Экономайзер принудительного холостого хода: Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ)

Экономайзер принудительного холостого хода

Перейти к содержанию

Устройства

Экономайзер принудительного холостого хода для чего он нужен?

При движении автомобиля в городском цикле и, особенно в зимнее время при скользкой дороге часто применяется торможение автомобиля двигателем. При этом двигатель работает в режиме принудительного холостого хода, то есть вращение коленвала происходит за счёт кинетической энергии автомобиля. При этом происходит нецелесообразный расход топлива.  Для предотвращения этого на автомобилях применяется экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ). Экономайзер принудительного холостого хода прекращает подачу топлива во впускной коллектор при следовании автомобиля в режиме торможения двигателем, то есть в режиме принудительного холостого хода. Управление этой системой осуществляется автоматически электронным блоком на карбюраторном двигателе или системой управления впрыска топлива на инжекторном двигателе.

Признаками принудительного холостого хода являются обороты двигателя, выше холостых, при полностью закрытой дроссельной заслонке. Частота оборотов на карбюраторном двигателе определяется электронным блоком экономайзер принудительного холостого хода карбюраторного двигателя по количеству импульсов в системе зажигания. Положение дроссельной заслонки определяется по показаниям датчика положения. В качестве датчика, на карбюраторном двигателе, используется микровыключатель, контакты которого замыкаются при полностью открытой дроссельной заслонке, соединяя плюс с проводом от блока управления ЭПХХ. Так же может быть использован датчик винт, который изготавливается из ток не проводящего материала, с металлическим наконечником, к которому подключается провод от блока управления ЭПХХ.  При полностью открытой заслонке винт упирается металлическим наконечником в тягу дроссельной заслонки при этом провод, подключённый к винту, соединяется с минусом.

Экономайзер принудительного холостого хода неисправности.

Как и все системы автомобиля, система экономайзер принудительного холостого хода может иметь ряд неисправностей. Для инжекторного двигателя неисправности можно определить при помощи диагностического оборудования. Для карбюраторного двигателя придётся полагаться на свои силы. Самой распространённой является отсутствие холостого хода, то есть двигатель глохнет при полностью закрытой дроссельной заслонке. Это может быть вызвано неисправностью электромагнитного клапана, неисправностью блока управления экономайзер принудительного холостого хода, плохого контакта в соединениях. Для проверки необходимо включить зажигание. На автомобилях с карбюратором СОЛЕКС при этом должен сработать электромагнитный клапан. На автомобилях ГАЗ, ВАЗ классика с карбюратором АЗОН для срабатывания клапана необходимо нажать на педаль газа. Если клапан не сработает, то надо проводом соединить электроклапан с плюсом аккумулятора. Если при этом клапан сработает, то необходимо проверить провода подходящие к блоку ЭПХХ и к клапану или заменить блок управления. Если клапан не сработает, то клапан необходимо заменить.

Следующей неисправностью являются рывки автомобиля при движении. Причиной этой неисправности может быть неисправность блока управления ЭПХХ или датчика. Такая неисправность характерна для систем, в которых в качестве датчика, используется микровыключатель. В этом случае нарушается соединения в контактах и блок управления не получает сигнал об открытой дроссельной заслонке и при повышении числа оборотов блок управления прекращает подачу топлива. При падении оборотов до значения холостых подача топлива возобновляется, и обороты двигателя начинают повышаться. Для проверки необходимо соединить провода на микровыключателе между собой. Если неисправность пропадёт, то неисправен выключатель, если нет, то блок управления или имеет место обрыв в проводе от блока управления до микровыключателя.

Ещё одна неисправность, которую можно не заметить в процессе эксплуатации, это не отключение подачи топлива системой экономайзер принудительного холостого хода. Двигатель при этом работает устойчиво на всех оборотах, а по расходу топлива это практически не заметно. Основным показателем этой неисправности является детонация двигателя после выключения зажигания. Характерна эта неисправность для карбюратора СОЛЕКС. Возможной причиной может быть не прилегание жиклёра холостого хода к посадочному месту или заедание перекрывающей иглы электроклапана.




Экономайзер принудительного холостого хода

Какое полузабытое, а для кого-то и вообще незнакомое слово – экономайзер! Карбюраторы, которые долгие годы исправно трудились на автомобиле, постепенно уступили свое место различным системам впрыска. Но автомобильный век долог, и порой кому-то приходится сталкиваться с машинами, в которых еще находится место для карбюратора. Ну а его нормальная работа обеспечивается рядом дополнительных устройств, среди них невозможно не упомянуть экономайзер топлива.

Содержание

  1. Что такое экономайзер в автомобиле?
  2. Как работает карбюратор
  3. Назначение экономайзера
  4. Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ)

Что такое экономайзер в автомобиле?

Работа ДВС основана на сгорании топливовоздушной смеси (ТВС). Ее состав зависит от нагрузки мотора, и должен быть разным при ее изменении. Это означает изменение соотношение между кислородом (воздухом) и бензином при изменении условий движения. Нужные пропорции обеспечивает карбюратор, или в современных машинах – контроллер впрыска. Поэтому, прежде чем говорить про экономайзер, надо рассмотреть работу карбюратора.

Как работает карбюратор

Понять его принцип работы поможет приведенный рисунок.

Это самый простой вариант карбюратора, можно сказать, только поясняющий его устройство и основную идею. Бензин находится в поплавковой камере на постоянном уровне, который поддерживается работой игольчатого клапана. Через воздушный фильтр воздух всасывается в цилиндры двигателя. Он проходит смесительную камеру, благодаря имеющемуся там сужению, в этом месте создается разрежение по отношению к поплавковой, в которой поддерживается уровень атмосферного давления.

Из-за возникшей разницы давлений в смесительную камеру попадает горючее. Проходя через жиклер, оно разбивается на мелкие капельки, испаряется и смешивается с воздухом, вследствие чего образуется ТВС, поступающая в цилиндры мотора. Соотношение между этими компонентами зависит от положения заслонки карбюратора, связанной с положением педали акселератора. Чем сильнее на автомобиле она нажата, тем больше открыта заслонка, выше степень разрежения и больше бензина поступает на образование смеси.

Назначение экономайзера

В тот момент, когда заслонка почти полностью открыта, автомобильный мотор испытывает максимальные нагрузки, а значит, для их преодоления ему требуется большее количество бензина, чем во время работы на обычных режимах. При этом и начинает работать экономайзер, топлива на образование смеси поступает больше, и смесь становится обогащенной. Его назначение и устройство, а также для чего нужен экономайзер, становится понятно из рисунка:

Дроссельная заслонка карбюратора через тяги и рычаги связана со специальным клапаном. Когда она полностью открыта, это вызывает его срабатывание, и дополнительное количество бензина, проходя жиклер экономайзера, идет на образование ТВС. Такое поступление топлива вызывает обогащение смеси и обеспечивает работу мотора при повышенной нагрузке. Когда отпускается педаль газа, заслонка прикрывается, пружина закрывает клапан и работа экономайзера прекращается.

Конструктивно устройство экономайзера может быть выполнено различными способами, конкретную реализацию их затрагивать не будем, т.к. для карбюратора после появления контроллеров впрыска история развития закончилась.

Экономайзер принудительного холостого хода (ЭПХХ)

Рассматривая автомобильный экономайзер, нельзя обойти стороной и такое устройство, как ЭПХХ. У него совсем другое назначение, чем у обычного экономайзера. Если последний, как мы только что рассмотрели, обогащает топливную смесь при значительных нагрузках, то ЭПХХ, наоборот, обеспечивает экономию топлива. Режим принудительного холостого хода – особый вариант движения.

Как правило, это связано с торможением двигателем при движении на спуске или накатом, когда скорость включена и газ отпущен. ЭПХХ дополняет имеющуюся в карбюраторе систему холостого хода. Она выполняет подачу топлива в двигатель при закрытой заслонке. В этом случае за счет разрежения, создаваемого под ней, горючее по специальному каналу холостого хода проходит через жиклер и поступает в мотор, что и обеспечивает его работу в таком режиме.

Однако если при этом машина двигается накатом или с горки, то коленчатый вал вращается с большей частотой, чем свойственно режиму холостого хода, что вызывает повышенное потребление бензина и снижает эффективность торможения двигателем. Для исключения этого срабатывает ЭПХХ, и поступление топлива прекращается. В режиме принудительного холостого хода поступление бензина прерывается с помощью электромагнитного клапана, управляемого достаточно простым электронным блоком.

Исходными данными для срабатывания ЭПХХ (электромагнитного клапана) являются сигнал датчика о закрытой заслонке и повышенное число оборотов коленвала. Такой режим ЭПХХ поддерживает пока:

  • скорость движения при отпущенной дроссельной заслонке не уменьшится;
  • не будет выключена передача и автомобиль начнет двигаться в режиме обычного холостого хода;
  • водителем не будет нажата педаль газа и движение продолжится с повышенной скоростью, экономайзер выключится по положению заслонки.

Работа экономайзера в составе карбюратора обеспечивает обогащение ТВС при повышенной нагрузке, а также экономию топлива и лучшую эффективность торможения мотором в режиме принудительного холостого хода.

Контроллер зажигания с блоком управления экономайзером внутреннего холостого хода 1103.3734

Общая информация
Технические характеристики
Схема подключения
Габаритный чертеж

 

Общая информация:

Контроллер зажигания с блоком управления экономайзером внутреннего холостого хода (IECU) 1103. 3734 предназначен для
работу в бесконтактных системах зажигания и обеспечивают бесперебойное искрообразование в
диапазон рабочих частот вращения коленчатого вала, а также включение/выключение экономайзера холостого хода
электромагнитный клапан для увеличения экономии топлива и снижения токсичности выхлопных газов автомобиля
газы.

Применяемость: «Таврия», «Славута» с ноября 2001 года выпуска, «СЕНС»
(карбюратор).

Блоки работают совместно с катушкой зажигания 40.3705, 27.3705 или любой другой с аналогом
параметров и контролируется сигналом датчика Холла, встроенного в распределитель с
коэффициент ввода от 1,3 до 1,6.

Устройство обеспечивает:
— управление электромагнитным клапаном экономайзера холостого хода;
— Защита цепи управления клапаном экономайзера холостого хода
от короткого замыкания на «массу» транспортного средства;
— защита от снижения сопротивления экономайзера холостого хода
схема клапана;
— подача стабилизированного напряжения питания на датчик Холла.

В соответствии с требованиями к системам зажигания контроллер зажигания обеспечивает
Защита датчика Холла*
от перенапряжения путем стабилизации напряжения, подаваемого на датчик.

Агрегат изготавливается в одноклиматическом исполнении О2.1 по ГОСТ 15150 для внутренних
рынка и на экспорт. Он выполнен по однопроводной схеме питания, корпус агрегата
соединен с корпусом автомобиля. Блок 1103.3734 работает совместно с катушкой зажигания
типа 40.3705, 27.3705, 3122.3705 или любой другой с аналогичными параметрами и управляется
сигнал датчика Холла, встроенного в распределитель. Режим работы агрегата в
по ГОСТ 3940 – непрерывный номинал S1.

Вилка блока аналогична вилкам контроллеров зажигания
3620.3734, 3640.3734, 0529.3734, 0729. 3734. Выходы
сконструирован таким образом, что допускается использование
блок вместо контроллера зажигания на автомобилях, где
контроллеры зажигания 3620.3734, 3640.3734, 0529.3734, 0729.3734
применяются и другие. Таким образом, функции контроля внутренних
Блок управления экономайзером холостого хода выполнен штатно
БЭУ и блок выполняет только функции розжига
контроллер. Для этого необходимо соединить контакты 2
и 3 штекера штатного контроллера зажигания.

Агрегат 1103.3734 монтируется на предусмотренную для него установку в автомобиле с помощью
стандартные крепления и стандартная заглушка.

Гарантийный срок эксплуатации 3 года со дня ввода в эксплуатацию или со дня
продажа в розничной торговой сети. Гарантийные обязательства производителя действуют в течение 4
лет со дня изготовления изделия.

 

 

Технические характеристики:

Рабочий диапазон
температура, °С

-40 .. +100

  Номинальная мощность
напряжение, В

12,0

  Допустимые пределы
напряжения питания, В

6,0 . . 18,0

  Дальность непрерывного
искрообразование, об/мин коленчатого вала 4-тактного
4-цилиндровый двигатель

20 .. 7000

  Коммутируемый ток,
А

7,0 ± 0,2

  Время без искры
отсечка коллекторного тока, сек

1 . . 2

  Частота вращения
коленчатого вала 4-тактного 4-цилиндрового двигателя соответствует:
 
  — включение
клапана экономайзера холостого хода, об/мин (Гц)

1900 ± 96 (65,0 ± 3,2)

  — отключение
клапана экономайзера холостого хода, об/мин (Гц)

2150 ± 105 (71,66 ± 3,53)

  Превышение отключения
частота холостого хода клапана экономайзера выше включения
частота (гистерезис), не менее, об/мин (Гц)

200 (6,67)

 

 

Схема подключения:

 

 

Габаритный чертеж:

 

Устройство, проверка и регулировка элементов экономайзера УАЗ-3151, -31512, -31514, -31519

Система состоит из электронного блока управления, микровыключателя, клапана экономайзера принудительного холостого хода, электромагнитного клапана, соединительных шлангов и провода (рис. 1)

Блок управляет работой электромагнитного клапана в зависимости от частоты вращения коленчатого вала.

В режиме холостого хода блок управления подает питание на выходы электромагнитного клапана, который открывается и пропускает разрежение из дроссельной полости карбюратора в экономайзер. Клапан экономайзера, в свою очередь, открывает канал холостого хода.

Когда скорость превышает 1600 мин –1 , блок отключает питание катушки электромагнитного клапана. При этом пространство над диафрагмой экономайзера через клапан сообщается с атмосферой, разрежение падает, и клапан экономайзера под действием пружины перекрывает канал холостого хода.

Когда скорость падает до 1300 мин –1 , блок управления повторно включает электромагнитный клапан.

Клапан открывается, пропуская вакуум к диафрагме экономайзера, а клапан экономайзера открывает канал холостого хода.

Электромагнитный клапан обесточивается при выключении зажигания, тем самым предотвращается самовоспламенение топливно-воздушной смеси в цилиндрах.

Микропереключатель установлен на карбюраторе. При открытии дроссельной заслонки он подает напряжение на электромагнитный клапан, минуя блок управления.

Выключить зажигание и снять концы проводов с клемм электромагнитных клапанов

Снять шланги с форсунок клапанов, отметив их положение

Крестовой отверткой открутить винт крепления клапана и наконечник провод массы

Проверяем работу клапана, для чего подаем напряжение 12 В (постоянного тока) на клеммы клапана.

Устьем создаем давление в его боковой трубе.

Для исправного клапана воздух должен выходить через второй патрубок, а при снятии напряжения — через воздушный фильтр клапана.

Заменяем неисправный клапан.

При установке клапана следите за правильностью подсоединения к нему шлангов: боковой патрубок соединяется с экономайзером, а центральный — с дроссельным пространством карбюратора.

Подсоедините концы проводов к клеммам клапана в произвольном порядке.

Проверка и замена блока управления

Блок управления ЭПХХ рекомендуется проверять автомобильным тестером с функцией тахометра

Отсоединить провода от микровыключателя карбюратора электромагнитный клапан

Вместо вольтметра можно использовать контрольную лампу

Подключить тестер (тахометр) к двигателю и запустить двигатель

Вольтметр должен показывать наличие напряжения

Увеличьте скорость двигателя.

При достижении частоты 1600 мин –1 блок должен отключить питание клапана, а после снижения скорости до 1200 мин –1 снова включить его.

Мы заменить неисправный блок питания.

При выключенном зажигании под панелью приборов отсоединить колодку проводов от блока управления

Крестовой отверткой открутить два винта крепления блока

Установите новый блок в обратном порядке

Регулировка положения микровыключателя

Отсоедините наконечник провода от микровыключателя.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *