пять фактов о новом российском двигателе
На прошлой неделе на иркутский авиазавод были доставлены первые турбореактивные двигатели ПД-14 производства ОДК. Они будут впервые установлены на новейший российский лайнер МС-21. Ожидается, что самолет с двигателями ПД-14 поднимется в небо уже в этом году.
Испытания МС-21 с двигателями ПД-14 – знаковое событие для отечественного авиастроения. В чем же их уникальность и почему ПД-14 считают одним из самых прорывных проектов в гражданской авиации за последние десятилетия?
1/ Первый постсоветский авиадвигатель
ПД-14 – первый турбовентиляторный двигатель, созданный в современной России. Последней аналогичной разработкой был авиадвигатель четвертого поколения ПС-90А, выпущенный в СССР в конце 1980-х.
Идея создания двигателя нового поколения появилась в начале 2000-х годов. Российской двигателестроительной отрасли требовался проект, который стимулировал бы ее развитие и помог устранить накопившееся технологическое отставание от стран-лидеров.
Конечно, подобный глобальный проект не мог быть реализован одним конструкторским бюро или заводом. Изначально закладывалось участие практически всех отечественных двигателестроительных предприятий и профильных НИИ. В 2006 году было подписано соглашение о создании двигателя, который получил название ПД-14 (перспективный двигатель тягой 14 т). Головным разработчиком стало пермское конструкторское бюро «ОДК-Авиадвигатель», а головным изготовителем «ОДК-Пермские моторы».
Первые наземные испытания ПД-14 прошли в 2012 году, первые летные – в 2015-м. В 2018 году Росавиация выдала двигателю сертификат типа, подтверждающий готовность изделия к серийному производству и эксплуатации.
2/ Новый двигатель для нового самолета
Первым самолетом, который ПД-14 поднимет в воздух, станет перспективный российский лайнер МС-21. Он относится к самому массовому сегменту пассажирских самолетов − ближне- и среднемагистральным узкофюзеляжным авиалайнерам. Как и новый двигатель, МС-21 является первым самолетом подобного типа, полностью разработанным и выпущенным в современной России.
МС-21 («Магистральный самолет XXI века») – самолет нового поколения, который объединяет в себе передовую аэродинамику, современную силовую установку и продвинутые системы управления, а также новые решения для комфорта пассажиров. МС-21 создавался для замены устаревшего Ту-154.
Работы над самолетом велись параллельно с разработкой двигателя. Недавно первые ПД-14 были переданы компании «Иркут» для установки на МС-21-300. На данный момент собрано четыре опытные машины. Пятый самолет, предназначенный для полетов с ПД-14, находится в сборке. Летные испытания двигателя в составе МС-21-300 должны пройти в 2020 году.
Вместе с такими перспективными моделями отечественного и совместного производства, как Ил-114, SSJ100 и CR929, самолет МС-21 обеспечит полноценное присутствие нашего авиапрома на мировом рынке гражданских лайнеров. По прогнозам экспертов, МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте.
3/ Один из немногих в мире
В мире существует всего четыре государства, способные по полному циклу создавать современные турбовентиляторные двигатели: Россия, США, Великобритания и Франция. И каждое из них строго охраняет результаты исследований и свои ноу-хау в двигателестроении. Например, Франция производит горячие части двигателей SaM‑146 только на своей территории.
Одним из показателей уровня двигателестроения в стране является собственное производство лопаток турбин для авиадвигателей. В нашей стране такое производство есть. А в декабре 2019 года на базе рыбинского предприятия «ОДК-Сатурн» открылся крупнейший в России центр по изготовлению лопаток турбин с годовой мощностью в 2 тыс. комплектов.
Проект ПД-14, помимо создания самого двигателя, включает в себя важнейший элемент – обеспечение послепродажного обслуживания. Планируется большой объем работы по этому направлению: создание центра поддержки с круглосуточной работой 365 дней в году, открытие сети полевых представительств, станций обслуживания двигателей, обеспечение замены модулей в эксплуатации. Ожидается, что это все в совокупности должно увеличить зарубежные перспективы нового российского двигателя.
4/ Новые технологии и материалы
Разработка современного турбореактивного двигателя – более длительный процесс, чем разработка самого самолета. ПД-14 разрабатывался на основе проверенных временем конструкторских решений с применением современных технологий. При этом ставилось условие использовать только отечественные материалы. Конструкторами было разработано и внедрено 16 ключевых технологий, например, лопатки турбины из легчайшего интерметаллида титана или продвинутая система охлаждения, позволяющая турбине работать при температуре до 2000 °К.
При создании двигателя применяются новые российские сплавы титана и никеля. Конструкция мотогондолы на 65% состоит из отечественных полимерных композитов, благодаря чему достигается необходимый уровень шумоизоляции и снижается масса двигателя. Всего в двигателе задействовано около 20 новых российских материалов, при этом все они прошли сертификацию по международным нормам.
Внедренные инновации позволили снизить расход топлива, сделав ПД-14 более экологичным и экономичным. Предполагается, что эксплуатационные расходы ПД-14 будут ниже на 14-17%, чем у существующих аналогичных двигателей, а стоимость жизненного цикла ниже на 15-20%.
5/ Не один двигатель, а целое семейство
Перед конструкторами стояла задача разработать унифицированный газогенератор, ключевой элемент двигателя, на базе которого можно было бы производить установки различных мощностей для использования в авиации и на земле.
ПД-14 – это первый двигатель в будущем семействе, разработанный для авиалайнера МС-21-300. Среди его ближайших «родственников», планируемых к выпуску − модификации ПД-14А для самолета МС-21-200 и ПД-14М для самолета МС-21-400. Двигатель ПД-8 сможет устанавливаться на самолеты Ан-148, Sukhoi Superjet 100, Sukhoi Superjet 75, Ту-334, Бе-200. Для Ил-96 и Ту-204 можно будет использовать ПД-18 тягой 18-20 тонн.
Сфера применения двигателей семейства ПД не ограничится летательными аппаратами. Турбореактивные двигатели на базе единого газогенератора можно будет использовать в промышленных целях в составе электрогенераторных и газоперекачивающих установок.
Двигатель ПД-14 и семейство перспективных двигателей
Главная / Двигатель ПД-14 и семейство перспективных двигателей
Двигатели ПД на базе унифицированного газогенератора — семейство отечественных турбореактивных двухконтурных двухвальных двигателей, предназначенных для ближне-, среднемагистральных самолетов и промышленных ГТУ.
Основная особенность семейства двигателей ПД – применение унифицированного компактного газогенератора.
Основные ключевые технологии: полые широкохордные титановые лопатки, моноколеса (блиски) и сварная секция в роторе компрессора высокого давления, малоэмиссионная камера сгорания из интерметаллидного сплава, монокристаллические лопатки турбины высокого давления с перспективной системой охлаждения, керамические покрытия на деталях горячей части, полые лопатки турбины низкого давления, композитная мотогондола.
- Преимущества
- Модификации
- Конкурентные преимущества
- Состояние работ
Основные преимущества двигателей ПД
Высокая надежность
|
|
Наработка на неустранимое в полете выключение двигателя
|
> 200 000 ч
|
Надежность вылета ВС, связанная с готовностью двигателя
|
> 99,96 %
|
Низкий расход топлива
|
|
Снижение удельного расхода топлива относительно современных двигателей
|
> 10. ..15 %
|
Соответствие перспективным экологическим нормам
|
|
Снижение шума относительно требований главы 4 стандарта ИКАО
|
> 15…20 EpNдБ
|
Снижение уровня эмиссии по NOx относительно норм ИКАО 2008 года
|
> 30 %
|
Соответствие современным требованиям по сертификации
|
АП-33, FAR-33, CS-E, ETOPS
|
Модификации двигателей, разрабатываемые в настоящее время
-
Семейство перспективных ТРДД для БСМС состоит из двигателей ПД-14, ПД-14А, ПД-14М, ПД-10;
-
ПД-14 — базовый ТРДД для самолета МС-21-300;
-
ПД-14А — дросселированный вариант ТРДД для самолета МС-21-200;
-
ПД-14М — форсированный вариант ТРДД для самолета МС-21-400;
-
ПД-10 — вариант с уменьшенной тягой до 10. ..11 тс для самолета SSJ‑NG.
Основные параметры двигателей
|
ПД-14А
|
ПД-14
|
ПД-14М
|
ПД-10
|
Тяга на взлетном режиме (Н = 0; М = 0), тс
|
12,5
|
14,0
|
15,6
|
10,9
|
Удельный расход топлива на крейсерском режиме, кг/кгс·ч
|
-(10-15) % от уровня современных двигателей аналогичного класса тяги и назначения
| |||
Диаметр вентилятора, мм
|
1900
|
1900
|
1900
|
1677
|
Сухая масса двигателя, кг
|
2870
|
2870
|
2970
|
2350
|
Схема двигателя
|
1+3+8-2+6
|
1+3+8-2+6
|
1+4+8-2+6
|
1+1+8-2+5
|
Так же на основании технологий, разработанных в рамках Проекта ПД-14, планируется создание промышленных ГТУ для производства ГПА и ГТЭС в классах мощности 8, 16 МВт.
Конкурентные преимущества по показателям экономической эффективности эксплуатации
обеспечиваются следующими основными параметрическими и конструктивными особенностями по сравнению с аналогами-конкурентами:
-
Меньшие температуры на выходе из камеры сгорания являются важнейшим фактором уменьшения стоимости, снижения рисков в достижении заявленных показателей долговечности и надёжности двигателей самолетов с коротким полетным циклом.
-
Меньший диаметр вентилятора ПД-14 позволяет иметь объективное снижение массы двигателя и лобового сопротивления мотогондолы.
-
Оптимальные размеры внутреннего контура (газогенератора) облегчают решение проблемы относительно больших отборов воздуха из компрессора на различные нужды и снижают установочные потери тяги.
-
Достаточно высокая расчетная степень сжатия вентилятора (вследствие применения несколько меньшей степени двухконтурности) исключает необходимость применения регулируемого сопла наружного контура с неизбежным увеличением массы и сопротивления двигательной установки и снижает установочные потери тяги.
-
Проверенная в эксплуатации классическая безредукторная схема двигателя ПД-14 позволяет достичь требуемых показателей массы, ресурса, надежности и стоимости обслуживания.
Оптимальное сочетание умеренно высоких параметров цикла и проверенной схемы двигателя с прямым приводом вентилятора позволяет обеспечить снижение цены двигателя, затрат на обслуживание и ремонт, массы и лобового сопротивления двигательной установки и обеспечить преимущество двигателя ПД-14 по показателям экономической эффективности эксплуатации и стоимости жизненного цикла.
Состояние проектных и доводочных работ Проекта ПД-14
-
Завершен этап технического проекта. Получены положительные заключения.
-
Развернута работ с ОАО «Корпорация «Иркут» по интеграции двигателя и самолета.
-
Выполнен большой объём испытаний экспериментальных узлов и систем двигателя на специальных установках.
-
Спроектирован демонстрационный двигатель проекта базового двигателя для подтверждения работоспособности узлов ПД-14.
-
Завершен первый этап доводочных испытаний газогенератора.
-
Изготовлением и испытаниями двигателя-демонстратора технологий подтверждена готовность критических технологий.
-
Проведены испытания узлов МГ из ПКМ на двигателе прототипе.
-
Выпущена рабочая конструкторская документация на двигатели ПД-14 и мотогондолы опытной парти.
-
Сформирована производственная кооперация изготовления опытной партии двигателей и мотогондол начато изготовление опытной парти двигателей и мотогондол.
-
Завершена программа испытаний двигателей демонстраторов 100-03 и 100-04, подтверждена необходимость внедрения выбранных конструкторских решений.
-
Подана заявка в АР МАК на получение сертификата типа двигателя.
-
Разработан Сертификацонный базис ПД-14, охватывающий требования АР МАК, EASA, FAA.
-
Проведена макетная комиссия по двигателю ПД-14 и утвержден протокол МК АР МАК.
-
Проведена макетная комиссия по самолету МС-21 с двигательной установкой ПД-14 и утвержден протокол МК АР МАК.
-
Выполнена подготовка производства и обеспечивается VI уровень технологической готовности при изготовлении опытной партии двигателей ПД-14.
-
Проводятся летные испытания двигателя ПД-14 в составе летающей лаборатории Ил-76ЛЛ в ЛИИ им. Громова.
-
«ОДК-Авиадвигатель» получил сертификат типа на новейший авиационный двигатель ПД-14
Зачем Россия создала двигатель ПД-14 для МС-21
Автор
Сумит Сингх
Три десятилетия в процессе создания
Авиадвигатель ПД-14 — первый турбовентиляторный реактивный двигатель, созданный в современной России. На этот продукт возлагаются большие надежды, поскольку в этом десятилетии он готовится подняться в небо вместе с «Иркут МС-21». Однако для чего был построен двигатель? Давайте взглянем.
Три десятилетия в процессе создания
МС-21-300 с двигателями Pratt & Whitney PW1400G уже проходят испытания по программе сертификации по российским и европейским стандартам. Однако самолет также начал испытываться с двигателями ПД-14, которые прошли тесты на выбросы, установленные Международной организацией гражданской авиации (ИКАО) ранее в этом году.
Принимая во внимание этот импульс, Ростех, ведущая российская авиастроительная компания, стремится подчеркнуть возможности собственного двигателя. Примечательно, что последним в своем роде проектом стал двигатель четвертого поколения ПС-90А, построенный в Советском Союзе в 1980-х годах.
Вдохновение для создания двигателя нового поколения появилось в 1990-х годах. Уже тогда Россия стремилась связать свою промышленность с отечественной продукцией.
После многолетних предварительных исследований, инициированных отечественными двигателестроительными группами, в 2008 году было подписано соглашение о создании ПД-14. Это название представляет собой русское слово перспективный двигатель и тягу 14 тонн. Таким образом, «ОДК-Авиадвигатель» и «ОДК-Пермский мотор» объединились, чтобы возглавить разработку и производство двигателя.
Первый запуск ПД-14 состоялся в 2014 году. Фото: Сумит Сингх | Простой полет
Наземные испытания
начались девять лет назад, прежде чем в 2015 году начались летные испытания. Затем в 2018 году произошел серьезный прорыв, когда Росавиация выдала ему сертификат типа. Вслед за этим ПД-14 прошел дополнительные испытания в отношении ограничений по задымлению и выбросу «нелетучих частиц».
Ожидается, что МС-21-300 будет развивать крейсерскую скорость полета 870 км/ч (540 миль/ч) и максимальную высоту полета 12 200 м (40 026 футов). Фото: Сумит Сингх | Простой полет
Возможности средней дальности
Вокруг двигателя много ажиотажа. Примечательно, что российская авиационная промышленность полностью доверяет ему, чтобы установить его на свои основные будущие узкофюзеляжные самолеты.
«Двигатель ПД-14 разработан для российского авиалайнера нового поколения МС-21-310, «магистрального самолета 21 века». Он относится к самому массовому сегменту пассажирских самолетов: ближне-среднемагистральным узкофюзеляжным авиалайнерам. МС-21 — самолет будущего поколения, сочетающий в себе передовую аэродинамику, современные материалы, высокоэффективную силовую установку и передовые системы управления, а также новые решения для комфорта пассажиров», Ростех констатирует.
«Проектирование самолета велось параллельно с разработкой двигателя. Как и другие перспективные модели отечественного и совместного производства, такие как Ил-114, SSJ100 и CR929, самолеты МС-21 могут обеспечить российскому авиапрому всестороннее присутствие на мировом рынке гражданской авиации. По прогнозам экспертов, МС-21 может занять от 5 до 10% мирового рынка в своем сегменте».
Все новые самолеты будут отечественного производства. Фото: Сумит Сингх | Простой полет
Будьте в курсе: Подпишитесь на наши ежедневные и еженедельные дайджесты авиационных новостей.
Предложение баланса
В целом, MC-21 стремится составить конкуренцию семействам Airbus A320 и Boeing 737 на ближне- и среднемагистральных рейсах. Выпуская его с двумя вариантами двигателей, Ростех может диверсифицировать свои рынки.
Что вы думаете о двигателе ПД-14? Как, по вашему мнению, он отличается от своих конкурентов по всему миру? Дайте нам знать, что вы думаете о продукте и его перспективах в разделе комментариев.
Двигатель ПД-14 и семейство перспективных двигателей
Английская версия / Двигатель ПД-14 и семейство перспективных двигателей
Двигатели ПД на базе общей газогенераторной установки составляют семейство российских двухконтурных двухвальных ТРД с эффективная система шумоподавления, предназначенная для ближне- и среднемагистральных самолетов и IGT.
Основной особенностью двигателей семейства ПД является использование компактного общего сердечника и относительно легкого бескорпусного вентилятора.
Ключевые технологии : полые широкохордные титановые лопатки, блиски и приварная секция в роторе компрессора ВД, камера сгорания с низким уровнем выбросов из интерметаллического сплава, монокристаллические лопатки турбины ВД с усовершенствованной системой охлаждения, керамическое покрытие на горячей части детали, полые лопатки турбины низкого давления, гондола из композиционных материалов.
- Преимущества
- Модификации
- Конкурентные преимущества
- Статус
Основные преимущества двигателей ПД
Высокая надежность |
|
Среднее время до остановки двигателя в полете, которая не может быть устранена в полете | > 200 000 ч |
Надежность вылета ВС в зависимости от готовности двигателя | > 99,96 % |
Низкий расход топлива |
|
Уменьшенный SFC по сравнению с другими современными двигателями | > 10. ..15 % |
Соответствие будущим экологическим стандартам |
|
Снижение уровня шума по сравнению с требованиями ИКАО Stage 4 | > 15…20 EpNdB |
Снижение выбросов NOx по сравнению с требованиями ИКАО 2008 г. | > 30 % |
Соответствие действующим требованиям сертификации | АП-33, ФАР-33, КС-Э, ЭТОПС |
Разрабатываемые модификации двигателей
- Семейство перспективных ТРДД для ближне- и среднемагистральных самолетов включает следующие двигатели: ПД-14, ПД-14А, ПД-14М, ПД-10;
- ПД-14 – базовый двигатель для самолета МС-21-300;
- ПД-14А — дефорсированная модификация двигателя для самолета МС-21-200;
- ПД-14М – форсированная модификация двигателя для самолета МС-21-400;
- ПД-10 – дефорсированная модификация двигателя (10. ..11 тс) для самолетов SSJ‑NG.
Технические характеристики двигателя | ПД-14А | ПД-14 | ПД-14М | ПД-10 |
Т/О тяга (Н = 0; М = 0), тс | 12,5 | 14,0 | 15,6 | 10,9 |
Крейсерский SFC, кг/кгс·ч | -(10-15) % относительно других современных двигателей аналогичного диапазона тяги и применения | |||
Диаметр вентилятора, мм | 1900 | 1900 | 1900 | 1677 |
Масса сухого двигателя, кг | 2870 | 2870 | 2970 | 2350 |
Конфигурация двигателя | 1+3+8-2+6 | 1+3+8-2+6 | 1+4+8-2+6 | 1+1+8-2+5 |
Кроме того, технологии, разработанные в рамках программы двигателей ПД-14, планируется использовать для изготовления ВГТ для компрессорно-генераторных агрегатов ГТ мощностью 8 и 16 МВт.
Конкурентные преимущества за счет операционной эффективности затрат
достигаются за счет следующих особенностей, связанных с производительностью и конструкцией, по сравнению с конкурентами:
- более низкая температура на выходе из камеры сгорания является очень важным фактором, способствующим снижению затрат и рисков при достижении целевого срока службы и надежности короткоцикловой А /C двигателей.
- Меньший диаметр вентилятора двигателя ПД-14 способствует уменьшению реальной массы двигателя и сопротивления мотогондолы.
- Оптимальные размеры основного канала помогают решить проблему относительно больших отборов воздуха компрессоров различного назначения и снизить потери тяги установки.
- Достаточно высокая расчетная степень сжатия вентилятора (за счет несколько меньшей степени двухконтурности) исключает необходимость в соплах с регулируемым воздушным потоком, что неизбежно увеличивает массу и лобовое сопротивление двигателя, а также снижает потери тяги при установке.