Помпаж это в авиации: Помпаж (авиация) | это… Что такое Помпаж (авиация)?

Помпаж двигателя самолета: что это

Перед тем как разобраться, что такое помпаж двигателя самолета, надо понимать, что такое срыв турбореактивного агрегата лайнера. В целом, это неполадка, которая имеет свои характерные признаки. В них нужно разбираться, чтобы не допустить трагедии.

Помпаж третьего двигателя C-17 во время показательного движения задним ходом по рулежке с реверсом

Содержание

  • Помпаж двигателя самолета: что это?
  • Как не допустить помпажа?
  • Как устранить помпаж, если это случилось во время рейса?
  • Как летчики готовятся к полету?

Помпаж двигателя самолета: что это?

Эта неполадка представляет собой утрату устойчивого течения потока воздуха через турбину. Если вовремя не обнаружить проблему, а также не начать с ней бороться, то может произойти возгорание и разрушение мотора. В таком случае воздушное судно не сможет лететь, следовательно, произойдет трагедия. Спровоцировать эту проблему могут следующие причины:

  1. Если пилот вывел летательный аппарат за пределы траектории, в результате чего на мотор добавились дополнительные нагрузки.
  2. Если повреждены лопасти колеса по причине того, что их эксплуатационный срок окончен.
  3. Если в движок попали какие-то предметы.
  4. Вследствие сильных порывов ветров.
  5. Низкое давление воздуха.

Как мы видим, некоторые проблемы связаны с человеческим фактором, а некоторые обусловлены погодными явлениями, поэтому их трудно предвидеть. Очень важно уметь предупредить эти проблемы, дабы не допустить катастрофы.

Как не допустить помпажа?

В авиации есть некоторые меры, которые позволяют предупредить такую неприятность, как помпаж. Главное решение проблемы таится в применении в конструкции нескольких валов отдельных. Для начала выясним, что такое валы? Они движутся в моторе на различных скоростях, вне зависимости друг от друга. У каждого имеется часть турбины и компрессора мотора. Сегодняшние модели зачастую оснащены агрегатами, в состав которых входят 2—3 независимых вала. Если какой-то из них сломался, то остальные в силах поддерживать тягу, требуемую для перемещения самолета.

Пульсирующий воздушно-реактивный двигатель

Как устранить помпаж, если это случилось во время рейса?

При перелете могут произойти разные внештатные ситуации. Именно поэтому пилот должен быть готовым ко всему. Если случился помпаж двигателя, то эта проблема поправима, если лайнером управляет грамотный летчик. Даже неопытный пилот во время полета заметит, если происходит помпаж движка. В такой ситуации нужно вовремя сориентироваться и приступить к решению проблемы. Зачастую летчики переводят мотор на сниженные обороты или вообще отключают его на какой-то период. В результате подобных действий помпаж сам пропадает.

Нужно знать, что повышение температуры мотора при данной проблеме может достигать несколько сотен градусов. Так, с каждой секундой на сотню температура повышается, что очень опасно. Для предотвращения такой проблемы есть противопожарная автоматика, которая присутствует практически во всех современных авиалайнерах. Благодаря ей можно устранить возгорание, как только оно началось. При этом экипаж может продумать план действий по ликвидации данной проблемы. Как только срабатывает автоматика, тут же снижается подача горючего. Возможна даже приостановка подачи.

Также возможен вариант, что пилоты на какое-то время отправят самолет в свободное пике. При этом процессе воздушное судно медленно теряет высоту, пока не пройдет возгорание. После этого в моторе нормализуется подача горючего и самолет продолжает лететь в нормальном темпе.

Благодаря современным достижениям науки и техники такую проблему, как помпаж двигателя авиалайнера, можно решить непосредственно во время полета. Хотя, безусловно, лучше, чтобы еще до отправки самолета эта проблема была замечена и решена.

Как летчики готовятся к полету?

Нужно знать, что так просто в рейс никто не отправляется. Без тщательной подготовки ни один самолет не поднимется в воздух. Подготовка к отправке подразумевает следующее:

  1. Перед полетом всех летчиков проверяет медицинская комиссия. В обязательном порядке берется анализ крови для того, чтобы определить, нет ли алкоголя в организме пилота. Также водителям воздушного судна измеряют давление и пульс. Если после внешнего осмотра у врача появляются сомнения относительно состояния летчика, то его дополнительно проверяют. Начинается медицинская проверка за 2—3 часа до отправки.
  2. После прохождения медкомиссии весь экипаж получает нужные документы и чемодан. Бортпроводники также получают аптечки.
  3. Перед полетом летчики внимательно изучают маршруты по картам, проверяют прогноз погоды, определяют, какое количество топлива понадобится для полета, а также выбирают запасной аэродром.
  4. Только после вышеуказанных процедур, а также подробного инструктажа пилоты имеют право проходить на борт.

Помимо подготовки личного персонала, безусловно, готовится сам летательный аппарат. За 3 часа до вылета самолет готовят к дальнейшему применению. Процедура подготовки включает в себя такие этапы:

  • снятие защитных чехлов с узлов деталей самолета;
  • далее открываются различные люки лайнера;
  • после этого проверяют работу двигателя;
  • потом проверяют, как открываются и закрываются двери;
  • далее изучают подробно систему безопасности, смотрят, в каком состоянии различные кнопки и детали лайнера;
  • потом проверяют все рычаги и кнопки управления;
  • проверяют, в исправном ли состоянии управление навигацией, электропитанием, гидронасосами, давлением и т. п.
  • налаживают работу топливного насоса;
  • проверяют панели управления заправкой и т. д.

В конце происходит проверка салона, который обязательно должен быть в чистом состоянии, кресла должны быть полностью готовыми для пассажиров. Когда уполномоченные работники проведут все работы по проверке, самолет будет готов к эксплуатированию. Отметим, что сотрудники несут ответственность за исправность лайнера и, следовательно, за безопасность экипажа. Именно поэтому на такую работу берут только ответственных, умных, внимательных и трудолюбивых людей.

Как выясняется, в процессе полета с самолетом могут произойти разные неприятности. Главное, чтобы пилоты были готовы к этому, и знали выход из той или иной ситуации. Помпаж двигателя – это распространенная проблема, которую можно предотвратить, если есть необходимое оборудование. А пока предлагаем посмотреть помпаж двигателя самолета на видео.

Помпаж двигателя самолета – что это? Причины, возможные последствия, способы устранения

Помпаж двигателя самолета – что это? Под определением следует понимать срыв работы турбореактивного агрегата авиационного судна, нарушение устойчивости его функционирования. Характерными признаками такой неполадки является возникновение хлопков, дымление, снижение тяги, мощные вибрации.

Помпаж двигателя самолета – что это такое? По сути, в корне проблемы лежит потеря устойчивого течения воздушного потока через турбину. Без принятия экстренных мер это может привести к возгоранию и разрушению двигателя.

Помпаж двигателя самолета: причины

Среди вероятных причин, которые могут привести к возникновению неполадки, стоит выделить:

  • вывод воздушного судна на запредельную траекторию, при которой на двигатель оказываются максимальные нагрузки;
  • повреждение лопастей рабочего колеса по причине окончания их срока службы или неисправности;
  • попадание в движок посторонних предметов;
  • сильные порывы бокового ветра;
  • критически низкое давление окружающего воздуха.

К каким решениям прибегают в авиации для предупреждения помпажа?

Использование в конструкции нескольких отдельных валов является главным решением, которое позволяет предотвратить помпаж двигателя самолета. Что это? Валы в движке перемещаются на разных скоростях, независимо друг от друга. Каждый из них несет на себе часть турбины и компрессора двигателя. На современные самолеты обычно устанавливают агрегаты, которые содержат 2-3 независимых вала. При выходе из строя одного из них, остальные способны поддерживать тягу, которая требуется для перемещения судна в воздушном пространстве.

Как устраняют помпаж во время полета?

Помпаж двигателя самолета – что это? Такое явление довольно быстро приводит к разрушению движка во время полета. В случае возникновения аварийной ситуации пилоты переводят двигатель на сниженные обороты либо и вовсе отключают его на некоторое время. При своевременном обнаружении проблемы и применении такого подхода помпаж обычно исчезает сам по себе.

Повышение температуры двигателя при помпаже может составлять несколько сотен градусов в секунду. Поэтому на современных самолетах устанавливается противопожарная автоматика. Она позволяет устранить возгорание, что дает экипажу больше времени на принятие верных решений. При срабатывании автоматики одновременно происходит прерывание либо снижение подачи топлива.

Воздушное судно могут на некоторое время отправлять в свободное пике, если возникает помпаж двигателя самолета. Что это? На борту отключают все двигатели. Самолет начинает плавно терять высоту до той поры, пока не устранится возгорание. Далее в двигателях восстанавливается подача топлива и происходит возвращение к нормальному режиму полета.

В заключение

Помпаж двигателя может стать довольно серьезной проблемой во время полета. Однако современные достижения в науке и технике позволяют справляться с таким явлением. Сегодня самолеты оснащаются всевозможными сигнализаторами для экипажа, противопожарной автоматикой, системами, которые осуществляют своевременное отключение агрегата и его перезапуск.

Авиационный глоссарий — всплеск

Добро пожаловать в глоссарий Dauntless Aviation!

В Dauntless наша редакция поддерживает крупнейший в сети унифицированный глоссарий авиационных терминов. Этот глоссарий составлен из комбинации официальных, полуофициальных,
и проприетарные источники (включая оригинальный материал, который мы разрабатываем сами). Уникально то, что мы часто предоставляем несколько определений данного термина, чтобы вы могли найти то, которое лучше всего подходит
тебе. Чтобы максимально повысить эффективность вашего обучения, этот глоссарий (и аналогичные глоссарий для наших международных пользователей) все больше и больше полностью интегрируется в наши приложения для обучения авиации, в том числе
наше программное обеспечение и приложения для подготовки к письменным тестам FAA и программы для подготовки к практическим тестам FAA. Если вам нравится этот глоссарий,
вам понравятся их отточенная учебная среда и лучший в мире и понятный контент (пожалуйста, попробуйте).


Помпаж
Состояние нестабильного потока воздуха через компрессор газотурбинного двигателя, при котором лопатки компрессора имеют чрезмерный угол атаки. Всплеск обычно влияет на всю стадию сжатия.
Источник: FAA Aviation Maintenance Technician Powerplant Handbook (FAA-H-8083-32)
внезапный нерегулярный поток жидкости, особенно в двигателе, электрической или гидравлической системе, который вызывает неисправность; в случае двигателя, это приводит к остановке двигателя и часто сопровождается глухим хлопком и повышением температуры турбины
Источник: Глоссарий профессиональной авиации ИКАО на английском языке

Лучший письменный тест FAA!

Актуальные вопросы FAA / Бесплатные пожизненные обновления
Лучшие объяснения в бизнесе
Быстрое и эффективное исследование.

Уверенно пройди контрольную поездку!

Подготовка к практическому тесту FAA, отражающая фактические контрольные заезды.
Любой контрольный полет: Самолет, Вертолет, Планер и т. д.
Написано и поддерживается фактическими пилотными экзаменаторами и ведущими CFI.

Самый надежный электронный журнал в мире

Будьте организованными, актуальными, профессиональными и безопасными.
Широкие возможности настройки — от пилотов-студентов до профессионалов.
Услуга бесплатного перехода для пользователей других eLogs.

Заявление об отказе от ответственности: Хотя этот глоссарий в большинстве случаев может быть очень точным и полезным, иногда, по ряду редакционных, транскрипционных, технических и других причин, это может быть не так.
Кроме того, поскольку иногда вы, возможно, попадали на эту страницу через автоматизированную систему сопоставления терминов, вы можете найти здесь определения, которые не соответствуют контексту или применению, в котором
вы видели исходный термин. Пожалуйста, руководствуйтесь здравым смыслом при использовании этого ресурса.


© 2022 Dauntless Aviation • 4950C York Road 110, Букингем, Пенсильвания, 18912, США •
Свяжитесь с нами •
Политика конфиденциальности

реактивный двигатель — Как регулируемые выпускные клапаны предотвращают помпаж?

спросил

Изменено
1 год, 2 месяца назад

Просмотрено
752 раза

$\begingroup$

Все, что я знаю, это то, что клапаны открываются на низкой скорости или при замедлении и закрываются на высокой скорости или при ускорении. Как они предотвращают остановку или помпаж компрессора?

  • реактивный двигатель
  • турбовентиляторный

$\endgroup$

2

$\begingroup$

Клапаны открываются на низкой скорости, чтобы предотвратить заклинивание лопастей. При низкой скорости золотника или настройке низкой мощности (установка низкой мощности => меньшее количество топлива, добавляемого в цикл => меньшая мощность в турбине и, следовательно, меньшая мощность, доступная для компрессора), объемный расход через канал компрессора с фиксированной геометрией становится равным слишком большой (относительно расчетного значения, сжатие меньше при более низкой скорости), сброс части воздуха снижает объемный расход после выпускных отверстий.

Это можно объяснить с помощью так называемых треугольников скоростей/диаграмм компрессора:

Увеличение осевой скорости компрессора ( U ri увеличивается) при уменьшении скорости золотника ( ωr уменьшается ) делает угол потока V ri ( U ri V ri ) менее крутым и вызывает остановку потока, снижая работу компрессора и блокируя проход потока; это называется всплеск. Продувка воздухом уменьшает U ri скорости потока для предотвращения заклинивания лопаток компрессора. Некоторые компрессоры могут изменять геометрию лопаток статора, чтобы приспособиться к изменению угла всасывания, это называется регулируемыми лопатками статора, которые расширяют рабочий диапазон. Слив является последним средством предотвращения помпажа.

Это можно легко визуализировать путем моделирования газовой турбины. В следующем примере показана стационарная характеристика газовой турбины (уменьшение расхода топлива) типичного турбовального двигателя вертолета, нанесенная на график характеристики компрессора. Штриховая симуляция не включает график стравливания и пересекает линию помпажа слева (поскольку это симуляция с экстраполированными картографическими характеристиками, это математически возможно, но не в реальной жизни, компрессор заглохнет и воздушный поток застопорится), сплошная синяя линия представляет собой производительность, при которой запас по помпажу в 10 % поддерживается за счет стравливания воздуха из компрессора (отсюда и область параллельной рабочей линии при малой мощности).

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *