Госдума запретила этилированный бензин – Газета Коммерсантъ № 40 (2643) от 11.03.2003
6K
2 мин.
…
В пятницу Госдума приняла закон «О запрете производства и оборота этилированного автомобильного бензина». За его принятие депутаты проголосовали единогласно. Официально этилированный бензин в России не выпускается уже как минимум год. За его отмену экологам следует поблагодарить импортеров иномарок, большую часть которых категорически запрещено заправлять таким горючим.
Этилированными называются бензины, в которые для увеличения октанового числа добавляется антидетонационная присадка — тетраэтилсвинец (ТЭС). Автомобиль, работающий на этилированном бензине, выбрасывает в атмосферу 3-4 г свинца на 100 км пути. Помимо вреда окружающей природе использование этилированного бензина в автомобилях с инжекторным двигателем приводит к порче датчиков системы впрыска (лямбда-зонд) и каталитического нейтрализатора.
По данным ВНИИ по переработке нефти, в 1995 году доля этилированного бензина в России составляла около 47% от общего объема его производства. Однако сейчас, по словам вице-президента Российского топливного союза Евгения Аркуши, его выпуск в стране прекращен. Еще до принятия федерального закона запрет на использование этилированного бензина был введен в Москве, Московской, Ленинградской, Нижегородской, Самарской, Екатеринбургской, Рязанской, Ивановской и Оренбургской областях. Господин Аркуша считает, что депутаты де-юре закрепили положение вещей, которое де-факто существовало несколько лет. «Возможно, где-нибудь в глубинке еще находятся кустари, которые подпольно смешивают этилированное горючее, но в Москве и Московской области такие случаи чрезвычайно редки»,— утверждает Евгений Аркуша.
По-видимому, в исчезновении с рынка этилированного бензина повинно не только ужесточение экологических требований местными властями. Только в прошлом году в Россию было ввезено 800 тыс. иномарок, подавляющая часть которых с инжекторными двигателями. Инжекторной системой впрыска оснащается и все большее количество российских машин. Использование в таких авто бензина с ТЭС приводит к порче датчиков системы впрыска топлива и дорогостоящего платинового нейтрализатора. Теоретически НПЗ могли бы сохранить выпуск этилированного 76-го бензина (иномарки им все равно не заправляют), однако в экономическом плане такое разделение для них не несет существенной выгоды.
Отметим, что, по мнению координатора российского представительства Greenpeace Алексея Киселева, для того, чтобы выброс «автомобильного» свинца в атмосферу довести до нуля, необходимо принять закон, запрещающий выпуск автомобилей с карбюраторными двигателями. В этом случае со временем в России вообще не останется машин, которые можно заправлять этилированным бензином. Впрочем, маловероятно, что Госдума станет всерьез рассматривать это предложение.
ПЕТР Ъ-САПОЖНИКОВ
Вся лента
что это и их отличия
Этилированный и неэтилированный бензин
В инструкции по эксплуатации автомобиля указано, что водителю рекомендуется использовать неэтилированный бензин. Такое предостережение касается не всех машин, однако в советах по эксплуатации практических всех европейских марок ее можно встретить. На российских заправках, к сожалению автовладельцев, бензин не подразделяется на этилированный и неэтилированный. Соответственно, многих интересует вопрос, какой бензин на заправках этилированный или нет?
Что такое этилированный бензин
Все инструкции по эксплуатации бензиновых автомобилей имеют важное предостережение – этилированный бензин использовать нельзя. На самом деле, многие водители не знают, почему существует такой запрет, а также отличия этилированного и неэтилированного топлива по составу.
Этилированный бензин – это, по сути, продукт смешивания топлива с присадками определенного вида, что является лучшим способом создания топлива для автомобилей. Процесс создания этилированного бензина происходим следующим образом: в первоначальную топливную жидкость, полученную в результате перегонки, добавляют различные присадки, основу которых составляет тетраэтилсвинец, что в несколько раз повышает октановое число (качественные показатели) бензина. Стоит отметить, что это лучший способ создания топлива.
Однако, несмотря на довольно качественную смесь, которая получается в процессе смешивания топлива с тетраэтилсвинцом, использовать его не рекомендуется, так как оно очень токсично. Помимо этого, нельзя им чистить одежду, промывать детали и уж тем более протирать руки. Свинец, входящий в его состав, попадая на кожу, приводит к образованию трещин и способствует образованию гнойных ран различного рода.
Почему этилированный бензин запрещен в большинстве стран мира
После проведенных специалистами многочисленных исследований, выяснилось, что добавлять в состав автомобильного топлива тетраэтилсвинец небезопасно, так как химические соединения свинца опасны для здоровья человека.
При работе двигателя на таком виде топлива, из выхлопной трубы в атмосферу выходят пары свинца, разрушающие озоновый слой. Однако тетраэтилсвинец опасен не только для окружающей среды. Он негативно сказывается на здоровье людей в салоне автомобиля, поскольку пары свинца могут вызвать многие заболевания, включая рак легких. Если во все автомобили станут заливать этилированный бензин, то в атмосфере очень быстро возникнет катастрофически высокая концентрация свинца, что, несомненно, нанесет серьезный вред окружающим.
На протяжении многих лет скрывалась информация о вреде тетраэтилсвинца, именно поэтому такое топливо стало таким популярным и вскоре практически полностью вытеснило неэтилированный бензин. Информация о том, что в процессе производства в него добавляется тетраэтилсвинец, разрушающий организм человека, замалчивалась, поскольку речь шла о миллиардных прибылях. Многочисленные факты отравления парами на нефтеперерабатывающих предприятиях, которые его выпускали, скрывались, а произошедшее объяснялись несчастными случаями на производстве.
Только спустя 20 лет ситуация кардинально изменилась, когда учеными впервые было доказано негативное воздействие этилированного горючего на человека и окружающую среду. Тем не менее, полностью закрыть его производство в Америке удалось спустя 40 лет. В начале восьмидесятых в Америке ввели запрет на производство моторов, работающих на этом виде топлива, а спустя еще несколько лет такой бензин полностью исчез с АЗС. Во всех европейских странах запрет на использование этилированного горючего официально действует с 2000 года. Запрет на этилированный бензин в России введен с 2002 года.
Что такое неэтилированный бензин
Применяемое для автомобилей этилированное и неэтилированное горючее имеет только единственное отличие – в составе неэтилированного бензина нет тетраэтилсвинца. Из-за отсутствия этого соединения данный вид топлива менее эффективен, однако моторы современных автомобилей рассчитаны именно на его использование.
Основу неэтилированного бензина составляют различные эфирные и спиртовые добавки, повышающие октановое число. Помимо этого, он получается при добавлении других присадок, которые, конечно, не такие эффективные, как в этилированном топливе, но более экологичные (свинца в составе таких присадок нет). Да и какой-то определенной одной присадки тоже нет, их разновидность зависит исключительно от производителя топлива.
Можно ли различить бензин на глаз или по запаху?
Прежде всего, стоит отметить, что во всех больших городах РФ с 2002 года запрещена продажа на АЗС этилированного бензина. Однако в глубинке ситуация далека от идеальной, поэтому можно легко попасть на подделку неэтилированного спирта либо на смертельно-опасную смесь двух видов топлива.
Как узнать этилированный бензин или нет и можно ли различить бензин по запаху или цвету? Согласно существующим европейским и российским стандартам нормальный неэтилированный бензин являет собой бесцветную прозрачную жидкость. Это можно хорошо наблюдать в стеклянной посуде (к примеру, в банке).
В этилированное топливо добавляют краситель красного или оранжевого цвета, а содержание свинца можно почувствовать по запаху. Если сказать точнее – этилированный бензин имеет очень сильный неприятный запах, который существенно отличается от неэтилированного топлива.
Опасность для авто
Этилированный бензин (с содержанием тетраэтилсвинца) оказывает достаточно пагубное воздействие на нейтрализатор отработанных газов (катализатор), который предусмотрен практически во всех современных автомобилях. Иногда достаточно всего одной заправки таким топливом, чтобы нейтрализатор вышел из строя. Его поломка напрямую связана с лямб-датчиком, который отвечает за поддержание уровня кислорода в отработанных газах.
Из этого следует сделать вывод, что использование даже в редких случаях этилированного горючего может вывести из строя импортный автомобиль, так как такие машины не работают либо плохо работают с испорченным катализатором отработанных газов.
Помимо этого, попадая в транспортное средство, этилированный бензин вызывает ряд других проблем, поскольку ударные волны, возникающие при детонации такого топлива, разрушают детали двигателя.
Детонация может привести к следующим последствиям:
- Увеличится теплоотдача, что приведет к перегреву силового агрегата.
- Ударная волна может разрушить масляную пленку, образующуюся на стенках цилиндров. Это, приведет к «сухому» трению поршневой группы.
- Сильное давление (70 кг/см 2), создающееся при взрыве, может повредить детали двигателя.
Совокупность этих явлений существенно снизит ресурс силового агрегата и, вероятнее всего, приведет к необходимости произвести капитальный ремонт.
Популярные марки неэтилированного бензина
Бензин неэтилированный бывает нескольких разновидностей, которые отличаются двумя показателями: степенью очистки, октановым числом. В странах, где ведется жесткий контроль качества, заливая в топливный бак определенную марку топлива, можно быть на 100 %уверенным, что в бензоколонке находится именно она. К сожалению, на отечественных АЗС такого нет, особенно в глубинке. На заправках нередко разбавляют топливо, чтобы заработать больше денег от его продажи.
Сегодня в России существует четыре основных марки топлива:
- АИ-80. Данный вид горючего имеет низкое октановое число и, соответственно качество их всех из всех доступных на российском рынке марок. Как правило, он используется только для мотоциклов отечественного производства, грузовых автомобилей, сельскохозяйственной техники. Некоторые водители заливают его в моторы машин советского выпуска. Единственный плюс такого бензина – невысокая стоимость.
- Неэтилированный бензин АИ-92 – довольно популярен среди автолюбителей. Его заливают в баки современных машин российского производства и во многие иномарки старше 15 лет. Этот вид топлива при условии его надлежащего качества отлично проявляет себя в эксплуатации, сохраняя топливную систему и другие, не менее важные узлы, в исправном состоянии.
- Неэтилированный бензин марки АИ-95 сегодня, пожалуй, самый востребованный на АЗС. Его используют для заправки большинства современных иномарок. Если на производстве соблюдены условия качественной очистки, он не разрушает топливную систему авто, имеет небольшой уровень выбросов в атмосферу. Многие водители жалуются на то, что разница между АИ 92 и АИ 95 почти не ощутима. Скорее всего, это обусловлено махинациями на заправках.
- Последняя марка – АИ-98. В большинстве случаев служит для автомобилей самого высокого премиум-класса. Такое топливо по техническим характеристикам имеет самый высокий уровень очистки и минимальное количество вредных примесей. Однако как показывает практика, такие условия выполняются не всегда.
Есть, конечно, еще и другие марки бензина: А-72, А-76, Аи-91, Аи-93 и Аи-96. Кроме этого, стоит отметить, что максимальное октановое число для этилированного горючего достигнуто в А-98+, А-100, А-110, А-102 и выше. Такой бензин используется исключительно для гоночных автомобилей. Его заливают в баки спорткаров Порше, Феррари, Ламборгини и т.д.
К сожалению, в погоне за прибылью, продавцы топлива не всегда поступают должным образом, и автомобилистам приходится заправлять свои машины низкокачественным бензином. В этом случае можно попытаться выявлять некачественное топливо с примесями по запаху и цвету. В этом случае важно соблюдать правила осторожности, чтобы избежать возможного отравления.
Если материал был для вас интересен или полезен, опубликуйте его на своей странице в социальной сети:
Добавить комментарий
В начало страницы
Свинец в бензине снизил IQ половины населения США, говорится в исследовании
Воздействие этилированного бензина снизило IQ примерно половины населения США, согласно новому исследованию.
Рецензируемое исследование, опубликованное в понедельник в журнале Proceedings of the National Academy of Sciences, посвящено людям, родившимся до 1996 года — года, когда в США был запрещен газ, содержащий свинец.
В целом, исследователи из Университета штата Флорида и Университета Дьюка обнаружили, что воздействие свинца в детстве стоило Америке около 824 миллионов баллов, или в среднем 2,6 балла на человека.
Некоторые когорты пострадали больше, чем другие. Для людей, родившихся в 1960-х и 1970-х годах, когда потребление этилированного газа резко возросло, потеря IQ оценивалась до 6 баллов, а для некоторых — более 7 баллов. Воздействие на него происходило в основном при вдыхании выхлопных газов автомобилей.
Группа исследователей использовала данные о потреблении газа, оценки численности населения и другие данные, чтобы подсчитать, что по состоянию на 2015 год более 170 миллионов американцев имели уровень свинца в крови выше 5 микрограммов на децилитр в раннем детстве.
Свинец является нейротоксином, и никакое его количество не является безопасным. В настоящее время 3,5 микрограмма на децилитр является эталонным значением для уровней свинца в крови, которые считаются высокими; приемлемая сумма была когда-то выше.
Главный автор исследования Майкл Макфарланд, доцент социологии Университета штата Флорида и преподаватель университетского Центра демографии и здоровья населения, назвал количество людей, пострадавших от воздействия свинца, «ошеломляющим».
«Это важно, потому что мы часто думаем о свинце как о проблеме для детей, и, конечно же, это так», — сказал он. «Но что мы действительно хотели знать, так это то, что происходит с теми детьми, которые подверглись воздействию?»
Во многих случаях, по словам МакФарланда, разница IQ в 2-3 балла является номинальной, если только человек не находится в нижней части распределения IQ.
«Если вы больше склонны к когнитивным нарушениям, пара баллов может многое значить», — сказал он.
Но с точки зрения населения даже незначительное снижение среднего IQ может иметь серьезные последствия, считает Сунг Кьюн Пак, доцент кафедры эпидемиологии и гигиены окружающей среды в Школе общественного здравоохранения Мичиганского университета. Он объяснил, что вся кривая нормального распределения смещается, когда все больше населения достигает того, что когда-то было крайне низким уровнем IQ.
Раньше свинец добавляли в бензин, чтобы двигатели работали более плавно, пока его не заменили другие, более безопасные добавки. Помимо того, что он связан с более низким IQ, он также связан с болезнями сердца и почек.
Свинец можно вдыхать или проглатывать, причем дети особенно восприимчивы к его ядовитому воздействию. Уровень содержания свинца в крови детей в США резко снизился за последние десятилетия, но воздействие свинца все еще происходит, и черные дети подвергаются воздействию чаще, чем белые дети. Исследование, проведенное в понедельник, также показало, что у большинства чернокожих взрослых в возрасте до 45 лет уровень свинца в крови был «значительно выше», чем у их белых коллег.
Расовые различия, как правило, возникают из-за загрязнения окружающей среды и проблем с инфраструктурой, которые влияют на питьевую воду в районах с низким доходом и меньшинствами, с водным кризисом во Флинте, штат Мичиган, одним из самых вопиющих примеров за последние годы.
И хотя дети наиболее уязвимы к тяжелому заболеванию от свинца, вред от токсина может проявиться спустя годы, сказал Пак. Считается, что воздействие свинца подвергает людей риску хронических и возрастных заболеваний, включая сердечно-сосудистые заболевания и деменцию.
«Свинец — это бесконечная история, — сказал он.
Существуют медицинские вмешательства для детей, недавно подвергшихся воздействию большого количества свинца, но они не работают для взрослых, родившихся до 1996 года. Тем не менее, результаты исследования не должны вызывать серьезного беспокойства, сказал МакФарланд.
«Есть множество вещей, которые входят в IQ», — сказал он. «Очевидно, что это негативно, но если у вас также есть благоприятная домашняя обстановка, это помогло вашему IQ».
Элизабет Чак — репортер NBC News, которая занимается вопросами здоровья и психического здоровья, особенно проблемами, затрагивающими женщин и детей.
Мир прекратил использование токсичных добавок: NPR
В декабре 1955 года мужчина вывешивает цену на этилированный бензин на заправке в Эверетте, штат Массачусетс. Организация Объединенных Наций заявила в понедельник, что мир больше не использует токсичное топливо, что положило конец вековому разрушительному загрязнению.
Аноним/Ассошиэйтед Пресс
скрыть заголовок
переключить заголовок
Аноним/Ассошиэйтед Пресс
В декабре 1955 года мужчина вывешивает цену на этилированный бензин на заправке в Эверетте, штат Массачусетс. Организация Объединенных Наций заявила в понедельник, что мир больше не использует токсичное топливо, что положило конец вековому разрушительному загрязнению.
Аноним/Ассошиэйтед Пресс
Вековое царствование этилированного бензина закончилось.
Последний оплот, Алжир, в июле израсходовал последние запасы этилированного бензина. Это данные Программы ООН по окружающей среде, которая уже 19 лет пытается отказаться от этилированного бензина по всему миру.
«Успешное соблюдение запрета на этилированный бензин является важной вехой для глобального здравоохранения и нашей окружающей среды», — заявила в понедельник исполнительный директор ЮНЕП Ингер Андерсен.
По оценкам Организации Объединенных Наций, глобальный поэтапный отказ от токсичного топлива сэкономил 2,44 триллиона долларов в год благодаря улучшению здоровья и снижению уровня преступности, а также предотвратил более 1,2 миллиона преждевременных смертей.
Токсичное открытие
В 1921 году исследователи из General Motors обнаружили, что добавление в бензин соединения, называемого тетраэтилсвинцом, может улучшить работу двигателя. (Не очень забавный факт: Томас Мидгли-младший, ученый, сыгравший ключевую роль в том, что оказалось пагубным открытием, также разработал хлорфторуглероды, класс хладагентов, которые впоследствии нанесли ущерб озоновому слою.)
Там Были и другие добавки, которые могли служить той же цели — сегодня этанол широко используется как гораздо более безопасная альтернатива. Но свинец быстро стал стандартом.
Бензин, содержащий этанол, поступил в продажу в Де-Мойне, штат Айова, в июле 2013 года. Сегодня этанол является одной из добавок к бензину, которая служит той же цели, что и тетраэтилсвинец.
Чарли Ридель/AP
скрыть заголовок
переключить заголовок
Чарли Ридель/AP
Бензин, содержащий этанол, поступил в продажу в Де-Мойне, штат Айова, в июле 2013 года. Сегодня этанол является одной из добавок к бензину, которая служит той же цели, что и тетраэтилсвинец.
Чарли Ридель/AP
В то время было хорошо известно, что свинец является ядом, и существовала обеспокоенность по поводу риска для рабочих, подвергшихся воздействию опасной добавки.
Но исследователи, работающие на автопроизводителей, нефтяные компании и химические гиганты, заявили, что низкие уровни воздействия этилированного бензина не причинят вреда широкой публике.
Это оказалось катастрофической ложью. Дети, в частности, уязвимы даже к незначительным количествам воздействия свинца, а использование этилированного бензина связано с более низким IQ и более высоким уровнем насильственных преступлений. Воздействие свинца также вызывает болезни сердца, рак и другие заболевания, а при сжигании в двигателе свинец может легко загрязнять воздух, воду и почву.
Ученым понадобились десятилетия, чтобы установить вред, наносимый этилированным бензином. К тому моменту практически весь бензин в мире содержал свинец.
Развитые страны отказались от него первыми
В Соединенных Штатах Агентство по охране окружающей среды приступило к поэтапному отказу от этилированного бензина в 1973 году. Начиная с 1970-х годов, новые автомобили разрабатывались для работы на неэтилированном бензине. На самом деле, новое более чистое поколение автомобилей не могло работать на этилированном бензине — это разрушило бы их каталитические нейтрализаторы.
Новый неэтилированный бензин стоил дороже, но переход было не остановить.
К середине 80-х большая часть бензина, используемого в США, была неэтилированной, хотя этилированный бензин для легковых автомобилей не был полностью запрещен в США до 1996. (Сегодня этилированный бензин можно использовать только в самолетах и внедорожниках.)
Большинство других стран с высоким уровнем доходов последовали этому примеру.
Но в большинстве развивающихся стран этилированный бензин продолжал широко использоваться на рубеже тысячелетий. Поэтому в 2002 году ЮНЕП начала работать с правительствами и промышленностью, чтобы повсеместно отказаться от этилированного топлива.
Машины выстраиваются в очередь на заправочной станции в Нью-Йорке, 23 декабря 1973 года.
Марти Ледерхэндлер/Associated Press
скрыть заголовок
переключить заголовок
Марти Ледерхэндлер/Associated Press
Автомобили стоят в очереди на заправочной станции в Нью-Йорке, 23 декабря 1973 года.
Марти Ледерхэндлер/Associated Press
Долгожданная веха
Теперь, спустя столетие после его разработки и 50 лет после того, как была установлена его опасность, этилированный бензин — по крайней мере, как легальное топливо для уличного транспорта — больше не используется.
Роб де Йонг, руководитель отдела экологически безопасного транспорта ЮНЕП, работал над поэтапным отказом от этилированного бензина с момента его начала в 2002 году. Это означало убеждение людей, которые когда-либо ездили только на этилированном топливе, в том, что за него стоит платить больше. денег, чтобы перейти на исключительно неэтилированный бензин.
Он говорит, что подавляющее большинство развивающихся стран приняло поэтапный отказ в течение десятилетия. Но горстка стран осталась в стороне, особенно Алжир, Ирак, Йемен, Мьянма, Северная Корея и Афганистан.
Он указывает на две основные причины. Во-первых, такие страны, как Ирак, Афганистан и Йемен, находились в состоянии войны. «Конечно, в этих странах работать непросто, и у них другие приоритеты», — говорит он.
Во-вторых, коррупция: «В некоторых из этих стран чиновники были подкуплены химической промышленностью, которая производила эти добавки. … Их подкупили, чтобы купить большие запасы», — говорит он.