| |||||||||||||||||||||||||||||||||||||
|
|
2. Проект 376, 376у.
В 1948 году, в конструкторском бюро МСП, был утвержден проект буксирного катера для нужд ВМФ и народного хозяйства. Проекту был присвоен номер – 376 и шифр — «Север». По проекту предусматривалась разработка документации для строительства сразу трех модификаций катера: рабочего, таможенного и водолазного. Одним из непременных условий проектирования, выдвинутых заказчиком, была возможность перевозки катера ж/д транспортом. В 1953году на ССЗ №345 (ныне «Ярославский судостроительный завод») был спущен головной катер проекта 376. Именно по названию головного предприятия, проект и получил полуофициальное название – «Ярославец» -вместо шифра, который со временем забылся. Строительство сразу было развернуто большой серией. Вторым крупным предприятием, на котором стали строить катера проекта 376, стал «Сосновский судостроительный завод», ССЗ №640. В 1955-57 годах была разработана улучшенная модель катера, получившая обозначение – 376у. В конструкцию катера были внесены изменения, улучшающие его технико-эксплуатационные характеристики. Немало сил было затрачено и на отработку технологичности производства. В результате получился очень удачный для своего времени проект, который был запущен в массовое производство не только для ВМФ, но и для гражданских министерств и ведомств, а также для поставок за границу.
Описание конструкции.
Корпус и надстройка катера.
Тип судна — одновинтовой теплоход с седловатой палубой, ходовой рубкой и надстройкой на палубе, с капом над МО и кормовым трюмом. Корпус катера выполняется цельносварным по поперечной схеме набора . Он имеет 6 водонепроницаемых переборок , 3 днищевые топливные цистерны. Габариты корпуса сделаны с условием транспортировки катера по железной дороге со снятой надстройкой. На чертежах, помещенных ниже, нанесена разметка сварных швов бортовой обшивки и палубного настила, выполненная по фотографиям катеров. Ширина сварных швов составляет от 4 до 10 мм. Следует учесть, что на многих катерах в ходе ремонта появляются не штатные листы обшивки или заплатки. В качестве примера, см. пояснение к чертежу катера «Олимп». Конструкция катера приспособлена для плавания в мелком битом льду. Это обусловлено, в том числе, наличием ледового кингстона, в который подаётся тёплая вода внешнего контура охлаждения главного двигателя, конструкцией форштевня, наличием ледового подкрепления в носовой части корпуса в виде мощной тавровой балки. В силовой конструкции корпуса применён очень мощный полособульб в качестве основы для шпангоутов и бимсов, также используются полосы, уголки, пластины для изготовления рёбер жёскости и других элементов конструкции, а на поздних сериях пр. 376У многие сварные элементы заменены гнутыми профилями. Руль на катере балансирный обтекаемой формы. Катера проекта 376 имели только одно перо руля (рис.3, рис.6). У 376У два пера руля (рис.4, рис.5а). Соответственно на верхней палубе одна или две пробки, закрывающих отверстия для установки румпеля. (Т.н. «стаканы» — винтовые заглушки отверстий, в которые вставляют румпель, чтобы управлять катером вручную, если вдруг рвутся штур-тросы привода).
Рули изготавливаются пустотелыми, сварными из листового металла (рис.5). Перо не имеет нижней опоры и его потеря – нередкое явление. При самостоятельных ремонтах устанавливают перо попроще – плоское, из листа металла, с рёбрами (рис.5a). Крепление пера осуществляется шестью болтами за прямоугольный (на катерах пр.376У — рис.5 и рис.5a) или круглый фланец (на катерах пр. 376 — рис.6).
По левому борту катера располагаются 6 иллюминаторов. Ближайший к корме иллюминатор иногда заваривается, т.к. он располагается слишком близко к поверхности воды. Это, как правило, происходит при переоборудованиях, когда закладывают много балласта и осадка катера увеличивается. По правому борту только четыре иллюминатора. Над ватерлинией располагаются три шпигата (выходы труб слива воды с палубы). Между первым и вторым шпигатами располагается патрубок системы охлаждения вспомогательного двигателя. Привальной брус, идущий вдоль корпуса катера, выполнялся, как из дерева, так и из металла. По видимому изначально заводы делали их из дерева, а в войсках и пароходствах, при ремонтах на заводах, их заменяли на стальные. Причём устанавливались разных конструкций — 100 мм трубы, гнутые — «U», «V» или «П»- образные, а также полукруглые с продольным ребром (в сечении «Э»). Рис.7-8 В носовой и кормовой части корпуса крепились кранцы. В настоящее время они, как правило, не используются. В качестве кранцев применяются, как и во всем остальном мире – автомобильные покрышки.
Надстройка на верхней палубе представлена ходовой рубкой и капом машинного отделения. По их нижней части идет комингс. Ходовая рубка катера выполнена съемной. Это позволяет транспортировать катер по железной дороге. Она крепится к комингсу и передней части капа с помощью болтов. Катера проектов 376 и 376у имеют ходовые рубки различной конструкции. У катеров проекта 376 рубка выполнена из гладких листов с приварными рёбрами внутри. А у катеров проекта 376у из листов имеющих вертикальные выштамповки. Углы рубки закруглены радиусами 100мм. Следует заметить, что иногда встречаются катера, у которых на корпус проекта 376 устанавливались ходовые рубки от катера проекта 376у (см. фото «Зуйка»). По левому борту рубки установлены три двери и прямоугольное окно в передней части рубки. Из них передняя дверь располагалась несколько выше. Снизу к ней вела сварная подножка. Средняя дверь выполняется герметичной. Она ведет в радиорубку. Дверь, располагающаяся ближе к корме (ведет в гальюн) — брызгозащитная. Эти двери снабжаются иллюминаторами. По правому борту установлены две двери, прямоугольное окно в передней части рубки и два круглых иллюминатора. На некоторых катерах окна в рубке выполнены открывающимися – они сдвигаются вниз. По конструкции двери отличались друг от друга. На катерах проекта 376 они имели петли иной конструкции, чем на катерах проекта 376у. Всего можно выделить четыре серии дверей. Самые ранние модели отличались простыми петлями и рукоятками на каждом из запоров. На герметичных дверях их количество доходило до семи. В дальнейшем применяли рычажный привод запоров и по одной ручке на сторону двери. Были введены и более надежные петли. На самых поздних дверях центральный запор выполняется в виде пружинной защёлки. Рис.9-10.
На задней стенке рубки крепится гак. Там же, на катерах проекта 376у, располагался скоб-трап, ведущий на ходовой мостик (рис. 11). На катерах проекта 376 вместо скоб-трапа был установлен съемный трап, закрепленный на болтах (рис.12). Так же отличаются и поручни трапов: наклонный (на проекте 376у) или вертикальный (на проекте 376).
Кап на катерах всех проектов — не съемный. Он также несколько различался у катеров разных проектов. У катеров проекта 376 лист в верхней части капа, а также съемный лист над МО (предназначенного для демонтажа главного и вспомогательного двигателей и механизмов), изготавливался из плоского листа с рёбрами жёсткости из приваренных к нему уголков и полос, а у 376у — из профилированного листа без сварных подкреплений(рис.13). У части катеров проекта 376 отсутствуют иллюминаторы на съёмном листе капа. На капе и в кормовой части корпуса устанавливались буксирные дуги. Они предназначены для предотвращения повреждений, которые может нанести буксирный трос при маневрах. На катерах, которые не используются в качестве буксирных, кормовая буксирная дуга – не устанавливается. При этом дуга, расположенная на капе МО, как правило, сохраняется. Дуги выполняются нескольких видов. Литые, имеющие профиль в виде швеллера, или трубчатые. В кормовой части капа, в диаметральной плоскости, располагается распашной люк во внутренние помещения.(рис.14).
Палубные люки, ведущие во внутренние помещения катера, как и двери, используются нескольких видов. Рис.15-16. В ходе производства конструкции люков и дверей, а также и другие элементы катера, постоянно совершенствовались в сторону совершенствования конструкции, улучшения технологичности производства и эксплуатационных характеристик.
Конструктор сайтов — uCoz |
Катер РК-621 Проект Р376 | ||||||||||||||||||||||||||||||
Российский В 1953 году спущен на воду головной катер проекта 376. Корабли пр.Р376 — катер, который является моторным Ярославец Лодка Сейчас
| ||||||||||||||||||||||||||||||
«Ярославец», катер российского производства (проект 376): характеристики, назначение
Прокладка коммуникаций под водой, поиск затонувших судов, спасательные работы на озерах и реках , судмедэксперты – в этих направлениях может пригодиться помощь квалифицированных водолазов. Водолазные работы, проводимые на речных и озерных просторах России, требуют от водолазов не только мужества и героизма. Важно иметь необходимое оборудование и технику. Работа под водой не может вестись без хорошей подготовки. Перед их стартом необходимо проверить техническую исправность судна, которое доставит водолазов к месту проведения работ. Как правило, «Ярославец» катера проекта 376 используют для подводных работ на реках и водохранилищах глубиной до сорока пяти метров. Этот тип судов разработан специально для нужд ВМФ России.
История корабля
Русская лодка Ярославец (проект 376) появилась в пятидесятых годах ХХ века. Для нужд ВМФ и народного хозяйства требовался проект буксира, который использовался бы для водолазных и таможенных работ. Именно поэтому в 1948 году был утвержден проект лодки, получившей номер 376 и шифр «Север». Он предназначался для использования флотом и некоторыми сферами народного хозяйства. При проектировании судна обязательно выдвигалось условие: катера российского производства должны обладать всеми необходимыми характеристиками для перевозки судов по железной дороге.
В 1953 году Ярославский судостроительный завод, благодаря которому серия и получила свое полуофициальное название, спустила на воду 376-й катер. Корабли сразу же были запущены в производство большой серией. А через два года некоторые данные проекта были изменены, что позволило улучшить эксплуатационные характеристики судна и модернизировать технологию его производства. Появился новый «Ярославец» — катер проекта 376У. После внесенных изменений этот тип судов стал активно использоваться не только военными, но и гражданскими министерствами и ведомствами, а также для поставок за границу. Вторым предприятием, где началось производство лодок, стал Сосновский судостроительный завод (Кировская область).
Внешние характеристики
«Ярославец» — катер, представляющий собой судно с одним винтом, с седельной палубой, рубкой с надстройкой, с колпаком над машинным отделением и кормовым трюмным отсеком. Корпус корабля, как правило, выполнен сплошным поперечным швом. Катер оборудован шестью водонепроницаемыми переборками, на днище судна установлены три топливных бака.
Не важно проектировался рейдерский, пограничный, таможенный или пассажирский катер, внешние характеристики судна любого типа следующие: длина катера около двадцати одного метра, ширина четыре. Высота борта 2,1 метра. Судно может вместить до двенадцати человек. В свободном движении скорость корабля может достигать десяти узлов.
Технические условия
Известно, что катера российского производства серии «Ярославец» сконструированы таким образом, что их эксплуатация позволяет сократить время транспортировки водолазов или груза к месту назначения и обеспечить бесперебойную работу в водоемах , реки или озера. Рейдовый катер или буксир строится таким образом, чтобы легко выполнять водные маневры на мелководье, а также на неглубокой ледовой поверхности. Кроме того, предусмотрена перевозка судна по железной дороге, поэтому размеры лодки рассчитываются с учетом выполнения этого условия. Для выполнения операций в водоемах, где имеется мелкий битый лед, в конструкции катера предусмотрены ледовые кингстоны. Водоизмещение катера 46,9тонн, средняя осадка с грузом 1,27 метра, без груза 0,97 метра, скорость свободного хода 10,5, автономность 5 суток.
Проведение ремонта
Судоремонт можно проводить самостоятельно. Однако такой ремонт может производиться экипажем судна или его владельцем только в тех случаях, когда повреждения катера незначительны. Например, вам нужно заменить стандартное покрытие, чтобы избежать протечки лодки.
В остальных случаях судно перевозится на верфь, где красится весь корпус, приводится в порядок электрика, проверяются механизмы люков и иллюминаторов. Лодка доставляется к месту ремонтных работ на железнодорожном транспорте. Здесь мастера судопроизводства проводят капитальный ремонт, после которого судно возвращается владельцу.
Корпус
В качестве усиления конструкции лодки устанавливаются мощные планки, которые служат основой для деревянных или металлических поперечных ребер корпуса и поперечных балок для дополнительной жесткости конструкции. Вдоль всего корпуса судна крепится приватная балка. Перекладины изготавливаются из металла или дерева. Трубы могут быть гнутые или полукруглые, с продольным ребром (характерно для металлического прутка).
Также в судостроении используются металлические уголки, пластины и полосы для изготовления дополнительных ребер. Каркас лодки покрыт металлическими листами, которые спаяны друг с другом сварными швами шириной от четырех до десяти миллиметров. Обычным явлением для речного судна является появление при самостоятельном ремонте нестандартных листов. Однако это не влияет на его дальнейшую работу.
Корма и нос лодки дополнительно усилены форштевнями для усиления конструкции и балансировки судна на водной поверхности. На некоторых моделях лодок «Ярославец» установлены буксировочные дуги, позволяющие предотвратить разрушение буксирного троса при соответствующих маневрах. Буксирные арки устанавливаются в том случае, если результатом судостроения становится буксир.
Руль
На катер в процессе постройки устанавливается сбалансированный руль обтекаемой формы. Изготавливается, как правило, пустотелым, из листового металла. Механизм управляет перьями руля, которые участвуют в поворотных маневрах. Это своего рода весло для лодки. Проект 376 имел только одно перо руля. Однако в процессе модернизации судна появилось еще одно. Рукоять руля представляет собой металлический лист с ребрами. Он крепится к лодке шестью болтами на круглом или прямоугольном фланце. В этом проекте штурвал руля не имеет донной опоры, что часто приводит к потере пера при эксплуатации судна. На верхней палубе для составной части рулевого механизма устанавливались одна или две заглушки. Это своеобразные заглушки отверстий, в которые вставляется румпель. Составная часть рулевого механизма, таким образом, будет функционировать и в том случае, если оборвутся тросы, тянущие силы к румпелю от руля, а затем непосредственно к рулю. При возникновении подобной ситуации судном можно управлять вручную.
Рубка
В процессе постройки лодки до ее каркаса капитальный ремонт шасси и кап. На задней стенке прикреплен крюк — стальной крюк, прикрепленный к тросам и цепям. Служит для подъема лодок, грузов и буксировки других судов. Там же пристроена съемная или прижимная лестница, ведущая на мостик машинного отделения. Для Ярославца характерны съемные подъездные лаги, которые позволяют перевозить речной буксир по железной дороге. Однако на всех модификациях катера проекта 376 крышки машинного отделения несъемные. Демонтируется только один из листов капы. И его характеристики, в зависимости от модификаций, будут отличаться. В катерах проекта 376 используется плоский лист металла с ребрами жесткости, а в проекте 376У — профилированные листы без приварных креплений.
В иллюминаторе по левому борту установлены три двери и прямоугольное окно. Средняя дверь герметически закрыта и ведет прямо в радиорубку. Первая дверь с кормы ведет в уборную и является брызгозащищенной.
Справа две двери, прямоугольное окно и два круглых иллюминатора. Двери имеют разный дизайн. Со временем замки на дверях эволюционировали, менялись технологические характеристики дверных петель.
Иллюминаторы и люки судна
Модель Ярославецкого судостроительного завода представляет собой катер, который оборудован шестью иллюминаторами по левому борту корабля. На правом борту лодки всего четыре иллюминатора. Ближайшие к корме иногда завариваются, так как могут быть слишком близко к поверхности воды. Это, как правило, происходит при переоборудовании лодки, когда планируется закладка балласта, увеличивающего осадку речного судна.
Конструкция катера предусматривает наличие палубных люков, ведущих внутрь катера. В ходе модернизации лодки в целом также были улучшены ТТХ люков и дверей.
Области применения теплохода
Катер «Ярославец» может служить как для военных целей, так и для некоторых сельскохозяйственных предприятий, вывозящих продукцию за границу по реке. Ярославец, как правило, не предназначен для личного пользования, но им владеют многие физические и юридические лица.
На сегодняшний день судно используется в большей степени как буксир. С его помощью буксируют несамоходные и малые речные суда. Кроме того, «Ярославец» используется и как пассажирский катер. В трюмах может разместиться до двенадцати человек.
Судно активно используется в качестве рейдового катера. Он доставляет водолазов к месту проведения подводной операции. На борту постоянно хранится водолазное снаряжение и снаряжение для подводных работ.
В трюмах судна возможна перевозка за границу до пятнадцати тонн груза. Также экипаж охраняет границу речных просторов и борется с браконьерством, поэтому «Ярославец» используется как пограничный сторожевой катер.
Стоимость речного судна
В 1950-е годы катер Ярославского судостроительного завода выпускался в речных водах и использовался для нужд военно-морского флота, а также некоторых отраслей сельского хозяйства. Однако на сегодняшний день новые лодки проекта 376 уже не спускаются на воду. Кроме того, на данный момент, как мы уже упоминали, большая часть исправных речных судов принадлежит частным лицам.