Может ли лететь самолет без двигателей: Что следует знать пассажиру авиалайнера

✈ Как далеко может улететь самолет, если оба двигателя вышли из строя?

Двигатели обеспечивают тягу, необходимую для полета самолетов. Что происходит, когда двигатели выходят из строя и останавливаются?


В 2001 году самолет Airbus A330 авиакомпании Air Transat выполнял плановый рейс TSC236 по маршруту Торонто—Лиссабон. На борту находилось 293 пассажира и 13 членов экипажа. Через 5 часов 34 минуты после взлета над Атлантическим океаном у него внезапно закончилось авиатопливо и отключился один двигатель. Командир Роберт Пич объявил о чрезвычайной ситуации и объявил в диспетчерский центр о намерении сойти с маршрута и совершить посадку в ближайшем аэропорту на Азорских островах. Через 10 минут остановился второй двигатель.

Пик и его первый офицер, Дирк Де Йагер, с более чем 20 000 часами летного опыта, продолжили скользить по небу без какой-либо тяги в течение 19 минут. С неработающими двигателями они прошли около 75 миль, при этом на воздушной базе Lajes выполнив несколько поворотов и один полный круг, чтобы снизиться на необходимую высоту. Посадка была жесткой, но к счастью все 360 человек остались живы.

Эта история со счастливым концом служит напоминанием о том, что даже если оба двигателя выходят из строя, шанс добраться до земли и благополучно совершить посадку есть.


Как самолет может лететь без дающего тягу двигателя?

Удивительно, но несмотря на то что двигатель не выдает тягу, пилоты называют такое состояние двигателей «бездействующее», он продолжает выполнять некоторые функции в «нулевом состоянии тяги», — рассказывает пилот и автор Патрик Смит в своей книге «Кокпит» Конфиденциально. «Они все еще работают и питают важные системы, но не дают толчка. На самом деле это происходит примерно в каждом полете, только пассажиры не знают об этом».

По инерции самолет может пролететь определенное расстояние, т.е скользить. Это можно сравнить с автомобилем катящегося с горы на нейтральной скорости. Он не останавливается если заглушить двигатель, а продолжает движение.


Различные самолеты имеют разные коэффициенты скольжения, что означает, что они будут терять высоту с разной скоростью. Это влияет на то, как далеко они могут лететь без тяги двигателя. Например, если самолет имеет коэффициент подъема до 10:1, то это означает, что каждые 10 миль (16,1 км) полета он теряет одну милю (1,6 км) на высоте. Полет на типичной высоте 36 000 футов (около 11 км), самолет, который теряет оба двигателя, сможет проехать еще 70 миль (112,6 км) до достижения земли.

Могут ли сломаться двигатели у современных самолетов?

Да, могут. Учитывая, что самолет может летать без какой-либо мощности двигателя, само собой разумеется, что если только один двигатель отключается во время полета, то для трагедии очень мало риска.

Действительно, как напоминает нам Смит, авиалайнеры спроектированы таким образом, что при выталкивании двигателя во время взлета единственного двигателя будет достаточно, чтобы вывести самолет в фазу, которая требует больше тяги, чем просто крейсерская.

Таким образом, при выходе из строя двигателей, пилоты одновременно с поиском проблемы вызвавшей нарушение работы двигателя, рассчитывают возможное скольжение и ищут ближайший аэропорт для приземления. В большинстве случаев посадка бывает благополучной при своевременном и правильном решении пилотов.

Что будет, если у самолета откажут оба двигателя

13 июля

Даша Краснова

Отказ обоих двигателей в самолете – страх не только аэрофобов, но и всех, кто планирует жить долго и счастливо. При мысли об отказе двигателя, сразу возникает образ летящего камнем вниз лайнера. «Рамблер» расскажет, так ли это опасно на самом деле.

Фото: unsplashunsplash

Двигатели действительно играют в управлении самолетом важную роль. Именно благодаря им самолет в принципе отрывается от земли и двигается в небе с огромной скоростью.

Видео дня

В двигателях пассажирских лайнеров находятся системы подачи электричества, которое необходимо для работы компьютеров, и обеспечения функций всех систем судна в полете. А еще там находятся насосы гидравлики, которые регулируют работы шасси и подкрылок.

Так как от двигателей зависит реально много вещей, сконструированы они таким образом, что отключение работы всех систем невозможно. В любом случае, если отключатся генераторы – сработают запасные аккумуляторы. Есть системы, которые страхуют гидравлику, есть запасная турбина.

Причины отказа двигателей

  • Если ошибки в работе и происходят, то чаще всего они связаны с дефектами от производителя. Порой они дают о себе знать спустя годы успешной эксплуатации самолета. Однако дефекты редко приводят к полному отказу двигателей.
  • Иногда в двигатель попадает птица или происходит пожар. В авиации такие случаи называют «порчей двигателя». Но поймать несколько птиц практически невозможно, поэтому остается другой рабочий двигатель.
  • Двигатель может перестать работать, если у него закончится топливо. Но в истории пассажирских перевозок такого не случалось.
  • Мощный поток воздуха при турбулентности может вызвать самозатухание двигателя. Вызвать такую ситуацию может лишь экстремальное природное явление, но тогда двигатель просто перезапускают.

Когда пилоты проходят обучение, они готовятся к варианту, когда оба двигателя перестают работать. Поэтому знают, что делать в таких ситуациях.

Например, на одном двигателе самолет может лететь очень долго. Пассажиры могут даже не узнать, что в полете работа была нарушена.

Отказ двух двигателей не заметить сложно. Такая ситуация наиболее опасна во время взлета. Так как у пилота нет запаса времени для подготовки к посадке и высоты для возврата на аэродром вылета. Однако и в этом случае удается обойтись без жертв, такую ситуацию постоянно повторяют на обучении.

Если оба двигателя все-таки откажут

Если судно уже набрало нужную высоту, при отказе двигателей оно будет планировать и медленно терять высоту. Например, если самолет летит на высоте 10 км, он может протянуть без двигателей еще 120-130 км.

Этого времени достаточно, чтобы пилоты смогли найти аэродром для экстренной посадки. В крайнем случае судно может сесть на воду, поле или даже шоссе. Так что шансы погибнуть крайне малы!

Лайфхаки,

Что произойдет, если в пассажирском самолете откажут все двигатели?

Если у самолета откажут все двигатели, самолет все равно полетит или упадет с неба?

Пассажирский самолет будет прекрасно планировать, даже если у него отказали все двигатели, он не просто упадет с неба. Фактически, он может пролететь около 60 миль, если у него отключатся двигатели на типичной крейсерской высоте 36 000 футов. Самолеты спроектированы таким образом, что позволяют им планировать по воздуху даже без тяги двигателя. Скорее всего, если вы летали на самолете, он будет планировать во время снижения, когда пилоты дают команду двигателю производить очень небольшую тягу/мощность. На протяжении большей части снижения двигатель работает на «холостом ходу» (минимальная тяга) — он поддерживает свою поступательную воздушную скорость при снижении.

Как самолеты продолжают летать без мощности двигателя?

Самолеты могут летать благодаря движению воздуха, проходящего через крылья, и пока этот процесс продолжается (т. е. самолет движется вперед с подходящей скоростью), самолет будет продолжать полет. Если оба двигателя выходят из строя, самолет больше не толкается вперед за счет тяги, поэтому, чтобы воздух продолжал обтекать крылья, самолет должен обмениваться энергией за счет потери высоты (снижения), чтобы поддерживать скорость полета вперед. Если бы самолет попытался удержать высоту без тяги, он бы свалился (что привело бы к его падению с неба). Тем не менее, пилоты подготовлены к таким случаям и будут поддерживать подходящую воздушную скорость, чтобы самолет продолжал летать.

Самолету не нужно особенно быстро терять высоту, чтобы продолжать полет, поэтому, если оба двигателя откажут на большой высоте, у самолета может быть до 20–30 минут полета, чтобы найти место для посадки до того, как он достигнет земля.

Как далеко сможет пролететь пассажирский самолет, если у него отказали все двигатели?

Пассажирский самолет может пролететь до 60 миль, если у него полностью выйдет из строя двигатель на крейсерской высоте. Вот пример. Типичный коммерческий самолет имеет отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению около 10:1. Это означает, что на каждые 10 миль пути вперед он теряет 1 милю высоты. Если самолет находится на типичной крейсерской высоте 36 000 (что составляет 6 миль) и теряет оба двигателя, он может пройти вперед 60 миль, прежде чем достичь земли. Следовательно, если такой инцидент произойдет в пределах 60 миль от взлетно-посадочной полосы, самолет потенциально может быть благополучно приземлен.

Рейс 1459 US Airways

Будьте уверены, отказы двух двигателей практически невозможны. Все мы знаем об истории с посадкой рейса 1459 US Airways в реку Гудзон в Нью-Йорке после того, как оба его двигателя были уничтожены птицами, но это действительно было исключительным – и все выжили благодаря быстрым действиям действий пилотов капитана Чесли. Салленбергер («Салли») и первый помощник Джеффри Скайлз.

Рейс 236 Air Transat

Другим исключением был рейс 236 Air Transat. У самолета произошла утечка топлива, вызвавшая отказ обоих двигателей примерно в 65 морских милях от авиабазы ​​Лажеш на Азорских островах. Со средней скоростью снижения 2000 футов в минуту самолет без двигателя скользил к авиабазе, где экипаж совершил успешную посадку примерно через 17 минут после отказа последнего двигателя.

Планирование в каждом полете

Чем ниже мощность двигателей, тем меньше топлива они сжигают. В большинстве полетов пилоты стараются сжечь как можно меньше топлива, и часть этого процесса включает снижение самолета в направлении аэропорта назначения на холостом ходу (минимум). Когда тяга установлена ​​на минимальное значение, она вообще не создает какой-либо значимой тяги, поэтому самолет эффективно планирует. Таким образом, вы будете иметь опыт планирования самолета почти на каждом рейсе, на котором вы были!

Если вы нашли эту статью интересной, вы можете найти нашу статью о том, что оба двигателя пассажирского самолета могут не стоить читать.

Как далеко может пролететь самолет, если его двигатели отказали?

В современных самолетах оба двигателя редко перестают работать, но это может произойти по трем причинам. Вот почему мы решили взглянуть и посмотреть, как далеко может улететь самолет, когда его двигатели отказали.

Столкновение с птицами может привести к отказу двигателей

Первая и самая распространенная причина, по которой самолет может потерять оба двигателя, — это столкновение с птицей. Подобный инцидент, скорее всего, произойдет, когда самолет взлетает или садится, и часто происходит из-за крупных птиц, таких как гуси и чайки.

Как только птицы попадают в двигатели, вентиляторы заклинивают, и двигатели мгновенно выходят из строя. Теперь, без прямой тяги, то, что когда-то было быстрым реактивным двигателем, превратилось в планер.

Самолеты

также оснащены напорной воздушной турбиной (RAT). Когда самолет обнаруживает отказ двигателя, турбина падает из-под живота и вырабатывает энергию из воздуха, проходящего под ним.

Где приземлиться?

Капитан немедленно попросит второго пилота оценить повреждения и посмотрит на свои приборы, чтобы убедиться, что вентиляторы не вращаются. Если это так, то капитан не стал бы тратить время на перезапуск двигателей, а искал бы лучшее место для посадки. Чаще всего это будет аэропорт, из которого вы только что вылетели, или тот, в котором вы приземлились.

Столкновения с птицами являются основной причиной отказа двигателя. Фото: Гетти Изображений

Первомайский вызов будет передан по радио, и будет сделан запрос на немедленную посадку и вызов экстренных служб. Как только это будет сделано, пилот сообщит бортпроводникам об аварийной ситуации «нет времени». Затем капитан попросит первого офицера снова включить электричество, как только оно станет доступным, и запустить глиссаду в аэропорт.

Самолет должен приземлиться на малой скорости

После того, как взлетно-посадочная полоса выбрана, капитан быстро оценивает глиссаду до аэропорта, используя систему посадки по приборам (ILS). Пилот также рано выпустит шасси, чтобы создать сопротивление.

Finnair входит в число авиакомпаний, уже смягчивших ограничения. Фото: Getty Images

Теперь цель состоит в том, чтобы посадить самолет на минимально возможной скорости, чтобы помочь с торможением и полностью остановить самолет.

Качество планирования

Когда дело доходит до качества планирования, все самолеты разные, то есть они будут терять высоту с разной скоростью. Этот расчет определит, как далеко самолет может пролететь без тяги двигателей.

Например, если у самолета отношение подъемной силы к лобовому сопротивлению 10:1, это означает, что каждые десять миль полета он теряет одну милю высоты. Если бы самолет находился на высоте 36 000 футов (семь миль), он мог бы пролететь 70 миль, прежде чем коснуться земли. Такой сценарий мог бы произойти, если бы мощность двигателя была потеряна по двум причинам, которые мы еще не упомянули. Они летят сквозь вулканический пепел или у них заканчивается топливо.

Рейс 1549 US Airways приземлился на реке Гудзон в Нью-Йорке. Фото: Эдди Мэлони через Wikimedia

Возвращаясь к инциденту со столкновением с птицей, мы говорили о том, что большинство отказов двигателей происходит на гораздо более низкой высоте при взлете и посадке. В случае капитана US Airways Чесли Салленбергера его Airbus A320 столкнулся со стаей канадских гусей на высоте чуть менее 3000 футов. Слишком далеко, чтобы вернуться в Ла-Гуардиа или аэропорт Тетерборо в Нью-Джерси, у Салли не было возможности посадить самолет на реку Гудзон. Чудом все 155 человек на борту были спасены соседними лодками.

Это доказательство для пассажиров, что если оба двигателя выйдут из строя, есть большая вероятность, что даже если самолет не сможет долететь до аэропорта, все равно все может закончиться хорошо!

Рейс 143 Air Canada

Как мы указывали ранее в плане качества, чем выше вы находитесь, когда двигатели отказывают, тем дальше вы можете планировать. Два инцидента, которые приходят на ум, произошли из-за того, что закончилось топливо. Первый из двух произошел летом 1983 года, когда из-за неправильного расчета у рейса 143 Air Canada закончилось топливо на высоте 41 000 футов (12 000 м).

Рейс 143 Air Canada благополучно приземлился на старой базе ВВС. Фото: Aero Icarus через Wikimedia

Самолет Боинг 767 следовал из Монреаля в Эдмонтон, когда в середине полета они поняли, что у них недостаточно топлива для полета. Причина заключалась в том, что Канада переходила на метрическую систему, и наземная команда заправляла самолет в фунтах, а не в килограммах, что давало им половину топлива, необходимого для полета.

Теперь, когда закончилось топливо и слишком далеко, чтобы добраться до ближайшего аэропорта (Виннипег), капитан решил посадить самолет на бывшей базе Королевских ВВС Канады в Гимли, Манитоба. Самолет благополучно приземлился после того, как пролетел 45 миль, пассажиры и экипаж не пострадали.

Рейс Air Transat 236

Второй инцидент произошел с рейсом 236 Air Transat из Торонто в Лиссабон в Португалии в 2001 году.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *