БелАЗ-75710, грузовик-монстр из Белоруссии — BBC News Русская служба
- Ник Флеминг
- BBC Future
Подпишитесь на нашу рассылку ”Контекст”: она поможет вам разобраться в событиях.
Автор фото, Siemens
БелАЗ-75710 — самый большой самосвал в мире, он способен за раз перевести 450 тонн груза. Корреспондент
BBC Future разбирается, зачем нам нужен этот белорусский монстр.
Нет ничего удивительного в том, что когда речь идет о добыче полезных ископаемых, каждый пенни на счету. Как отмечают эксперты консалтинговой и аудиторской компании PricewaterhouseCoopers (PwC) в своем докладе, опубликованном в этом году, мало того, что затраты на проведение горных работ возрастают, так еще и цены на сырье становятся все более нестабильными, не говоря уже о других проблемах, таких, например, как «ресурсный национализм».
Для того чтобы попытаться решить по меньшей мере часть проблем, связанных с затратами на добычу сырья, государственная компания БелАЗ из Белоруссии создала, возможно, самый большой самосвал в мире – БелАЗ-75710.
В длину он такой же, как два припаркованных друг за другом двухэтажных лондонских автобуса, его силовая установка в шесть раз мощнее двигателей сегодняшних болидов «Формулы 1», а весит белорусский гигант больше, чем полностью загруженный пассажирский самолет Airbus A380.
Похожие статьи из раздела «Журнал»
Если бы вы стояли рядом с ним, вы бы с трудом дотянулись до середины его покрышки, которых у него восемь, да и то — если только ваш рост под два метра. Грузовик-гигант был представлен публике в прошлом году, но первый и пока что единственный БелАЗ-75710 с середины октября начал таскать глыбы на угольной шахте в Сибири. Со своей грузоподъемностью, составляющей 450 тонн, он на 87 тонн опережает в этом нынешнего рекордсмена.
Громадные двигатели
Для того, чтобы БелАЗ смог перевозить больше груза, чем любой из существующих автомобилей, его создатели применили ряд нестандартных конструкторских решений. У него восемь колесных пар, тогда как обычно их бывает шесть. Каждая бескамерная пневматическая покрышка может выдержать вес в 102 тонны, позволяя перевозить максимально возможный вес — в дополнение к собственному весу порожнего автомобиля в 350 тонн.
На этом поистине чудовищных размеров грузовике установлена дизель-электрическая трансмиссия. Два 16-цилиндровых дизельных двигателя запускают генератор, который производит электроэнергию, питающую четыре электрических мотора. Сравните это с четырех- или шестицилиндровым двигателем, который приводит в движение ваш среднестатистический семейный автомобиль.
Автор фото, Getty
Подпись к фото,
Гигантским грузовикам нужны гигантские покрышки
Пропустить Подкаст и продолжить чтение.
Подкаст
Что это было?
Мы быстро, просто и понятно объясняем, что случилось, почему это важно и что будет дальше.
эпизоды
Конец истории Подкаст
Однако для автомобиля, который должен постоянно делать остановки, снова трогаться с места и таскать в гору тяжелые грузы, гораздо более важным свойством является вращающий или крутящий момент, которым он может по праву похвастаться. У БелАЗ-75710 абсолютно экстраординарный максимальный крутящий момент в 18,626 Нм, что примерно в 24 раза больше того, что может выдать двигатель болида «Формулы 1» 2014 года. Суммарная мощность, которую развивают силовые модули машины, — 3430 кВт или 4600 л.с.
Предполагаемый расход топлива составляет 1300 литров на 100 километров, однако с целью экономии горючего автомобиль, известный в горнорудной промышленности как «буксировщик», порожняком может ехать только на одном из своих двигателей.
Однако инженеры Siemens, которые совершенствовали трансмиссию, сделали необычный выбор в пользу полного привода — для того чтобы обеспечить улучшенную тягу, распределяющуюся по обеим осям. Это также значит, что даже в случае отказа одного из электрических моторов автомобиль все же будет способен добраться до ремонтного центра самостоятельно. Это весьма полезная функция — ведь тракторы, способные отбуксировать машину такого размера обратно в ангар, являются большой редкостью.
«Я горжусь тем, что управляю таким гигантом», — сказал Андрей Вашкевич, водитель-испытатель компании БелАЗ, один из двух человек, водивших гигантский грузовик в реальных условиях угольного карьера. Сейчас Вашкевич на своем БелАЗ-75710 перевозит выработанную породу на одном из угольных разрезов в Кузбассе. Разработки в карьере ведет крупная угледобывающая компания «СДС-Уголь», которая является частью холдинга «Сибирский деловой союз».
Автор фото, Getty
Подпись к фото,
«БелАЗ» уже давно специализируется на огромных грузовиках
«Им легко управлять, но требуется некоторое время, чтобы привыкнуть к его габаритам. Полный привод облегчает вождение в тяжелых условиях, таких как скользкие дороги, и торможение тоже более эффективное», — говорит Вашкевич.
Крутые виражи
Едва ли есть смысл в гигантском грузовике, который может перевозить огромные грузы, но на котором тяжело маневрировать. Для того чтобы позволить водителям быстро доехать туда, куда они хотят, обе оси сделаны управляемыми. Радиус разворота составляет 19,8 метра, что не многим больше, чем 17,2 метра у его младшего брата БелАЗ-360, грузовика, который является вторым по величине самосвалом из тех, что сейчас производит компания.
Максимальная скорость грузовика, достигающего в высоту 8,2 метра, составляет 64 км/ч, причем он может развивать скорость в 40 км/ч при движении вверх по поверхности с наклоном в 10%. Вдобавок к этому он способен преодолевать короткие отрезки пути даже с наклоном в 18%.
Автор фото, Getty
Подпись к фото,
Не устоял перед соблазном покрутить руль гиганта и Дмитрий Медведев. Было это в 2010 году в Аппатитах, в бытность Медведева президентом России.
Благодаря дистанционному доступу к системам машины, инженеры компании Siemens могут следить за техническими показателями грузовика в работе, диагностировать проблемы и обновлять программное обеспечение БелАЗ-75710, не выходя из своего офиса в городе Алфаретта, штат Джорджия, США.
«Инженеры, постоянно находящиеся в США, не имеют возможности срочно выезжать в Россию, если там возникла проблема, поэтому дистанционная электронная связь является важнейшей функцией», — сказал Джо Мазумдар, управляющий подразделения по производству карьерных грузовиков в компании Siemens, который возглавлял команду, разработавшую трансмиссию машины.
«Великое произведение инженерного искусства»
Сейчас еще два БелАЗ-75710 находятся в производстве. Для тех, кто обдумывает покупку: ценник составляет немногим более 6 миллионов долларов.
Нынешний обладатель титула самого большого в мире грузовика — занесенный в «Книгу рекордов Гиннесса» американский Liebherr T282B, грузоподъемность которого составляет 363 тонны. Таким образом, белорусский гигант имеет все шансы стать новым фаворитом у горнорудных корпораций.
«Это великолепное произведение инженерного искусства, а если к тому же [БелАЗ-75710] окажется эффективным, он будет способен поразить воображение любого заказчика», — считает Брайан Пуллман, авторитетный горный инженер, работающий в международной горнодобывающей и инжиниринговой консалтинговой компании Golder Associates.
«Совмещение двух двигателей делает его довольно сложной механической системой, поэтому меня интересует, насколько высоки производственная эффективность его работы и расход топлива. Но даже если он позволит скинуть по несколько центов с себестоимости каждой тонны породы, это может оказать серьезное влияние на снижение производственных затрат на шахтах, ведущих разработки в нескольких крупнейших в мире месторождениях угля, железной руды и меди», — полагает Пуллман.
Прочитать
оригинал этой статьи на английском языке можно на сайте
BBC Future.
Характеристики БЕЛАЗ-75710. Обзор самосвала БЕЛАЗ-75710
- 1. Технические характеристики БЕЛАЗ-75710
- 2. Расход топлива БЕЛАЗ-75710
- 3. Технические характеристики в цифрах: размеры и грузоподъемность БЕЛАЗ-75710
- 4. Объем заправочных емкостей
- 5. Шины
- 6. Комплектация
- 7. Видео
Источник фото: maxi-exkavator.ruФото самосвала БЕЛАЗ-75710
Технические характеристики БЕЛАЗ-75710
Двигатели
Одной из самых важных технических характеристик любой машины является мощность. В самом большом самосвале этот показатель достигает 4 600 «лошадей». Такую силу БЕЛАЗу-75710 обеспечивают два 4-тактных дизельных двигателя MTU DD 16V4000 с V-образным размещением цилиндров. Экокласс силовой установки — Tier 1. Запускается мотор пневмостартерной системой. Есть также жидкостная система предпускового подогрева. Очистка воздуха происходит в три этапа (сухие фильтрующие элементы). Двухконтурная жидкостная система охлаждения имеет принудительную циркуляцию, в качестве привода крыльчатки выступает гидромуфта с автоуправлением. Масло охлаждается при помощи водомасляного теплообменника. Смазка силового агрегата осуществляется под давлением с использованием «мокрого» поддона.
Номинальная мощность при 1 900 об/мин | 1 715 кВт (2 300 л.с.) |
Максимальный крутящий момент при 1 500 об/мин | 9 313 Н*м |
Количество цилиндров | 16 |
Рабочий объем цилиндров | 65 л |
Диаметр цилиндра | 165 мм |
Ход поршня | 190 мм |
Электрическая трансмиссия
Два мощных двигателя MTU обеспечивают работу тяговой установки Siemens MMT500. Она, в свою очередь, включает в себя два генератора YJ177A суммарной мощностью 3 408 кВт и четыре электромотора 1TB3026-0G-03 (мощность каждого — 1 200 кВт), которые размещены внутри ступиц колес. Стоит отметить также, что в трансмиссии отсутствуют узлы, которые подвержены износу.
Источник фото: maxi-exkavator.ruФото самосвала БЕЛАЗ-75710
Электромотор, или по-другому его называют мотор-колесом, оснащен двухрядным планетарным дифференциальным редуктором. Передаточное число составляет 29,20. Замена любой детали редуктора осуществляется без демонтажа шин. Редуктор сконструирован таким образом, что деформации, которые возникают в процессе эксплуатации, не влияют на работу подшипников и шестерен.
Тормозная система
Тормоза самосвала БЕЛАЗ-75710 включают в себя рабочую, стояночную, вспомогательную и запасную системы. Рабочая система представлена сухими дисковыми тормозами на передних и задних колесах с авторегулированием зазора. Причем на задних колесах диски установлены на валах тяговых электромоторов. Стояночный тормоз состоит из двух механизмов, которые расположены на внешнем тормозном диске тягового электродвигателя (пружинный привод и гидравлическое управление). Вспомогательная система предусматривает электродинамическое торможение тяговыми электромоторами в генераторном режиме (принудительное охлаждение тормозных резисторов). И, наконец, запасная система, которая задействует замедлитель, контур рабочей тормозной системы и стояночный тормоз. Стоит отметить, что в конструкции стояночного и рабочих тормозов используется одна унифицированная тормозная накладка.
Рама
Рама БЕЛАЗа-75710 кардинально отличается от всех других самосвалов, так как в нее вмонтированы два поворотных шарнирных элемента с уникальными подшипниками диаметром 2,75 м. На этих элементах вращаются огромные управляемые мосты. Стоит отметить, что рама самосвала изготовлена из высокопрочной низколегированной шведской стали Weldox-800.
Подвеска и рулевое управление
Рулевое управление самосвала БЕЛАЗ-75710 — гидрообъемное, соответствует требованиям стандарта ISO 5010. Безопасность в экстренной ситуации обеспечивают пневмогидроаккумуляторы. На рулевой механизм установлено 4 цилиндра, по 2 на каждый мост. Высокая маневренность самосвала достигнута благодаря короткой колесной базе и двум управляемым мостам.
Источник фото: maxi-exkavator. ruРасход топлива БЕЛАЗ-75710 составляет 340 литров в час
Зависимая подвеска самосвала БЕЛАЗ-75710 оснащена пневмогидравлическими цилиндрами со встроенными гидравлическими амортизаторами (по 2 на задний мост и переднюю ось).
Ход переднего поршня цилиндра | 200 мм |
Ход заднего поршня цилиндра | 170 мм |
Угол поворота управляемых колес | 39° |
Радиус поворота | 19,8 м |
Габаритный диаметр поворота | 45 м |
Гидравлическая система
Объединенная гидросистема тормозов, опрокидывающего и рулевого механизмов позволяет уменьшить количество гидроузлов в приводе (бак для масла тоже общий) и унифицировать гидропривод. Установленные регулируемые насосы с автоматической разгрузкой обеспечивают охлаждение гидравлической жидкости без использования радиаторов и снижают потери мощности в приводе. Так, когда поднимается самосвальная платформа, рулевое управление выключается, чтобы весь объем гидромасла был задействован на подъем.
Кабина и кузов
На БЕЛАЗ-75710 установлена двухместная кабина, которая соответствует стандартам EN 474-1 и EN 474-6. Так, уровень шума составляет не более 80 дБ. В кабине установлено сиденье для пассажира. Водительское кресло пневмоподрессоренное, регулируемое. Рабочее место отвечает требованиям системы безопасности ROPS.
Кузов ковшового типа соответствует требованиям безопасности FOPS. Он оборудован защитным козырьком, устройством для механического стопорения в поднятом положении, обогревом отработавшими газами двигателя, камнеотбойниками и камневыталкивателями.
Расход топлива БЕЛАЗ-75710
Удельный расход топлива самосвала БЕЛАЗ-75710 при номинальной мощности составляет 198 г/кВт*ч. Воспользовавшись формулой реального потребления топлива Q = Nq/(1000*R*k1), получаем, что за час машина расходует 340 литров. Стоит отметить, что самосвал оборудован двумя топливными баками общим объемом 3 600 литров. Максимальная скорость, которую может развивать грузовик — 60 км/ч. Интересно, что если кузов самосвала не загружен, с целью экономии работает один из двух двигателей поочередно (чтобы износ моторов происходил равномерно).
Технические характеристики в цифрах: размеры и грузоподъемность БЕЛАЗ-75710
Длина | 20,6 м |
Ширина | 9,75 м |
Высота | 9,17 м |
Ширина колесной базы | 8 м |
Масса без груза | 360 т |
Полная масса | 810 т |
Грузоподъемность | 450 т |
Геометрический объем кузова | 164,9 м³ |
Объем кузова с «шапкой» | 268,3 м³ |
Объем заправочных емкостей
Топливный бак | 2×2 800 л |
Система охлаждения двигателя | 2×690 л |
Система смазки двигателя | 2×225 л |
Гидравлическая система | 2 800 л |
Редукторы мотор-колес | 600 л (150х4) |
Передние цилиндры подвески | 127,6 л (63,8х2) |
Задние цилиндры подвески | 127,6 л (63,8х2) |
Шины
На БЕЛАЗ-75710 устанавливаются пневматические бескамерные шины 59/80R63.
Внутреннее давление | 0,7 мПа |
Обозначение обода | 44.00-63/5.0 |
Комплектация
БЕЛАЗ-75710 в стандартной комплектации оснащается предпусковым подогревателем двигателя, устройством сигнализации приближения к высоковольтной линии, системами быстрой заправки топлива и технических жидкостей, отопительно-кондиционерным блоком, а также различными системами: пожаротушения с автоуправлением, контроля загрузки и топлива с выведением на цифровое табло, контроля давления в шинах, активного видеообзора и др.
Видео
Видео с канала «Информационное агентство БелТА»
Самый большой в мире самосвал работает на стали — steelStories
| Десмонд Хинтон-Билз
БелАЗ 75710, способный перевозить грузы массой 450 тонн, является самым большим самосвалом на планете и изготовлен из современной высокопрочной стали (AHSS). 360-тонные тягачи в шесть раз мощнее гоночного автомобиля F1 и имеют длину более 20 метров. Приводимые в движение двумя 16-цилиндровыми четырехтактными дизельными двигателями мощностью 2300 лошадиных сил каждый и вырабатывающими электроэнергию для питания четырех электродвигателей, они могут развивать максимальную скорость 64 км/ч.
Перемещение массивных полезных грузов — процесс, требующий больших затрат топлива, и расход дизельного топлива для 75710 оценивается в 1300 литров на 100 км, но он может работать на одном двигателе, когда он не загружен, для экономии топлива.
Эффективность использования ресурсов занимает центральное место в принципах проектирования, лежащих в основе самого большого самосвала в мире.
Видео: © Telegraph Media Group Limited, 2016 г. Разработав грузовик с грузоподъемностью, которая на 25% больше, чем у обычных самосвалов, они смогли свести расход топлива к минимуму, что привело к снижению затрат на погрузку.
«Основной мотивацией было создание самого большого самосвала, способного обеспечить наибольшую грузоподъемность при наименьшем расходе топлива, — говорит Леонид Трухнов, главный конструктор карьерной техники БелАЗа.
«Мы увидели, что высокопрочная сталь — лучший выбор, когда начали обсуждать подвижную подвеску»
Владимир Загорский, начальник конструкторского отдела подвески, БелАЗ
Достижение этого представляло собой серьезную инженерную задачу, поскольку увеличение полезной нагрузки обычно требует соответствующего увеличения размера шин, а шин достаточного размера не было в наличии. Решение БелАЗа состояло в том, чтобы сместить развесовку на 75710.
Около 70 процентов полезной нагрузки обычного самосвала приходится на заднюю ось, поэтому для увеличения грузоподъемности этот вес должен быть равномерно распределен по раме грузовика.
Для этого модель 75710 оснащена четырьмя шинами спереди и сзади, а также системой подвижной оси, позволяющей регулировать ее в зависимости от характеристик полезной нагрузки.
БелАЗ 75710 имеет длину 20,6 м, высоту 8,16 м и ширину 9,87 м
Стальной гигант
Из-за экстремальных физических требований к грузу в 450 тонн для производства поворотной тележки, которая является частью системы подвески, соединяющей раму и ось, была выбрана современная высокопрочная сталь.
«Мы поняли, что высокопрочная сталь — лучший выбор, когда начали обсуждать подвижную подвеску, — сказал Владимир Загорский, начальник конструкторского отдела подвески БелАЗа. «Конструкция требовала четырех шин как спереди, так и сзади, а также полного привода, что требовало нового решения для подвески».
В системе подвески оси используется сталь Weldox 700F производства SSAB, что позволяет уменьшить толщину при сохранении способности выдерживать большие нагрузки. Weldox сочетает в себе чрезвычайную прочность с высокой свариваемостью, а это означает, что детали могут быть предварительно изготовлены компанией SSAB в Швеции, а затем собраны на площадке БелАЗа в Беларуси.
Рама грузовика изготовлена из сварной конструкции из стали Hardox 450, еще одной высокопрочной стали SSAB, что обеспечивает исключительную устойчивость кузова к абразивному износу, усталости и ударным повреждениям.
Модель 75710 представляет собой вершину грузовых автомобилей, способных работать в самых суровых условиях в мире, при температуре до -60°C и высоте почти 5 км над уровнем моря. Он также превосходит своего ближайшего конкурента по грузоподъемности на целых 90 тонн.
Физическая устойчивость при транспортировке таких монументальных полезных грузов и обеспечении связанного с ними повышения эффективности была бы невозможна без высокопрочных сталей, из которых изготовлен этот самосвал ультракласса.
Изображения: iStock
БЕЛАЗ 75710 претендует на звание самого большого и тяжелого самосвала в мире
Главная Fun
БЕЛАЗ 75710
Какой самый большой и тяжелый грузовик в мире? Этот БЕЛАЗ 75710 — карьерный самосвал, который претендует именно на это. Если вы считаете, что ваш поднятый двойной подборщик большой, тогда проверьте статистику этого гигантского землеройного агрегата. Это 67,5 футов в длину, 26,7 футов в высоту и 32,4 фута в ширину. БЕЛАЗ с гордостью сообщает, что модель 75710 подходит для сервисных боксов и карьерных дорог, предназначенных для небольших карьерных самосвалов. Однако этот зверь предназначен для перевозки не более 450 метрических тонн полезной нагрузки. Это преобразуется в 992 080 фунтов полезной нагрузки. Да, почти миллион фунтов.
Грузовик также отличается инновациями и технологиями. Он оснащен двумя турбодизельными генераторами, которые вырабатывают электричество для четырех электродвигателей, обеспечивающих движение. На каждое сдвоенное колесо приходится по одному мотору, что создает идеальную полноприводную систему 4×4. Пустой эксплуатационный вес этого зверя составляет 360 метрических тонн. Так что тяги хватает в любых условиях. Просто надеюсь, что земля удержится под ним.
Все цифры сбивают с толку. Каждый турбодизельный двигатель представляет собой массивный 65-литровый V16, который выдает 2300 лошадиных сил и 6868 Нм крутящего момента при 1500 об/мин. Общий расход топлива 198 грамм на 1 кВтч энергии. Если мои расчеты верны, то это почти 104 галлона дизельного топлива, потребляемого за час работы на полной мощности (для каждого двигателя). Хорошая новость заключается в том, что грузовик может отключить одну из дизельных электростанций при небольшой нагрузке для экономии топлива. Так у БЕЛАЗ есть «деактивация цилиндров».
Если вы беспокоитесь о маневрировании этого зверя, нет причин для беспокойства. Если у вас есть лицензия на карьерный самосвал, вы все равно можете управлять моделью 75710. Кроме того, у нее есть рулевое управление четырьмя колесами. Диаметр поворота составляет 147,6 футов. Это не так уж и плохо, учитывая, что длина машины составляет почти 68 футов.
Мы думали, что общий вес Ike Gauntlet Dually HD в 14 метрических тонн (почти 31 000 фунтов) был тяжелым.