Чем отличается одометр от спидометра: что такое одометр и чем отличается от спидометра

что такое одометр и чем отличается от спидометра

Как правило, в большинстве автомобилей главными приборами принято считать спидометр, тахометр, а также указатель температуры двигателя. Спидометр показывает скорость автомобиля, тахометр указывает на обороты коленчатого вала двигателя, температурный датчик определяет степень нагрева охлаждающей жидкости.

При этом многие автовладельцы упускают из вида еще один важный прибор — счетчик пробега или одометр. Более того, многие ошибочно считают, что спидометр и одометр являются единым устройством. На самом деле одометр только совмещен со спидометром и является отдельным устройством. Подробнее читайте в нашей статье.

Содержание статьи

  • Автомобильный одометр: что это такое
  • Виды и принцип работы одометра
    • Механический одометр
    • Электромеханические и электронные одометры
  • Пробег на одометре при покупке б/у авто
  • Что в итоге

Автомобильный одометр: что это такое

Если рассматривать одометр, что такое счетчик пробега и какие функции он выполняет, можно выделить следующие особенности:

  • одометр — механическое или электронное устройство (механический одометр или электронный одометр), которое определяет количество оборотов колес;
  • на основании полученных данных об оборотах колеса одометр определяет количество пройденный метров и километров;

Зачастую одометр отображает данные о пробеге в отдельной шкале, которая располагается под спидометром или интегрирована в спидометр каким-либо другим образом (например, в виде отдельного дисплея и т. д.). Получается, спидометр и одометр являются абсолютно разными устройствами.

Одометр – это счетчик пробега, тогда как спидометр фиксирует скорость движения транспортного средства. При этом пробег на самом спидометре не виден, так как его определяет в своей отдельной шкале именно одометр.

Разобравшись с тем, что такое спидометр и одометр, можно добавить, что информация на одометре позволяет определить как общий пробег автомобиля, так и расстояние, которое пройдено за какой-либо определенный промежуток времени.

При этом информация отображается в числовом виде. Если точнее, показания одометра выражены в метрах и километрах пройденного пути. Это позволяет определить километры пробега (иногда электронные одометры высчитывают и метры вплоть до десятков и единиц).

Виды и принцип работы одометра

Чтобы понять, как работает одометр, следует обратить внимание наследующее:

  • чтобы пройти один километр, колесу необходимо совершить четко фиксированное число оборотов;
  • с учетом того, что количество оборотов колеса фиксировано, можно высчитать пройденный путь в километрах;

Данную информацию можно видеть на счетчике пробега. Также можно обнулить данные одометра перед поездкой, чтобы определить точное расстояние при поездке из одного пункта в другой, для вычисления расхода топлива от заправки до заправки и т.д. При этом сбросить общий пробег автомобиля стандартными методами нельзя как на механических, так и на электронных одометрах.

Механический одометр

Первым  типом одометров на автомобилях является полностью механический счетчик. На приборной панели находится набор барабанов с цифрами, которые вращаются по мере прохождения автомобилем того или иного расстояния (одного километра, десятка километров, сотен, тысяч километров и т.д.).

Одометры данного типа просты и надежны, однако их главным минусом является то, что при достижении определенного пробега происходит полное обнуление. Также одометры данного типа не «умеют» учитывать погрешность. Точность их показаний напрямую связана с размерностью колес. Установка колес другого размера, отличного от рекомендуемого стандартного, приведет к заметным отклонениям и неточностям.

Электромеханические и электронные одометры

На более современных автомобилях стали устанавливать электромеханические и электронные одометры, которые вместо барабанов с цифрами  получили ЖК-дисплеи. Первый тип взаимодействовал с механическим датчиком, после чего выводил информацию на дисплее.

Чуть позже появились полностью электронные одометры, которые получают информацию об оборотах колеса от датчика Холла.  При этом данные от датчика сначала подаются в ЭБУ и записываются в его память, а уже затем отображаются на дисплее.

Это позволило не только сохранять информацию о пробеге, но и прописывать данные в блоки управления различных систем автомобиля. В свою очередь, электронная система стала «просчитывать» межсервисные интервалы, появилась возможность фиксировать расход топлива по пробегу, прогнозировать запас хода на остатке топлива в баке и т.п.

Пробег на одометре при покупке б/у авто

Хорошо известно, что пробег для подержанного автомобиля является достаточно четким показателем, позволяющим точнее определить износ автомобиля, остаточный ресурс узлов и агрегатов и т. д. Если просто, чем больше пробег, тем сильнее изношен автомобиль и его стоимость уменьшается на вторичном рынке.

С оной стороны, данное утверждение далеко не всегда верно. Оценивать нужно не только пробег, но и общее состояние автомобиля в целом. Однако в подавляющем большинстве случаев покупатель ориентируется именно на пробег. При этом учитываются именно показания одометра в определении пробега подержанного автомобиля.

Зная такую особенность, недобросовестные продавцы часто «скручивают» пробег,  то есть выполняется корректировка одометра в целях сокрытия реальной информации о пробеге автомобиля для увеличения его стоимости.

Именно по этой причине корректировка одометров во многих странах официально запрещена и во многих странах административно и даже уголовно наказуема. Что касается стран СНГ, к сожалению, на сегодняшний день за «скручивание» пробега мошенникам не грозит какое-либо серьезное наказание.

  1. В техническом плане «скрутить» пробег на одометре на многих автомобилях не составляет большого труда. Что касается механических одометров, изменить показания на таком устройстве наиболее просто (в подробности специально вдаваться не будем). По этой причине, если планируется к покупке автомобиль с механическим одометром, нужно быть готовым к тому, что пробег скручен.
  2. Если машина оснащена электронным одометром, информация о пробеге записана в память ЭБУ. Однако скорректировать данную информацию также можно. Единственный выход – проводить комплексную компьютерную диагностику всех электронных блоков автомобиля (при наличии развитой ЭСУД). Как правило, мошенники меняют пробег только на одометре, при этом в памяти блоков сохраняется часть информации о реальном пробеге. 

В любом случае, пере покупкой подержанной машины важно обращать внимание не только на пробег, но и на реальное состояние автомобиля. Бывает так, что машина действительно не старая и имеет реальный небольшой пробег, при этом отдельные агрегаты сильно изношены.

Рекомендуем также прочитать статью о том, что делать, если не работает датчик уровня топлива. Из этой статьи вы узнаете, на какие нюансы следует обратить внимание  при диагностике данной неисправности, а также как выполнить ремонт датчика топлива.

Например, служебные авто, на которых водитель «наматывает» не километры, а моточасы (двигатель постоянно работает вхолостую). При этом замена масла и других технических жидкостей выполняется по регламенту, то есть по пробегу. Получается, по часам мотор до замены масла отрабатывает намного больше, чем положено, если ориентироваться только на пробег. В этом случае сильнейший износ силового агрегата гарантирован.

Что в итоге

Как видно, одометр и спидометр являются совершенно разными приборами. При этом шкала одометра обычно интегрирована в шкалу спидометра, однако это не означает, что это одно и то же устройство. Спидометр не связан с одометром, при этом совмещение шкал данных приборов сделано для простоты считывания информации с панели приборов.

Рекомендуем также прочитать статью о том, какой пробег нормальный для б/у автомобиля. Из этой статьи вы узнаете, на какие особенности следует обращать внимание при подборе подержанного автомобиля, а также какой пробег можно считать максимальным для б/у авто в качестве основания для отказа от покупки.

Что касается информация о пробеге, важно понимать, что данную информацию можно изменить как на механическом, так и на электронном одометре. При такой необходимости, пробег можно поменять во всех основных электронных блоках.

Для точного определения пробега или, как минимум, установления факта его «скручивания», потребуется углубленная профессиональная диагностика электронных систем автомобиля.

разница этих приборов в машине

Водители автомобилей > Полезная информация > Приборы > Одометр автомобиля что это такое

Спидометр… Об этом приборе, безусловно, знает всякий автомобилист. Однако что такое одометр в автомобиле – сможет ответить далеко не каждый, и это вполне закономерно, ведь этот прибор далеко не так прост и примитивен, как кажется на первый взгляд.

При этом далеко не все видят разницу между одометром и спидометром – совершенно иным прибором, совмещенном с ним. Что ж, мы попытаемся доходчиво рассказать о различиях, а также о том, что это такое — одометр автомобиля.

Принцип действия одометра

Выражаясь научным языком, одометр представляет собой механическое либо электронное устройство, определяющее количество оборотов, совершаемых колесом, то есть, счетчиком. Благодаря этой информации владелец автомобиля может определить путь, который пройден автомобилем в течение всего срока его эксплуатации либо за определенный промежуток времени. То есть, информация, получаемая прибором, доводится до водителя в числовой форме, а конкретно – километрах пройденного пути.

Принцип действия прибора таков – за один пройденный автомобилем километр колесо совершает одинаковое число оборотов. Зная, сколько оборотов оно совершило в общем за тот или иной путь, легко высчитать пройденный километрах, и именно он отображается на счетчике пробега.

Кроме того, обнулив данные одометра перед поездкой, вы легко можете установить расстояние из точки А в точку Б либо высчитать, сколько автомобиль проехал на одной заправке топливом. Обо всех этих функциях одометра знает, вероятно, любой водитель.

Их типы

Несмотря на то, что автомобиль – изобретение относительно недавнего прошлого, такой прибор как одометр был известен очень давно – его изобретателем стал Герон Александрийский. Вполне логично, что первый такого рода механизм был механическим.

Собственно, в автомобильной промышленности также все используемые первоначально одометры имели чисто механическую конструкцию, а сам счетчик, находящийся на приборной панели, представлял собой набор барабанов с нанесенными цифрами, которые менялись по мере прохождения автомобилем определенного расстояния (одного километра или мили).

Такие одометры отличались простотой конструкции и надежностью, однако имели и несколько существенных недостатков. Главным из них стало ограничение механического счетчика – при достижении определенного пробега он обнулялся.

Кроме того, точность работы такого одометра достигалась лишь при использовании на транспортном средстве колес строго определенной размерности, и отклонение от нее вызывало серьезную погрешность в измерениях.

В середине ХХ века автопроизводители стали использовать электромеханические счетчики, которые, получая информацию от механического датчика, выводили информацию не с помощью архаичных барабанов с цифрами, а на жидкокристаллическом дисплее.

Позднее были созданы и полностью электронные одометры, получавшие информацию об оборотах колеса от так называемого датчика Холла. При этом поступающая с него информация обрабатывалась бортовым компьютером автомобиля и хранилась в его памяти, что позволяла сохранять информацию не только об общем пробеге, но и отдельных поездках.

Это было очень удобно, к примеру, для замеров расхода топлива или пройденной дистанции в нескольких поездках.

Одометр и спидометр: в чем разница?

Как мы уже говорили, далеко не все знают о разнице между двумя совершенно разными приборами – одометром и спидометром. Многих вводит в заблуждение тот факт, что шкала одометра практически на всех автомобилях интегрирована в шкалу показаний спидометра.

Логично, что некоторые вполне обоснованно предполагают, что это один и тот же прибор. На самом деле разница между приборами очень значительна.

Спидометр служит для измерения скорости движения транспортного средства и никак не связан с функциями одометра – счетчика пройденного транспортным средством километража.

Совмещение шкал этих приборов обусловлено лишь удобством восприятия информации человеком, а также традицией. Впрочем, сегодня показания одометра выводятся на дисплей бортового компьютера среди основной информации, и дисплей этот опять таки располагается в районе шкалы спидометра. Тем не менее, путать данные приборы никак нельзя.

Использование одометра в определении пробега подержанного автомобиля

Общеизвестно, что одометр является основным средством, посредством которого можно установить пробег того или иного транспортного средства. Этот критерий – один из важнейших при выборе и приобретении подержанного авто, поскольку пройденный километраж позволяет оценить общее техническое состояние автомобиля, степень износа узлов и агрегатов, а также остаточный ресурс двигателя.

Само собой, что у многих автолюбителей, расстающихся с собственным транспортным средством, часто возникает желание изменить показания одометра с целью увеличить начальную стоимость продаваемого автомобиля.

Мы оставим в стороне морально-этическую сторону данного вопроса и посмотрим, насколько реально в техническом плане «скрутить» счетчик одометра.

Здесь нам следует вновь углубиться в историю данного прибора. Первые, механические, одометры имели серьезный недостаток – изменить их показания было весьма просто. По сути, эта причина и вынудила автопроизводителей искать различные способы защиты данных, что, в итоге, и привело к созданию электронных приборов.

В них, как мы уже писали, информация об общем пробеге «зашита» в бортовом компьютере автомобиля, и скорректировать ее гораздо сложнее. На практике, отправить электронный одометр в минус все же возможно, однако делается это уже не вмешательством в работу механических узлов, а путем переписывания в памяти бортового компьютера заложенной в него информации.

Видео — про скрученные пробеги у автомобилей:

Сегодня в сети интернет имеется множество предложений в этой сфере, чего стоит хотя бы известный сайт одометр.рф, отзывы в котором говорят об относительной простоте такой процедуры.

Но не стоит забывать, что в большинстве современных авто информация о пробеге хранится сразу в нескольких независимых друг от друга электронных блоках, и грамотная диагностика электронных систем автомобиля вполне способна выявить факт «скручивания» показаний одометра со стороны автолюбителя.

Выводы

Как мы видим, получить ответ на вопрос о том, что такое одометр, не так и сложно. Зная принципы работы данного помощника автомобилиста, можно с легкостью получать информацию о пройденном пути, узнать общий пробег авто, контролировать расход топлива. Безусловно, это один из самых значимых приборов любого транспортного средства.

Не все водители знают про гидроудар двигателя что это такое и почему он происходит.

Прочитайте о том, какая разница между тосолом и антифризом.

Система доступа https://voditeliauto.ru/poleznaya-informaciya/avtoustrojstva/sistema-dostupa/v-avtomobil-bez-klyucha.html в машину без ключа.

Видео — можно ли узнать скручен ли пробег (показания одометра) — советы перекупа:

Разница между одометром и спидометром

Термин «одометр» происходит от греческого слова «hodos», означающего «дорога» или «путешествие». Как упоминалось ранее, термин «метр» означает устройство или инструмент для измерения. Итак, одометр или одограф используется для измерения расстояния, пройденного транспортным средством, таким как велосипед или автобус. Первые одометры, разработанные в 1600-х годах, использовались для измерения расстояний, пройденных повозками и другими конными повозками.
Термин «спидометр» происходит от германо-греческого гибрида «скорость» и «метр». Сам термин «метр» означает устройство или инструмент для измерения. Итак, спидометр или спидометр используется для измерения скорости транспортного средства. Хотя спидометр использовался как альтернатива в начале 20 века и как качественный гаджет с 19 века10 и далее, теперь он используется во всем мире в автомобилях.

Одометр

Хотя и одометр, и спидометр в автомобиле присутствуют как единый прибор, каждый из них играет свою уникальную роль. Роль одометра заключается в измерении расстояния путем записи количества оборотов колеса на каждую милю в зависимости от диаметра колеса. Миля записывается, когда количество оборотов достигнуто, счетчик щелкает. Раньше счетчики состояли из пяти цифр, в отличие от современных, которые состоят из шести цифр. Одометры могли быть электронными, механическими или и теми, и другими, то есть электромеханическими.

Спидометр

Спидометр выглядит как циферблат, расположенный прямо над счетчиком одометра на приборной панели автомобиля. Он измеряет скорость автомобиля. Ранние римляне использовали отметки на колесах своих колесниц для измерения и расчета расстояния и скорости. Теперь наука намного более продвинута, реализуя использование кабелей, магнитов, датчиков или даже более новых электронных систем, таких как технические генераторы, которые используются для измерения скорости движущегося транспортного средства.
Спидометр имеет разные названия для разных транспортных средств — это колодец для лодки; для самолета это индикатор воздушной скорости. Чарльз Бэббидж первым использовал спидометр в локомотивах. В 1988 хорват Йосип Белушич первоначально назвал его измерителем скорости.

Различия между одометром и спидометром

Одометр прикреплен к колесу транспортного средства, которое измеряет пройденное расстояние, тогда как спидометр измеряет и указывает текущую скорость этого конкретного транспортного средства.
Хорошие спидометры позволяют пользователю не только обращать внимание на то, что показания говорят о поездке, но и на правила дорожного движения и ограничение скорости, где он движется. В то время как одометры помогают сообщить пользователю, когда пришло время для запрограммированного обслуживания и пробега на транспортном средстве.
Одометр измеряет расстояние в километрах (км) в Индии и милях в других странах, таких как США. В то время как спидометр измеряет скорость в километрах в час (км/ч) для Индии или милях в час (миль/ч) для других стран.

Одометр Спидометр
Спидометр предназначен для отслеживания скорости движения автомобиля Функцией одометра является ведение учета общего пробега автомобиля в течение его срока службы, а также подсчет общего расстояния, пройденного самим транспортным средством
Когда автомобиль полностью останавливается, спидометр обнуляется и постепенно увеличивается по мере движения автомобиля Когда автомобиль останавливается, одометр остается на самом последнем отсчете и увеличивается, когда автомобиль продолжает движение
Мили в час или километры в час являются единицами измерения скорости Мили или километры являются компонентами для измерения расстояния
Спидометры в мощных и быстрых автомобилях имеют более высокие показания и могут достигать скорости до 800 миль в час (500 километров в час) Показания на всех автомобилях обычно одинаковы, максимум шесть цифр (999 999)

Роль спидометров

Спидометр используется для измерения скорости транспортного средства в любой момент времени, который известен как мгновенная скорость. В настоящее время широко используются цифровые спидометры, которые показывают более точные показания. Обычно он находится на приборной панели автомобиля или комбинации приборов велосипеда. Механические спидометры связаны с выходом коробки передач, который обеспечивает выход на колеса и находится после коробки передач.
Магнит связан со спидометром. Над этим магнитом находится скоростная чашка, которая остается чуть выше без какой-либо физической связи. С помощью чашечки скорости и индикаторного стержня соединяется с волосковой пружиной. С индикаторным стержнем соединен корпус индикатора, который показывает скорость снаружи на спидометре.

Заключение

Двумя факторами, определяющими стоимость автомобиля при перепродаже, являются состояние автомобиля и показания одометра. Расчет пробега не только помогает рассчитать экономию топлива в км/литр, но и дает приблизительное представление о том, сколько топлива необходимо заправить перед тем, как отправиться в путь. Прогнозирование срока службы существующей шины заключается в постоянном использовании всего, что приводит к ее износу. Точно так же шина известного производителя обычно служит около 50 000 км. Следовательно, можно проверить на самом одометре после каждой замены и после 50 000 км пробега в одометре, когда шину необходимо заменить. Таким образом, вам не нужно время от времени проверять состояние шины, ожидая, пока она окончательно не сломается. Техническое обслуживание и ремонт рекомендуемое прохождение пробега, необходимость обслуживания, о чем легко узнать по показаниям одометра после каждого обслуживания.

Почему вы едете не так быстро, как думаете

ДЖЕЙСОН ЧИР

Специально для The Globe and Mail

Эта статья была опубликована более 9 лет назад. Некоторая информация может быть устаревшей.

Volkswagen Golf 2013

Недавно мы взяли в аренду новый Volkswagen Golf. На обратном пути из Буффало жена заметила расхождение между скоростью на спидометре и скоростью на показаниях GPS. Дома мы полезли в сеть и обнаружили, что это хорошо известно о VW. Нам сказали, что определенно есть соответствие между спидометром и одометром. В арендованном автомобиле превышение лимита аренды может быть довольно дорогостоящим. Стоит ли нам беспокоиться о том, что одометр также особенно неточен?

– Энди

Обеспокоены тем, что ваша новая машина быстрее, чем показывает спидометр? Спидометры рассчитаны на то, чтобы немного ошибаться на быстрой стороне, но ваш одометр все равно должен быть точным, говорит Volkswagen.

«Спидометры никогда не показывают скорость ниже фактической.» Об этом сообщил менеджер по связям со СМИ Volkswagen Canada Томас Тецлафф. «Для этого… они обязательно всегда будут показывать скорости, немного превышающие реальные скорости».

В то время как спидометры откалиброваны, чтобы немного подтасовывать цифры, одометры предназначены для точного отображения пробега, говорит Тецлафф.

Одометр показывает расстояние, пройденное вашим автомобилем, а спидометр показывает скорость вашего автомобиля.

«Точность спидометра в большинстве автомобилей, включая Volkswagen, обычно находится в пределах нескольких процентных пунктов от фактической скорости», — говорит Тецлафф. «Показания одометра рассчитаны на то, чтобы быть достаточно точными».

Почему для спидометров существует встроенный коэффициент погрешности? Скорость – это мера расстояния во времени. Вот что показывает GPS. Но спидометры определяют это, измеряя скорость вращения колес с помощью датчика скорости в трансмиссии.

При изменении диаметра колес – а он меняется в зависимости от размера шин, давления и износа – точность спидометра снижается.

Автомобиль и водитель написали об этом более десяти лет назад, и их объяснение остается в силе.

«Нормальный износ и недостаточное давление воздуха уменьшают диаметр шины, заставляя ее вращаться быстрее и выдавая искусственно завышенные показания», — пишет Фрэнк Маркус. «Перекачка или слишком большой размер шин замедляют показания спидометра».

Разница между фактической скоростью и шкалой скорости больше заметна для немецких автомобилей, потому что их спидометры никогда не показывают скорость ниже фактической. Европейский закон (ECE-R39) гласит, что спидометры не могут показывать скорость меньше фактической скорости, и они никогда не должны показывать больше, чем 110 процентов фактической скорости плюс 4 км/ч. Таким образом, по этим правилам автомобиль может двигаться со скоростью 100 км/ч, но спидометр может по закону показывать 114 км/ч.

Но, как правило, большинство спидометров завышают скорость, говорит обозреватель Wall Street Journal Джонатан Уэлш. «Представители отрасли заявили, что спидометры настроены «оптимистично», чтобы дать водителям завышенное чувство скорости (и помочь им избежать штрафов)». — говорит валлийский. «Устройства GPS записывают расстояние с течением времени без влияния механических переменных и, таким образом, имеют тенденцию быть более точными».

Любое изменение диаметра колеса, например, установка шин большего размера, повлияет на точность одометра.

Одометр, который напрямую отражает показания датчиков, не имеет такой встроенной погрешности, как спидометр. Если ваш спидометр выключен, это не обязательно означает, что одометр тоже неточен.

Разница между скоростью на вашем GPS и скоростью, отображаемой на спидометре вашего автомобиля, является нормальной, и это не означает, что ваш одометр неисправен.

Итог: Вне партии с шинами, установленными производителем (например, вашим арендованным VW Golf), есть большая вероятность, что ваш спидометр намеренно неточен. Часто машины отображают скорость быстрее, чем ваша машина едет на самом деле. Это ярко выражено в европейских автомобилях, которые калибруют спидометры, чтобы они никогда не показывали скорость медленнее, чем вы едете, независимо от давления в шинах и размера шин. По словам производителей, одометр выходит с завода откалиброванным для отображения точного пробега. Тем не менее, внесите любые существенные изменения в размер шин, и спидометр и одометр будут неточными.

*****

Исправление: Министерство транспорта Канады сообщает, что в Северной Америке нет федеральных правил, касающихся точности спидометров.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *