Система зажигания на ВАЗ 2109: схема, принцип действия, виды
Содержание:
Виды СЗ
Схема СЗ
Отличия между системами зажигания с инжекторным и карбюраторным двигателем на ВАЗ 2109 достаточно существенные.
На карбюраторных версиях за распределение зажигания отвечает катушка и распределитель. На инжекторах эта роль отводится специальному модулю зажигания. Он включает в себя пару катушек и управляющую электронику.
Как устроена СЗ
Еще одно важное отличие между карбюраторной и инжекторной системой зажигания (СЗ) — это отсутствие необходимости настроек на электронном типе, установки опережения зажигания, регулировки зазоров. Датчики отвечают за распределение зажигания по цилиндрам.
Виды СЗ
Система зажигания служит для воспламенения в необходимый момент топливовоздушной смеси, находящейся в цилиндрах двигателя.
Применяемые СЗ можно разделить на три основных типа:
- Контактные;
- Бесконтактные;
- Контактно-транзисторные.
Первый и третий тип особого интереса для нас не представляют, поскольку на ВАЗ 2109 используется бесконтактная или бесконтактно-транзисторная система.
Применять такие схемы начали еще в середине 80-х годов прошлого века. С течением времени инженерам удалось повысить эффективность, работоспособность и надежность.
В БСЗ вместо прерывателя начали использовать бесконтактные датчики, которые позволяют за мгновение определить частоту вращения коленчатого вала и угол его положения.
Принцип действия
Принцип действия системы зажигания, установленной на ВАЗ 2109, выглядит следующим образом:
- Датчик положения коленвала выполняет свои основные задачи, посылает сигнал на контроллеры;
- Контроллер обрабатывает полученную информацию и проводит расчет последовательности включения в работу катушек зажигания;
- Катушка создает две искры — воспламеняющую и холостую.
Метод холостой искры подразумевает создание искр одновременно в двух свечах зажигания. Одна воспламеняющая, а вторая холостая, поскольку бьет в такт выпуска отработанных газов на другой свечке. Таким образом, цилиндры, где одновременно образуются искры, создают пары — 1 и 4 цилиндры и 2 и 3 цилиндры.
Катушка
Основные преимущества
Используемая система зажигания для девяток отличается неплохими показателями надежности, хотя вырабатывает энергию до 50 кДж, а напряжение пробоя порой может достигать отметки 30 кВ и больше. БСЗ ценят за высокий КПД.
Можно выделить несколько главных преимуществ, которыми характеризуются бесконтактные системы зажигания.
Преимущества | Особенности |
СЗ работает с датчиком Холла | Из-за этого на параметры энергии искры не влияют напряжение в электросети, частота работы двигателя. |
Отсутствует механическое взаимодействие между контактами | Это способствует отсутствию загрязненности, обгорания контактов, потому чистить их не приходится |
Не нужно регулировать положение контактов | Это объясняется просто — их нет в СЗ ВАЗ 2109 |
Минимальные механические взаимодействия деталей | Такой фактор способствует отсутствию вибраций ротора, резонанса, неравномерного распределения искры по свечам зажигания |
Энергия в свечи постоянно повышенная | Она может достигать 50 Дж, что позволяет избегать сбоев при воспламенении топливовоздушной смеси в цилиндрах. Особенно хорошо это видно при разгоне автомобиля |
Экономичность и экологичность | Применение новой СЗ позволило улучшить экономию топлива примерно на 5 процентов, а также на 20 процентов снизить количество выбросов СО |
Стабильный запуск холодного двигателя | Даже если АКБ разрядится до 6В, запустить мотор все равно можно будет без проблем. |
Схема
Схема СЗ
Используемая на ВАЗ 2109 система зажигания включает в себя следующие компоненты:
- Коммутатор;
- Свечи;
- Датчик распределителя;
- Катушки зажигания;
- Выключатель;
- Блокирующее устройство. Оно не позволяет включаться стартеру до тех пор, пока полностью не выключится зажигание;
- Запорно-противоугонное устройство;
- Датчик Холла;
- Валик датчика-распределителя, который располагается горизонтально и получает вращательный момент от распределительного вала;
- Система самопроизвольного отключения зажигания, которая срабатывает через 2-8 секунд;
- Система выравнивания коммутируемого тока, которая требуется при изменении напряжения в сети в пределах 6-18В;
- Встроенная в коммутатор система, которая регулирует время накопления энергии в катушке, ограничивает силу тока при небольшой частоте работы мотора.
Система зажигания работает с напряжением до 26 кВольт, искровой заряд имеет длительность 1,6-2,0 миллисекунд, а выделяемая за это время энергия составляет 35-50 МДж.
Обслуживание
Если не следить за состоянием системы и упускать из виду наличие неисправностей, нарушений в работе, это может привести к определенным последствиям. А именно:
- Снижение надежности работы СЗ, появление сбоев;
- Снижение технических характеристик двигателя, таких как динамика разгона, максимальная скорость;
- Резкое увеличение количества потребляемого топлива;
- Поломка элементов СЗ или всей системы.
Прежде чем самостоятельно проводить техническое обслуживание СЗ, примите во внимание несколько важных рекомендаций.
- Не прикасайтесь руками к катушке зажигания при работающем двигателе. Это касается проводов, коммутатора и прочих компонентов.
- Не проверяйте СЗ на работоспособность методом «на искру», поскольку это может привести к травмам и дорогостоящему ремонту всего автомобиля;
- Ни в коем случае не заводите двигатель искровым зазором между центральной клеммой датчика-распределителя и высоковольтником.
Техобслуживание
Обслуживание данной системы включает в себя следующие операции:
- Зачистка свечей от образовавшегося нагара или замена элементов;
- Проверка проводов на предмет изоляции, качества контактов и крепления;
- Контроль момента зажигания, установка момента;
- Очистка крышки ротора и датчика распределителя при образовании загрязнений;
- Зачистка пластины ротора, электродов боковых клемм СЗ;
- Проверка качества фиксации на посадочных местах всех элементов системы;
- Проверка креплений проводов.
Ремонт распределителя
Система зажигания на отечественном автомобиле ВАЗ 2109 устроена достаточно сложно, хотя принцип ее работы даже у новичков не вызывает серьезных сложностей.
Профилактика, ремонт СЗ подразумевает работы с электрической составляющей автомобиля, потому обязательно соблюдайте все установленные правила безопасности, опирайтесь на рекомендации, указанные в руководстве по эксплуатации авто.
Загрузка …
Схема системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
На автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 и их модификациях применяется бесконтактная система зажигания.
Прерыватель (как в контактной системе) в ней отсутствует. Моментом искрообразования управляет электроника. Ниже приведена ее электрическая схема и описание основных элементов.
Схема бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Схема бесконтактной системы зажигания (БСЖ) карбюраторных двигателей автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
Элементы системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
1. Генератор
Обеспечивает подачу электрического тока при работе двигателя автомобиля. В частности запитывает систему зажигания.
2. Аккумуляторная батарея
Обеспечивает подачу электрического тока при запуске двигателя. «Аккумуляторная батарея ВАЗ»
3. Монтажный блок предохранителей и реле
Служит для коммутации проводов низкого напряжения, в частности системы зажигания.
4. Катушка зажигания
Выдает ток высокого напряжения на распределитель зажигания. «Провода катушки зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099»
5. Коммутатор
Выдает импульс для искрообразования (размыкая цепь питания первичной обмотки катушки зажигания) в том или ином цилиндре по сигналу с датчика Холла.
6. Датчик Холла
Формирует управляющий импульс (снижая напряжение) для коммутатора, сигнализирующий о необходимости искрообразования в том или ином цилиндре двигателя.
7. Распределитель зажигания (трамблер) с вакуумным и центробежным регуляторами опережения зажигания.
Служит для формирования управляющего импульса на коммутатор (датчик Холла), распределения импульсов высокого напряжения по свечам зажигания («бегунок»), коррекции угла опережения зажигания в соответствии с режимом работы двигателя (центробежный и вакуумный регуляторы).
8. Высоковольтные провода (бронепровода).
Служат для передачи тока высокого напряжения от катушки зажигания на крышку трамблера и далее к свечам зажигания.
9. Замок зажигания.
Служит для замыкания цепи системы зажигания. Через него поступает электрический ток в систему зажигания.
10. Реле зажигания.
Служит для разгрузки контактов выключателя зажигания (замка) и подачи напряжения на катушку и коммутатор.
11. Свечи зажигания.
Служат для образования искры в цилиндрах двигателя.
Примечания и дополнения
— Данная схема бесконтактной системы зажигания применима на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099 до 1998 года выпуска. На автомобилях после 1998 г. в. она аналогична. Отличие в названиях колодок монтажного блока (Ш1 — Х1, Ш8 — Х8).
Еще статьи по системе зажигания
— Неисправности бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка бесконтактной системы зажигания автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Неисправности трамблера автомобилей ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Проверка датчика Холла на автомобилях ВАЗ 2108, 2109, 21099
— Двигатель автомобиля не запускается (причины связанные с системой зажигания)
Подписывайтесь на нас!
Электрическая схема автомобиля ВАЗ-21093, ВАЗ-21099
(нажмите для увеличения)
1. Блок фар
2. Моторы очистителей фар ВАЗ 21099
3. Противотуманные фары
4. Выключатель подкапотного освещения
5. звуковой сигнал
6. моторчик вентилятора системы охлаждения двигателя
7. выключатель, моторчик вентилятора
8. датчик износа передних тормозных колодок
9. генератор ВАЗ 21099
10. электромагнитный клапан включения омывателя фар ВАЗ 21099
11. электромагнитный клапан включения омывателя заднего стекла
12. электромагнитный клапан включения омывателя лобового стекла ВАЗ 21099
13. моторчик омывателя стекол
14. датчик контрольной лампы давления масла
15. датчик уровня масла
16. датчик уровня омывающей жидкости
17. указатель уровня топлива ВАЗ 21099
18. Электромагнитный клапан карбюратора ВАЗ 21099
19. Концевой выключатель карбюратора
20. Реле-стартер ВАЗ 21099
21. Свечи зажигания ВАЗ 21099
22. Датчик-распределитель зажигания
23. Датчик скорости автомобиля 29. 0003 блок управления электромагнитным клапаном карбюратора ваз 21099
25. колодка диагностическая
26. катушка зажигания ВАЗ 21099
27. выключатель фонарей заднего хода
28. датчик температуры охлаждающей жидкости
29. стартер ВАЗ 21099
30. датчик верхней мертвой точки 1-го цилиндра
31 выключатель ВАЗ 21099
32. аккумуляторная батарея
33. датчик уровня охлаждающей жидкости
34. реле противотуманных фар
35. датчик уровня тормозной жидкости
36. блок монтажный ВАЗ 21099
37. гнездо для переносной лампы
38. блок управления дверными замками
39. Лампа капота
40. Электродвигатель стеклоочистителя лобового стекла
41. Лампа вещевого ящика
42. Электродвигатель вентилятора отопителя
43. Дополнительный резистор электродвигателя отопителя
44. Выключатель вентилятора отопителя
45. Лампа подсветки отопителя рычагов
46. Моторедукторы электростеклоподъемники передних дверей
47. моторедукторы запирания передних дверей
48. электродвигатель блокировки замков задних дверей
49. выключатель зажигания ВАЗ 21099
50. выключатель электростеклоподъемника правой двери
51. выключатель электростеклоподъемника левой двери
52. реле зажигания
53. подрулевые переключатели
54. маршрутный компьютер ВАЗ 21099
55. прикуриватель
56. контроллер освещения приборов ВАЗ 21099
57. выключатель контрольной лампы стояночного тормоза
58. выключатель стоп-сигнала
59. контрольная лампа включения обогрева заднего стекла
60. выключатель обогрева заднего стекла
61. выключатель противотуманных фар
62. контрольная лампа включения противотуманных фар
63. контрольная лампа заднего противотуманного света
64. выключатель заднего противотуманного света свет
65. боковые поворотники
66. выключатели на потолке стойки дверей (на ВАЗ-21093 и ВАЗ-21099)
67. предохранитель цепи противотуманных фар
68. выключатель наружного освещения
69. панель приборов ВАЗ 21099
70. выключатель контрольной лампы воздушной заслонки карбюратора
71. выключатель сигнализатора
72. плафон
73. разъем для подключения к индивидуальному освещению фонаря
74. фонари задние
75. подсветка номерного знака
76. моторчик стеклоочистителя для заднее стекло
77. элемент обогрева заднего стекла
78. Датчик указателя уровня и резерва топлива
Публикация: www.cxem.net
- Автор: Super User
У вас нет прав оставлять комментарии.
| ||||||||||||||||||||||||
Общая информация: Контроллер зажигания 0529.3734 предназначен для работы в бесконтактных системах зажигания Контроллер зажигания работает совместно с катушкой зажигания 27.3705 и распределителем зажигания Данный контроллер зажигания разработан специально для возможности установки на автомобили Имеет повышенный диапазон рабочих температур. Надежность и соответствие спецификациям В соответствии с требованиями к системам зажигания контроллер зажигания обеспечивает Контроллер зажигания предназначен для работы по однопроводной схеме, в которой минус Контроллер зажигания устанавливается на предусмотренное для него место в автомобиле с помощью Гарантийный срок эксплуатации 3 года со дня ввода в эксплуатацию или со дня
Технические характеристики:
|