Ракета водный транспорт: краткое описание, технические характеристики. Водный транспорт

Ракета (теплоход) | это… Что такое Ракета (теплоход)?

У этого термина существуют и другие значения, см. Ракета (значения).

«Ракета» — название серии советских пассажирских речных судов на подводных крыльях (проекты 340, 340Э, 340МЕ).

Содержание

  • 1 История
  • 2 Распространение
  • 3 Списки судов типа «Ракета» на сайтах о водном транспорте
  • 4 Интересные факты
  • 5 Галерея
  • 6 См. также
  • 7 Примечания
  • 8 Ссылки

История

Выпуск «Ракет» начался в 1957 году и продолжался до середины 1970-х годов. Всего было построено около четырёхсот теплоходов. Первое в серии судно «Ракета-1» было построено на заводе «Красное Сормово». Первый свой рейс «Ракета-1» совершила 25 августа 1957 года. В ходе этого рейса расстояние в 420 километров от Горького до Казани было пройдено за семь часов. На борту находилось тридцать пассажиров.

Серийный выпуск «Ракет» был налажен на Феодосийском судостроительном заводе «Море». С 1959 года по 1977 год было построено 389 «Ракет», в том числе 32 на экспорт. Высокооборотные дизельные двигатели поставлялись Лениградским заводом Звезда[1].

«Ракеты» были очень популярны в СССР и за его пределами. Их название стало нарицательным и часто так называют все суда подобного типа, путая «Ракеты» с «Метеорами» и другими судами на подводных крыльях. С появлением этих скоростных теплоходов человечество получило возможность быстро добираться по воде до труднодоступных населённых пунктов. Поездка на «Ракете» в какую-нибудь живописную бухту была одним из любимых видов семейного отдыха на реке. Главным отличием «Ракеты», от всех остальных речных судов на подводных крыльях, является наличие большой открытой площадки в кормовой части.

В Москве первая «Ракета» (а именно «Ракета-1») появилась в дни проведения VI международного фестиваля молодёжи и студентов летом 1957 года. «Ракету» привел в столицу главный конструктор судна — Р. Е. Алексеев — и лично продемонстрировал её Н.  С. Хрущёву.

Массовая эксплуатация «Ракет» в Москве, в качестве общественного транспорта, велась с начала 1960-х до 2006 года. Существовали также маршруты и в Подмосковье: от МСРВ до Чиверево, Аксаково, Тишково, Речки Черной.

С 2007 года в Московском регионе началась эксплуатация «Ракет» на прогулочных маршрутах.

В настоящее время эксплуатация «Ракет» в качестве общественного транспорта сохранилась только на реках Оби и Лене.

Существовала пожарная модификация «Ракета-П» с двумя пожарными стволами и системами водяной и воздушно-пенной защиты. Дальность «стрельбы» — 90 м. Подача воды — 800 куб. м/час. В 2003 году был выведен из эксплуатации последний экземпляр «Ракеты-П». Судно получило серьёзные повреждения при выполнении спасательной операции. В 2011 году после проведения ремонтных работ судно было установлено на территории учебной базы МЧС в Санкт-Петербурге. Используется в качестве музейного экспоната.

Распространение

  • Белоруссия
  • Великобритания — скоростные линии по реке Темзе, до 1985 года.
  • Венгрия — скоростные линии по озеру Балатон, до 1984 года.
  • Германия
  • Канада
  • Китай
  • Литва — линия от Каунаса до Клайпеды, Ниды, Юодкранте
  • Польша
  • Россия
  • Румыния — скоростные линии в дельте Дуная, между городами Тулча и Сулина, Тулча и Св. Георгий.
  • Сербия
  • Украина
  • Финляндия, 1962—1983 гг., 2005-н.в.

Списки судов типа «Ракета» на сайтах о водном транспорте

  • Фотогалерея морских и речных судов, база данных — Водный транспорт
  • Riverfleet.ru — информационно-справочный сайт речного флота
  • SPKFLOT-СПКФЛОТ

Интересные факты

  • На одном из ходовых испытаний СПК «Ракета», проводимых Р. Е. Алексеевым, присутствовал, в качестве гостя, конструктор космической техники С. П. Королёв.
  • Несколько раз ходовые испытания СПК «Ракета» выполнял прославленный лётчик Герой Советского Союза Михаил Девятаев, который в годы Великой Отечественной войны смог бежать из плена, угнав вражеский бомбардировщик.

Галерея

См. также

  • Восход
  • Комета
  • Метеор
  • Алексеев, Ростислав Евгеньевич

Примечания

  1. Звёзный путь «Деловая Панорама», № 42 (206), 10.11 2002

Ссылки

  • ОАО «ЦКБ по СПК им. Р. Е. Алексеева» — Центральное конструкторское бюро по судам на подводных крыльях им. Р. Е. Алексеева
  • «Ракета» на сайте «Российский речной флот»
  • Статья из газеты «Волго-Невский проспект»
  • Суда на подводных крыльях на сайте «Российские речные суда»
  • Судостроение — Суда на подводных крыльях
  • «Популярная механика» — «Окрылённые»
  • «ЗАО „Нямуно линия“»
  • «Популярная механика» — «Летящие над водой»
  • ФПГ «Скоростной флот» — Суда на подводных крыльях
  • «Ракета», «Метеор», «Комета», «Спутник». Пассажирские судна на подводных крыльях. От космических названий к космическим скоростям. «Красный Сормович» № 35, сентябрь 2007 года
  • Design-Review — О.  П. Фролов «Из истории судов на подводных крыльях»

История судов на подводных крыльях

Новости компаний.   09:35 30.12.2019
  // новости партнеров, судно на подводных крыльях

Компании: «Красное Сормово», ПАО, «КБ «Ситех», ООО

Значительное увеличение скорости движения водного транспорта стало возможным с появлением пассажирских судов на подводных крыльях. В короткий срок СПК становятся одним из наиболее популярных видов транспорта. Скорость, мореходность, высокая экономичность позволяют крылатым судам конкурировать с другими видами транспорта.

В 1957 г. введен в эксплуатацию теплоход «Ракета» — первое пассажирское судно на подводных крыльях, спроектированное и построенное коллективом Центрального конструкторского бюро завода «Красное Сормово».

В 1958 г. построен катер «Волга», удостоенный Золотой медали на Брюссельской выставке.

В 1960 г. появился теплоход «Метеор», а в следующем году — первый морской теплоход на подводных крыльях «Комета».

В последующие годы построены теплоходы «Спутник», «Вихрь», «Чайка» и газотурбоход «Буревестник».

Советский Союз обладал самым большим в мире флотом крылатых судов. На водных просторах использовалось более 1000 катеров «Волга», сотни теплоходов «Ракета», десятки теплоходов «Комета», «Метеор» и «Беларусь». Советские крылатые суда успешно экспортировались во многие страны мира, в том числе в США, Англию, ФРГ, Францию, Италию.

РАКЕТА

Теплоход «Ракета» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 500 км, с заходом в водохранилища

  • Длина — 27м
  • Ширина — 5м
  • Осадка на плаву — 1,8м
  • Осадка при ходе на крыльях — 1,1м
  • Скорость — 60 км/ч
  • Мощность — 850 л.с.
  • Пассажиры — 64 чел.


 




СПК «Ракета» / «Си Тех», ГК


ВОЛГА

Катер «Волга» предназначен для прогулок, водного туризма и служебно-разъездных целей. Можно использовать на прибрежных морских линиях, а также на реках, озерах и водохранилищах протяженностью до 180 км

  • Длина — 8,5м
  • Ширина — 2,1м
  • Осадка на плаву — 0,85м
  • Осадка при ходе на крыльях — 0,55м
  • Скорость — 60 км/ч
  • Мощность — 70 л.с.
  • Пассажиры — 6 чел.




СПК «Волга» / «Си Тех», ГК


МЕТЕОР

Теплоход «Метеор» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 600 км

  • Длина — 34,6 м
  • Ширина — 9,5 м
  • Осадка на плаву — 2,3 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 1,2 м
  • Скорость — 65 км/ч
  • Мощность — 2×850 л.с.
  • Пассажиры — 124 чел.




СПК «Метеор» / «Си Тех», ГК


КОМЕТА

Теплоход «Комета» предназначен для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных морских линиях протяженностью до 230 миль

  • Длина — 35,1 м
  • Ширина — 9,6 м
  • Осадка на плаву — 3,2 м
  • Осадка при ходе на крыльях -1,45 м
  • Скорость — 60 км/ч
  • Мощность — 2×850 л. с.
  • Пассажиры — 118 чел.




СПК «Комета» / «Си Тех», ГК

СПУТНИК

Теплоход «Спутник» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на транзитных и местных линиях рек и водохранилищ протяженностью до 600 км

  • Длина — 47,3 м
  • Ширина — 11,7 м
  • Осадка на плаву — 2,7 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 0,9 м
  • Скорость — 65 км/ч
  • Мощность — 4×850 л.с.
  • Пассажиры — 256 чел.




СПК «Спутник» / «Си Тех», ГК


ВИХРЬ

Теплоход «Вихрь» предназначен для скоростных пассажирских перевозок на прибрежных морских линиях протяженностью до 235 миль

  • Длина — 47,5 м
  • Ширина — 11,4 м
  • Осадка на плаву — 4,1 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 1,5 м
  • Скорость — 65 км/ч
  • Мощность — 4×850 л. с.
  • Пассажиры — 260 чел.




СПК «Вихрь» / «Си Тех», ГК


ЧАЙКА

Теплоход «Чайка» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 400 км

  • Длина — 26,3 м
  • Ширина — 3,8 м
  • Осадка на плаву — 1,1 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 0,3 м
  • Скорость — 86 км/ч
  • Мощность — 900 л.с.
  • Пассажиры — 30 чел.




«Чайка» / «Си Тех», ГК

БЕЛАРУСЬ

Теплоход «Беларусь» предназначен для речных скоростных пассажирских перевозок на пригородных и местных линиях протяженностью до 320 км

  • Длина — 18,5 м
  • Ширина — 3,2 м
  • Осадка на плаву — 0,9 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 0,3 м
  • Скорость — 65 км/ч
  • Мощность — 600 л. с.
  • Пассажиры — 40 чел.

 




СПК «Беларусь» / «Си Тех», ГК


БУРЕВЕСТНИК

Газотурбоход «Буревестник» предназначен для скоростных пассажирских перевозок на транзитных и местных линиях рек и водохранилищ протяженностью до 500 км

  • Длина — 43,2 м
  • Ширина — 7,4 м
  • Осадка на плаву — 2,0 м
  • Осадка при ходе на крыльях — 0,6 м
  • Скорость — 90 км/ч
  • Мощность — 2×2700 л.с.
  • Пассажиры — 150 чел.




СПК «Буревестник» / «Си Тех», ГК

— Не понравилось0+ Понравилось

Поделиться новостью

«Красное Сормово», ПАО

Нижний Новгород+7 (831) 229-61-27, +7 (831) 229-61-05

«КБ «Ситех», ООО

Нижний Новгород+7 (831) 273-19-19
Подписка Корабел. ру экономит ваше время
Подпишитесь на ежедневную рассылку новостей и будьте в курсе всего самого важного и интересного!

Комментарии   0.

Предыдущая новость

Ракета

SpaceX отправляет на орбиту первую глобальную миссию по исследованию вод Ожидается, что миссия прольет новый свет на механику и последствия изменения климата.

Ракета-носитель Falcon 9, принадлежащая и управляемая коммерческой ракетной компанией Илона Маска, осветила предрассветное небо вдоль побережья Калифорнии, когда она взлетела со своей стартовой площадки на базе космических сил США Ванденберг, примерно в 160 милях (260 км) к северо-западу от Лос-Анджелеса.

Запуск, организованный НАСА, был показан в прямом эфире в веб-трансляции космического агентства США.

Разгонный блок Falcon 9 со спутником достиг орбиты за девять минут. Несколькими мгновениями ранее многоразовая нижняя ступень отделилась от ракеты и полетела обратно на Землю, выпустив звуковые удары, прежде чем плавно приземлиться на базу.

Полезная нагрузка миссии, спутник поверхностных вод и топографии океана, или SWOT, был выпущен на свою стартовую орбиту на высоте около 530 миль (850 км) над планетой менее чем через час после запуска. Видео с камеры, установленной на верхней ступени ракеты, показало, что SWOT уплывает.

Примерно через полчаса центр управления полетами французского космического агентства CNES в Тулузе, Франция, сообщил, что получил первый полный набор сигналов со спутника, подтвердив, что системы SWOT работают, сообщило НАСА.

Центральным элементом спутника является передовая микроволновая радиолокационная технология для сбора данных с высоким разрешением об океанах, озерах, водохранилищах и реках на 90% земного шара.

По словам исследователей, данные, собранные в результате радиолокационных наблюдений не реже двух раз в 21 день, будут использоваться для улучшения моделей циркуляции океана, поддержки прогнозов погоды и климата и помощи в управлении запасами пресной воды в пострадавших от засухи регионах.

Компоненты спутника размером с внедорожник были построены главным образом в Лаборатории реактивного движения НАСА (JPL) недалеко от Лос-Анджелеса и CNES.

Почти 20 лет в разработке при участии коллег из Канады и Великобритании SWOT был одной из 15 миссий, перечисленных Национальным исследовательским советом в качестве проектов, которые НАСА должно осуществить в ближайшее десятилетие.

Одной из основных задач миссии является изучение того, как океаны поглощают атмосферное тепло и углекислый газ в процессе, который естественным образом регулирует глобальные температуры и помогает свести к минимуму изменение климата.

По оценкам ученых, океаны поглотили более 90% избыточного тепла, удерживаемого земной атмосферой в результате выбросов парниковых газов, вызванных деятельностью человека.

Сканируя моря с орбиты, SWOT сможет измерять мелкие перепады высот поверхности вокруг меньших течений и водоворотов, где, как считается, происходит значительная утечка тепла и углерода океанами.

Понимание этого механизма поможет ответить на ключевой вопрос: каков переломный момент, когда океаны начинают выделять, а не поглощать большое количество тепла обратно в атмосферу, тем самым усиливая глобальное потепление, а не ограничивая его.

Способность SWOT различать гораздо более мелкие элементы поверхности на гораздо более широких территориях, чем предыдущие спутники, также поможет изучить влияние повышения уровня океана на прибрежные районы.

Пресноводные водоемы являются еще одним ключевым направлением SWOT, оборудованным для наблюдения за всей длиной почти всех рек шириной более 330 футов (100 метров), а также за более чем 1 миллионом озер и водохранилищ, превышающих несколько кварталов Нью-Йорка.

Неоднократная инвентаризация водных ресурсов Земли в течение трехлетней миссии SWOT позволит исследователям лучше отслеживать колебания рек и озер планеты во время сезонных изменений и основных погодных явлений.

Радиолокационный прибор SWOT работает на частоте Ka-диапазона микроволнового спектра, позволяя его сканированию проникать сквозь облачный покров и темноту и отображать наблюдения в двух измерениях.

Предыдущие исследования водоемов основывались на данных, полученных в определенных точках или со спутников, которые могли отслеживать измерения только вдоль одномерной линии.

Ожидается, что спутник начнет передавать исследовательские данные в течение нескольких месяцев.

Репортаж Стива Гормана из Лос-Анджелеса; Под редакцией Лизы Шумейкер, Джона Стоунстрита и Раиссы Касоловски

Наши стандарты: Принципы доверия Thomson Reuters.

The Grand SLAM: Rocketing Water to the Moon

Луна сухая и пустынная. Но исследователи предлагают стратегию «водопой в одном» — такую, которая сбрасывает полезные грузы водяного льда на Луну. Изображение
(Изображение предоставлено НАСА)

БОУЛДЕР, Колорадо. Поразительно простая концепция обеспечит эффективное водоснабжение человеческих аванпостов/баз на Луне. Идея состоит в том, чтобы неоднократно обрушивать на нашего и без того богатого кратерами соседа тонны водяного льда, чтобы создать систему доставки «куда угодно и когда угодно».

Мало того, что сброс полезной нагрузки из водяного льда на Луну может помочь поддерживать там экспедиционный экипаж, столкновение имитирует — в экспериментальной форме — столкновение кометы. Таким образом, это двойной удар: научная миссия, завернутая в миссию по испытанию исследовательских возможностей.

Инициатором спекулятивной уловки, называемой SLAM, является Алан Стерн, исполнительный директор отдела космической науки и техники здесь, в Юго-Западном научно-исследовательском институте (SwRI). Он ведущий ученый в еще одном далеком, но готовящемся проекте — космическом корабле «Новые горизонты», направляющемся к Плутону.

«Я надеюсь, что идея SLAM стимулирует мыслить и заставляет людей мыслить немного нестандартно», — сказал Стерн SPACE.com . «Когда у нас появятся люди на Луне, им понадобится вода. Это исключительно эффективный и недорогой способ доставить ее туда».

Холодные ловушки, тепловатые мысли

Одним из сложных вопросов для ученых и планировщиков исследования Луны является то, сколько водяного льда находится на полюсах Луны.

Космический корабль, облетевший Луну — Клементина Пентагона (1994) и NASA Lunar Prospector (1998-1999) передали данные о том, что водород, возможно, в форме водяного льда, может быть спрятан в постоянно затененных кратерах — так называемых «холодных ловушках» — на лунных полюсах.

И, если там есть водяной лед, этот ресурс может быть использован прибывающими астронавтами для производства ракетного топлива и кислорода. Но есть оно или нет? И если да, то сколько водяного льда имеется и в каком состоянии для переработки?

Мыслители НАСА вернулись на Луну и хотят выяснить правду об этом возможном запасе лунной воды.

Например, к штурму Луны роботами в ближайшие годы присоединится лунный разведывательный орбитальный аппарат НАСА (LRO).

Термокожух

В ходе миссии LRO 2008 недавно анонсированная «вторичная полезная нагрузка» — спутник наблюдения и зондирования Луны (LCROSS). LCROSS будет отслеживать воздействие отработавшей верхней ступени той же миссии, оставшегося оборудования, которое может ударить в кратер в районе южного полюса Луны. Шлейф материала должен быть брошен высоко над пустынным ландшафтом Луны, а затем просканирован сенсором в поисках лунного водяного льда.

Если его найдут, добраться до этого водяного льда на полюсах будет непросто. Рабочим и машинам в этих холодных странах-ловушках было бы тяжело. Запасы света и мощности найти нелегко. Связь в этих регионах и за их пределами также является проблемой.

И вот тут-то SLAM и встречает эти трудности — лицом к лицу.

SLAM не нуждается ни в коррекции среднего курса на пути к Луне, ни в космическом корабле. Все, что необходимо, — это тепловая оболочка для полезной нагрузки из водяного льда, которая сбрасывается ракетным ускорителем в любую выбранную точку на Луне.

«Похоже, это вполне осуществимо, просто и очень дешево», — сказал Стерн. Будет использоваться запатентованная технология, чтобы предотвратить слишком глубокое заглубление шарика водяного льда при ударе.

При скоростях столкновения с Луной практически весь лед остановится на глубине менее 5 футов (1,5 метра) от поверхности, если его правильно предварительно раздробить. Кроме того, работа, проделанная над этой концепцией, показывает, что большая часть водяного льда, выброшенного на Луну, сохраняется, и только 15 процентов испаряются.

Закон о чистой воде

SLAM может даже служить аварийной службой запуска по запросу, продолжил Стерн, для находящихся на Луне экипажей, нуждающихся в быстрой подзарядке кислородом, водородом или жидкой водой для питья.

SLAM также в некотором роде является «актом чистой воды» для Луны. Трудно сказать, какого качества водяной лед с точки зрения бактерий может быть в этих затемненных полярных кратерах — если он действительно там есть.

Еще одним баллистическим бонусом SLAM является создание калиброванной воронки от удара кометы. Стерн отметил, что ледяной шар, полетевший на Луну, — это маленькая комета.

Кроме того, ученые могли бы изучить эффективность транспорта воды на Луне. Молекулы воды, попадающие в лунную среду из внешних источников, прыгают, как на сковородке, но определенный процент добирается до полюсов. По словам Стерн, выживаемость этих молекул воды — большой научный вопрос.

«SLAM — это связь между тремя или четырьмя аспектами исследования и науки, — сказал Стерн. «Я призываю вас найти космическую миссию, которая дешевле или проще», чем миссия, которая включает только две вещи: ракету и садовый шланг, оставленный на площадке, указал он.

Разорвать гордиев узел

Ракеты, поднимающие в небо тысячи галлонов воды, были частью космической истории США.

В начале 1960-х годов испытательные миссии ракеты-носителя «Сатурн-1» включали запуск в космос верхних ступеней, наполненных водой, и даже сброс большого количества воды в верхние слои атмосферы Земли в рамках проекта Highwater.

«SLAM был разработан, чтобы воспользоваться преимуществами высокой производительности и возможности точного впрыска существующего Atlas 401», — сказал Бернард Каттер, менеджер передовых программ в Lockheed Martin Space Systems в соседнем Денвере.

Каттер объяснил SPACE.com , что, используя существующие возможности Atlas, SLAM может обеспечить недорогую, малорисковую, новую лунную научную миссию, способствующую нашему пониманию Луны и водного транспорта вокруг Луны.

Стерн из SwRI подчеркнул, что SLAM — результат работы примерно дюжины человек, решивших ряд вопросов… разорвать гордиев узел между ценностью полярных летучих веществ и сложностью полярных операций.

«Для нас это имело большой смысл. Мы не смогли найти в нем очевидного недостатка… не говоря уже о том, что у него нет плюсов и минусов», — объяснил Стерн. По его словам, одно из ограничений заключается в том, что удар ледяного шара с Земли на Луну должен произойти в лунную ночь, а восстановление добычи необходимо до восхода солнца, чтобы предотвратить сублимацию льда после удара.

Это практическая, реальная проблема, заметил Стерн, точно так же, как глубоководное бурение здесь, на Земле, тоже имеет свои проблемы. По его словам, в обмен на эти неприятности есть большие награды.

«Мы гордимся идеей SLAM», — заключил Стерн. «Другие должны увидеть, является ли эта концепция, я думаю, можно сказать,« выдерживает критику »».

  • ГАЛЕРЕЯ: Full Moon Fever
  • ГАЛЕРЕЯ: IMAX Film ‘Magnificent Desolation
  • Назад на Луну: объединение науки и исследований
  • Лунная вода: поток данных и поток вопросов
  • НАСА добавляет к миссии LRO зонды, разбивающие Луну

Присоединяйтесь к нашим космическим форумам, чтобы продолжать обсуждать последние миссии, ночное небо и многое другое! А если у вас есть новость, исправление или комментарий, сообщите нам об этом по адресу: community@space.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *