Замена цепи ГРМ и натяжителя Ssangyong Actyon New
В боксе Ssangyong Actyon New (двигатель G20D). Владелец приехал с целью проверить состояние цепи ГРМ (далее — цепи). Не вооружённым ухом слышу рокот, бряканье и т.п., посторонние звуки от двигателя со стороны цепи. Для проверки меток ГРМ снимаю — запускаю скрипт Px, вижу их не соответствие нормальным, приговариваю цепь. Для данного авто такое поведение в порядке вещей, замене подлежат цепь и натяжитель.
Тут необходимо сделать небольшой экскурс по теме цепи ГРМ на данном двигателе: по информации с форума Актионоводов нередки случаи вытяжения цепи ГРМ к пробегу порядка 20 тыс. км., хотя не редки случаи, что и на пробеге 100 тыс. км — цепь не менялась. Вообще для данного авто на пробеге порядка 50 тыс. км. – замена цепи обычное дело, что конечно же нельзя считать нормальным. Благо владельцы научились менять её быстро и за недорого. Для уменьшения растяжения цепи форумчанами был доработан оригинальный гидронатяжитель, с целью ограничения обратного хода. Данная доработка доказала свою эффективность временем и позволяет значительно увеличить интервал замены цепи, хотя разбег по интервалу замены цепи всё равно большой и нестабильный.
В данном случае, проверяя правильность установки цепи после замены мотортестером Посталовского обратил внимание на необычную картину. График давления в цилиндре имел изрезанность типа зубья пилы (далее пилка).
В чём причина? Ошибся метками? Мало вероятно, проверял визуально — всё в порядке, двигатель при этом работает ровно, посторонние звуки отсутствуют. Проверил правильность регулировки натяжителя – картина не изменилась, пилка на сигнале датчика давления присутствует. Если бы не делал проверку Px, спокойно бы выдал авто владельцу и все были бы довольны. Но тут прям спать не могу… не таким должен быть график давления в цилиндре. Пилки не должно быть вообще!
Проанализировав данные скрипта Px до замены цепи:
и после, увидел, что пилка после замены стала значительно меньше. Таак … подозрение падает на натяжитель. Хотя регулировка выполнена в соответствии с требованиями производителя, принимаю решение убрать свободный ход натяжителя вообще, дотягиваю на 2 оборота, снимаю скрипт Px и результат радует глаз
Как и должно быть.
Анализируя произошедший случай, было выяснено что причина пилки – недостаточное натяжение цепи. Оригинальный гидронатяжитель, в реальных условиях эксплуатации, не способен его обеспечить, т.к. в снятом состоянии он легко сжимается двумя пальцами одной руки, ограничения обратного хода не имеет, основное рабочее натяжение создаётся моторным маслом, что предъявляет повышенные требования к его текучести и чистоте. В условиях русской зимы масло в момент пуска всегда густое, получается, что до создания рабочего давления в системе смазки двигателя, и в оригинальном натяжителе в частности, он не выполняет своей функции, цепь слабо натянута, а значит фазы газораспределения не оптимальны, это является проблемой для уверенного запуска холодного двигателя. Так же резко возрастает вероятность перескока цепи. Доработанный натяжитель однозначно лучше оригинального, но обладает двумя серьёзными недостатками, необходимо соблюдать два условия: соответствующая квалификация устанавливающего и периодический контроль натяжения цепи с регулировкой натяжителя. Если нарушить хотя бы одно из условий – ускоренное растяжение цепи не заставит себя долго ждать.
Анализируя данные мотортестера снятые на другом авто с таким же двигателем, было замечено, что оригинальный натяжитель удовлетворительно выполняет свои функции на прогретом двигателе при работе на ХХ, когда система смазки создаёт нужное давление (рис. Давление в цилиндре с родным исправным натяжителем.png). Но в данном конкретном случае родной гидронатяжитель вообще не обеспечивал натяжения цепи, предположительно из-за недостаточного давления масла в системе смазки двигателя, что косвенно подтверждало наличие задирчиков на нескольких кулачках распредвала. Владельцу была дана рекомендация разобраться с неполадками в системе смазки и заменить натяжитель на функционирующий не зависимо от давления масла, благо для данного двигателя такой имеется.
Подводя итог данному случаю хочется отметить возможности, которые открывают современные методики диагностики. Используя инструмент 21 века, в данном случае мотортестер, кроме слабой натяжки цепи мы увидели не менее серьёзную проблему — в системе смазки. Быстро, чётко, эффективно!
Хотя всё логично: используя инструмент 19 века – и результат будет на уровне 19 века.
Андрей Унжаков
© Легион-Автодата»
Diagnoza.pro
Новосибирск, ул.Гурьевская, 115
+7 (953) 808-99-33
Помогите предотвратить растяжение цепи ГРМ с помощью хорошего масла
В последние несколько лет в некоторых бензиновых двигателях с турбонаддувом и непосредственным впрыском (T-GDI) возникла проблема: растяжение цепи ГРМ.
Эксперты считают, что виновата сажа. Хотя у большинства людей сажа ассоциируется со старомодными дизельными двигателями, современный двигатель T-GDI может производить больше сажи, чем старый дизель , не оснащенный сажевым фильтром.
Копоть может вызвать большие проблемы
Жизнь часто представляет собой череду компромиссов, и конструкция двигателя не является исключением. Промышленность готова согласиться на небольшое количество сажи в обмен на повышение эффективности использования топлива и производительности.
Но «небольшой нагар» оборачивается для некоторых водителей большой проблемой в виде растяжения цепи ГРМ.
Сажа может накапливаться в моторном масле двигателей T-GDI. Крошечные частицы могут агломерироваться в более крупные частицы, вызывающие износ, которые вызывают проблемы внутри вашего двигателя, прежде чем масляный фильтр успеет их уловить.
Эти частицы вызывают ускоренное растяжение цепи ГРМ на некоторых автомобилях. Фактически, Ford выпустил бюллетень технического обслуживания (№ 14-019).4), в котором износ цепи ГРМ признается проблемой в некоторых автомобилях, оснащенных популярным двигателем EcoBoost объемом 3,5 л.
Как сажа растягивает цепь ГРМ
Большинство автомобильных цепей ГРМ по конструкции схожи с велосипедными, но намного прочнее. Ряд звеньев соединены штифтами, на которых они вращаются. Частицы сажи могут скапливаться в крошечных зазорах между звеньями и штифтами. Медленно очищают металлические поверхности при работающем двигателе, увеличивая зазоры.
Через некоторое время растянулась цепь ГРМ. Он не «тянется», как резинка; вместо этого увеличенные зазоры между звеньями и штифтами создают провисание , эффективно увеличивая диаметр цепи. Вскоре ваша цепь ГРМ длиной примерно 43 дюйма (109,22 см) станет цепью ГРМ длиной 43,1 дюйма (109,474 см) или больше. Хотя натяжитель может компенсировать некоторую слабину, у него есть свои ограничения.
Если цепь растягивается сверх возможностей натяжителя, датчики распредвала и коленчатого вала могут вызвать код двигателя и даже перевести двигатель в «слабый» режим.
Современные масла должны защищать цепи привода ГРМ
Для решения этой проблемы в отрасли был разработан тест двигателя Sequence X (ASTM D8279), специально предназначенный для измерения способности масла сопротивляться копоти и бороться с растяжением цепи привода ГРМ.