Как проверить лямбда зонд на ваз 2114: схема лямбда-зонд, распиновка, показатели напряжения, ошибки

Содержание

Замер напряжения и распиновка » НаДомкрат

Датчик лямбда зонд на четырнадцатой – это часть системы, питающей движку. Он оценивает то, какое количество кислорода содержится в выхлопе трубы. Надо это для того, чтобы адекватно регулировать смесь для работы тачки. Кстати, такие устройства ставятся только на инжектор.

Датчик кислорода (лямбда зонд) ВАЗ 2114

Перед тем, как проверить лямбда зонд, надо представлять основную характеристику его работы.

Датчик, точнее то, что в нем работает, это корпус, сделанный из керамики с платиной. Рабочая температура – от 350 градусов, пока она набирается лямда зондом, смесь комбинируется системой питания движки по показаниям других датчиков.

Работает он так: выхлоп заполняют корпус (рабочий) датчика кислорода, он считывает разницу в показателе кислорода с выхлопа и атмосферы и шлет его на электронный блок управления, тот уже обрабатывает.

Содержание

  • 1 Расположение датчика кислорода по типу двигателя
  • 2 Как проверить датчик кислорода ВАЗ 2114?
  • 3 Считывание ошибок
    • 3. 1 Рекомендуем

Расположение датчика кислорода по типу двигателя

На движках разного объема, лямбды находятся на разных местах в выхлопной системе.

  • 1,5 литра: стоит на приемной трубе, вкручен сверху, аккурат перед резонатором. Найти просто, на системе выхлопа он такой один, увидеть можно, загнав тачку на яму.
  • 1,6 литра: на эту движку ставят два датчика кислорода, стоят они на катоколлекторе. Может стоять и один – на евро 2, а на евро 3 – 2 штуки.

Как всегда, часть системы четырнадцатой имеет свойство ломаться,но, не спешите бежать в магазин зап частей. Надо проверить лямбда зонд на пригодность, диагностика часто выявляет совершенно другие причины неисправностей в выхлопной системе.

Как проверить датчик кислорода ВАЗ 2114?

Для элементарной диагностики нужно следующее: раздобудьте инструкцию, показывающую, как выглядит датчик кислорода, еще нужен осцилограф и мультиметр. Перед тем, как проверить датчик кислорода, прогрейте движку.

Но и это еще не все! Обязательно ознакомьтесь, что такое распиновка датчика кислорода:

  • А – это провод от чувствительного элемента на лямбде с плюсовым потенциалом,
  • С – это провод от чувствительного элемента на лямбде с минусовым потенциалом,
  • В – это провод элемента нагревания на лямбда-зонде.

Теперь план действий по проверке:

  1. Смотрим схему устройства датчика и проверяем те части системы (их показатели!), на которые лямбда зонд имеет влияние: напруга сети на борту, систему зажигания, систему топливной подачи, гляньте на корпус датчика и проводку – чтобы не было повреждений.
  2. Датчик кислорода надо снять и прозвонить мультиметром, который должен быть переведен в режим вольтметра: заводимся, давим газ в пол до 2500 оборотов, затем снижайте до 2000.
  3. Четырнадцатая – это инжектор, по сему, вынимает патрубок вакуума из регулятора давления смети топлива, заряжаем в вольтметр, если показания близко к 0.9 Вт, лямбда-зонд в полном порядке, если цифра меньше 0. 8 или ее вообще нет, то датчик пришел в негодность.
  4. Можно сделать тест на смесь: берем тот же вакуумный патрубок и создаем всасывание воздуха. При работающей лямбде цифра на вольтметре будет до 0.2 Вт.
  5. Следует посмотреть на поведение кислородного датчика в процессе: ставим его обратно на систему выхлопа, запараллеливаем вместе с ним мультиметр. Давим газ в пол до 1500 оборотов, смотрим цифры: если 0.5 Вт, то все прекрасно.

Простая проверка лямбда зонда требует элементарного знания, что может сломаться, и что чаще всего на нем ломается:

  • Если не работает подогрев в датчике кислорода,
  • Если устройство не откликается, потеряло чувствительность к выхлопным газам и уровню кислорода в них,
  • Разрыв системы контактов.

В последнем случае, бортовой комп выдаст вам ошибку, что будет свидетельствовать о неисправном датчике. В остальных случаях ничто не покажет вам факт умирающего датчика, кроме самостоятельной диагностики.

Считывание ошибок

Проверка датчика кислорода ВАЗ 2114 может ограничиться простым считыванием ошибок с борта, вот самые распространенные, относящиеся к лямбде:

  1. Ошибка Р0131 – это неполадки с уровнем сигнала, исходящего от устройства, он слишком низкий, указывающий, что смесь концентрированная.
  2. Ошибка Р0132 – аналогичная неполадка с сигналом, только в случае это ошибки, сигнал высокий, указывающий на бедность топливной смеси.

Выданные ошибки – это не панацея, они относятся больше к системе топлива, а не к фиксации неполадок лямбда-зонда. По сему, увидели ошибки – посмотрите, что там с показателем давления топлива и нет ли подсоса воздуха из атмосферы. Потом делайте диагностику самого датчика.

Напряжение на датчике кислорода – это один из этапов проверки его работоспособности. Прежде, чем заменить или производить ремонт лямбда зонда своими руками, нужно внимательно посмотреть, поступает ли на устройство необходимое питание, каково состояние цепей контактов. Для этого процесса нужно открыть капот вашей четырнадцатой и снять датчик (его разъем закреплен небольшим хомутом на патрубке охладительной системы). Смотреть будем две цепи – элемента нагревания устройства и элемента считывания кислорода на корпусе датчика.

  1. Чтобы посмотреть цепь нагревательного элемента, нужно взять мультиметр, подсоединить его минусовую клемму к движке,а плюсовую – к проводу В. Поворачиваем ключ в зажигании, смотрим на цифры мультиметра: если 12 В,то хорошо, меньше – это разряженный аккумулятор (в редком случае), обрыв цепи контактов (скорее всего). Еще вариант грешить на электронный блок управления, но тут бортовой комп обычно выдает ошибку.
  2. Чтобы проверить цепь чувствительного элемента, нужно измерить напругу между проводами А и С. Ставим минусовую клемму мультиметра на провод С, плюсовую – на провод А. смотрим показатель на экране: если 0.45 В, то все в порядке. Если цифры нет или она колеблется в пределах 0.02 В – дело в цепи питания. Опять-таки вариант грешить на ЭБУ, но он не распространенный.

Полная диагностика лямбда-зонда возможна лишь при помощи осцилографа. Такого устройства нет у многих (при том, что многие в принципе не знают, что это такое и как выглядит). Проверка носит муторный характер, требуется специально обогащать и обеднять топливную смесь, чтобы сделать замеры.

Еще один момент: если пробег четырнадцатой превысил 100 тысяч километров, нужно просто поменять датчик кислорода, не дожидаясь его выхода из строя (что бывает редко). Если он и работает, то плохо, чувствительность уже не та, а это чревато увеличению расхода топлива.

Рекомендуем

Как проверить датчик кислорода ВАЗ 2114

Некоторые автолюбители, которые задаются вопросом о том, как проверить датчик кислорода ВАЗ 2114, думают, что сделать это самостоятельно крайне сложно, однако это не так. Достаточно действовать по инструкции (которую можно найти ниже по тексту). Этого будет вполне достаточно для того, чтобы решить проблему.

ВАЗ 2114 имеет массу сложных электротехнических устройств, каждое из которых нуждается в уходе или периодической профилактике. Электронный блок управления ВАЗа позволяет получить данные о текущем состоянии каких бы то ни было систем автомобиля.

Датчик кислорода (также называемый «лямбда зонд») — один из ключевых элементов авто. Если он выйдет из строя, то работоспособность машины будет нарушена. Для того, чтобы недопустить этого, следует изучить принцип работы устройства, а также технологию проверки датчика кислорода, который вышел из строя.

Датчик кислорода ваз 2114

Содержание

  1. Принцип действия
  2. Проверка датчика кислорода ВАЗ 2114
  3. Подключение датчика кислорода на ВАЗ 2114 в случае, если он вышел из строя
  4. Как проверить лямбда зонд на ВАЗ 2114 как можно быстрее
  5. Напряжение на датчике кислорода ВАЗ 2114, а также другие технические показатели
  6. Полезное видео

Принцип действия

Чувствительный элемент датчика можно найти в потоке отработавших газов. Электролит, который расположен в одном из потоков выхлопных газов, нагревается до высокой температуры (350°C). Для ускорения прогрева до рабочей температуры лямбда зонд имеет специальный нагревательный элемент. Датчик устанавливают таким образом, чтобы наконечник на одной из его частей контактировал только с газами, а на другой с чистым воздухом.

Когда в коллекторе скапливается кислород, происходит процесс смены разницы потенциалов. Эта информация передаётся на блок ЭБУ. После этого система меняет количество топлива, которое направляется в цилиндры.

Проверка датчика кислорода ВАЗ 2114

Датчик необходим для того, чтобы ЭБУ автомобиля могла получить информацию о количестве чистого кислорода, который остаётся в выхлопных газах.

Дополнительная информация. Датчик состоит из керамического электролита, способного переносить даже высокие температуры. Электролит выполнен из диоксида циркония, а его поверхность обрабатывается оксидом иттрия. Напыление из платины покрывает поверхность оксида. Платина является крайне нужным материалом для датчика, ведь она имеет максимально возможную теплопроводность.

Схема датчика кислорода

Для того, чтобы произвести проверку датчика, следует сделать следующее:

  1. Прогреть двигатель.
  2. Для проверки датчика можно воспользоваться тестером. Один щуп тестера нужно подключить к минусовой клемме мотора, а другой к контакту «В» датчика. Если напряжение равняется 12В, то устройство находится в полностью исправном состоянии. В противном случае это означает, что оборвалась одна из цепей контактов датчика кислорода.
  3. Уже после этого нужно выполнить проверку всех контактов самых чувствительных элементов. Речь идёт об элементах «С» и «А». Для того, чтобы этого сделать, нужно поставить плюсовой щуп на контакт «А». Если прибор исправен, то тестер покажет 0.45В. В случае, если показатель отличается, то прибор нуждается в срочной замене.

Подключение датчика кислорода на ВАЗ 2114 в случае, если он вышел из строя

Для того, чтобы заменить сломанный датчик, следует сделать следующее:

  • отправиться в автомобильный магазин со сломанным прибором. Это нужно для того, чтобы вы могли сверить маркировки на устройствах. В противном случае автолюбитель может приобрести не тот прибор, который ему нужен. Для того, чтобы этого не произошло, следует внимательно сверить маркировку, которая располагается на корпусе устройства;
  • необходимо выключить двигатель и дать ему остыть. Если этого не сделать, то заменить датчик не получится;
  • после этого нужно отсоединить от датчика все провода;
  • теперь необходимо открутить датчик кислорода обычным гаечным ключом;
  • когда эта задача будет выполнена, автомобилисту остаётся поставить новый датчик. Сделать это предельно просто, однако необходимо проявлять осторожность, иначе можно запросто сорвать резьбу. Для того, чтобы недопустить столь неприятной поломки, необходимо вкрутить датчик как можно более медленно;
  • после этого следует заняться соединением контактов датчика по схеме распиновки.

Установленный датчик кислорода

На все операции по установке нового датчика может потребоваться примерно 60-90 минут. Этого будет вполне достаточно для того, чтобы сделать всё максимально осторожно и аккуратно.

Для того, чтобы лучше понимать особенности этого устройства, необходимо изучить конструкцию лямбда зонда.

Как проверить лямбда зонд на ВАЗ 2114 как можно быстрее

Для того, чтобы не затягивать этот процесс, следует разобраться в конструкции устройства.

  1. Одна из основных частей датчика — это защитные наконечники (экранированные), которые можно найти на двух сторонах электролита. Именно на них располагаются отверстия, предназначенные для выхлопных газов. Также эти отверстия могут использоваться для забора воздуха. Именно наконечники являются главной функциональной частью прибора. По ним устройство может определить разность потенциалов.
  2. Внутри наконечников располагается коллектор. Также его называют элементом, имеющим высокую проводимость тока.
  3. Между наконечниками располагается специальный прибор, который считывает электросигнал.
  4. Также следует понимать назначение проводов. Провода белого цвета нужны для питания устройства. Один из чёрных проводов используется для передачи данных к ЭБУ, а другой нужен для заземления.

Напряжение на датчике кислорода ВАЗ 2114, а также другие технические показатели

Каждый показатель имеет свои стандартные значения. В случае, если они меняются, то это ясный сигнал наличия каких-либо неисправностей.

Для того, чтобы определить неисправность датчика, следует обращать внимание не такие признаки, как:

  1. Увеличение расхода топлива.
  2. Появление каких бы то ни было отчётливых потрескиваний. Обычно они возникают в том месте, где расположен датчик кислорода. Чаще всего потрескивания возникают в тот момент, когда двигатель выключен.
  3. Наличие проблем с мотором на низких оборотах.

Лямбда зонд, используемый в серийных системах впрыска, не может регистрировать изменения в составе смеси, существенно отличающиеся от 14.7:1.

Проверка лямбда-зонда

Совет. Также проверить датчик кислорода следует в случае возникновения ошибок 134 или 131. Об их наличии можно судить по информации с приборной панели авто. Эти ошибки говорят о том, что датчик подаёт неверный сигнал. Это означает, что проблема заключается в проводке датчика. Ещё одна причина может быть связана с недостаточно качественным заземлением устройства на корпусе авто. В некоторых случаях возникает ошибка 132. Она означает, что топливная смесь, поддающаяся в автомобиль, слишком «бедная».

Для того, чтобы решить какую-либо проблему, связанную с устройством, следует изучить схему распиновки. Только после этого можно начинать проверку устройства. Где же находится датчик кислорода?

  1. В моделях, имеющих двигатель объёмом 1.5 л, он располагается в самой верхней части приёмной трубы. Датчик может располагаться рядом с резонатором.
  2. Если же речь идёт об автомобиле, имеющем двигатель объёмом 1.6 литра, то датчик можно найти в подкапотном пространстве. Обычно он располагается на выхлопном коллекторе силового агрегата. Следует учитывать, что на новых моделях имеется сразу несколько датчиков кислорода. Они располагаются недалеко друг от друга, поэтому найти их предельно просто.

Полезное видео

Дополнительную информацию вы сможете почерпнуть из видео ниже:

https://www.youtube.com/watch?v=HkImG-inTy0

Лямбда-зонд, как проверить датчик кислорода. Как проверить кислородный датчик?

Выхлопная система автомобиля и лямбда-зонд тесно связаны между собой. Следует понимать, что наличие этого устройства в автомобиле не случайно, в принципе, как и других высокотехнологичных датчиков. Да, именно датчики, так как лямбда-зонд все-таки называют другим кислородным датчиком (О 2-сенсором), что вполне оправдано. Исправность этого датчика сильно влияет на работу топливной системы автомобиля в целом, поэтому проверку лямбда-зонда необходимо проводить не реже, чем через каждые десять тысяч километров пробега. Многие автолюбители считают, что про 2-х датчик и катализатор тесно взаимосвязаны в работе, но это не совсем правильное мнение. Как правило, катализатор монтируется после лямбда-зонда и на его работу не влияет. Однако наличие кислородного датчика значительно продлевает срок службы катализатора, так как срок его службы напрямую зависит от качества горючей смеси. Об этом далее в статье.

Содержимое

  • Лямбда-зонд прибор
  • Рабочий лямбда-зонд
  • Лямбда-зонд, как влияет на состав топливной смеси
  • Лямбда-зонд, типы приборов
  • Датчик лямбда-зонда, вызывает повреждения и которые угрожает автомобилю при эксплуатации
  • Лямбда-зонд, проверка исправности датчика визуальным способом, причины и последствия: грязь, копоть и жадность на датчике
    • SERO-белый налет на датчике
    • На датчик блестящих отложений
  • Датчик кислорода Лямбда-зонд, проверка сервис с приборами, подробная работа при проверке вольтметром на обедненной топливной смеси
  • Проверка осциллографом, расшифровка графиков показаний
  • Советы Плюсы: как правильно проверить
  • Выводы и рекомендации

Лямбда-зонд

Принцип работы датчика кислорода

В конструкцию датчика кислорода входят такие узлы:

  1. Щиток защитный со специальным отверстием для выпуска газов.
  2. Спираль находится в специальном резервуаре.
  3. Керамический наконечник.
  4. Токопроводящий контакт.
  5. Защитный кожух, в котором просверлено отверстие, обеспечивающее вентиляцию.
  6. Электропроводка со специальными манжетами для герметизации.
  7. Уплотнение (кольцо).
  8. Керамический изолятор.
  9. Металлический корпус с рубленой резьбой.

Устройство датчика кислорода

Особенность этих датчиков — для их производства используются исключительно термостойкие материалы, так как они должны функционировать при высоких температурах.

Рабочий лямбда-зонд

Расположение датчика кислорода в автомобиле

В основе работы лямбда-зонда лежит явление гальванического эффекта. Смысл этого явления основан на том, что при сравнении выхлопных газов и чистого атмосферного воздуха на элементах датчика возникает напряжение. Происходит это с помощью сложных физических процессов, которые нет смысла здесь рассматривать.

Эмулятор датчика кислорода Catalyst

Ток от датчика кислорода поступает в ЭБУ, который изменяет состав горючей смеси в зависимости от показателя напряжения. Лямбда-зонд работает только при высоких температурах (300-400 градусов Цельсия), так как только при таких условиях в датчике вырабатывается электрический ток и срабатывает гальванический элемент.

На холодном моторе горючая смесь образуется по показаниям других датчиков, а лямбда-зонд начинает свою работу автоматически при движении мотора. На некоторых транспортных средствах устанавливаются по 2 датчика со встроенным подогревом, который еще на ранней стадии работы двигателя обеспечивает подачу последней качественной горючей смеси.

Если штатный o 2-датчик работает 40-70 тыс. км пробега, то ресурс лямбда-зонда с подогревом существенно больше.

Лямбда-зонд датчика кислорода, так как он влияет на состав топливной смеси

После сгорания бензина газы попадают в выхлопной коллектор, где датчик кислорода находится перед газовым катализатором. Снимает информацию о качественных характеристиках выхлопа, в частности о количестве остаточного кислорода в нем по сравнению с содержанием 2 в атмосферном воздухе.

Этот показатель крайне важен, так как с его помощью компьютер рассчитывает оптимальное соотношение топлива и кислорода для образования горючей смеси при токовых нагрузках, для наибольшего КПД двигателя.

Установка второго лямбда-зонда после катализатора позволяет компьютеру проводить более точные расчеты, но в наше время это редкость.

Стоит отметить, что все расчеты основаны на одном важном показателе — эффективное сгорание одной части топлива способно дать 14,7 частей кислорода.

Лямбда-зонд, типы приборов

В зависимости от количества проводов, которыми кислородный датчик подключается к системе, различают четыре типа этих устройств:

  1. Четырехжильный.
  2. Трехпроводной.
  3. Двухпроводной.
  4. Однопроволочный.

Датчик лямбда-зонда кислорода, вызывает повреждения и угрожает автомобилю при эксплуатации

К причинам поломки кислородного датчика можно отнести:

  1. Укладка в корпус различных технологических жидкостей и загрязнений.
  2. Повышенное содержание свинца при горении.
  3. Использование топлива с высоким октановым числом, что не редко приводит к перегреву компонентов лямбда-зонда.
  4. Некачественное топливо.

Это может привести к неприятным последствиям, а именно:

  1. Пониженная мощность.
  2. Жезлы в движении.
  3. Плавающий оборот двигателя.
  4. Появление чрезмерно загрязненных выхлопных газов.
  5. Неправильная работа катализатора.
  6. Неправильная работа форсунки.
  7. Большой расход топлива.
  8. На автомобилях с АКПП переключение передач происходит с постукиванием и рывками автомобиля.

Лямбда-зонд, проверка исправности датчика визуальным методом, причины и последствия:

грязь, копоть и жгут на датчике

Перед проверкой кислородного датчика с помощью приборов рекомендуется предварительно произвести его визуальный осмотр на наличие грязи, копоти и сажи на датчике.

Причины — перегрев лямбда-зонда, сгорание повторно поступившей горючей смеси.

Последствия — заторможенный отклик датчика кислорода, несвоевременная выдача оных на ЭБУ и несвоевременное переключение напряжения.

sERO-белые отложения на датчике

Причины — использование присадок разного типа в топливо и масла.

Последствия — некорректная работа топливной системы, требуется прибор.

Распродажа и нагар на датчик кислорода

на датчик бриллиантовых отложений

Причина — много свинца в топливе.

Последствия — некорректная работа топливной системы, требуется прибор.

SERO-белые отложения

Кислородный датчик Лямбда-зонд, проверка сервис с приборами, подробная работа при проверке вольтметром на обедненную топливную смесь

Проверка кислородного датчика приборами только в том случае, если вышеуказанные дефекты не были обнаружены при визуальном осмотре. В противном случае лямбда-зонд просто меняют на новый.

Для диагностики лямбда-зонда с помощью приборов применяются:

  1. Опытные водители — осциллограф.
  2. Для стандартных проверок — вольтметр, лучше — цифровой.
  3. Ну, естественно, знания.

Проверка лямбда-зонда вольтметром

Далее действуем таким образом:

  1. Отсоединить лямбда-зонд от колодки с проводами.
  2. Подключите его к вольтметру.
  3. Запускаем и прогреваем мотор.
  4. Увеличиваем обороты двигателя до 2000-2600, после чего резко бросаем педаль газа.
  5. Снимите трубку с вакуумного регулятора давления.
  6. Замеряем напряжение, которое должно быть 0,45-0,8 Вт.

С помощью снятой с вакуумного регулятора трубки создаем искусственный осушитель воздуха. При выходном напряжении менее 0,2 Вт датчик исправен.

Как вариант, для проверки работоспособности кислородного датчика, переставить его на другой автомобиль, при условии, что разъемы подходят. Нередко этот метод проверки применяется, когда в семье два автомобиля.

Проверка осциллографом, расшифровка графиков показаний

Основным преимуществом данной проверки является возможность фиксации времени, на которое изменяется выходное напряжение. Этот важный показатель фиксируется только осциллографом и не должен превышать более 120 мс. На рисунке ниже показана правильная работа кислородного датчика.

Как видите, напряжение плавно меняется в пределах 0,1-0,75 Вт. Время на картинке не видно, однако, как уже было выше, оно не должно превышать 120 мс. На рисунке ниже совершенно другая картина.

Здесь видно, что выходное напряжение упало ниже 0-1 Вт. Это говорит о том, что лямбда-зонд неисправен и подлежит замене. При такой поломке кислородного датчика, на приборной панели, как правило, загорается «Check Engine».

На этом рисунке осциллографом показана замедленная реакция лямбда-зонда на изменение количества кислорода в выхлопе. Оно явно превышает 120 мс. Система управления автомобилем не способна определить эту неисправность, и ошибка Check Engine не появляется на приборной панели. Основными последствиями данной неисправности является снижение мощности мотора и повышенный расход топлива.

Советы Плюсы: как правильно проверить

Все проверки производятся только на прогретом моторе с оборотами 2000-2600. В отличие от проверки вольтметром, где лямбда-зонд должен быть отключен от контроллера, при проверке осциллографом датчик кислорода от сети не нужен.

Щуп осциллографа подключается к сигнальному проводу 2-х датчиков, и показания снимаются. Расположение разъемов можно увидеть на рисунке ниже.

На следующем рисунке вы можете ознакомиться с разъемами кислородных датчиков, цветами проводки и их подключением.

Выводы и рекомендации

Необходимо проверить кислородный датчик, так как последствия его неисправности могут быть критическими, а также полная остановка автомобиля. При замене этого устройства лучше использовать новый аналог, так как компьютер вашей машины уже настроен на прием сигнала от этой модели.

Хотя стоит отметить, что некоторые автовладельцы все же рискуют и монтируют вместо неисправных дорогих кислородных датчиков дешевые аналоги. Например, для автомобилей Москвич, Ваз с 2-мя датчиками производит BOSH. Она же производит их и для автомобилей Форд, так что европейский стандарт качества. Следовательно, для автомобиля Форд можно купить аналог устройства, изготовленного для автомобилей ВАЗ. Самое главное, чтобы количество контактов было одинаковым.

Муляж лямбда-зонда своими руками: чертеж

Из статьи вы узнаете, как изготавливается лямбда-зонд своими руками и стоит ли его устанавливать на свой автомобиль. От того, насколько хорошо сгорает топливно-воздушная смесь в двигателе, зависит его эффективность. Очень важно подобрать оптимальную пропорцию содержания бензина и воздуха в зависимости от нагрузки на двигатель.

Если в старых автомобилях все регулировки качества и количества топлива зависели от регулировок карбюратора, то в современных несколько иначе. Все отдается в надежные руки микропроцессорной техники и огромного количества датчиков.

Как работает система впрыска?

Можно выделить несколько наиболее важных узлов, которые имеются в инжекторной системе:

  1. Топливный бак.
  2. Датчик уровня топлива в одном корпусе с насосом и фильтром.
  3. Топливная рампа (устанавливается в моторном отсеке на впускном коллекторе).
  4. Форсунки, обеспечивающие подачу бензиновой смеси в камеры сгорания.
  5. Блок управления. Как правило, он монтируется в салоне автомобиля, позволяет контролировать подачу топливно-воздушной смеси.
  6. Выхлопная система, обеспечивающая полное уничтожение вредных веществ.

Именно в последнем обманывает лямбда-зонд. Своими руками («Лансер 9» или «Жигули» для вас, неважно) это можно сделать достаточно просто. Но надо и осознавать все последствия установки «заглушки». Обман лямбда-зонда своими руками на «Приору» можно сделать и простой конструкции, в любом случае это окажет существенное влияние на работу двигателя.

Сколько датчиков в автомобиле

Кислородные датчики (лямбда-зонды) монтируются в выхлопную систему современных автомобилей с инжекторной системой впрыска топлива. Датчиков кислорода в системе может быть один или два. Если он установлен, он расположен после каталитического нейтрализатора. Если два, то до и после.

А один измеряет процентное содержание кислорода сразу на выходе из баллонов и отправляет свой сигнал на электронный блок управления. Второй, который монтируется после катализатора, необходим для корректировки показаний первого.

Принцип функционирования лямбда-зонда

В распределении топлива по форсункам участвует вся автомобильная электроника, которая отвечает за правильное формирование смеси. С помощью лямбда-зонда определяется необходимое количество воздуха, чтобы образовалась качественная смесь. Благодаря тонкой настройке лямбда-зонда удается добиться высокой степени экологичности и экономичности.

Топливо сгорает полностью, на выходе из трубы практически чистый воздух плюс экология. Точная дозировка воздуха и бензина способствует экономии топлива. Безусловно, каталитический нейтрализатор в сочетании с кислородными датчиками обеспечивает стабильную работу двигателя. Но из-за того, что он изготовлен из драгоценных металлов, его стоимость крайне высока. А если и выйдет из строя, то замена влетит в копеечку. Поэтому возникает мысль: «А вот обманчивый лямбда-зонд есть, своими руками (ВАЗ-2107 даже кислородный датчик заменить надо) сделать не составит труда».

Конструктивные особенности датчика кислорода

Внешний вид этого прибора прост — длинный электрод-корпус, от которого идут провода. На корпусе напыление платины (об этом драгоценном металле речь шла выше). А вот внутреннее устройство более «богатое»:

  1. Металлический контакт, соединяющий провода для подключения к активному электрическому элементу датчика.
  2. Уплотнение из диэлектрика для обеспечения безопасности. В нем есть небольшое отверстие, через которое в кожух поступает воздух.
  3. Циркониевый электрод скрытого типа, расположенный внутри керамического наконечника. При протекании тока через этот электрод он нагревается до температуры в пределах 300…1000 градусов.
  4. Защитный экран с отверстием для выпуска выхлопных газов.

Типы датчиков

Два основных типа датчиков кислорода, которые в настоящее время используются в автомобильной технике:

  1. Широкополосные.
  2. Двухточечный.

Независимо от типа они имеют практически идентичное внутреннее устройство. Внешнее сходство, как вы понимаете, тоже есть. Но принцип работы совсем другой. Широкополосный датчик кислорода представляет собой модернизированный двухточечный датчик.

Имеет насосный компонент, который из-за колебаний напряжения подает сигнал на электронный блок управления. На этом элементе подача тока может как увеличиваться, так и становиться слабее. При этом в зазор поступает и анализируется небольшое количество воздуха. Именно на этом этапе измеряется концентрация СО в отработавших газах. Но иногда лямбда-зонд изготавливают и устанавливают своими руками. «Шевроле Ланос», например, работает с ним стабильно и не выдает ошибок после заправки плохим бензином.

Определение неисправности датчика кислорода

Конечно, этот элемент не вечен, несмотря на его дороговизну и платину в составе. Конечно, лямбда-зонд не исключение и в один прекрасный момент может распорядиться долгой жизнью. И будут некоторые симптомы:

  1. Резко возрастает уровень содержания СО в выхлопных газах. Если в автомобиле есть кислородный датчик, а уровень СО чрезвычайно высок, то это говорит о том, что устройство управления вышло из строя. Определить содержание вредных веществ можно только с помощью газоанализаторов. Но для личных целей покупать его невыгодно.
  2. Резко увеличивает расход топлива. Обратите внимание на бортовой компьютер. Посмотрите текущий расход бензина. Это самый простой способ. Также можно судить по частоте заправок.
  3. И последний признак — лампа на приборной панели, которая сигнализирует о наличии неисправностей в двигателе.

Если нет возможности проанализировать выхлопные газы специальным прибором, можно сделать это визуально. Легкий дым — признак того, что в топливной смеси слишком много воздуха. Черный говорит о большом количестве бензина. Поэтому можно судить о неисправности системы. Но картина иная, если есть обманчивый лямбда-зонд. Своими руками («Фольксваген», ВАЗ, «Тойота» — для любого автомобиля) такое приспособление делается достаточно просто.

Причины поломок

Стоит обратить внимание на то, что кислородный датчик находится в эпицентре сгорания топлива. Следовательно, состав бензина оказывает существенное влияние на работу лямбда-зонда. Если бензин содержит много примесей, не соответствует ГОСТу, низкого качества, то кислородный датчик выдаст ошибку или неверный сигнал на электронный блок управления. В худшем случае устройство выйдет из строя. А происходит это из-за высокого содержания свинца, который откладывается на датчике и нарушает его работу. Но могут быть и другие причины поломок:

  1. Механическое воздействие — вибрация, слишком активная эксплуатация автомобиля, приводят к повреждению или выгоранию кузова. Отремонтировать или восстановить невозможно, рациональное решение – купить новый и установить.
  2. Неправильная работа системы подачи топлива. При не полном сгорании топливно-воздушной смеси нагар начинает оседать на корпусе лямбда-зонда, а также попадает внутрь через воздухозаборные отверстия. Конечно, на первых порах помогает чистка устройства. Но если эта процедура потребуется ему чаще, придется установить новое устройство.

Старайтесь время от времени проводить диагностику своего автомобиля. В этом случае вас не будет неожиданным выходом из строя какого-либо элемента.

Устранение неполадок

Разумеется, наиболее точный ответ о поломках даст только диагностика на специализированном оборудовании. А вот обнаружить поломку датчика можно и самостоятельно, достаточно внимательно прочитать об особенностях датчика и его характеристиках. А вот лямбда-зонд ставят очень редко. Своими руками (ВАЗ-2114 или любой другой автомобиль, если у вас есть) из подручных средств можно сделать стаб-блеф в буквальном смысле. Алгоритм устранения неисправности следующий:

  1. Откройте капот и найдите выпускной коллектор. Выполняйте работы на остывшем двигателе, так как можно получить серьезные травмы. Найдите лямбда-зонд на каталитическом нейтрализаторе.
  2. Провести внешний осмотр. Загрязнение, нагар, светлый налет – признаки неправильной работы топливной системы. И последний признак говорит о том, что в газах слишком много свинца.
  3. Замените кислородный датчик и повторите диагностику всей топливной системы. Если загрязнений не наблюдается, нужно продолжить поиск неисправности.
  4. Отсоединить штекер датчика и подключить к нему вольтметр со шкалой до 2 вольт. Запустите двигатель и увеличьте обороты до 2500 минут, затем уменьшите до оборотов холостого хода. Изменение напряжения должно быть незначительным — в пределах 0,8.0,9 вольт. Если изменений нет, или напряжение равно нулю, можно говорить о неисправности датчика.

Также о поломке можно судить по другим характеристикам. В вакуумной трубке вы создаете искусственный вакуум. При этом напряжение должно быть очень низким – менее 0,2 вольта.

Ресурс датчика кислорода

Для обеспечения бесперебойной и стабильной работы автомобиля необходим регулярный технический осмотр. Например, лямбда-зонд необходимо осматривать каждые 30 000 км пробега. А ресурс у него не более ста тысяч — не стоит эксплуатировать машину со старым датчиком — это только приведет к тому, что двигатель придется гораздо раньше подлежать ремонту. И возникает вопрос: подойдет ли мода на лямбда-зонд вашему автомобилю? Своими руками на «Калине» такое устройство можно сделать за несколько минут.

Но есть один нюанс. Автолюбитель не может гарантировать, что топливо, которым он заправляет машину, качественное. Конечно, все привыкли заливать тот бензин, который продается на его любимой заправке. Но кто знает, каков состав бензина, который там разливается? Поэтому старайтесь доверять заправкам «брендовым», которые дорожат своим именем. Но если рядом хороших заправок нет, то придется довольствоваться тем, что есть под рукой. А горящая лампа ошибки ДВС — это частое явление, избавиться от которого поможет установка обманки.

Самодельная коряга

Все зависит от того, какие у вас есть средства. Стоит отметить, что бленда лямбда-зонда своими руками на ВАЗ может быть самой демократичной, она до сих пор безотказно работает. Самый дешевый вариант – самодельный. Изготовлен бронзовый корпус. Этот металл лучше выбрать, так как он обладает очень высокой устойчивостью к нагреву. И размеры этой кляксы должны быть точно такими же, как и сам датчик, чтобы выхлопные газы не просачивались. По сути, это распорка с небольшим отверстием — не более трех мм. Эта прокладка ввинчивается в положение датчика. А сам лямбда-зонд устанавливается в проставку.

Между датчиком и отверстием в диске находится слой керамической крошки, на который нанесен слой катализатора. За счет этого выхлопной газ проходит через тонкое отверстие и окисляется крошкой. Результат — значительное снижение уровня СО. Следовательно, штатный кислородный датчик обманут. Но такие устройства можно устанавливать и на бюджетные автомобили. Более дорогие машины переделывать не следует.

Электронная обманка

Но при наличии навыков монтажа электрических схем можно сделать самодельное устройство. Вам нужен только один из этих двух элементов — резистор или конденсатор. Но не всем подходит такой обманчивый лямбда-зонд. Своими руками («Субару Форестер» или ВАЗ, не важно) можно сделать по одному из предложенных вариантов. Но будьте осторожны, ведь непонимание процесса обмана повлияет на работу всего блока управления. А если не уверены, лучше готовьтесь на микроконтроллере. Хорошо, что он может самостоятельно выполнять следующие действия:

  1. Оценить концентрацию газа на первом датчике.
  2. Далее формируется импульс, который соответствует сигналу, принятому ранее.
  3. Обеспечивает электронный блок управления усредненными показаниями, которые позволяют нормально работать двигателю.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *