можно ли ставить ГБО на турбированный двигатель? ➔ Блог ГБО-мастеров │ Время Газа
11июля,2019
#Мифы о ГБО, Технологии, Часто задаваемые вопросы
Далее рассмотрим, как проявляет себя газ на авто с турбиной,
а также преимущества и недостатки таких моторов.
Прежде чем коснемся вопроса, какая ставится газовая установка на турбированный двигатель, в двух словах напомним принцип работы нагнетателя: отработанные газы на выпуске раскручивают крыльчатку, которая в свою очередь приводит в движение нагнетатель воздуха, забирающий воздух извне.
Холодный воздух под давлением подается в цилиндры вместе с топливом. Чем больше воздуха, тем больше можно закачать горючего, а значит, и увеличить мощность мотора.
Минус турбодвижка – наличие турбоямы при низких оборотах и повышенный расход горючего. С задержками отклика производители успешно борются с помощью двухступенчатой турбины (битурбо) либо путем специфических настроек двигателя. Повышенный аппетит мотора пытаются нивелировать, повышая точность впрыска. Когда устанавливается газ на турбированный двигатель, подбираются газовые электронные блоки (ЭБУ) с соответствующими программами управления впрыском.
ГБО на турбо: основные моменты
Больше мощности нужно не только для динамики, но и чтобы питать энергией многочисленные бортовые системы, облегчающие жизнь водителю. Кроме того, тенденция к «даунсайзингу» (уменьшению рабочего объема двигателя), который связан с налогами и экологией, уже заметна не только специалистам: все больше автомобилей среднего сегмента вооружаются полуторалитровыми турбодвижками. А у компании «Форд» появился однолитровый агрегат, который не первый год подряд получает номинацию «Двигатель года».
Еще совсем недавно такая кубатура встречалась в основном на моделях гольф-класса и меньше. Вслед за ростом количества машин с нагнетателями растет и количество автовладельцев, желающих поставить газ на турбомотор.
Отметим, что в большинстве случаев ставить базовые комплекты ГБО на турбированный двигатель нельзя из-за высокого риска получить некорректную топливную смесь. Дело в том, что пропан-бутан не детонирует, а первым признаком неправильного смесеобразования как раз является детонация. К слову, чтобы снизить риск ее проявления, автопроизводители рекомендуют «поить» турбоавтомобиль высокооктановым бензином, при этом сами ДВС с нагнетателями получают меньшую степень сжатия.
Неправильная смесь, как известно, становится также причиной прогара выпускных клапанов.
Происходит следующее: клапаны открываются, когда топливовоздушная смесь еще полностью не сгорела. Материал клапанов, способный выдерживать высокую температуру, бессилен против пламени на выпуске. И не важно, установлен газ на турбодвигатель или машина работает в штатном режиме – на бензине. Просто при установке ГБО на турбо проблемы со смесеобразованием случаются чаще из-за вмешательства неквалифицированных установщиков в работу системы или при ошибках в настройках.
Вслед за клапанами страдают (и выходят из строя) сами турбонагнетатели: хотя температура отработанных газов, которые приводят в движение крыльчатку, находится в диапазоне 900–1000°С, но именно догорание на выпуске уменьшает ресурс агрегата – перегреваются подшипники, теряет свои свойства масло турбины. В этом свете такие проблемы, как выход из строя катализатора и повышенный расход горючего на фоне снижения тяги, выглядят не настолько катастрофично, хотя и омрачают радость от езды на газовом топливе.
Ставим газ на турбомотор: газобаллонные установки 4-го поколения
При выборе четвертого поколения ГБОдля турбированных двигателей в первую очередь обращают внимание на функционал программы газового впрыска. Чем современнее мотор, тем более продвинутое требуется ПО. В противном случае невозможно настроить корректный впрыск. Кроме самого софта важную роль играют основные агрегаты газобаллонной установки – газовые форсунки (по одной для каждого цилиндра) и редуктор-испаритель (для двигателей большого объема иногда требуется два редуктора).
Например, если форсы недостаточно быстры, то выставленное в программе время впрыска просто не будет соблюдаться – шток форсунки «зависнет» в открытом положении, следовательно, ждать нормального расхода в такой ситуации бессмысленно. И когда нас спрашивают, можно ли ставить газ на турбомотор, ответ будет один – можно, при условии применения соответствующей комплектации ГБО на турбодвигатель.
С использованием редуктора-испарителя происходит примерно та же ситуация. Желательно даже соблюдать запас мощности в 15–20%. Маломощный агрегат просто не сможет обеспечивать газовым топливом мощный мотор. Вследствие этого водитель столкнется с провалами тяги в самый ответственный момент – при обгоне, кикдауне. Машина в лучшем случае будет автоматически переходить на бензин – программа управления впрыском предусматривает такую возможность. Однако кому нужна такая газификация, когда мотор постоянно работает на бензине? Что касается остальных элементов газобаллонного оборудования, то тут жесткой зависимости от типа и мощности мотора нет.
Сжиженный газ на турбированный двигатель: газобаллонные установки 5-го поколения
Эти системы относятся к технологии LPI – Liquid Propan Injection (впрыск пропан-бутана в сжиженном состоянии). Пятое поколение ГБО для турбированных двигателей – альтернативный способ газификации современных турбодвижков. Цена такого оборудования заметно выше, однако ни о какой универсальности здесь речь уже не идет – все комплектации персонифицированные, то есть предназначены для конкретной модели и даже модификации мотора.
Установить на другой автомобиль персонифицированный комплект газобаллонной установки нельзя.
Автовладелец получает практически совершенную систему, рассчитанную на весь срок службы автомобиля. В отдельных случаях даже нет надобности в прохождении регулярного технического обслуживания (ТО). В остальных случаях, когда ставится газ на турбину, ТО обязательно. Межсервисный интервал обычно составляет 10 тыс. км пробега. Однако в первые 100 тыс. км пробега основной сервисной операцией остается замена (или чистка) фильтрующих элементов, и если совместить ТО газовой установки с заменой масла, то дополнительное время на прохождение сервиса не понадобится.
Еще один актуальный вопрос, волнующий автовладельцев, – можно ли установить ГБО на турбированный двигатель ранних годов выпуска? Поклонников LPI-систем придется огорчить: персонифицированных комплектов 5-го поколения для возрастных машин нет. Это связано с относительной «молодостью» технологии «жидкого впрыска». Также, возможно, не найдется комплектаций ГБО5 на малосерийные машины. Из-за дороговизны технологии оборудование изначально создавалось под массовые модели для богатых рынков – в первую очередь Германии и Голландии.
Что касается установок ГБО 4-го поколения, то здесь ограничений нет – газифицировать можно любой автомобиль, независимо от года производства и рынка, для которого предназначался конкретный экземпляр. Разве что упомянем некоторые модификации «Лексуса», которые оснащались ДВС с двумя бензофорсунками на цилиндр – эти машины на пропан-бутан не переводятся.
Надеемся, что сомнения на счет того, можно ли ставить газ на турбированный двигатель, у большинства развеялись. Остальные вопросы задавайте нашему консультанту.
Сеть сертифицированных СТО «Время газа» предлагает услуги установки и ремонта газобаллонного оборудования для жителей всех городов Киевской области:
- Киев
- Борисполь
- Бровары
- Васильков
- Вишневое
- Вышгород
- Обухов
- Осокорки
- Боярка
- Коцюбинское
- Макаров
- Украинка
- Фастов
- Белогородка
- Буча
- Глеваха
- Ирпень
- Тарасовка
- Хотяновка
- Белая Церковь
Новое в блоге
Блог
23ноября,2022
Установи ГБО до конца 2022 года и получи 18% кэшбека
#Часто задаваемые вопросы, Новости рынка
30декабря,2021
Как подготовить ГБО к зиме и морозам
#Мифы о ГБО, Новости СТО, Технологии, Установка ГБО на автомобили, Часто задаваемые вопросы
29декабря,2021
Как подготовить авто к зиме и морозам
#Технологии, Часто задаваемые вопросы
16ноября,2021
ТОП двигателей на авто из США, с возможностью установки ГБО
#Мифы о ГБО, Технологии, Установка ГБО на автомобили, Часто задаваемые вопросы
28сентября,2021
Путешествовать экологично вместе с ГБО?
#Мифы о ГБО, Технологии, Установка ГБО на автомобили, Часто задаваемые вопросы
31августа,2021
Мощная Toyota Sequoia 5. 7 2017 и система ГБО от MRC Systems
#Мифы о ГБО, Установка ГБО на автомобили, Часто задаваемые вопросы
Перейти к блогу
Можно ли поставить ГБО на турбированный двигатель
Благодаря активному развитию технологий двигателестроения современные моторы становятся все более технологичными и высокопроизводительными. Более того, сегодня рабочий объем силового агрегата не играет ключевой роли для определения таких показателей, как мощность и крутящий момент.
Это стало возможным благодаря тому, что инженеры активно практикуют форсирование двигателя, увеличение степени сжатия и т.д. Также повсеместно применяется установка высокоточных систем прямого топливного впрыска, реализуется возможность динамичного изменения фаз газораспределения и целый ряд других конструкторских решений в сочетании с турбонаддувом или компрессором.
Такой подход позволяет добиться от изначально небольшого по своему физическому объему ДВС весьма впечатляющих характеристик. Однако увеличение мощности, так или иначе, означает одновременное увеличение расхода топлива.
Отметим, что на фоне глобального удорожания нефтепродуктов по всему миру уже много лет достаточно выгодной альтернативой является возможность перевести автомобиль на газ, то есть установить на машину газобаллонное оборудование.
Если с более простыми атмосферными моторами предыдущих поколений особых проблем не возникало, то с новыми конструктивно сложными агрегатами актуален вопрос, можно ли ставить ГБО на турбированные двигатели. Далее мы рассмотрим особенности установки ГБО на турбодвигатель.
Содержание статьи
- Какой тип ГБО на турбированный двигатель лучше установить
- Как работает турбированный двигатель на газу
- Что в итоге
Какой тип ГБО на турбированный двигатель лучше установить
Как уже было сказано выше, внедрение различных инноваций все равно не смогло существенно повлиять на такие важные показатели, как расход топлива и топливная экономичность. Даже небольшой бензиновый турбодвигатель со скромным аппетитом потребляет, в среднем, не менее 7-8 литров бензина в городском цикле при умеренной езде.
Естественно, вопросы расхода и стоимости горючего в большей или меньшей степени заботят каждого автовладельца. По этой причине многие принимают решение установить на свой автомобиль ГБО. Что касается самих производителей такого оборудования, в этой области прогресс также не стоит на месте.
Параллельно различным усовершенствованиям и модернизации ДВС активно развивались и системы подачи в двигатель сжиженного газа. Опытные автолюбители хорошо знакомы с такими решениями, как ГБО-I (первого поколения), газовыми установками второго поколения и т.д.
Каждое поколение в разное время предназначалось для установки на карбюраторные моторы, двигатели с распределенным впрыском и т.д. Если же владелец намерен поставить газ на двигатель с турбиной, тогда нужно обращать внимание на газовые установки не ранее четвертого и пятого поколения (ГБО 4 и ГБО 5).
Как работает турбированный двигатель на газу
Как видно, поставить газ на турбомотор не является проблемой. Главное, чтобы оборудование было правильно подобрано применительно к конкретному типу мотора. Дело в том, что разные типы газовых установок отличаются реализацией схемы управления подачей топлива, а также имеют некоторые отличия в способе самого впрыска газа.
Основной задачей разработчиков газобаллонного оборудования является максимально деликатная и функциональная интеграция подачи газа параллельно штатным системам управления и питания двигателя.
Если рассмотреть наиболее доступный по цене вариант, то для турбодвигателя это 4-е поколение ГБО. В этой системе сигналы от ЭБУ двигателем поступают в отдельный блок управления газовой установки и дополнительно обрабатываются. Это нужно для того, чтобы «подменить» команды штатного «мозга», так как в двигатель подается не жидкий бензин, а газ.
Дальнейшее развитие системы подачи газа в виде ГБО 5-го поколения позволило полностью объединить такую установку со штатным оборудованием. ЭБУ автомобиля не воспринимает газовую систему как стороннюю, то есть не возникает конфликтов устройств и различных ошибок. Более того, газ подается в двигатель не в испаренном, а уже в сжиженном виде.
Следует добавить, что октановое число газа больше по сравнению с бензином. Контроллер сразу учитывает такие изменения, автоматически корректируя настройки и параметры работы ДВС. Получается, происходит динамическая адаптация системы питания под сжиженный газ.
Такая особенность позволяет турбокомпрессору работать в штатном режиме, плавно, без провалов. Установка этой системы позволяет даже запускать холодный мотор на газу, а не на бензине. При этом значительно снижаются риски причинения ущерба ДВС и сокращения его ресурса.
Также для справки добавим, что с появлением указанных систем также стало возможным поставить газ на дизельный двигатель. Турбодизель на газу часто называется газодизелем, предполагая наличие ГБО на дизельном двигателе.
Сразу отметим, такая установка является сложным решением, для реализации которого нужны серьезные переделки, конструктивные доработки и настройки дизельного ДВС. Однако при наличии ГБО на дизеле водитель получает возможность одновременного комбинированного использования как более дорогой солярки, так и дешевого газа. Среднее соотношение получается около 70% газа на 30% дизтоплива.
Рекомендуем также прочитать статью о том, какие лучше выбрать газовые форсунки для ГБО 4-го поколения. Из этой статьи вы узнаете о различных типах форсунок, их отличиях, а также на каких вариантах лучше остановить свое внимание на рынке СНГ.
В двух словах, для воспламенения газа нужна более высокая температура. По этой причине в цилиндры сначала впрыскивается немного дизельного топлива, которое воспламеняется и далее поджигает газ. Результатом работы такой схемы питания становится ощутимая экономия дизельного топлива, которое попросту замещается дешевым газом.
Переоборудовать можно любой дизельный двигатель, даже с системой Common Rail Euro-4. При этом, как правило, для гражданских легковых и небольших коммерческих авто устанавливать подобное оборудование нецелесообразно по причине высокой стоимости проекта. Дело в том, что дизельные двигатели изначально отличаются высокими показателями топливной экономичности.
Однако газодизель полностью оправдывает вложения в том случае, когда пробеги коммерческого транспорта очень большие. Простыми словами, указанное решение хорошо подходит для тяжелых турбодизельных грузовиков, которые регулярно перевозят грузы на большие расстояния.
Что в итоге
С учетом вышесказанного становится понятно, что можно установить ГБО на любой турбированный двигатель или атмосферный ДВС, а также на дизель. Единственное условие, на моторы с прямым впрыском нужно ставить инжекторное газобаллонное оборудование.
Такая установка должна впрыскивать строго ограниченное количество газа, при этом количество воздуха, поступающего в двигатель, никак не влияет на работу ГБО инжекторного типа.
Также важно учитывать, что правильный монтаж газового оборудования на автомобиль является достаточно трудоемким и сложным процессом. Чем технологичнее двигатель, тем сложнее не только установить, но и корректно настроить ДВС и оборудование для эффективной и исправной работы.
По этой причине необходимо с большой ответственностью подходить к выбору самих установщиков, так как недостаточная квалификация специалистов в различных сервисных центрах по монтажу газобаллонного оборудования может обернуться серьезными неприятностями в виде поломок газовой установки и самого автомобильного двигателя.
Напоследок добавим, что в ряде случаев монтажный комплект ГБО не является готовым продуктом одного производителя. Другими словами, газовые форсунки могут быть одной фирмы, баллон для накопления и хранения сжиженного газа другого производителя, блок управления выпущен третьей фирмой и т.п.
Такая особенность позволяет владельцу самостоятельно подбирать отдельные компоненты, выбирая оптимальные решения по качеству и цене. Также возможность подбора элементов позволяет влиять на конечную стоимость, качество и некоторые рабочие характеристики комплекта ГБО, который планируется собрать и установить на автомобиль.
Что такое двигатель с турбонаддувом?
Что делает турбо?
Турбина сжимает выхлопные газы на выходе и направляет их обратно в двигатель. Увеличенный поток воздуха посылает больше топлива в двигатель, увеличивая его мощность.
Преимущества и недостатки двигателей с турбонаддувом
Использование турбонагнетателя для получения дополнительной мощности от двигателя меньшего размера может показаться простым способом избежать недостатков более крупного двигателя. Вот некоторые плюсы и минусы добавления турбокомпрессора к вашему автомобилю.
Плюсы двигателя с турбонаддувом
- Производительность : Когда вам нужно ускориться, чтобы влиться в полосу встречного движения, дополнительная мощность, которую дает ваш двигатель с турбонаддувом, может повысить его производительность на дороге.
- Топливная эффективность : Поскольку турбонагнетатели дают вашему автомобилю дополнительную мощность без увеличения размера двигателя, они обычно более экономичны, чем более крупные двигатели.
- Звук : Турбины приглушают звуки двигателя, делая автомобили с турбодвигателями более тихими в движении.
Минусы двигателя с турбонаддувом
- Задержка : Турбинам нужно немного времени для подготовки, поэтому может пройти несколько секунд с момента нажатия акселератора до включения турбонаддува.
- Доступность по цене : Автомобили с двигателями с турбонаддувом, как правило, дороже, чем автомобили со стандартными двигателями, поскольку в вашем автомобиле может потребоваться бензин премиум-класса.
- Надежность : Двигатели с турбонаддувом могут быть не такими надежными, как стандартные двигатели. В двигателях с большим количеством деталей больше проблем, которые могут выйти из строя.
- Техническое обслуживание : Поскольку турбонагнетатели создают нагрузку на двигатель и его части, двигатели с турбонаддувом часто требуют более регулярного обслуживания.
- Возможность буксировки : Турбокомпрессоры не лучший вариант, если вы планируете перевозить тяжелые грузы. Обычно вам нужен двигатель большего размера, а не двигатель меньшего размера с турбонаддувом.
Как получить автомобиль с турбодвигателем
Многие автомобили стандартно поставляются с двигателями с турбонаддувом, поэтому, если вы ищете новую машину, найти машину с турбонаддувом будет относительно легко. Если вы хотите добавить турбонаддув к своему нынешнему автомобилю, вы можете приобрести комплект, в котором должны быть все детали, необходимые для турбонаддува вашего двигателя.
Однако это не лучший вариант. Перед турбонаддувом вашего автомобиля подумайте, сможет ли двигатель и остальная часть вашего автомобиля справиться с дополнительной мощностью. Возможно, вам придется модернизировать такие компоненты, как сцепление, поршни и клапаны, прежде чем вы сможете турбонагнетать двигатель, чтобы не повредить автомобиль. Если вы не разбираетесь в автомобилях или не уверены, как турбонаддув повлияет на ваш двигатель, рекомендуется поговорить с квалифицированным механиком.
Повлияет ли наличие двигателя с турбонаддувом на мою страховку?
Страхование автомобилей с двигателями с турбонаддувом часто обходится дороже, потому что их ремонт обходится дороже, чем их аналоги без турбонаддува. У них также больше мощности и скорости, чем у стандартного двигателя, что увеличивает риск аварии. Ваша премия по страхованию автомобиля может отражать повышенный риск для страховой компании. Обратитесь в свою страховую компанию, чтобы узнать подробности и узнать больше о факторах стоимости страхования автомобиля.
Если вы покупаете автомобиль с двигателем с турбонаддувом, страховая компания узнает, когда они введут идентификационный номер автомобиля (VIN), чтобы добавить его в ваш полис, и страховщик соответственно рассчитает вашу премию. Однако, если вы добавляете турбокомпрессор к двигателю после покупки автомобиля, важно сообщить об этом страховой компании. Вам, вероятно, понадобится одобрение или индивидуальный полис страхования автомобиля для покрытия модификаций. Страховщик может отклонить ваше требование, если вы не сообщите страховой компании об изменениях и ваш автомобиль будет поврежден или украден. Узнайте больше о страховании модифицированных автомобилей.
Что такое турбодвигатель и как он работает?
Мы все слышали о двигателях с турбонаддувом, но что вы знаете о том, как они работают? В этом руководстве мы рассмотрим все плюсы и минусы турбокомпрессоров, от их преимуществ и недостатков до того, чем они отличаются от двигателей без наддува.
Что такое турбокомпрессор?
Турбокомпрессор представляет собой компонент, состоящий из турбины и воздушного компрессора, который используется для утилизации выхлопных газов, выбрасываемых двигателем. Он нагнетает больше воздуха в цилиндры, помогая двигателю производить больше мощности.
Как они работают?
Турбины состоят из вала с турбинным колесом на одном конце и компрессорным колесом на другом. Они закрыты корпусом в форме улитки с впускным отверстием, куда отработанные выхлопные газы попадают под высоким давлением. Когда воздух проходит через турбину, турбина вращается, а компрессор вращается вместе с ней, втягивая огромное количество воздуха, который сжимается и выходит через выпускное отверстие.
Трубка подает этот сжатый воздух обратно в цилиндры через промежуточный охладитель, который охлаждает воздух до того, как он достигнет цилиндров. Поскольку турбины работают на таких высоких скоростях (до 250 000 об/мин), у них обычно есть система охлаждения масла, чтобы они не перегревались. Большинство систем также содержат клапан, известный как «вестгейт», который используется для отвода избыточного газа от турбонагнетателя, когда двигатель создает слишком большой наддув, предотвращая повреждение турбины за счет ограничения ее скорости вращения.
Двигатели с турбонаддувом отличаются от стандартных двигателей тем, что они используют отработанные выхлопные газы для подачи большего количества воздуха во впускной клапан. В то время как безнаддувные двигатели используют естественное давление воздуха для всасывания воздуха в двигатель, турбонаддув ускоряет этот процесс, производя энергию более экономично.
Каковы преимущества турбонагнетателей?
Турбокомпрессоры имеют ряд преимуществ, поэтому они так популярны в современных автомобилях. Здесь мы перечислим основные плюсы турбированного двигателя.
Мощность
Турбины производят больше мощности в двигателе того же размера. Это потому, что каждый ход поршня генерирует больше мощности, чем в безнаддувных двигателях. Это означает, что теперь все больше автомобилей оснащается двигателями меньшего размера с турбонаддувом, которые заменяют более крупные и менее экономичные агрегаты. Хорошим примером этого является решение Ford заменить свой стандартный 1,6-литровый бензиновый двигатель на 1-литровый агрегат с турбонаддувом, который компания называет EcoBoost.
Экономичный
Поскольку турбокомпрессоры могут производить такую же мощность, как и более крупные безнаддувные двигатели, это открывает путь к использованию более компактных, легких и экономичных двигателей. Теперь все современные автомобили с дизельным двигателем оснащены турбокомпрессором, что повышает экономию топлива и снижает выбросы.
Крутящий момент и производительность
Даже на самых маленьких двигателях турбонагнетатели создают больший крутящий момент, особенно в нижнем диапазоне оборотов. Это означает, что автомобили выигрывают от мощной и быстрой работы, которая хороша в городе и помогает двигателю чувствовать себя лучше на более высоких скоростях на автомагистралях и дорогах класса А. На низких скоростях небольшие двигатели с турбонаддувом могут опередить автомобили, оснащенные более крупными безнаддувными двигателями, благодаря развиваемому ими крутящему моменту.
Бесшумные двигатели
Поскольку воздух в двигателе с турбонаддувом фильтруется через большее количество труб и компонентов, шум впуска и выпуска снижается и улучшается, что делает звук двигателя более тихим и плавным — возможно, это одно из самых неожиданных преимуществ двигателя с турбонаддувом.
А каковы недостатки?
Хотя турбодвигатели становятся все более популярными, у них есть некоторые подводные камни, которые мы перечислили ниже.
Дорогие затраты на ремонт
Турбокомпрессоры усложняют двигатель, поскольку под капотом находится множество других компонентов, которые могут выйти из строя или выйти из строя. Эти проблемы могут быть дорогими для устранения и могут повлиять на другие компоненты в случае их отказа.
Турбо-лаг
Турбо-лаг — это кратковременная задержка отклика после нажатия на педаль газа, которая может возникнуть, когда двигатель производит недостаточно выхлопных газов для достаточно быстрого вращения впускной турбины турбокомпрессора. На самом деле это происходит только при агрессивном вождении автомобиля или при закрытом положении дроссельной заслонки. В высокопроизводительных автомобилях производители предотвращают турбозадержку, добавляя два турбонагнетателя с разной геометрией, а не один большой с одной турбиной.
Эффективность в зависимости от стиля вождения
Для достижения заявленных показателей эффективности двигателя с турбонаддувом требуется тщательное управление дроссельной заслонкой, при котором педаль акселератора не нажимается слишком сильно. Когда турбокомпрессор работает «на наддуве», цилиндры сжигают топливо быстрее, что приводит к снижению эффективности. Водителям, переходящим с автомобиля без наддува на модель с турбонаддувом, может потребоваться скорректировать свой стиль вождения, чтобы сохранить хорошую эффективность, особенно при первом трогании с места.
Откуда берутся турбокомпрессоры?
Первый турбокомпрессор был произведен в конце 19 -го -го века немецким инженером Готлибом Даймлером, но они не получили известности до окончания Первой мировой войны, когда производители самолетов начали устанавливать их на самолеты для обеспечения мощности двигателей, работающих на более высоких скоростях. высотах, где воздух разрежен.