что значит красный, белый, черный или зеленый глазок, почему он может не гореть?
Автор Акум Эксперт На чтение 6 мин Просмотров 49.9к. Опубликовано Обновлено
Очень часто на необслуживаемых, а порой и на обслуживаемых автомобильных аккумуляторах можно встретить так называемый глазок – индикатор, который светится разными цветами. Для чего он нужен и что обозначает тот или иной цвет? Сегодня мы выясним этот вопрос.
Содержание
- Как работает индикатор заряда?
- Обозначения цветов
- Зеленый
- Красный
- Белый
- Черный
- Почему на аккумуляторе не горит индикатор заряда?
- Как узнать, какой ареометр установлен?
- Насколько точен индикатор?
Как работает индикатор заряда?
Индикатор на аккумуляторе, о котором шла речь выше, является простейшим ареометром. Он предназначен для отображения состояния АКБ и примерной оценки ее готовности к работе. Чтобы лучше понять, как им пользоваться, кратко рассмотрим принцип работы этого индикатора.
Глазок состояния аккумулятора
Такие индикаторы имеют разную конструкцию, но все имеют один принцип работы, основанный на всплытии поплавков при определенной плотности электролита. Рассмотрим однопоплавковую конструкцию.
Конструкция однопоплавкового ареометра
Из рисунка мы видим, что зеленый шарик, имеющий заданный вес относительно своего размера, всплывает при определенной плотности среды и тонет, если плотность этой среды уменьшается. Предположим, плотность электролита (а это и есть среда), равняется нормальной, для заряженной АКБ – примерно 1.27. Шарик всплыл, а световод отобразил его присутствие на поверхности. Мы увидели зеленый «глазок» – батарея в порядке.
В процессе разряда аккумулятора плотность электролита в нем падает. В определенный момент (для шарика, конечно) она становится критической, и шарик тонет. Конусная линза-световод не видит его, а смотрит на корпус ареометра, который выполнен из черного пластика. Что это означает? В результате мы наблюдаем черный “глазок” – плотность электролита низкая, а значит, батарея разряжена до определенной степени. До какой – зависит от того, при какой плотности тонет шарик.
То есть у нас есть два варианта: батарея в норме или разряжена. Но есть третий вариант: уровень электролита очень низкий. В этом случае независимо от плотности шарик никак не может добраться до своего места у световода, но свет отражается уже не от черного корпуса ареометра, а от пониженного уровня электролита. Мы видим совсем другой цвет. Обычно это белый, но при загрязнении электролита он может меняться от желтого до светло-серого. В любом случае спутать его с любым другим тестовым невозможно.
Демонтированный из АКБ однопоплавковый ареометр
Есть и еще один вариант ареометра – двухпоплавковый. Здесь в работе участвуют два шарика: зеленый и красный. Основное отличие от однопоплавковой системы – присутствие кольцевой призмы, передающей изображение на световод. Поднимаясь, шарик того или иного цвета оказывается в поле зрения призмы. Если он поднимется еще выше, то из ее поля зрения он уйдет.
Конструкция двухпоплавкового ареометра
В зависимости от плотности электролита в поле зрения световода оказывается тот или иной шарик, при критическом снижении уровня ни один шарик не виден: один располагается слишком низко, другой – чересчур высоко.
Обозначения цветов
А теперь разберемся, какие есть обозначения цвета индикатора на аккумуляторе. Как мы выяснили, цветов в зависимости от конструкции ареометра может быть несколько.
Зеленый
Зеленый цвет индикатора присутствует во всех типах ареометров. Если «глазок» имеет такой цвет, то с батареей все в порядке, она заряжена минимум на 80%. О состоянии АКБ можно не беспокоиться.
Красный
Красный индикатор на аккумуляторе означает, что уровень электролита слишком низкий. Требуется доливка воды и связанное с этим техническое обслуживание: зарядка, проверка плотности и т. п. Такой цвет может появиться только в двухпоплавковых конструкциях. Правда, тут возникает один существенный вопрос – как произвести все эти манипуляции в необслуживаемых батареях. Похоже, производители таких батарей с индикаторами просто издеваются.
Белый
Белый цвет индикатора означает необходимость либо долить воды, либо просто зарядить аккумулятор. Все будет зависеть от типа встроенного ареометра. В однопоплавковой системе это низкий уровень, в двухпоплавковой – низкий заряд.
Черный
В однопоплавковой конструкции черный “глазок” (“лампочка” не горит) означает низкий заряд батареи. Насколько он низкий, сказать сложно. В аккумуляторах российских производителей это порядка 70%. У зарубежных он может оказаться на уровне 40-50%. В двухпоплавковых ареометрах черного цвета нет. За низкий заряд отвечает белый цвет.
Почему на аккумуляторе не горит индикатор заряда?
Вопрос покажется странным – ведь ничто нигде не горит, но, задавая его, люди имеют в виду отсутствие реагирование агрегата на заряд-разряд. Мы уже знаем конструкцию встроенных ареометров и можем ответить на этот вопрос. Тут есть два варианта:
- Уровень электролита в ячейке (банке) слишком низок: заряжай не заряжай – ничего в показаниях прибора не изменится.
- Шарик-поплавок просто «залип». Конструкция и исполнение ареометра не предусматривает какие-либо трения, воздушные пробки и прочее. Все сделано предельно просто обычной штамповкой и отливкой.
Мнение эксперта
Алексей Бартош
Специалист по ремонту, обслуживанию электрооборудования и промышленной электроники.
Задать вопрос
Полезно! Если индикатор не реагирует на наши действия с зарядкой/разрядкой, просто пробуем в буквальном смысле встряхнуть аккумуляторную батарею. Поплавки оживут и покажут реальное состояние АКБ.
Как узнать, какой ареометр установлен?
Для того чтобы узнать, какой ареометр установлен в батарее и на какой цвет ориентироваться, конечно, не нужно демонтировать прибор из АКБ. Для этого достаточно просто посмотреть на сопроводительные надписи, нанесенные рядом с индикатором, и сориентироваться в цветах.
Судя по сопроводительным надписям и цветовой индикации, этот ареометр имеет однопоплавковую конструкцию
Насколько точен индикатор?
Начнем с того, что индикатор отображает состояние только одной ячейки (банки). Что творится в остальных пяти, неизвестно. Кроме того, обычно индикатор устанавливают в средние ячейки, а они меньше подвержены износу, чем крайние.
Далее, поскольку ареометр имеет один-два поплавка, то ни о какой точности вообще речи быть не может. У отечественных производителей за низкий заряд принято 70% емкости, у зарубежных – нередко 50%. То есть более-менее точно узнать степень заряда в этих диапазонах просто невозможно.
Ну и, конечно, подобные ареометры имеют простую конструкцию. В них могут создаваться газовые пробки, шарик может «залипать», что приводит не только к большой погрешности, но и к полному отказу индикатора. Таким образом, доверять встроенному в аккумулятор ареометру не стоит. Взглянуть перед поездкой под капот машины можно, но нужно быть готовым, что состояние АКБ совсем не то, какое показывает «глазок».
На этом разговор о встроенных в автомобильные аккумуляторы ареометрах можно закончить. Теперь мы знаем, как он устроен, что показывает и насколько его показаниям можно доверять.
Сейчас читают:
Необслуживаемые аккумуляторной батареи с индикатором
С начала выпуска необслуживаемых
автомобильных аккумуляторов их изредка снабжали устройством, которое назвали
«волшебный глазок» (MagicEye). На самом деле это индикатор состояния
электролита аккумуляторной батареи, тот, что дает ответ на 2 вопроса:
— не
понизилась ли плотность электролита ниже значения, обеспечивающего типичную
безотказную работу аккумуляторной батареи в системе электрооборудования авто;
— не
понизился ли ярус электролита ниже возможного.
Устройство
состоит из прозрачного световода, на нижней части которого установлена кассета
с одним либо двумя разноцветными шариками (обыкновенно если 1, то зеленого
цвета, если 2, то зеленого и красного), расположенными в наклонных каналах, по
которых они могут перемещаться вверх либо вниз. Шар изготовлен из полимера,
устойчивого к кислотному электролиту, имеющий плотность, равную минимальной
величине плотности электролита, возможной при эксплуатации АКБ.
При
удовлетворительной степени заряженности АКБ плотность электролит выше, чем
плотность материала зеленого шара, следственно, шар всплывает в верхнюю часть
кассеты и, соприкасаясь со световодом, окрашивает глазок индикатора в зеленый
цвет.
Когда
плотность электролита в рязряженной батарее станет ниже, чем плотность
материала шара, конечный по каналу погрузится в нижнюю часть кассеты, и
световод, погруженный в электролит, окрасит глазок в черный цвет. Это говорит о
необходимости зарядить батарею.
Если уровень
электролита упадет ниже возможного, то есть нижнего края световода, шар даже
при довольно высокой плотности электролита все равно утратит контакт со
световодом. Непогруженный в электролит световод окрасит глазок индикатора в
белый либо желтый цвет. Это говорит о необходимости незамедлительной доливки
дистиллированной воды до уровня.
Следует
подметить, что при эксплуатации автомобильных аккумуляторов показания
индикатора со временем теряют достоверность. Постепенное снижение степени
электролита в ходе использования за счет разложения либо испарения влаги
приводит к возрастанию его плотности без метаморфозы состояния заряженности.
Это означает, что через год – полтора индикатор будет показывать зеленый цвет
тогда, когда при увеличившейся от снижения степени плотности электролита степень
заряженности будет уже ниже возможной. Аналогичная погрешность будет появляться
и у новой аккумуляторной батареи в зимнее время, так как плотность электролита
возрастает при снижении температуры. А совместное наложение обеих погрешностей
при эксплуатации во вторую либо третью зиму после установки может даже привести
к существенному снижению работоспособности аккумуляторной батареи. Может
создаться ощущение, что батарея утратила работоспособность и непригодна к
последующей эксплуатации, правда она будет также верно работать после полного
заряда по инструкции изготовителя.
При
эксплуатации автомобильных аккумуляторов с пробками первую из упомянутых
погрешностей легко исключить, периодично (1 раз в год.-полтора) доливая до
заданной степени дистиллированную воду. У автомобильных аккумуляторов без
пробок устранить эту составляющую погрешности не удастся. Правда, изготовители
этих автомобильных аккумуляторов утверждают, что по итогам проведенных ими
эксплутационных испытаний аккумуляторных батарей расход воды при средней
интенсивности эксплуатации и штатной работе электрооборудования весьма мал и
снижение степени составляет не свыше 1-2 миллиметров за год.
Следует
подметить, что для отечественных условий эксплуатации плотность зеленого шара
индикатора уместно делать не ниже 1,24 г/см3, что соответствует
состоянию заряженности АКБ 70-75%. Использование индикаторов с плотностью шара
1,22 г/см3, по аналогии с заокеанскими, европейскими либо азиатскими
для наших условий неугодно, так как по упомянутым выше причинам будет приводить
к работе аккумуляторной батареи в состоянии свыше низкой степени заряженности,
чем это нужно для ее верной, безотказной и долговечной работы.
Следует
помнить, что при работающем индикаторе его информация относится лишь к одной из
шести ячеек аккумуляторной батареи. В тех случаях, когда появляется недостаток
в ячейке, не имеющей индикатора, информация индикатора становится непотребной и
не отражает всеобщее состояние (работоспособность) аккумуляторной батареи в
совокупности. Правда, безоговорочно, следует понимать, что использование
индикатора заряженности в большинстве своем обеспечивает пригодную информацию о
состоянии АКБ для широкого круга условий работы машины в тех случаях, когда
стартерная батарея не содержит недостатка производственного нрава.
3 совета по обращению с индикатором заряда аккумулятора
Электроэнергия играет важную роль в функционировании современных автомобилей. Аккумулятор и генератор переменного тока являются двумя основными компонентами, которые работают вместе для выработки электроэнергии. Аккумулятор накапливает электрическую энергию, вырабатываемую генератором, и эта энергия используется при запуске автомобиля или питании аксессуаров при выключенном зажигании.
Если на приборной панели вашего автомобиля горит индикатор аккумулятора, это может означать, что ваш автомобиль работает исключительно за счет электроэнергии, хранящейся в аккумуляторе.
Не игнорируйте индикатор батареи. Если у вас нет опытного механика, который немедленно диагностирует проблему, вы можете оказаться на обочине дороги с автомобилем, который не заводится.
1. Проведите проверку системы зарядки
Первое, что вы должны сделать, когда загорится индикатор батареи, это завершить проверку системы зарядки. Эта проверка позволит вам определить состояние системы зарядки вашего автомобиля.
Каждый раз, когда вы перемещаете ключ между положениями включения, выключения и работы в замке зажигания, система зарядки выполняет самопроверку. Во время самопроверки на несколько секунд загорится индикатор батареи.
Если система зарядки работает правильно, свет автоматически выключится через несколько секунд. Если индикатор продолжает гореть, значит, система зарядки обнаружила проблему, для устранения которой потребуется помощь опытного механика.
2. Экономьте электроэнергию
После того, как вы определили, что индикатор аккумулятора продолжает гореть, вам необходимо немедленно экономить электроэнергию в вашем автомобиле. Это означает отключение всех второстепенных аксессуаров, которые питаются от системы зарядки.
Не используйте кондиционер или обогреватель. Выключите радио и убедитесь, что все внутреннее освещение выключено. Отключите фары, если вы едете днем. Отключите мобильный телефон от зарядного устройства.
Отключив питание этих аксессуаров, вы можете сохранить как можно больше электроэнергии для питания двигателя вашего автомобиля. Это позволит вам безопасно доехать до местной ремонтной мастерской до того, как в вашем автомобиле полностью разрядится электроэнергия и двигатель заглохнет.
3. Проверьте датчик температуры
Возможно, вы не думаете, что ваша система зарядки и температура в моторном отсеке связаны, но проблемы с генератором могут привести к катастрофе для двигателя вашего автомобиля в целом.
Во многих современных автомобилях генератор и водяной насос имеют общий ремень. Если генератор (важнейший компонент вашей системы зарядки) больше не работает, возможно, не работает и ремень на водяном насосе. Это приведет к полному отключению водяного насоса.
Водяной насос обеспечивает циркуляцию охлаждающей жидкости по всему моторному отсеку для поддержания низких рабочих температур. Датчик температуры на приборной панели позволит вам постоянно контролировать температуру двигателя.
Если вы видите, что стрелка указателя температуры поднимается, или замечаете, что на приборной панели вместе с индикатором заряда батареи загорается индикатор температуры, немедленно прекратите движение. Продолжение эксплуатации может привести к перегреву двигателя, что приведет к непоправимому повреждению и необходимости замены двигателя вместе с любыми неисправными компонентами системы зарядки.
Индикатор заряда аккумулятора служит ценной цели, помогая вам поддерживать безопасность и производительность вашего автомобиля. Вам нужно знать, что делать, если загорается индикатор аккумулятора в вашем автомобиле, чтобы избежать дополнительного повреждения механических компонентов вашего автомобиля.
Свяжитесь с White’s Automotive Center, чтобы получить помощь в диагностике и устранении проблем, связанных с индикатором заряда аккумулятора вашего автомобиля.
Uh-Oh Руководство по подключению индикатора уровня заряда батареи
- Дом
- Учебники
- Руководство по подключению индикатора уровня заряда батареи Uh-Oh
≡ Страниц
Авторы:
Тони_К
Избранное
Любимый
8
Введение
Любой, кто занимается проектом с питанием от батареи, знает, как это может быть неприятно, когда батарея садится или разряжается до слишком низкого уровня, чтобы предотвратить условия отключения. TL431 в комплекте индикатора уровня заряда батареи Uh-Oh может помочь предотвратить эти разочарования.
TL431 — опорное напряжение
Пенсионер
COM-11078
Пенсионер
Избранное
Любимый
6
Список желаний
Комплект индикатора уровня заряда батареи SparkFun «Uh-oh»
Пенсионер
КОМПЛЕКТ-11087
1
Пенсионер
Избранное
Любимый
4
Список желаний
Это руководство покажет вам, как использовать ваш индикатор после того, как вы спаяли все вместе.
Рекомендуемая литература
Это довольно простой комплект, но если вам нужно освежить знания в области использования мультиметра, пайки или электрических характеристик, ознакомьтесь с приведенными ниже учебными пособиями.
Аккумуляторные технологии
Основы аккумуляторов, используемых в портативных электронных устройствах: LiPo, NiMH, батарейки типа «таблетка» и щелочные.
Избранное
Любимый
49
Делители напряжения
Превратите большое напряжение в меньшее с помощью делителей напряжения. В этом руководстве рассказывается: как выглядит схема делителя напряжения и как она используется в реальном мире.
Избранное
Любимый
69
Резисторы
Учебник по резисторам. Что такое резистор, как они ведут себя параллельно/последовательно, расшифровка цветовых кодов резисторов и применение резисторов.
Избранное
Любимый
56
Диоды
Праймер для диодов! Свойства диодов, типы диодов и применение диодов.
Избранное
Любимый
69
Светодиоды (LED)
Изучите основы светодиодов, а также некоторые более сложные темы, которые помогут вам рассчитать требования для проектов, содержащих много светодиодов.
Избранное
Любимый
66
Электроэнергия
Обзор электроэнергии, скорость передачи энергии. Мы поговорим об определении мощности, ваттах, уравнениях и номинальных мощностях. 1,21 гигаватт обучающего веселья!
Избранное
Любимый
53
Как пользоваться мультиметром
Изучите основы использования мультиметра для измерения непрерывности, напряжения, сопротивления и силы тока.
Избранное
Любимый
65
Пример подключения
После того, как вы спаяли комплект, пришло время начать контролировать уровень заряда батареи. В этом примере мы будем подключать индикатор к липо-батарее на 3,7 В, которая питает Arduino Uno. Мы также включим в схему зарядное устройство/усилитель Power Cell-LiPo, чтобы гарантировать, что мы сможем перезарядить аккумулятор, когда он достигнет предела низкого напряжения.
Подключения:
Uno → Зарядное устройство PowerCell
- 5 В → VCC
- Земля → Земля
Зарядное устройство PowerCell → индикатор Uh-Oh
- PowerCell + → Sys +
- PowerCell — → Система —
Индикатор Uh-Oh → Аккумулятор
- Разъем JST на аккумуляторе имеет вырез и соответствует вырезу на индикаторе Uh-Oh.
Вот диаграмма Fritzing, показывающая фактические соединения между Uno, PowerCell, индикатором Uh-Oh и батареей.
После того, как вы все подключили, вам нужно будет отрегулировать потенциометр на плате индикатора Uh-Oh на напряжение, при котором вы хотите получать уведомления.
Установка порогового значения
После того, как все подключено правильно, пришло время точно настроить индикатор батареи в соответствии с потребностями вашего проекта. Для этого вам понадобится мультиметр, чтобы измерить сопротивление на потенциометре и, таким образом, установить порог напряжения, при котором включается светодиод.
Во-первых, если он подключен, отключить аккумулятор от индикатора . Мы можем измерить сопротивление подстроечного резистора только в том случае, если в нем нет батареи.
На плате расположены две контрольные точки. На обратной стороне они маркированы: TP1 и GND .
Возьмите удобный мультиметр и установите его на сопротивление. Поместите положительный щуп на точку TP1, а отрицательный щуп на GND.
Удерживая оба щупа в одной руке, другой рукой поверните потенциометр с надписью «Adj.» Поворачивайте его до тех пор, пока мультиметр не покажет желаемое сопротивление. Используйте приведенную ниже таблицу, чтобы определить, какой порог напряжения вам нужен и, следовательно, какое сопротивление. Чтобы рассчитать эти значения самостоятельно или найти значение, не указанное в этой таблице, посетите следующий раздел.
Порог напряжения | ТП Сопротивление |
3,0 В | 8,3 кОм |
3,1 В | 8,0 кОм |
3,2 В | 7,8 кОм |
3,3 В | 7,5 кОм |
3,4 В | 7,3 кОм; |
3,5 В | 7,1 кОм |
3,6 В | 6,9 кОм |
3,7 В | 6,7 кОм; |
Например, если вы хотите, чтобы светодиод загорался, когда ваша LiPo батарея достигает напряжения 3,2 В, вам нужно, чтобы сопротивление подстроечного резистора было около 7,8 кОм.
Вычисление порогового значения
Если вам нужно значение, не указанное в таблице в предыдущем разделе, или если вы хотите лучше понять, как работает индикатор батареи Uh-Oh, в этом разделе будет рассмотрено, как работает индикатор.
Чтобы рассчитать пороговое значение напряжения, мы должны свериться со схемой индикатора батареи Uh-Oh и техническим описанием TL431. Эти диаграммы из таблицы данных особенно полезны. Они показывают, что происходит внутри TL431.
Обратите внимание, что R 1 и R 2 из этой схемы используются в уравнении делителя напряжения ниже, а НЕ R 1 , указанные на схеме.
Индикатор батареи работает как простой делитель напряжения. Первым битом необходимой информации является прямое падение напряжения на светодиоде. Для включения светодиоду нужно не менее 2,5В. Это будет служить нашим V из в следующем уравнении делителя напряжения:
Потенциометр, используемый на этой плате, составляет 10 кОм, поэтому мы можем сказать:
Таким образом,
После того, как мы подставим эти значения, у нас останется следующее уравнение:
Далее нам нужно вычислить V в .