полная история ГАЗ-3102 — журнал За рулем
Как рассказал ветеран Горьковского завода Владимир Носаков, инженер, участвовавший в создании многих легковых автомобилей, вопрос в телефонной трубке прозвучал скорее как директива: «Вы что, хотите, чтобы машина, на которой генералы ездят, работала в такси?»
Кто бы в начале 1980‑х ответил утвердительно? И кто тогда мог представить, что через несколько лет «генеральская» Волга станет доступна каждому?
Материалы по теме
Когда помогать запрещает… закон! Вы знали об этом?Надоели штрафы? Есть новое решение!Штрафы ГИБДД привяжут к прожиточному минимуму
Табель о Волгах
Материалы по теме
Любимая машина СССР — ретротест той самой «Волги с оленем»
В не очень хитрой, но по-своему причудливой советско-партийной иерархии на каждой ступеньке полагались вполне определенные блага — от размера и места расположения дачи до набора продуктов в спецпайке, именуемом для благозвучия «заказом». Конечно, в эту схему входили и автомобили. Огромные лимузины ЗИЛ — для членов Политбюро, оттого и «членовозы», Чайки — начальникам ранга союзных министров и секретарям обкомов. Всем остальным — Волги.
Но первоначальная идея сделать люксовый вариант ГАЗ‑24, как ни странно, исходила именно от горьковских дизайнеров. В начале 1970‑х новые Волги уже вполне примелькались на улицах, в том числе в качестве такси и даже личных автомобилей. Купить Волгу было непросто, но хотя бы теоретически возможно.
Первый опытный образец Волги ГАЗ‑3101, 1973 г.
Первый опытный образец Волги ГАЗ‑3101, 1973 г.
Люксовый вариант закладывали еще на стадии доводки ГАЗ‑24 — в том числе и для экспорта, о котором в ту пору думали вполне серьезно.
Интерьер опытного ГАЗ‑3101 отделали куда богаче, чем ГАЗ‑24.
Интерьер опытного ГАЗ‑3101 отделали куда богаче, чем ГАЗ‑24.
В 1973 году, без технического задания и вообще без какой-либо документации, построили прототип ГАЗ‑3101. Машину, сделанную в габаритах ГАЗ‑24, отличали прямоугольные фары, как у Москвича‑412, иные ручки дверей, богатая хромированная отделка, более нарядный салон и даже двигатель V6. Этот мотор обкатывали еще на прототипе ГАЗ‑24–14 — той самой люксовой модификации серийного седана, но с меньшими внешними изменениями.
Двигатель V6 с поршневой группой серийных моторов (диаметр цилиндров 92 мм) рабочим объемом 3 л развивал 136 л.с. Планировали, что работать он будет не только с механической четырехступенчатой коробкой передач, но и с автоматом собственной конструкции. Тем более что на Чайку и Волги для спецслужб автомат давно ставили.
Первую золотистую машину показали руководству министерства в Москве. Автомобиль произвел фурор, но команда поступила однозначная: бросить это занятие. Министерству хватало текущих забот. Кроме того, ЗМЗ не мог выпускать двигатель V6, да и не хотел, а на ГАЗе соответствующих моторных мощностей не было. О трех опытных ГАЗ‑3101 практически забыли.
Прошло три года…
Вместо или вместе?
Материалы по теме
Знаменитая газовская «восьмерка»: ее до сих пор выпускают!
В 1976 году на заводе всерьез задумались о замене ГАЗ‑24. Причем эволюцию видели не только и даже не столько внешнюю. Хотели осовременить салон, тормоза, говорили о задней пружинной подвеске. Вот тут-то и появился, как шутил Носаков, «ГАЗ‑3102 в законе».
Было сформулировано техзадание, началась полноценная разработка, в том числе оснастки, сформулировали заказы смежникам по комплектующим. Поскольку ГАЗ‑3102 должен был сменить ГАЗ‑24, пошли работы и по всему семейству.
Макеты будущей Волги и Чайки ГАЗ‑14 на заводском худсовете.
Макеты будущей Волги и Чайки ГАЗ‑14 на заводском худсовете.
Заложили такси ГАЗ‑31021 с дефорсированным двигателем, универсал ГАЗ‑31022, а также спецмашины для КГБ семейства ГАЗ‑3101 (тут и возродили «забытый» индекс) с моторами V8, на смену восьмицилиндровой Волге ГАЗ‑24–24.
Но для внедрения машины в производство, по советским принципам, нужно было максимум новаций. Поэтому в качестве базового выбрали двигатель ЗМЗ‑4022.10 с форкамерно-факельным зажиганием. Работы по подобным моторам ГАЗ вел давно.
Форкамерный двигатель ЗМЗ‑4022.10 был на 7 л.с. мощнее базового, более экономичен, но капризен в настройках.
Форкамерный двигатель ЗМЗ‑4022.10 был на 7 л.с. мощнее базового, более экономичен, но капризен в настройках.
Двигатель ЗМЗ‑4022.10 имел третий клапан, под которым и стояла свеча. Смесь туда шла от третьей камеры специального карбюратора К‑156. Образовавшийся в предкамере факел поджигал смесь в основной камере сгорания. Двигатель отличала и так называемая система ступенчатой подачи воздуха. Два клапана во впускном коллекторе обедняли смесь на малых оборотах.
ГАЗ‑3102 сохранил концепцию и основные элементы шасси Волги ГАЗ‑24.
ГАЗ‑3102 сохранил концепцию и основные элементы шасси Волги ГАЗ‑24.
Мощность мотора выросла не сильно — с 95 л.с. до 102 л.с. Но на шоссейных скоростях Волга стала экономичней, улучшились показатели вредных выбросов. Обратной стороной этого стали высокий нагрев мотора, потребовавший усовершенствования системы охлаждения, и сложность регулировок карбюратора и зажигания. Не только водители, но и многие специалисты относились к этому двигателю неоднозначно.
Переднюю и заднюю части кузова Волги ГАЗ‑3102 заметно переработали по сравнению с ГАЗ‑24.
Переднюю и заднюю части кузова Волги ГАЗ‑3102 заметно переработали по сравнению с ГАЗ‑24.
ГАЗ‑3102 получил лицензионные передние дисковые тормоза фирмы Girling, такие же, как у Москвича‑2140 (невентилируемые ставили лишь на самые ранние машины), и вакуумный усилитель.
Двигатель V6 рабочим объемом 3,0 л развивал 136 л. с. при 5000 об/мин.
Двигатель V6 рабочим объемом 3,0 л развивал 136 л.с. при 5000 об/мин.
ГАЗ‑3102 — первая серийная Волга с дисковыми тормозами по лицензии фирмы Girling.
ГАЗ‑3102 — первая серийная Волга с дисковыми тормозами по лицензии фирмы Girling.
Салон был не такой нарядный, как у ГАЗ‑3101 1973 года, но всё же побогаче, нежели у ГАЗ‑24. В частности — с новым рулем и приборами, аналогичными тем, что поставили в Чайку ГАЗ‑14.
Панель приборов — к большими круглыми циферблатами, невиданный по красоте трехспицевый руль с крупной эмблемой…
Панель приборов — к большими круглыми циферблатами, невиданный по красоте трехспицевый руль с крупной эмблемой…
По советским меркам начала 1980‑х седан ГАЗ‑3102 был очень богато укомплектован и отделан.
По советским меркам начала 1980‑х седан ГАЗ‑3102 был очень богато укомплектован и отделан.
Машина обрела новые передок с прямоугольными фарами и большие горизонтальные фонари сзади, новые ручки дверей (правда, очень сомнительные с точки зрения удобства), как на прототипе 1973 года.
Опытный образец ГАЗ‑3102, 1976 г.
Опытный образец ГАЗ‑3102, 1976 г.
Материалы по теме
Двигатель V6 и правый руль: такие Волги не выпускали в СССР
Кузов, думая об экспорте, тщательно прорабатывали по пассивной безопасности. В том числе поэтому при сохранившейся колесной базе (2800 мм) Волга выросла в длину на 225 мм — до 4960 мм. На машину поставили 70‑литровый топливный бак (мечта всех водителей Волг), а запасное колесо пристроили в нише в полу багажника. В общем, в автомобиль, призванный сменить ГАЗ‑24, вложили всё лучшее, что могли.
Первые прототипы погнали в Москву, и вот тут-то их рассмотрели настолько хорошо, что приняли решение… не делать такую Волгу серийной, а выпускать лишь в небольшом количестве, не снимая ГАЗ‑24 с конвейера. Тогда же прозвучал вопрос-утверждение: на генеральской Волге ни таксисты, ни частники ездить не должны!
Ранняя серийная Волга ГАЗ‑3102.
Ранняя серийная Волга ГАЗ‑3102.
Предсерийные ГАЗ‑3102 собрали в апреле 1982 года, производство развернули в октябре.
Запретный плод
Материалы по теме
Лучший способ сберечь нервы и деньги — подписаться на любимый журнал
ГАЗ‑3102 произвел на неизбалованных советских граждан колоссальное впечатление. Машину стали сравнивать с Мерседесами, тем более, что большинство их видело только на картинках или в крупных городах, в редких местах повышенного скопления иностранцев. Интерес, переходящий в восторг, усиливался и тем, что такие Волги частникам не продавали. Ну, разве что отдельные экземпляры совсем отдельным гражданам. Говорили о космонавтах и уж очень заслуженных артистах.
Навсегда запомнил свои впечатления от черной с темно-бордовым велюровым салоном ГАЗ‑3102, приписанной к автобазе ВЦСПС (если кто забыл: организация, командующая советскими профсоюзами), на которой работал мой приятель. Удалось даже прокатиться. Однако ездовые впечатления затмила вся эта невиданная роскошь — сиденья, панель приборов с большими круглыми циферблатами, невиданный по красоте трехспицевый руль с крупной эмблемой. Особенно это богатство производило впечатление после собственного Москвича‑412 и даже по сравнению с обычной «двадцатьчетверкой». Хотя ехала «ноль вторая» примерно также, разве что — увереннее.
Скандал с тормозухой
Мало кто знал тогда, что весной 1983 года вокруг роскошной генеральской Волги разгорелся грандиозный скандал, в результате которого руководство ГАЗа, если и не сушило сухари, то рисковало расстаться с должностями и партбилетами.
Материалы по теме
Принять участие в розыгрыше автомобилей
Как рассказывал позднее будущий министр, а тогда технический директор ГАЗа Николай Пугин, только в Москве и только за один день, в мае 1983‑го, произошли четыре аварии с ГАЗ‑3102. Правда, без серьезных последствий. Но ведь в каждой Волге сидели именно те, для кого их предназначали.
К счастью для горьковчан, в результате расследования выяснилось, что в тормозную систему служебных автомобилей доливали жидкость БСК, непригодную для дисковых тормозов. Следовали перегрев, закипание и — соответствующие последствия. А инструкцию, строго приписывающую использовать жидкость «Нева», в начальственных гаражах, разумеется, не читали. Да и жидкости там такой сроду не было, как и Жигулей с Москвичами, в которых ее применяли. Хорошо, что эпопея кончилась относительно легко.
О том, какие метаморфозы пережила Волга в перестроечные времена, рассказано тут.
Материалы по теме
Волга перестройки: как «демократизировали» ГАЗ-3102
Благодарим Владимира Носакова за помощь в подготовке материала.
- 11 классных инженерных решений последней Волги ГАЗ-3111 — тут.
- Секрет в борьбе с бездорожьем от наших дедов — лучшей альтернативы цепям на колеса и браслетам противоскольжения пока не придумали!
- «За рулем» теперь можно читать в Яндекс. Дзен.
Фото: из архива «За рулем»
Газ 3102 тест драйв
Всем привет! В воскресенье был на встрече ГАЗ клуба нашего города. Но из-за дождя не все приехали, зато была именно та машина, от которой я просто схожу с ума. Дмитрий, ее владелец, как знал и в очередной раз вымыл автомобиль. Я сделал на нее обзор =)
Выражаю огромную благодарность Дмитрию за предоставление его великолепной ГАЗ 3102, подробный рассказ и возможность проехать за рулем, также он является одним из основателей ГАЗ клуба Сургут.
Российский автомобиль бизнес-класса. Эта модель дольше всех стояла на конвейере, а до этого еще два года ждала своего выхода. Выпускался он мелкой серией, особенно в советское время. Служебная машина советской номенклатуры. У меня на обзоре ГАЗ 3102.
Ладно ладно, «Волг» в принципе много на дорогах, но именно 3102, именно в таком прекрасном состоянии и заботливым хозяином действительно можно пересчитать по пальцам или сайту. Да и просто хотелось сделать приятное и себе.
Данная «Волга» вышла с конвейера в 2003 году в невзрачном цвете «буран». Какое-то время первый владелец просто эксплуатировал автомобиль. Но это довольно сильно сказано. Дмитрий, после покупки, перебрал ее полностью. И улучшил вдобавок. Автомобиль эксплуатируется каждый день, стоит машина редко. Проблем не приносит, но есть порой свои нюансы. То, что она привлекает внимание на дороге — это факт. С завода в таком цвете «Волг» не было. Но обо всем по порядку.
Вообще внешний этой модели был уже оформлен к восемьдесят первому году. И именно на ней появились некоторые вещи, впоследствии ставившиеся на всех остальных горьковских легковушках. Ручки дверей в виде пластинки, отсутствие форточек, расположение вытяжек на задних стойках — это минимально, что можно перечислить.
Сам внешний вид очень строг и одновременно лаконичен. Заостренный передок (передний свес увеличен на двадцать сантиметров для безопасности), выдающаяся вверх выштамповка на капоте, прямоугольные фары в обрамлении с «пристегнутыми» поворотниками, хромированная большая решетка и узкий передок — это русский «Мерседес». И отчасти говоря, это так. В свое время этот автомобиль создавался с оглядкой на Е-класс «Мерседеса» (123 кузов) и имел общие черты.
На переднем бампере установлены веерные форсунки для омывания фар. Изначально эта система приводилась нажатием кнопки dype панели, но в 97 от этой функции отказались и совместили ее с рычажком омывания стекла.
Из-за сложности в проектировании средней части кузова, «ноль второй» достался салон от предыдущей модели. Внешне опознать можно лишь по дверям — фамильная черта ВСЕХ моделей. Не изменилось вообще ничего, лишь новые дверные ручки, не совсем удобные, но более стильные и красивые. Хотя под естественный хват были куда эргономичнее.
О вместимости багажника «Волги» ходят легенды. Не лишена ее и «ноль вторая». Места там столько, что можно и урожай с огорода увезти, и на рыбалку махнуть с друзьями, и без проблем перевезти крышку багажника от вазовской «классики». Кстати, 3102 крышка багажника досталась от 24-ки.
Поначалу огромные фонари привлекали внимание, но со временем это ушло, а затем и вовсе стал обыденностью, когда вышла модель 31029. Но это 3102, а значит у нее узкий хромированный бампер. И смотрится куда выигрышнее, чем пластмассовый у 029.
И дополняют весь облик диски на 17″ фирмы 4GO. Резина Китай, но это правильный Китай. Дорогу держат они просто замечательно, скажу заранее.
От внешного вида к салону. После унификации в девяносто седьмом году с моделью 3110, «ноль второй» досталась новая приборная панель, сиденья и дверные карты. Скажу честно, старая панель мне нравилась куда больше, она и красивее и мягче. Но из-за ее недостатков она и редка.
Садишься да, голову слегка пригибаешь, это минусик, но небольшой.
Салон здесь большой, сидишь комфортно, можно слегка развалиться. Вполне уютно. Заводская шелкография на стеклах скрывает тебя сзади. Стеснения нет, сядут трое спокойно, единственное, немного будет мешать тоннель на полу. Салон был полностью перешит новым владельцем, причем большой любовью и аккуратностью. Получилось как раз то, что нужно. Сзади в полке установлены два динамика, а в багажном отделении стоит сабвуфер.
За рулем сидеть также просторно, как и сзади. Эргономика продумана, все в доступности, все вполне логично. Левая рука не прижата дверью, правый локоть можно поставить на подлокотник, он же вполне вместительный вещевой ящик. Передачи переключать также не составляет проблем. Хотя до «бардачка» придется потянуться, ибо салон огромен и он далеко.
Комбинация приборов установлена так называемая «синеглазка», на ней есть и бортовой компьютер и другие данные. Руль ее не перекрывает, все читается довольно удобно и четко. Не знаю почему, но мне больше нравиться старая комбинация от 3110. Есть что-то отталкивающее у «синеглазки». Обе приборки настолько хороши, что их ставят и в Москвичи 2141 и их модификаций, некоторые умудряются ставить и в вазовские автомобили.
А теперь перейдем к механике.
Под капотом установлен рядный, четырехцилиндровый инжекторный двигатель ЗМЗ 406 объемом две целых и три десятых литра и мощностью примерно сто тридцать одна лошадиная сила. Это вполне надежный и неприхотливый двигатель устанавливался с девяносто седьмого года не только на «Волги» и «ГАЗели», но и на УАЗы.
Сам агрегат довольно эластичный, крутить можно спокойно. Диаметр поршня девяносто два миллиметра. Дмитрий немного шлифанул головку блока, что несколько улучшило его работу. Вроде мотор и обычный, но позволяет и хорошо разогнаться, и если надо войти боком в поворот. При переборке и облегчении поршневой группы, замены валов и более точно настройке можно снять больше двух сотен лошадей. И это на атмосфернике.
А в начале своей конвейерной жизни стоял карбюраторный ЗМЗ 402 с форкамерно-факельным зажиганием. Неплохой двигатель, но слишком геморройный.
В паре с двигателем работает пятиступенчатая механическая коробка передач с синхронизаторами на передачах переднего хода. Сама коробка в принципе надежна, но некоторые ставят от ГАЗели, с чуть иным передаточным числом. А здесь стоит газелевская. У родной коробки рычаг КПП имеет слегка неудобный ход, вторая передача едва ли не лежит, опять же ставят кулису от газелевской коробки. В некоторых случаях могли установить и АКПП.
Интереснее обычной «ноль второй» только версия «ноль тринадцать» с V-образной «восьмеркой» от «Чайки» и коробкой автомат. Так называемая «догонялка».
А если говорить в целом, то каких только двигателей здесь не стояло. О том, как происходила эволюцию именно это модели вы можете узнать, пройдя по этой ссылочке.
Передняя балка на шкворнях, тормоза дисковые, установлен гидроусилитель руля. Шкворень прерогатива в основном грузового автомобиля, а «Волга» сама по себе частично грузовик. Само это соединение вполне надежное, главное не забывать смазывать, а то в один день будешь ехать в каком-то одном направлении, в каком застынет руль. Подвеска пружинная с амортизаторами. Вполне надежная конструкция.
Сзади неразрезной мост на продольных рессорах и амортизаторах. Тормоза барабанные. Редуктор у «волги» вполне живучий, в каком-то плане выдержит и «тойотовский» двигатель. ГП — 3.9 (скоростная), а была 4.1, (тягловая). Подвеска мягкая, мелкие неровности не замечаешь. Лежачий полицейский? Не, не слышал! Если на «Ланосе» порой приходиться сбрасывать сильно скорость, то на «Волге» и ее дорожного просвета можно просто снизить скорость. Большой багажник провоцирует заполнить его доверху, а рессоры в каких-то случаях лишь слегка просядут. Карданный вал уже с промежуточной опорой.
Выхлопная система у этой «Волги» тоже интересна — большая ее часть от БМВ Х5. Начиная от средней части включительно и до конца. Банка только пустая, отчего звук только благороднее, хотя и также тихо.
Каков автомобиль на ходу. Да просто прекрасен! Передача входит бесшумно, но ехать надо заставить с газом. Она просто плывет по дороге, шума двигателя е слышно. Большая машина, а поворачивает хорошо, дорогу держит. Это благодаря хорошим шинам, здесь хоть и китайские, но и зимой на них ездить просто одно удовольствие. Руль поворачивается без усилий, места для его вращения хватает. Сам гонять не стал, это сделал владелец. На второй под восемьдесят — легко. Можно и больше. Но шел дождь и как-то все равно не стали сильно гнать. Но все равно, во время езды, какой-либо дискомфорт не чувствуешь. Ежели что — перед тобой еще полтора метра жизни.
Но куда интереснее, когда она входит боком. Огромный автомобиль просто порой сам проститься, чтобы дать угла!
По итогу хочется сказать, что это хоть и простой автомобиль, но под ним скрывается вполне конкурентно способный автомобиль, хоть и морально устаревшей, но все равно так многими любимой конструкции. Кто-то не променяет «Волгу» ни какой другой автомобиль. «Волга» это и болезнь, и состояние души. Заболевание, не поддающееся лечению. Но если купил, то траты все равно будут, это все же наш автопром. И да, на этих авто не только дедушки ездят, но и вполне молодые парни, которые могут и люлей навешать за слова.
PS. Я как маленький мальчик, который дорвался до любимой игрушки =)
3102 — характеристики, обзор, фото, видео, все поколения
ГАЗ-3102 — легковой автомобиль представительского класса, выпускавшийся Горьковским автозаводом серийно в период с 1982 по 2008 год. следующее поколение ГАЗ-24-10 и предшественник Volga Siber.
Автомобиль стал платформой для автомобилей поколения ГАЗ-31029 и выпускался только в кузове седан. Иерархия представительских автомобилей Союза Советских Социалистических Республик позволила машине занять промежуточную строчку между ГАЗ-14 Чайка и Волга ГАЗ-24-10. Весь модельный ряд ГАЗ.
Содержание: [Show]
- История автомобилей
- Экстерьер
- Interior
- Спецификации
- Powertrain
- Трансмиссия
- Подвеска
- Управление рулевым колесом
- Тормуля (1982-1991)
- Вторая волна модернизации (1992-1997)
- Третья волна модернизации (1997-2003)
- Четвертая волна модернизации (2003-2006)
- Пятая волна модернизации (2006-2009)
- Плюсы и минусы
- Подведение итогов
- ГАЗ-3102 фото
- Видеообзор
При социализме такой машины в рознице не было; он служил государственным деятелям вместе с учреждениями и партийными лидерами. Серийное производство Волги ГАЗ 3102 продолжалось с большим количеством модернизаций до 2009 года, после чего было прекращено.
По последним годам выпуска автомобиль был технически идентичен ГАЗ-31105, но смог сохранить «стандартный» дизайн кузова в классическом стиле. В этой статье будут рассмотрены технические характеристики и фотографии.
История автомобиля
В момент постановки на конвейер новой 24-й модели специалисты Горьковского автозавода задумались о будущем семействе – автомобиле, который будет «больше, лучше и мощнее» . Но изначально следующая Волга задумывалась не только как замена существующей машине (как это произошло с 21-й), но и как машина, которая могла бы занять промежуточную нишу между стандартной продукцией и штучными лимузинами Горьковского завода, использовавшего собираться вручную.
Другими словами, с учетом более высокого набора потребительских качеств перспективная версия Седана должна была быть в серийном производстве. Модернизированный автомобиль мог бы помочь компании и всей стране получить хороший доход.
Потому что уже в те времена стали обращать внимание не только на габаритную составляющую машины, но и на ее оснащение, степень отделки и функции, которые были призваны повысить уровень комфорта. Следует отметить, что даже новый ГАЗ-24 не имел такого ярко выраженного уровня оснащения, он был таким же, как и стандартные автомобили, которые были классом пониже.
А «элитные» автомобили Горьковского автозавода могли похвастаться стандартными для высококлассных иномарок опциями. К ним относятся гидравлический усилитель руля, автоматическая коробка передач, электрические стеклоподъемники и кондиционер.
Переходный автомобиль должен был компенсировать пробел в производственной номенклатуре ГАЗа и одновременно стать мощным оружием компании в борьбе за потребителей внешнего рынка.
К сожалению, новый седан было решено проектировать на базе существующей 24-й модели. Министерство автомобильной промышленности СССР выдержало несколько проектов принципиально новых автомобилей, таких как «Москвич», «Иж» и «Запорожец». Вместо этого они отдали предпочтение созданию в Тольятти новейшего автомобильного гиганта. Кроме того, проектирование и запуск в серийное производство очередного автомобиля повлекли за собой необходимость крупных денежных средств, которые лишь недавно были вложены в уже появившийся ВАЗ.
Кроме того, с 1973 года весь мир пережил уникальный энергетический кризис, поэтому мощная машина средних размеров оказалась просто невостребованной в европейских странах. Не следует забывать, что 24-я модель не была устаревшим седаном, который требовал серьезных доработок. Прототипные версии получили наименование 3101. Как и у всех новых моделей автомобилей, выпускавшихся в Советской стране в 1970-е годы, 4-значный индекс перспективной модели соответствовал отраслевым стандартам 1966 года, где 1-я цифра говорила о классе автомобиля. средство передвижения.
Из-за жестких технологических ограничений новая машина была крайне связана с предыдущей моделью, то есть 24-й моделью. На практике получили «согласие» только на доработку носовой и кормовой частей, а вот силовую конструкцию кузова вместе с штампами крыши и дверными боковинами решили не менять.
Очень интересно, но впоследствии многие «необходимые» элементы остались без доработок вплоть до окончания выпуска седана в 2009 году. Версии прототипа были изменены от стандартного внешнего вида седана до носа, кормы и кузова, где было увеличено количество хромированных деталей.
Однако с учетом всех этих моментов концептуальная версия нового седана выглядела довольно безлико, не намного опережая ГАЗ-24 по внешней составляющей. Сердцем нового седана стал V-образный трехлитровый шестицилиндровый двигатель, который поначалу планировалось устанавливать в «улучшенную» модификацию 24-й модели, но в серийное производство они не пошли.
1977 г. позволил выпустить новый ГАЗ-14 «Чайка», что существенно повлияло на конструкцию разрабатываемого автомобиля. Специалисты решили сделать внешний вид следующего автомобиля в том же направлении, уйдя от плавных линий к более выраженному «плоско-параллельному» дизайнерскому направлению. Как бы то ни было, а чайка, имевшая угловатые характеристики, выглядела достаточно солидно, но была лишена лишнего веса. Стоит отметить, что по вышеуказанным причинам специалисты по внешности просто не могли разгуляться.
Могли изменить только носовую и кормовую части, при этом синхронизировав их с предыдущими дверями по стилистической компоновке. Однако слишком сильно квадратировать новые детали не позволили, чтобы они не вступали в диссонанс с прошлой средней обработкой кузова. С помощью удачных решений конструкторского состава оказалось небольшим усилием изменить внешний вид Волги, придав ей элегантности и новизны. Хорошо, что сохранились фото первых экземпляров.
Внешний вид
ГАЗ-3101 имел новые фары, боковые молдинги, другие передние крылья и капот. Если сравнивать модель с предыдущим автомобилем, то новинка претерпела конструктивные изменения. Например, большое внимание было уделено безопасности, шумоизоляции и экологичности.
Интерьер решен в стиле «старшей» чайки. Также они переработали трансмиссию и предоставили в качестве силового агрегата уникальный форкамерный агрегат. Фонари, установленные сзади, в дальнейшем будут перенесены на модификацию ГАЗ-31029.. Была усовершенствована светоусилительная система, что значительно повысило безопасность.
В целом внешний вид ГАЗ-3102 определялся тремя критериями: соответствие конструкторскому решению мирового уровня, сохранность всех штампованных деталей кузова 24-й Волги, к которым можно было отнести наличие лонжеронов, бортов , крышка багажника, двери и крыша. Также машина должна была соответствовать повышенным требованиям пассивной и активной безопасности.
Внешность модели отличалась актуальным дизайнерским решением, соединившим в себе американскую мощь линий кузова и европейскую краткость кузовных элементов. Решетка радиатора имела вид «китовых усов», что указывало на принадлежность автомобиля к рангу «Волги».
Это можно заметить, обратив внимание на фото передней части седана. Строгие нормы безопасности 3102 послужили толчком к внедрению зон поглощения энергии удара. Эта программа позволила внести некоторые коррективы в конструкцию, где топливный бак был удален из-под пола и размещен за задними сиденьями над задней осью, так как эта область сведена к минимуму при повреждениях при столкновении и ударах при столкновении.
За счет того, что произошло другое размещение топливного бака, это дало возможность увеличить объем бака до 70 литров. Кузов автомобиля после всех конструктивных изменений стал более современным, а форма седана стала носить налет аристократизма. Носовая часть автомобиля удлинилась на 202 миллиметра, что повысило устойчивость к деформации кузова.
Машина выглядела более сбалансированной, если смотреть сбоку. Начали устанавливать бамперы, решетки радиатора, колпаки колес и прочие хромированные элементы. Бампер был оснащен резиновым ободом, предохранявшим его от деформации при небольших столкновениях. Дверные ручки монтировались по утопленному типу. Утратили угловые форточки на окнах, что повысило безопасность от угона, но немного уменьшило вентиляцию внутри автомобиля.
Фары были произведены в Германии компанией Ruhla, внутри которых были лампы. Их расположение было ниже, чем у 24-й модели, что позволило улучшить освещенность проезжей части. Лампы можно было заменить из машинного отделения. Инженеры внедрили систему омывателя фар с форсунками, которые были установлены на бампере. К задним фонарям добавили противотуманную фару.
Все поворотники «выросли» в размерах и стали видны сбоку седана, что позволило не использовать повторители на крыльях. Противотуманные фары разместили под передним бампером. В результате повысилась их эффективность. Они могли быть закрыты съемными крышками.
Интерьер
Салон седана разработан по последней моде тех времен, дизайнеры старались обеспечить салону впечатление роскоши, но сдерживали свои амбиции, чтобы не перепрыгнуть черту дозволенного. Стилистическая сторона интерьера личного автомобиля советского чиновника должна была отвечать лучшим зарубежным образцам, но и представлять советский автопром.
1970-е годы ввели моду на внутреннюю отделку из натурального дерева, но пока иностранные автомобильные компании позволяли себе такую роскошь, как панель из палисандра и т. д., советские производители уже считали такие материалы проблематичными.
Вместо натурального дерева просто заменили на самоклеющуюся пленку с рисунком под дерево. В машине было много места. На заднем диване с комфортом разместятся трое взрослых. У них достаточно места над головой и ногами. Обивка салона седана была сделана так, чтобы она была близка к стандартам роскоши. Кресла вместе с дверными панелями были обтянуты качественным велюром. Оттенки могли быть разные – красный, зеленый и бежевый. Спинки сидений имели ортопедическую форму, чтобы водитель и пассажиры не уставали в дальней дороге.
Если говорить о полу, то он был покрыт натуральным ковром, а эта штука значительно повышала комфортность салона и являлась шумоизоляционным слоем. Систему отопления стали совмещать с диффузорами вентиляции, а машинных кондиционеров, как и прежде, не было, салон изысканного седана обеспечивался притоком прохладного воздуха посредством производительной системы вентиляции.
Модель отличалась от прототипа приборной панелью, которая выполнена с применением пенополиуретана. На рулевой колонке стали располагаться выключатели света и указатели поворотов, включающие в себя управление щитками и омывателем лобового стекла. Заднее установленное стекло имело электрический обогрев. Также появились подголовники и, что самое приятное, повышенная теплоизоляция и сниженный шум внутри седана.
Технические характеристики
Силовой агрегат
Двигатель, который устанавливался на новый седан в 1982 году, имел необычную конструкцию и шел в комплекте с форкамерно-факельным зажиганием, функционирующим в режиме LAS-процесса (лавинная активация горения) . Дебютные форкамерные силовые агрегаты начали выпускать в Горьком еще в 1950-е годы при поиске новейших технологий, обеспечивающих экономию топлива.
Метод не был принят на вооружение, поэтому вскоре от него решили отказаться. Силовые агрегаты ЗМЗ 4022.10 тогда оснащались штатными свечами зажигания. Они были представлены четырехцилиндровыми однорядными двигателями мощностью 102 л.с. и объемом 2445 л.
Они раздавали около 102 лошадиных сил. Горючая смесь воспламенялась факелами, а не искрами. В дополнительную камеру сгорания (форкамеру) поступала обогащенная смесь и сжигалась свечой зажигания. Факелы пламени проникали в основную камеру через два сопла и поджигали уже имевшуюся обедненную смесь.
Сгорание происходило намного быстрее и полнее, чем при зажигании искры. Это повысило экологические характеристики выхлопной системы.
Но работы по улучшению двигателя седана продолжались, ведь непростая машина потребляла много бензина. Ситуация разрешилась, когда в 1992 году разрешили ввозить двигатели Toyota 3RZ-FE, которые были достаточно мощными и экономичными.
Спустя 14 лет харьковская команда уже получила двигатели Chrysler EDZ из Америки. Поэтому машина оснащалась иностранными двигателями. Такая практика проводилась некоторое время до конца производства. Карбюратор был установлен устаревший – К-156. Пара камер готовила обедненную смесь и одна обогащенную. Карбюратор имел полуавтоматическую систему холодного пуска, водителю оставалось только закрыть воздушную заслонку.
Среди недостатков этой системы были: частая регулировка и чистка форсунок карбюратора, выделение большого количества тепла. Во избежание перегрева пришлось менять ГБЦ вместе с системой охлаждения. Еще одной особенностью силового агрегата была система ступенчатого пуска воздуха, которая подавала его прямо во впускной коллектор. Благодаря этому они получили двойной эффект — экономию топлива и снижение разгона при торможении двигателем. В конце производства завод получил американский двигатель Chrysler DCC объемом 2,4 литра. Он развивал 150 лошадиных сил.
Трансмиссия
Коробка передач для представительского седана подбиралась постепенно. Изначально планировалось установить планетарный агрегат с применением гидромеханического привода. Но благодаря нерасторопности плановой системы Союза Советских Социалистических Республик в очередной раз машина получила старую трансмиссию от предыдущей машины, а именно от 24-й модели.
Потребовалось доработать коробку передач, т.к. автомобиль с индексом 3102 находился в другой весовой группе и его вес требовал других передаточных чисел шестерен прямой передачи. В результате на автомобиль была установлена модернизированная трансмиссия, имевшая четыре механические скорости и далекая от совершенства.
Подвеска
Шагающий седан на дебютном этапе конструкции был автомобильным анахронизмом. Впереди он собирался методом поворотных кулаков на шкворнях, аналогичная схема использовалась в те годы на грузовиках. Такая подвеска, конечно, была надежной, но ее узлы нуждались в постоянной смазке разными смазками, например «Литолом». Для этого точки смазки имели специальные пресс-масленки.
Передняя подвеска имела амортизаторы, которые обладали хорошими возвратно-поступательными характеристиками и не боялись выдерживать большие нагрузки. Передняя подвеска была независимой. Задняя подвеска была простой и надежной. В основе кузова лежали полуэллиптические листовые рессоры, а для обеспечения поперечной устойчивости использовался стабилизирующий стержень.
Резиновые втулки бака запрессованы в пружинные серьги. Таким образом, было достигнуто бесшумное взаимодействие с движущимися частями. Задняя подвеска имела гидравлические амортизаторы с масляными амортизаторами. Задняя подвеска была зависимой.
Управление на руле
На руле уже был гидроусилитель, что значительно облегчало управление такой крупной машиной и вращение руля даже во время простоя.
Тормозная система
У ГАЗ-3102 она была более современной, чем у предшественника, все элементы производились по лицензии британской компании Girling. Имелась двухконтурная гидравлическая система и тормозные цилиндры. Вся эта работа проводилась по сложной, но продуктивной схеме падения давления в коллекторе работающего энергоблока.
Тормоза оснащены гидровакуумным усилителем. Поэтому достаточно было небольшого нажатия на тормоз, чтобы заработала вся тормозная система. Ручной тормоз имел рычажное действие и устанавливался на задние колеса. Передние колеса имели дисковые тормоза, а задние — уже привычные — барабанные.
Стоимость и доработки
Купить автомобиль ГАЗ 3102 на вторичном рынке не составит труда. Цена начинается с 837 долларов и выше . Чем выше цена, тем новее автомобиль и его общее состояние. Модель претерпела 5 апгрейдов, которые касались различных аспектов.
Первая волна модернизации (1982-1991)
Позволяет машине постепенно менять отдельные узлы и детали. Начиная с 1984 года на него стали устанавливать вентилируемые передние тормозные диски. Заодно решили заменить главный тормозной цилиндр и упростить разводку гидропроводов. С 85-го года некоторые машины оснащались двигателем ЗМЗ-402.10. У него был блок цилиндров от ЗМЗ-4022.10, но форкамеры не было.
Решили перенести номерной знак на бампер, который был проштампован специальной накладкой. Они объединили решетку радиатора, которая стала единой. Повторители поворотов решили вернуть на крылья, потому что этого требовали международные требования. В салоне поменяли подлокотники на дверях.
Вторая волна модернизации (1992-1997)
Топливный бак решили вернуть на прежнее место (под багажник). Раньше он был над задней осью, за задними сиденьями. Наружные зеркала заднего вида стали иметь пластиковые корпуса и ручки для регулировки стекол изнутри автомобиля. Запасное колесо крепилось к полу багажника. Поместите поплавковый датчик уровня на крышку бачка тормозной жидкости.
В салоне седана изменена приборная панель, форма педали и рукоятка рычага МКПП. Когда 19Пришла 94, от форкамерного мотора решили отказаться. На смену ему пришел ЗМЗ-406. Это был 2,3-литровый силовой агрегат мощностью 130 л.с. с 4 клапанами на цилиндр и цепным приводом на пару распредвалов. Двигатель соответствовал экологическому стандарту Евро-1.
Третья волна модернизации (1997-2003)
В этот период механическая коробка уже имела пять скоростей. Возвращена промежуточная опора карданного вала и начата установка гидроусилителя руля. Карданный шарнир заменил сцепление на рулевом колесе. Система охлаждения была снабжена электронасосом. Внутри было изменено внутреннее убранство. Установлен вспомогательный резонатор. Изменены настройки омывателя фар.
Колеса были не 14, а 15 дюймов. Вместо железных колпачков использовались пластиковые колпачки. Форсунки омывателя стекол перенесли на капот и теперь они грелись. Также была обновлена шумоизоляция капота. Когда наступил 1998 год, в салоне автомобиля поменяли обивку дверей. Убраны дверные пепельницы и установлено наличие выдвижных ящиков.
Четвертая волна модернизации (2003-2006 гг.
)
Передняя подвеска выполнена на шаровых опорах. Некоторые изменения были внесены в механическую коробку передач. Начали ставить стабилизатор сзади коробки передач. Колеса поменяны, колпаки сняты. Наружные зеркала были окрашены в цвет кузова. Все машины были с задними мостами, похожими на картерные балки.
Пятая волна модернизации (2006-2009 гг.)
С наступлением 2006 года был изменен индекс автомобиля (вставлена цифра 5), а также изменено название автомобиля на ГАЗ-31025 «Волга». В это время из-за отсутствия силовых агрегатов ЗМЗ-4061 некоторые грузовики комплектовались ЗМЗ-405 (2,46 л), который был разработан для ГАЗ-3111. Но их было немного, поэтому стали использовать американский Chrysler DCC 2.4L DOHC 2,429 л, который соответствовал европейским экологическим нормам Евро-2, или Евро-3, в зависимости от того, какая была модификация.
Кроме этого поменяли расширительный бачок, начали устанавливать электрорегулировку и подогрев наружных зеркал. Также добавили механизм, регулирующий рулевую колонку. Повторители больше не размещались на крыльях, их разместили на наружных зеркалах. Приборная панель немного обновилась. Некоторые детали машин были обновлены в 2008 году. А в конце этого года «Волга» перестала выпускаться.
Плюсы и минусы
Плюсы автомобилей
- Низкая ценовая политика и легкая взаимозаменяемость запчастей и деталей;
- Стильный внешний вид, который и сегодня может радовать глаз ценителей стиля;
- Хорошая мощность силовых агрегатов;
- Достойная высота дорожного просвета;
- Наличие большого багажного отделения;
- Достаточно свободного места внутри автомобиля;
- Кресла удобные анатомические с подголовниками;
- Неплохие динамические характеристики;
- Мягкая подвеска, которая позволяет проглатывать большинство неровностей и вмятин на дороге;
- Было пять улучшений машины;
- Автомобиль не боится нагрузок;
- Малый радиус поворота для такого большого седана;
- Усовершенствованная и информативная приборная панель;
- Неприхотливый автомобиль;
- Гидравлический усилитель рулевого управления и тормозная система;
- Хорошая система вентиляции машины;
- Наличие 5-ступенчатой механической коробки передач;
- Усовершенствованная тормозная система;
- Высококачественное освещение;
- Применение предварительно деформированных зон при ударах.
Минусы автомобиля
- Большой вес автомобиля;
- Массивные размеры Волги;
- Минимальные настройки рулевой колонки и сидений;
- Большой расход топлива ГАЗ 3102;
- Недостаточная обзорность из-за длинного и большого капюшона;
- Имитация деревянных вставок на торпеде, тогда как в зарубежных вариантах было настоящее дерево;
- Без тахометра.
Подведение итогов
Тот факт, что ГАЗ-3102 использовался поначалу только для чиновников и важных персон, породил желание купить эту модель у многих автолюбителей того времени. Его необычный внешний вид заставляет смотреть на автомобиль даже сегодня, что уж говорить о годах его выпуска. Стоит отметить, что модель успешно заменила уже ставшую «простой» в СССР ГАЗ-24. Компания не изменила своим традициям в установке знаменитых «китовых усов», которые здесь были несколько скромными.
Изменился не только внешний вид усов кита. Внутри машина намного комфортнее находится. Появилась новая панель инструментов, позволяющая легко прочитать необходимую информацию. Наличие наклейки, имитирующей дерево, уже воодушевило и сделало интерьер седана более интересным и элегантным.
Хочется похвалить дизайнеров, они отлично поработали. В машине также было много свободного места, поэтому дискомфорта никто не чувствовал. Багажное отделение, знакомое по 24-й модели, было таким же большим, как и объем. Еще можно было разместить все самое необходимое и отправиться даже в дальнюю поездку.
Позднее на диски были установлены колеса большего размера, что сделало внешний вид седана еще более стильным. Да, недостатков и недостатков было много, но конструкторы и конструкторы старались сделать лучше, чем могли. Не забывайте, что, к сожалению, им не была предоставлена полная свобода действий.
Силовой агрегат был мощным, но потреблял много бензина, что остается проблемой и на сегодняшний день. Эти модели довольно часто можно встретить на дороге.