расход масла в двигателе. Шесть причин
Вряд ли можно найти автомобилиста, которого бы не беспокоил повышенный расход масла. Особенно досадно, когда это происходит с очередным новым мотором. Вот наиболее распространенные причины, которые приводят к расходу масла в двигателе…
Как устроена выхлопная система?
Выхлопная система предназначена для удаления продуктов сгорания из двигателя и вывода их в окружающую среду. Также должно быть обеспечено снижение шумового загрязнения до допустимых пределов. Как и любые другие сложные устройства, данная система состоит из семи. ..
Другие проблемы
Иногда может потребоваться разборка/сборка коробки «ИЖ-Планета 5» в случае пропадания четвертой скорости. часто связано с повреждением подшипников на вторичном валу.Эта неприятность бывает из-за наличия осевого люфта,смещения подшипникового узла или его выхода из строя.Можно попытаться устранить проблему аналогично ремонту второй шестерни.Если это не помогло работы потребуется полная разборка агрегата.
При заклинивании передач с высокого диапазона на низкий режим – вышел из строя пружинный механизм системы, переключение. Его необходимо заменить. Напряженный рабочий узел после проведения сборки коробки передач «ИЖ-Планета 5» свидетельствует о неправильной установке прокладок. Чтобы этого избежать, необходимо в процессе отмечать и фиксировать предыдущее размещение этих элементов.
Разборка и сборка коробки «ИЖ-Планета 5»
Сначала необходимо произвести полную разборку сцепления, стартера и коробки передач двигателя и слить масло. После выполнения этих манипуляций можно приступать к снятие КП.В районе правого бока мотора открутить восемь винтов крепления.Съемные подножки водительского рычага ножного тормоза, крышки картера с правой стороны.Отсоединяем трос сцепления, достаем шарик и вал толкателя.После этого отсоединяем См. фото ниже: диски сцепления (1,3), нижний диск (2), внутренний барабан (4), гайки (5, 6).0003
На подготовленную ткань или бумагу укладывается крышка картера. Тянуть и он взялся руками за звездочку и потянул. Если товар не подходит, обратите внимание на червячный вал опорной шайбы, который может деформироваться. В отверстие между поддоном и крышкой просунуть пинцет или нож, а затем поправить деталь. При демонтаже корпуса может выпасть пара шайб. Второй элемент немного толще и крепится на валу копиры. Вы должны подписать и удалить в другие части.
Главная ступень
Как указано на схеме сборки коробки «ИЖ-Планета 5», дальнейшие операции по демонтажу проводить на внутренних деталях крыши узла, так как на ней мог остаться вторичный вал и сектора. При необходимости снятия необходимо развернуть лепестки шайбы-стопора, Отвинтить гайку, снять звездчатую шайбу.Очень аккуратно взяться за шестерню, чтобы не допустить перескакивания вала, крышку перемещают, чтобы очистить и разгладить поверхности с поднятой передачей
Следует отметить, что подшипник этой части узла не имеет стопорного кольца. Так что при снятии вала с подшипником ролики могут выпасть, так что будьте осторожны. Если указанный элемент выработал приличный ресурс, есть риск, что при снятии вторичного вала наружное кольцо может выскочить из креплений и останется на роликах. Далее нужно заняться выпрессовыванием сальника. Для этой установки кольца достаем из отверстия крышки, затем снимаем наружное кольцо подшипника.
Заключительный этап
Затем снимаются с первичного вала шестерни второй и третьей передачи, после чего демонтируется первичный вал. Для этого необходимо аккуратно выбить его пробкой и легким молотком. Снял верхнюю и нижнюю заглушки.
Затем получите промежуточный вал в сборе. С помощью отвертки или другого подходящего инструмента следует отогнуть фиксатор с указателем нейтрали, осторожно вытягивая червячный (коперный) ролик. На его дальней стороне есть регулировочная шайба, которая будет прилипать к картеру. Их нужно собрать и хранить вместе с остальными снятыми деталями. Далее очередь оперного вала. Проверьте края фигурных пазов, которые перемещают направляющие стержни. На них не должно быть сколов и зазубрин. Откручиваем пару винтов крепления механизма переключения, который тоже снимается. Теперь можно заменить негодные детали и провести по схеме сборку трансмиссии «ИЖ-Планета 5». На рисунке ниже указаны: стопорная крышка (1), болт (2), звездочка коленчатого вала (3), двухрядная цепь (4), барабан сцепления (5), первичный вал (6).
Реконструкция
После того, как устройство будет распотрошено, вы можете начать определять детали, которые необходимо заменить. Обычно приходится покупать набор прокладок, набор прокладок и герметик. Так бывает, если не более серьезные повреждения. После того, как вы определились с моделью, элементы нужно подогнать по оси червячного вала, а после окончательной сборки – зазор по оси первичного вала, промежуточного вала и вторичного вала.
На дальний выступ оперной подушки надеть прокладки, их следует смазать специальным составом. В средней области монтируется опорная шайба, на место ставится вал. Его следует повернуть так, чтобы датчик нейтрали своим выступом вошел в глубокую канавку. Затем с помощью линейки (пока без колпачка КП) на плоскости картера измеряется зазор между шайбой и щупом. Он должен быть не более 0,2 мм. в зависимости от индикатора, размещенного или удаленного регуляторами. В случае невозможности точной установки зазор лучше сделать меньше.
Сборка на мотоцикл «ИЖ-Планета 5»
Для правильной сборки необходимо установить первичный вал, затем выфрезеровать первую шестерню. Затем крепим возвратную пружину к валу селектора, надо надеть пружинный механизм и поместить блок в посадочное место. Затем ставим червячный вал с прокладками. Для облегчения монтажа смазать подвижные механизмы «Литолом».
При монтаже узла следует соблюдать осторожность, чтобы не повредить нейтраль датчика скорости. Чтобы вал вернулся на место, отверткой следует немного отогнуть этот индикатор. При установке помните про маленькую шайбу, устраняющую люфт. Такая же деталь установлена на копирующем валу. После этого отсека монтируется шифтер.
Важно
Выполняя эти операции, следите за меткой в середине сектора. Она должна совпадать с меткой на валу. Последний этап посвящен Картеру. При правильной работе сядет на свое место без проблем.
Нужно смотреть, чтобы все тяги и валы совпадали с родными посадочных гнезд. Они должны вращаться свободно, без скрипов и заеданий. Затягивая шурупы, применяйте среднее усилие, так как в случае с мягким металлом легко сорвать резьбу. Все крепления затягиваются равномерно, чтобы не было перекосов.
Заключение
Выше приведена подробная сборка коробки «ИЖ-Планета 5». После затяжки хомутов необходимо перепроверить ведущую звездочку на предмет правильности вращения. В конце храповика устанавливается пружина втулка барабана сцепления и самого себя, а также соединяющая цепной привод с ведущей звездой, в коробке, залитой трансмиссионным маслом.
БЫТЬ: https://tostpost.com/be/a-tamab-l/36072-zborka-skrynk-zh-planeta-5-padrabyaznaya-nstrukcyya-shema-rekamendacy.html
DE: https://tostpost.com/de/autos/35713-montage-der-box-izh-planeta-5-eine-detaillierte-anleitung-schema-und-e.html
ES: https://tostpost.com/es/coches/35549-el-montaje-de-la-caja-izh-el-planeta-de-5-detalles-de-la-instrucci-n-e.html
КК: https://tostpost.com/kk/avtomobil-der/36351-rastyru-oraptar-izh-planeta-5-egzhey-tegzheyl-shemasy-men-synystar.html
PL: https://tostpost.com/pl/samochody/37564-monta-skrzyni-iz-planeta-5-szczeg-owa-instrukcja-schemat-i-wskaz-wki.html
TR: https://tostpost.com/tr/arabalar/32808-montaj-kutular-izh-planet-5-ayr-nt-l-talimat-emas-ve-neriler. html
Великобритания: https://tostpost.com/uk/avtomob-l/36629-zb-rka-korobki-zh-planeta-5-dokladna-nstrukc-ya-shema-ta-rekomendac.html
подробная инструкция, схема и рекомендации
Иж-Планета 5 коробки часто собираются при ремонте или замене деталей. Этот узел не очень надежен. Это связано с низким качеством комплектующих, некачественной сборкой, низкими требованиями к точности изготовления подшипников, картера и других механизмов. Вы можете найти свои плюсы. Во-первых, это дешевое производство. Во-вторых, его приходится ремонтировать своими руками. Рассмотрим, что это за деталь и как собрать коробку Иж-Планета 5, а также узнаем полезные рекомендации.
Распространенные проблемы
Чаще всего рассматриваемый мотоцикл отсутствует или плохо переключается на вторую передачу. Это может быть связано с небрежным включением скоростей. Например, при наборе больших оборотов на первой передаче без нейтрали при включении передачи второй скорости возникает удар, который способствует интенсивному износу узла. Поэтому сильно «раскручивать» первую скорость не рекомендуется. Если все таки проблемы со второй позицией продолжаются, есть несколько вариантов их решения.
В некоторых случаях поможет самый простой способ, без полной разборки и последующей сборки коробки Иж-Планета 5. Необходимо поставить мотоцикл на правый бок, затем снять кик-стартер и ножку переключения вместе с валом. Затем демонтируется крышка картера и корзина сцепления вместе с дисками.
При формировании шестерен коробки ухудшается зацепление зубьев. В свою очередь это приводит к пробуксовке, рывкам и выходу из строя второй передачи. Еще одной причиной может быть износ подшипников первичного вала. Так как от вибрации уходит немного влево, то необходимо с помощью кьянки легкими ударами сместить его на место. Зафиксировать элемент в нужном положении позволит установка подходящих по диаметру шайб. Затем стопор подшипника и другие демонтированные детали собираются в обратном порядке.
Другие неисправности
Бывает, что разборка/сборка коробки Иж-Планета 5 может понадобиться при отказе четвертой скорости. Часто это связано с выходом из строя подшипников на вторичном валу. Такая неприятность случается из-за наличия осевого люфта, смещения подшипникового узла или его выхода из строя. Можно попробовать устранить проблему аналогично ремонту второй передачи. Если не поможет, потребуется полная разборка агрегата.
При заклинивании переключателя скоростей с повышенного диапазона на пониженный режим — вышла из строя пружинная система механизма, переключения. Его необходимо заменить. Напряженная работа узла после сборки коробки передач ИЖ-Планета 5 свидетельствует о неправильной установке регулировочных шайб. Чтобы этого избежать, необходимо в процессе разметить и зафиксировать предыдущее размещение этих элементов.
Разборка и сборка коробки Иж-Планета 5
Сначала необходимо будет произвести полную разборку сцепления, пускового устройства и моторной передачи, а также слить масло. После проведения данных манипуляций можно приступать к снятию КПП. В области правой стороны двигателя выверните восемь винтов крепления. Убраны подножки водителя, рычаг ножного тормоза, крышка картера с правой стороны. Трос сцепления отсоединен, шарик и толкатель первичного вала доставлены. После этого цепь разъединяется. Надписи на фото ниже: диски сцепления (1,3), нижний диск (2), внутренний барабан (4), гайки (5, 6).
На подготовленную тряпку или бумагу кладется крышка картера. Вытащить его можно, взявшись за звезду руками и потянув на себя. Если элемент не поддается, обратите внимание на шайбу червячного вала, которая могла быть перекошена. В отверстие между картером и крышкой следует вставить пинцет или нож, после чего зафиксировать деталь. При демонтаже корпуса может выпасть пара шайб. Второй элемент немного толще и крепится на копировальном валу. Их нужно подписать и убрать к остальным запчастям.
Основная сцена
Как отмечено на схеме сборки короба Иж-Планета 5, дальнейшие операции по разборке производятся с внутренней стороны крыши сборки, так как в ней мог остаться вторичный вал и сектор. При необходимости их снятия нужно отогнуть лепестки шайбы-стопора, открутить гайку, снять звезду и шайбу. Очень осторожно придерживая шестерню, во избежание скачка вала, крышку передвигают на чистую и ровную поверхность зубчатым колесом вверх.
Следует отметить, что подшипник этой части узла не имеет стопорного кольца. Поэтому при снятии вала с подшипником ролики могут выпасть, так что будьте осторожны. Если указанный элемент выработал приличный ресурс, есть риск, что при снятии вторичного вала наружное кольцо может выскочить из посадочного гнезда и остаться на роликах. Затем необходимо сделать запрессовку сальника. Для этого из отверстия крышки вынимаются монтажные кольца, после чего снимается наружное кольцо подшипника.
Заключительный этап
Затем с первичного вала снимают шестерни второй и третьей передачи, после чего демонтируют первичный вал. Для этого его нужно аккуратно выбить пробкой и легким молотком. Верхняя и нижняя вилки снимаются.
Затем берется промежуточный вал в сборе. Отверткой или другим подходящим инструментом отогните фиксатор с указателем нейтрали, осторожно вытащите червячный (подушкообразный) ролик. На его задней части имеются регулировочные шайбы, которые могли прилипнуть к картеру. Их нужно собрать и хранить вместе с остальными снятыми деталями. Затем вращается копировальный вал. Проверьте края фигурных домкратов, в которых перемещаются направляющие вилки. Они не должны иметь сколов или вмятин. Открутите пару винтов крепления механизма переключения, который также снимается. Теперь можно заменить неподходящие детали и выполнить схему сборки коробки передач «Иж-Планета 5». Ниже на рисунке указаны: стопорная крышка (1), болт (2), звездочка коленчатого вала (3), двухрядная цепь (4), барабан сцепления (5), первичный вал (6).
Ремонт
После распотрошения агрегата можно начинать определяться с заменяемыми деталями. Как правило, приходится покупать комплект прокладок, комплект прокладок и герметик. Это в том случае, если нет более серьезных поломок. После того, как вы определили элементы, подлежащие замене, потребуется отрегулировать ось червячного вала, а после окончательной сборки — зазор по оси первичного, промежуточного и вторичного вала.
На дальнюю ступеньку копировального ролика надеваются регулировочные шайбы, их необходимо смазать специальным составом. На ближний край устанавливается опорная шайба, на место ставится вал. Поверните его таким образом, чтобы нейтральный датчик совпал своим выступом с самой глубокой канавкой. Затем с помощью линейки (пока без крышки редуктора) измеряется зазор между шайбой и щупом в плоскости картера. Он должен быть не более 0,2 мм. В зависимости от индикатора регуляторы размещаются или убираются. Если точно выставить зазор невозможно, то лучше сделать его меньше.
Сборка коробки на мотоцикл «Иж-Планета 5»
Для правильной сборки сначала нужно установить первичный вал, затем шестерню первой передачи, повернув вниз. Затем монтируется возвратная пружина с валом переключения, предварительно необходимо надеть пружинный механизм и поместить блок в посадочное место. После этого ставится червячный вал с регулировочными шайбами. Для облегчения монтажа смажьте подвижные механизмы «Литолом».
При монтаже агрегата необходимо соблюдать осторожность, чтобы не повредить датчик нейтральной скорости. Чтобы вал встал на место, отверткой слегка отогните этот индикатор. При установке помните о маленькой шайбе, которая устраняет люфт. Аналогичная деталь установлена на копировальном валу. После этого монтируется отсек переключения передач.
Важно
Выполняйте эти операции, следуя метке в середине сектора. Она должна совпадать с аналогичной риской на валу. На последнем этапе устанавливается крышка картера. Если работа выполнена правильно, то она без проблем встанет на свое место.
Нужно смотреть, чтобы все штоки и валы совпадали с родными посадочными гнездами. Они должны вращаться свободно, без скрипа и заедания. При закручивании шурупов прилагайте среднее усилие, так как в картере из мягкого металла легко сорвать резьбу. Все крепления затягиваются равномерно, во избежание перекоса.