Допустимый ток утечки в автомобиле: Расчет допустимой утечки тока в автомобиле

Содержание

Расчет допустимой утечки тока в автомобиле

Превышенная норма тока утечки в автомобиле будет способствовать разряду аккумулятор во время стоянки. С причинами и проверкой утечки стоит разбираться отдельно. На начальном этапе главное понять, какая допустимая утечка и сколько миллиампер являются нормой для конкретного авто, поскольку потери будут зависеть от количества и наименования источников потребления энергии. Онлайн калькулятор, используя формулу — Емкость АКБ (А) * число k, поможет быстро подсчитать допустимый ток утечки.

Утечку тока стоит проверять как можно чаще, особенно в сырую погоду! 

Какой ток утечки — норма

Допустимая утечка тока аккумулятора

В любом автомобиле присутствует минимальный ток утечки порядка 50-80 мА. Этот показатель зависит от многих факторов. В частности: состояния проводки, возраста аккумулятора и чистоты его клемм, а также температуры воздуха. Саморазряд АКБ в разомкнутой цепи допускается не более 1% в сутки, но учитывая, что он постоянно подключен к бортовой сети, то этот показатель может достигать до 4 процентов. Таким образом, допустимая утечка будет равна емкости умноженной на коэффициент 0,4.

Поскольку, кроме допустимой утечки тока аккумулятора на автомобиле, даже в состоянии покоя могут потреблять ток такие потребители как: сигнализация и иммобилайзер (20-25 мА), аудиосистема (3 мА), блок центрального замка и контролер ЭБУ (по 5 мА), то ток покоя будет значительно выше. Итого спровоцированной нормой тока утечки считается – 50-70 мА, а максимально допустимым значением – 80-90 мА.

В случае, когда утечка тока составит более чем 60-80 мА, – аккумулятор будет быстро садится.

Повышенный ток может возникать из-за: гнилой старой проводки (в большинстве случаев), замыкания в цепи через окислы, поврежденной изоляции проводов и неправильно подключённой сигнализации или магнитолы. Хотя небольшое потребление тока сигнализацией допустимо, поскольку это активное устройство и требует питание на радио-модуль, датчики объема/удара и светодиод.

Утечки тока покоя могут стать причиной пожара, так как им свойственно превращаться в короткое замыкание при благоприятных условиях.

Произвести расчет тока утечки в зависимости от саморазряда аккумулятора (для нового норма потери 0,5–1,0 % а для подержанного АКБ 1–1,7 %) и количества потребителей, которые даже в дежурном режиме потребляют энергию, поможет наш online-калькулятор нормальной (естественной) утечки тока покоя аккумулятора автомобиля.

Как пользоваться калькулятором подсчета тока утечки

Для того, чтобы подсчитать какой должна быть допустимая утечка, необходимо:

  1. Отметить галочками, какие у вас имеются стандартные потребители. Заметьте, что тюнинг мультимедийной и аудио систем, так же как и систем автономного управления двигателя не учитывается, поскольку не существует единого значения потребления тока.
  2. Указать емкость установленной батареи.
  3. Выбрать относительный возраст АКБ (от него будет зависеть саморазряд, поскольку кроме спровоцированного и эксплуатационного разряда существует еще электролитный и естественный).
  4. По нажатию кнопки «Рассчитать» – в поле «Допустимый ток утечки» вы получите результат допускаемого тока покоя.

После выключения зажигания потребление тока должно либо прекратиться совсем, либо быть минимальным, и его значение можно вообще не брать во внимание. Современные автомобили бизнес-класса легко могут простоять с осени до весны, и запустится с пол оборота. Чего не скажешь о других бюджетных иномарках. Они наоборот — страдают от излишнего тока покоя. Он способен разрядить аккумулятор не то что за месяц, а буквально за неделю (иногда даже за сутки).

Допустимый ток утечки

После того как вы подсчитали потребление в состоянии покоя, по таблице можно определить допустимые значения тока утечки исходя из таблицы. Где отмечено, при каком уровне потерь вы сможете завести автомобиль.

Ток утечки на потребители (мА) Через сколько не заведется авто
≤20-30 Машина сможет простоять на парковке пару недель без движения и после этого без проблем завестись.
50-80 Многовато, если стоит штатная сигнализация, но терпимо когда есть развитая нештатная аудиосистема. Машину со старым аккумулятором буквально через 3-4 дня уже можно не завести.
≥100> Признак неисправности электрооборудования или установки некачественных гаджетов. В зимнее время, достаточно будет 1-2 дня не заводить автомобиль, и уже потребуется прикуривание.


Зная ток утечки в автомобиле, можно посчитать на сколько хватит аккумулятора (время разряда) при условии долгой стоянки машины в состоянии покоя.

Часто задаваемые вопросы

  • Какой нормальный ток утечки в автомобиле?

    Утечка тока есть практически в каждом автомобиле, а норма будет зависеть от количества дополнительно установленной электроники, которая может потреблять энергию даже в режиме ожидания, а также особенности питания бортсети. Поэтому 0.05 Ампер – это норма для современного автомобиля. А в некоторых случаях даже 70 мА тоже допустимо.

  • Какой ток утечки через сигнализацию?

    В рабочем режиме охранное устройство потребляет до 200 мА тока зависимо от ее сложности, количества датчиков и способа подключения. Ток утечки через сигнализацию – 20-30 мА это нормально, главное, чтобы к такому показателю потребление уменьшалось спустя 5-10 минут после ее включения. Проблемными ее местами считают концевики дверей капота и багажника, а также модуль связи (появляются окислы на плате).

  • Какой ток утечки через магнитолу?

    На автомобиле с правильно подключённой 1 din магнитолой утечка не превышает 0.01A или 0.02А если стоит 2 din. Основная проблема заключается в подключении провода питания (красного) и провода отвечающего за сохранения настроек (желтого в одну скрутку) и прямо на АКБ. Постоянное питание должен получать лишь жёлтый провод «памяти». Также ток утечки через магнитолу, как и в случае с сигнализацией, при полном выключении зажигания, должен снижаться после 10 минут покоя.

  • Как измерить ток утечки?

    Измерить ток утечки можно мультиметром либо токовыми клещами (позволяет измерять ток утечки безконтактно) поставив перед этим сигнализацию автомобиля в охрану и выждав 10-15 минут так как есть ЭБУ которые уходят в спящий режим не сразу.

    Чтобы измерить ток утечки мультиметром необходимо последовательно подключится в цепь питания бортсети, перед минусовой клеммой на АКБ. Сначала нужно выставить на включенном тестере режим измерения постоянного тока 10А. Затем, скинув клемму «минус» с отрицательной клеммы на аккумуляторе, подключите один его щуп на минусовую клемму автомобиля, а вторым (красным) на минусовую клемму аккумуляторной батареи. На циферблате отобразится утечка тока.

    При измерении тока утечки клещами на приборе нужно выставить измерение силы постоянного тока, а измеряемый проводник, может быть, как вся скрутка, идущая к минусовой клемме аккумуляторной батарее, так и от отдельных потребителей, помещается в кольцо клещей предварительно выключив зажигание полностью. На табло можно будет сразу увидеть потребление тока электроники авто в состоянии покоя.

как найти источник проблемы, допустимые потери электричества

Иногда после длительного стояния авто на парковке при повороте ключа зажигания водитель не может завести машину. В этом случае может сработать реле и стартер, но для вращения коленчатого вала мощности будет недостаточно. Это свидетельствует о том, что аккумулятор разрядился. Существуют определённые нормы утечки тока из аккумулятора автомобиля.

Содержание

  1. Причины разряда батареи
  2. Использование мультиметра
  3. Подключение прибора
  4. Поиск основной неполадки
  5. Глубокая диагностика системы

Причины разряда батареи

В течение длительного периода бездействия заряд в агрегате должен сохраняться. Аккумулятор разряжается быстро тогда, когда к сети подключено большое количество разных устройств. Часто в таких ситуациях потери тока в машине намного выше допустимых значений.

Среди стандартных причин подобных неполадок можно выделить:

  • Низкое качество старой проводки.
  • Неправильное электрическое подключение.
  • Грязные и окисленные контакты.

Использование мультиметра

В современных автомобилях много стабильных устройств для потребления электроэнергии. Это могут быть часы, бортовой компьютер, сигнализация и другое оборудование. Они подключены и постоянно используют электричество, что является стандартной ситуацией.

Однако существует норма потери электрического тока в аккумуляторе авто. Чтобы рассчитать это значение, необходимо понять, сколько энергии использует каждое устройство в сети. Например, автосигнализация потребляет не более 20 мА. Для функционирования часов требуется 1 мА. Стереосистема использует до 3 А. Один индикатор потребляет от 50 мА, одна лампа фары — до 6 А. Утечка тока около 50 мА не может служить основанием для полного разряда аккумулятора.

Можно использовать мультиметр, чтобы определить, какие функции используются. Если в процессе измерения отмечается высокая степень потребления тока, возникают проблемы в сети. Нужно найти источник таких затрат электричества, что поможет решить проблему. Есть два основных фактора, которые сильно истощают аккумулятор.

Это добавочное оборудование и короткое замыкание в сети. Необходимо регулярно измерять утечку тока из батареи машины с помощью мультиметра.

Подключение прибора

Каждому автовладельцу необходимо знать, какой ток утечки должен быть в автомобиле. Перед определением потерь тока прибор необходимо подключить к сети. Устройства, потребляющие заряд батареи, нужно отключить. Мультиметр подключается к системе:

  1. Извлекается кабель от положительного выхода батареи.
  2. Один контакт мультиметра подключается к плюсу аккумулятора.
  3. Второй контакт подсоединяется к выключенному из сети проводу.

Нельзя подключать устройство к плюсу и минусу батареи одновременно — это может вызвать короткое замыкание. С автомашиной все будет в порядке, но предохранитель быстро сгорит. Если все подключено правильно, на дисплее отображается показатель электрического тока, который постоянно проходит через электрическое устройство.

Если допустимая потеря электричества в машине ниже результата измерений, следует продолжить поиск причины утечки.

Поиск основной неполадки

Одним из ключевых факторов, вызывающих проблему, является любое электронное устройство или поддержка работы дополнительного оборудования. В автомобилях эти устройства используются все чаще. В процессе поиска должны учитываться приборы, установленные независимо друг от друга.

Заводская схема в машине хорошо защищена, и короткое замыкание происходит только при значительных дефектах. Например, если защитный чехол случайно повреждён. Иногда владелец автомобиля неправильно располагает провода, помещая их в неверную позицию, показавшуюся ему наиболее подходящей. Это обычно и вызывает короткое замыкание.

Отказ приводит к потерям тока в аккумуляторе. Проводка, установленная владельцем автомобиля, может находиться в опасной близости к двигателю. Во время работы мотор нагревается, и изоляция провода может быть расплавлена. Шнур натирается о края металлических элементов, особенно в местах, где закрывается дверь. В результате нарушается изоляция, и возникает короткое замыкание в электрической сети.

После измерения потребления тока необходимо начать визуальный осмотр всего оборудования, если скорость потери электричества в машине не соответствует показаниям мультиметра. Нужно учитывать отдельные детали и узлы, подверженные любым механическим воздействиям. Если сложно выявить поломки, следует перейти к глубокой диагностике.

Глубокая диагностика системы

При глубокой проверке мультиметр подключается с поочерёдным извлечением предохранителей и последующим отключением реле. Это выполняется для того, чтобы разомкнуть цепь в бортовой сети. Если коэффициент потерь приблизится к норме — источник проблемы обнаружен. Необходимо заменить или починить повреждённое оборудование.

Очень часто батарея разряжается из-за поломки генератора. Для проверки агрегата мультиметр подключают к клеммам. Прибор переходит в режим измерения. Если автомобильный аккумулятор разряжен, устройство отображает 12,6−12.9 В. Нужно запустить двигатель, включить фары, обогрев и измерить напряжение. Оно должно составлять от 12,9 до 13,5 В. Допустимый ток утечки в автомобиле должен быть не выше 14,5 В.

Чтобы установить норму утечки тока в автомобиле, следует использовать правильно работающий измерительный прибор. Для устранения проблем с аккумулятором необходимо отремонтировать или заменить неисправное устройство.

Тест тока утечки > Chroma

949.600.6400

Получить предложение

Тест тока утечки сетевого напряжения имитирует эффект прикосновения человека к открытым металлическим частям продукта и определяет, будет ли ток утечки течь через тела человека остается ниже безопасного уровня.

Обычно человек воспринимает ток, протекающий через его тело, когда он достигает или превышает 1 мА (одну тысячную ампера). Ток выше порога может вызвать неконтролируемый мышечный спазм или шок. Эквивалентная схема человеческого тела состоит из входного сопротивления 1500 Ом, зашунтированного емкостью 0,15 мкФ.

Анализатор электробезопасности

Chroma 19032

Анализатор электробезопасности, соответствующий любым стандартам. Простое и точное тестирование. Обязательно для тестирования медицинских устройств и соответствия требованиям IQOQ.

Тестер частичного разряда – 19501-K

Chroma 19501-K

Специально разработан для тестирования высоковольтных полупроводниковых компонентов и материалов с высокими изоляционными свойствами.

Чтобы обеспечить потребителю запас прочности, регулирующие органы обычно требуют, чтобы продукт имел ток утечки сетевого напряжения менее 0,5 мА. Для некоторых продуктов, оснащенных вилками с 3 контактами и предупреждающими наклейками, допустимый ток утечки может достигать 0,75 мА, но типичный предел составляет 0,5 мА. Поскольку испытания Hipot обычно требуются для 100 % устройств производственной линии и поскольку испытания Hipot являются более строгими, испытания на утечку сетевого напряжения обычно назначаются как испытания конструкции или типа, а не как испытания производственной линии. Испытания на утечку сетевого напряжения обычно требуются для всех медицинских изделий в качестве производственных испытаний.

Испытание на утечку линейного напряжения проводится с использованием схемы, аналогичной показанной на рис. 17, с измерением тока утечки при различных условиях неисправности, таких как «отсутствие заземления» или при перепутанных соединениях линии и нейтрали. Сначала подается напряжение с нормальным подключением к линии и нейтрали, затем проводится испытание с обратным подключением, а затем без заземления.

Измерение тока утечки является обязательным требованием для типовых испытаний любого продукта с питанием от сети. Лаборатория соответствия или Национальная признанная испытательная лаборатория (NRTL) обычно проводит типовые испытания на образце продукции на этапе проектирования. После завершения типовых испытаний, как правило, не требуется дальнейших испытаний на утечку на производственной основе, за исключением медиальных продуктов. Из соображений безопасности на производственной линии медицинских изделий регулярно проводятся измерения тока утечки.

UL Values ​​for Leakage Current Limits

Class Equipment Type Maximum Leakage Current
II Ungrounded All 0. 25mA
I Grounded Ручной 0,75 мА
I Заземленный Передвижной (не ручной) 3,5 мА
I 5

042 Стационарный, тип A

3,5 мА

Типы тока утечки

Существует несколько различных типов тока утечки: утечка через линию заземления, утечка через контакт/корпус (ранее корпус) и утечка через пациента Вспомогательный ток. Основные различия между токами утечки зависят от того, как человек может соприкоснуться с продуктом или измерением. Например, утечка, которая будет проходить через тело человека, если он коснется внешнего корпуса продукта, будет называться утечкой касания/шасси или корпуса.

  • Утечка на землю: Ток утечки в линии измеряется при разомкнутом разъеме заземления, подключении цепи, имитирующей импеданс человеческого тела, и измерении напряжения на ней.
  • Утечка касания/корпуса (корпуса): Ток утечки линии измеряется путем подключения цепи, имитирующей импеданс человеческого тела, к любой открытой части корпуса ИУ. Это имитирует прикосновение человека к корпусу/шасси тестируемого устройства.
  • Утечка пациента (рабочая часть): Линейная утечка, измеренная от или между контактными частями ИУ, например, ток, который может протекать от проводов пациента и датчиков на медицинском устройстве.
  • Пациент Вспомогательная утечка: Линейный ток утечки, протекающий в пациенте при НОРМАЛЬНОМ использовании между контактными частями ИУ и не предназначенный для оказания физиологического эффекта.

Каков безопасный уровень тока утечки?

В зависимости от типа оборудования были определены допустимые уровни тока утечки, которые обычно указаны в соответствующем международном или региональном стандарте. Допустимые уровни тока утечки зависят от классификации конкретного типа оборудования. Основным принципом защиты от поражения электрическим током является наличие как минимум двух уровней защиты.

Класс I

В изделиях класса I используется основная изоляция в сочетании с защитным заземлением. Эти продукты будут иметь шнур питания с тремя контактами, а заземляющий нож будет прикреплен к любому доступному металлу на продукте. Изделия класса I имеют более высокие допустимые токи утечки, поскольку заземление обеспечивает уровень защиты оператора и эффективно отводит токи утечки, с которыми может соприкоснуться человек. Пределы тока утечки для продуктов класса I также различаются в зависимости от того, является ли шнур питания съемным или постоянным.

Класс II

Изделия с двухжильным шнуром питания относятся к изделиям Класса II. Изделия класса II полагаются не только на основную изоляцию, но и на дополнительную или усиленную изоляцию. Эти изделия часто называют изделиями с двойной изоляцией, поскольку защита от ударов обеспечивается двумя слоями изоляции. Поскольку отсутствует защитное заземление для отвода избыточного тока утечки, пределы допустимого тока утечки для изделий класса II ниже, чем для изделий класса I.

Измерение тока утечки

Затем измеренные значения тока утечки сравниваются с допустимыми пределами в зависимости от типа тестируемого продукта (класса), точки контакта с продуктом (Земля, Прикосновение, Пациент) и режима работы прибора. продукт в нормальных условиях и условиях единичной неисправности.

Измерения тока утечки выполняются при включенном изделии и во всех режимах, таких как режим ожидания и полная работа. Сетевое напряжение обычно подается на изделие через разделительный трансформатор.

Напряжение питания должно быть на уровне 110 % от максимального номинального напряжения питания и при максимальной номинальной частоте питания. Это означает, что продукт, рассчитанный на работу при 115 В переменного тока, 60 Гц и 230 В переменного тока, 50 Гц, будет испытываться при 110 % от 230 В переменного тока, что соответствует 253 В переменного тока, и при частоте сети 60 Гц.

Измерительный прибор, именуемый MD, должен иметь входное сопротивление (Z) 1 МОм и частотную характеристику, плоскую от постоянного тока до 1 МГц. См. рисунок 20. Прибор должен показывать истинное среднеквадратичное значение. значение напряжения на измерительном импедансе или тока, протекающего через измерительный прибор, с погрешностью индикации не более ±5 %. Прибор также должен нагружать источник тока утечки с импедансом приблизительно 1000 Ом для частот от постоянного тока до 1 МГц.

Это достигается с помощью модели человеческого тела или сети, подключенной к входу измерительного прибора. В зависимости от используемого стандарта импеданс модели человеческого тела или сети будет меняться. На рис. 20 показана модель или сеть человеческого тела, используемая в IEC60601-1 для тестирования медицинских устройств. Существует ряд имеющихся в продаже приборов, специально предназначенных для измерения тока утечки. Эти инструменты имеют все необходимые параметры точности, входного импеданса и типичных выбираемых моделей человеческого тела для нескольких популярных стандартов, встроенных прямо в инструмент.

Токи утечки измеряются как при нормальной работе, так и при неисправностях. Нормальная работа означает, что изделие находится под напряжением как в режиме ожидания, так и в режиме полной работы. Медицинские устройства также требуют подключения любого напряжения или тока, разрешенного при нормальной работе, к частям ввода и вывода сигналов. К условиям единичной неисправности относятся размыкание защитного заземления и размыкание нулевого провода в сети. В зависимости от конструкции изделия могут возникать дополнительные условия неисправности.

При измерении тока утечки необходимо соблюдать некоторые общие правила. Испытываемый продукт должен быть размещен на изолирующей поверхности на значительном расстоянии (20 см) от любой заземленной металлической поверхности. Измерительная цепь и кабели должны располагаться как можно дальше от неэкранированных проводов источника питания и значительно дальше от любой заземленной металлической поверхности. Обратитесь к нашей библиотеке примечаний по применению для получения дополнительной информации о тестировании токов утечки для медицинских изделий.

⚡ Утечка тока в автомобиле

Ток утечки в автомобиле нормальный и повышенный. Во втором варианте возникают неприятные проблемы с аккумулятором и запуском двигателя после простоя. Очередная запредельная утечка иногда становится причиной возгорания автомобиля. А это опасно и дорого. Потери тока, если они слишком велики, надо уметь определять по косвенным признакам, правильно измерять их мультиметром. Также полезно знать, как найти причину повышенного расхода и по возможности устранить ее без мастерской. Об этом пойдет речь в статье.

Что такое утечка тока в автомобиле


Чтобы суть утечки тока в автомобиле была понятна всем без исключения, начнем с основных понятий. Для этого возьмем простейшую электрическую схему, состоящую из аккумулятора, выключателя и какого-нибудь потребителя. Подключаем потребитель к аккумулятору, чтобы его можно было включать и выключать по желанию.

Теперь, если мы замкнем нашу электрическую цепь выключателем, через нее потечет ток. Потребитель будет работать, а аккумулятор разрядится. Когда мы разомкнем цепь (переключателем), по ней не будет течь ток. По крайней мере, не должно. Потребитель не будет работать, а аккумулятор потеряет запасенную энергию.

В автомобилях в качестве выключателя могут выступать:

  • замок зажигания;
  • кнопка отключения массы;
  • электроника.

То есть переводом замка зажигания в крайнее положение перед стоянкой автомобиля мы разрываем электрическую цепь. Если в машине есть электроника, которая переходит в ждущий или спящий режим, то она тоже работает. Однако, несмотря на эти меры, ток в цепи все же течет. Почему?

Первые , устройства, которые переходят в ждущий или спящий режим, продолжают потреблять энергию. Во вторых , замок зажигания не является «главным» выключателем, то есть не все выключает. И только при отключении кнопки массы или снятии клеммы с аккумулятора машина полностью обесточивается.

Теперь пришло время разделить ток утечки на нормальный и повышенный. Не будем пока о цифрах. Мы доберемся до них. Так. Если энергия аккумулятора при стоянке автомобиля тратится на работу необходимых устройств, то это нормальная утечка тока. К таким потребителям относятся охранная сигнализация, «спящая» магнитола, записывающий видеомагнитофон и так далее.

Повышенная утечка тока обычно указывает на то, что заряд батареи расходуется впустую. Сюда входят, например, случайно включенные габаритные огни. Еще повышенный ток утечки возникает из-за неправильно подключенных внешних устройств, не уходящих в спящий режим при необходимости. В общем, это пустая трата энергии.

Подведем промежуточные итоги.

Разрядка транспортного средства – это любое потребление энергии аккумуляторной батареи во время стоянки транспортного средства. Так как это по сути электрический ток, то его потери измеряются в амперах. Размер утечки зависит от количества устройств, работающих во время парковки, и от мощности каждого из них.

Токи утечки бывают двух видов — полезные и вредные. Первый тип относится к потреблению энергии для выполнения желаемой работы. Например, для охраны автомобиля или записи происходящего вокруг. Вредная утечка — пустая трата энергии.

По большому счету, если энергия аккумулятора тратится на выполнение полезной работы, то называть это утечкой не совсем корректно. Но в случае с автомобилем все равно любое потребление тока при длительной остановке принято считать утечкой. Чтобы во всем этом разобраться, необходимо разобрать понятие скорости утечки тока.

Нормальный ток утечки в автомобиле


Нормальный ток утечки в автомобиле

Теперь немного разберемся, что такое ток утечки, и каково его значение в конкретных числах. Сложность этого пункта в том, что разные автомобили имеют разные показатели, и зависят от многих факторов. Однако все же есть на чем сосредоточиться. Но сначала кратко перечислим факторы, от которых зависит скорость утечки тока в автомате.

К ним относятся:

  1. Обилие штатной электроники.
  2. Наличие внешнего оборудования.
  3. правильное подключение.
  4. Модель охранной сигнализации.
  5. Алгоритм работы штатной электроники.

Пройдёмся по пунктам. Чем больше штатной электроники в автомобиле, тем выше уровень утечки тока. Соответственно, если машина относительно старая и простая, потерь по этому пункту быть вообще не может. Если есть электроника, то многое зависит от того, как она переходит в дежурный режим и работает в нем. Некоторые автомобили после длительной стоянки «засыпают» далеко не сразу, продолжая некоторое время потреблять много энергии от аккумулятора.

Внешние устройства являются наиболее частой причиной ненормальной утечки тока. Чем их больше, тем выше может быть ставка. Также многое зависит от того, насколько грамотно они подключены к бортовой сети. Самый простой пример — магнитола. Часто по лени или недостаточной квалификации этот потребитель подключается к аккумулятору напрямую (причем обязательно через замок зажигания), в результате чего увеличивается потребляемый ток.

Сигнализация. В среднем все современные модели потребляют примерно одинаково в режиме ожидания. Однако нередко встречаются варианты, из-за которых ток утечки заметно выходит за рамки каких-либо норм. Это без учета поломок, брака и кривого подключения горе-мастерами.

Относительно скорости утечки тока мнения часто расходятся. Кто-то говорит, что он должен быть не более 70 мА. Другие говорят, что для современного автомобиля 120 мА все же в пределах нормы. Хотя это почти в два раза больше, чем в первой версии. Если подойти к этому вопросу максимально гибко (с учетом многих факторов), то диапазон от 0 до 120 мА можно считать нормальным.

Даже для «уставшей» батареи нет большой разницы, какой ток утечки пользователь будет считать нормой – 70 мА или 120 мА. Оба варианта следует рассматривать как хороший показатель. Мы вернемся к этому вопросу в самом конце статьи. Теперь это не главное.

На разных автомобилях, как уже было сказано, скорость утечки тока может быть разной. Превышением нормы следует считать показатели, значительно превышающие 120 мА. Например, 300 мА — это уже серьезная проблема. Не говоря уже о случаях, когда из-за критических неисправностей в бортовой сети ток утечки достигает 1 А и более. Такие показатели уже не просто нарушение нормы. Они говорят об опасности. В том числе, не исключено возгорание упомянутого в самом начале автомобиля.

Итого: ток утечки в автомобиле находится в диапазоне от 0 до 120 мА.

Чем грозит большой ток утечки на машине


Чем грозит большой ток утечки на машине

Самая распространенная (хотя и не самая страшная) проблема из-за запредельной утечки тока в автомобиле — это быстро и часто разряжающийся аккумулятор. Обычно это замечают, когда батарея прослужила несколько лет, и уже не способна накапливать много энергии. Чрезмерный ток утечки мог появиться на автомате намного раньше. Впрочем, пока батарея «молодая и бодрая», ее запасов хватает на многодневное потребление в несколько миллиампер. В старой батарее меньше ампер-часов, чем в новой, поэтому она быстро садится.

Для новой батареи большие токи утечки тоже далеко не полезны. Постоянная нагрузка будет, много или мало — не важно, разряжена ли батарея. А стартерные аккумуляторы тем дольше сохраняют свой ресурс, чем больше времени они находятся в полностью (или почти) заряженном состоянии. Если же каждый божий день аккумулятор будет садиться сначала понемногу, а потом до половины и так далее, то утром можно будет завести двигатель, но срок службы аккумулятора быстро уменьшится. Начнется сульфатация пластин, емкость постепенно уменьшится, и прощай новый аккумулятор через пару лет после покупки.

Более серьезные проблемы могут возникнуть, когда утечка тока в автомобиле вызвана коротким замыканием, повреждением изоляции и попаданием воды. В таких случаях возможен нагрев проводников или частей электрооборудования. А это уже грозит самовозгоранием. И, что хуже всего, из-за этого машина часто загорается ночью, когда рядом никого нет. Соответственно никто не принимает своевременных мер, в результате чего машина выгорает до голого кузова.

Это, конечно, происходит не постоянно. А вот менее страшные проблемы, например, когда садится новый аккумулятор, неприятны и указывают на неисправность. А это значит, что нужно знать о возможных причинах утечки тока.

Возможные причины повышенной утечки тока в автомобиле


Короткое замыкание

Их очень много. А вот те, что встречаются чаще других, в этом списке:

  1. Неправильно подключенные потребители. Чаще всего это магнитофон. Для того, чтобы он перешел в режим минимального энергопотребления, его питание необходимо подключить через замок зажигания. Для этого предусмотрен третий провод (кроме массы и основного плюса). Но, как правило, этот провод просто присоединяется к плюсу, и все это дело подключается напрямую к аккумулятору (в лучшем случае через предохранитель).
  2. Поломки в системах, работающих в дежурном режиме. Электроника не вечна. Рано или поздно он ломается, и перестает выключаться полностью, когда пользователь выключает его. Это происходит не только с внештатными устройствами, но и со стандартными, установленными на заводе.
  3. Короткие замыкания. Далеко не всегда вызывают обильное искрение и мгновенное выгорание всего подряд. Все зависит от того, насколько хороший контакт образуется между плюсом и минусом. Бывает, что где-то просто немного укорачивается. Как правило, из-за окисления проводников или попадания воды.
  4. Повреждение изоляции. Также иногда приводит к коротким замыканиям, при которых мгновенно ничего не сгорает, а энергия от аккумулятора расходуется медленно.
  5. Влажная электропроводка. Вода, если она содержит соли, способна проводить электричество. При этом совсем не обязательно, чтобы он изначально был соленым. Даже дистиллированная вода при попадании на окисленные контактные площадки превращается из диэлектрика в проводник тока. Проводка обычно намокает после дождя, езды по лужам или небрежной мойки автомобиля.
  6. Неисправности генератора. Одна из самых сложных для диагностики причин утечки тока в автомобиле. Сложный, потому что не обнаруживается стандартным методом выдергивания предохранителей по одному.
  7. Брошенные потребители. Чаще всего забывают выключить музыку, габаритные огни, внештатный навигатор или видеорегистратор.

Довольно редко, но бывает, что лампочки подсветки потихоньку берут энергию от аккумулятора. Например, в багажнике или в дверях. Кнопка автоматического отключения такой лампочки заедает, или после дождя или стирки попадает вода, и лампочка светится круглосуточно. Потребляет она, в общем-то, немного. Но это только когда батарея бодрая. Если он устал, то достаточно даже небольшой лампочки, чтобы всего за одну ночь разрядить батарею до нуля.

Измерение тока утечки в автомобиле мультиметром


Мультиметр — прибор для измерения тока утечки

Теперь рассмотрим самое главное — как измерить ток утечки в автомобиле. Все, что вам нужно, это абсолютно любой мультиметр. При измерении крайне важно придерживаться правил безопасности. Иначе можно и мультиметр сжечь, и себя поранить, и электронику автомобиля повредить.

Алгоритм проверки следующий:

  1. Откройте капот и заблокируйте кнопку, сигнализирующую системе безопасности открыть его.
  2. Перевести машину в режим парковки — выключить все, кроме того, что обычно остается в режиме ожидания. Например, будильник, запись DVR и так далее.
  3. Снимите отрицательную клемму с аккумулятора. Вопреки расхожему мнению, можно снимать плюс. Однако отключение «массы» более правильно и на 100% безопасно.
  4. Переключить мультиметр в режим измерения тока в диапазоне до 10 А. Соответственно переставить плюсовой щуп на приборе. Никогда не пытайтесь измерить ток утечки на автомобиле с помощью мультиметра с малым диапазоном (до 200 мА). В момент подключения клеммы будет бросок тока, который может не выдержать предохранитель в измерительном приборе.
  5. Присоедините один щуп мультиметра к снятой минусовой клемме, а второй к клемме аккумулятора, с которой эта клемма была снята. Такое соединение называется — в разрыв цепи. Когда вы сняли клемму, вы разорвали цепь, и теперь вы подключили к разрыву мультиметр.
  6. Если охранная сигнализация сбрасывается в результате отключения аккумулятора от бортовой сети, включите ее снова.
  7. Подождите немного. В некоторых случаях ждать не нужно — ток утечки можно обнаружить сразу. В машинах, напичканных электроникой, необходимо дать время для перехода всех систем в дежурный режим. В редких случаях приходится ждать до 5 минут. Если не обращать на это внимания, то можно беспричинно паниковать.
  8. Когда показания мультиметра выровняются, запишите их. Это ток утечки в вашем автомобиле.
  9. Во время измерений ничего не включать! Даже легкая нагрузка включается со скачком тока, что может привести к перегоранию предохранителя в мультиметре.
  10. Более того, не пытайтесь запустить двигатель, когда мультиметр в разомкнутой цепи!!! Он рассчитан всего на 10 ампер, а при работе пускателя по цепи будет протекать ток 100 – 200 А.

Далее остается только сравнить полученные показатели с описанными выше нормами. В общем, если мультиметр измерил меньше 0,12 А (120 мА), то волноваться не о чем. Если ток утечки больше этой цифры, то следует приступить к поиску причины.

Метод поиска причины повышенной утечки тока


Автоматические выключатели

В большинстве случаев поиск утечки тока в автомобиле осуществляется путем снятия предохранителей. Для этого нужно знать, где они находятся, и за что каждый из них отвечает. Как правило, соответствующая информация наносится непосредственно на крышке блока предохранителей. Также можно попробовать ориентироваться в схеме электропроводки. Это более сложный метод, но он имеет преимущество. Дело в том, что не всегда все предохранители в машине находятся в одном месте, и «виновных» под капотом не найти.

Метод очень прост. После измерения тока утечки мультиметр оставляют в разомкнутой цепи. Далее нужно поочередно вытаскивать из блока один предохранитель, и смотреть на устройство. Если показания не изменились, то снятый предохранитель возвращается на место, после чего вытаскивается следующий. Если ток утечки уменьшился, то нужно выяснить, за что отвечает снятый предохранитель.

Что делать, если ток утечки выше нормы, а метод вытаскивания предохранителей не помог найти причину? В таких случаях стоит начать с проверки внештатных устройств. Например, можно попробовать снять переднюю панель с магнитолы, либо отключить совсем. Затем стоит проверить, как изменяется ток утечки при постановке автомобиля на охрану. Возможно, сигнализация потребляет слишком много.

Если это не поможет выявить причину повышенного тока утечки, значит в салоне еще не найдены генератор, стартер и возможные предохранители.

Сколько времени требуется току утечки для разрядки аккумулятора?


Таймер

В заключение кратко рассмотрим вопрос, насколько серьезна повышенная утечка тока для конкретного аккумулятора. К счастью, это можно рассчитать. Единственная проблема здесь в том, что не всегда есть возможность узнать текущую реальную емкость вашего аккумулятора. Ведь она постоянно уменьшается с момента покупки. А при неправильном использовании через год-два может быть не более 15 — 25 ампер-часов.

Поэтому для начала представим ситуацию, когда батарея новая. То есть его емкость составляет, скажем, 60 ампер-часов. Еще одно условие – аккумулятор должен быть полностью заряжен. Теперь возьмем большой ток утечки. Например, 5-кратный максимально допустимый показатель — 600 мА (или 0,6 А). Чтобы разрядить полностью заряженную 60-ю батарею в ноль таким током, теоретически потребуется 100 часов. Или около четырех дней.

А теперь представьте, что будет с той же батареей, но не полностью заряженной. Такое часто случается на автомобилях с проблемным генератором, реле-регулятором или когда мало ездят, а стартер часто дергают. Например, если аккумулятор оставили на стоянке только наполовину заряженным, то ток утечки в 0,6 А «съедает» его всего за два дня.

Ну а по поводу аккумуляторов, в которых от первоначальной ёмкости остались только крохи, даже незначительное превышение нормы тока утечки будет проблемой. Например, через 3 – 4 года неаккуратной эксплуатации в аккумуляторе остается 15 ампер-часов. И даже меньше. Так он садится за одну ночь, когда есть превышение текущей скорости утечки. Хотя гораздо чаще это происходит из-за неполной зарядки аккумулятора от генератора.

Краткое содержание


Повышенная утечка тока в автомобиле является серьезной неисправностью.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *