Охлаждение электродвигателя: Охлаждение электродвигателя переменного и постоянного тока

Охлаждение электродвигателя переменного и постоянного тока

При эксплуатации электрических двигателей, находящихся постоянно в движении во время работы, происходит нагрев. Виной этому служит и проведение электричества. Оно нагревает металлические токоведущие части. В результате всего этого может случиться перегрев оборудования. Чтобы избежать данной ситуации, в конструкции двигателей создаются специальные системы для охлаждения. Их принцип действия может отличаться друг от друга. Для мощных агрегатов применяют комбинированные варианты.

Разновидности можно разделить на два основных направления, основанных на цикле вентиляции:

  • Замкнутые, когда воздух циркулирует по системе без выхода наружу, а лишь проходит через специальный охладитель;
  • Разомкнутые, когда воздух попадает внутрь из внешних источников, а затем выходит из системы.

В каждом из этих случаев воздух подается в камеру двигателя.

Охлаждение двигателей переменного тока

Двигатели переменного тока бывают:

  • Синхронные;
  • Асинхронные.

В асинхронных используется замкнутая система охлаждения. В ее конструкции создаются специальные воздухоотделители. Для охлаждения воздуха внутри системы служит вентилятор, расположенный на валу подвижной части двигателя. Нагретый воздух проходит через трубчатые охладители. Если мощность агрегата составляет до 2 000 кВт, то трубчатые охладители устанавливаются в туннеле фундамента. Если мощность техники более 2 000 кВт, то система располагается в верхней части корпуса.

Для синхронных двигателей применяют разомкнутый тип охлаждения. Вентиляция всегда использует чистый воздух. Это предусмотрено правилами безопасной эксплуатации. Пройдя через систему, воздушные массы выходят наружу, поэтому, техника всегда получает новый прохладный поток. Если здесь применять замкнутый тип охлаждения, то для него также используется вентилятор. Установка его происходит между защитным кожухом и наружным щитом, рядом с контактными кольцами. Сам воздухоохладитель выглядит в виде трубок, на которых сделано проволочное оребрение. Чтобы контролировать давление в системе, применяются СПДМ приборы.

Охлаждение двигателей постоянного тока

Здесь может не использоваться принудительная вентиляция, а только лишь естественная. Для этого требуется подбирать правильное место установки техники. Также существуют машины с наружной и внутренней системой охлаждения. Внутренняя система включает в себя прохождение воздушных масс внутри корпуса, так что сами охладители не видно за кожухом. Она может быть вытяжной, когда вентилятор вытягивает нагретый воздух из двигателя, и нагнетающей, когда охладитель поставляет свежий поток внутрь системы. Во внешней вентилятор располагается снаружи и служит для обдувания поверхности двигателя, а не его внутренних частей. Для техники, особенно подверженной перегревам, используют комплексное сочетание этих разновидностей.

Работаем в следующих городах Казахстана: Алматы, Астана, Аксу, Актау, Актобе, Аксай, Атырау, Байконур, Балхаш, Жезказган, Караганда, Кокшетау, Костанай, Кызылорда, Павлодар, Петропавловск, Семей, Талдыкорган, Тараз, Уральск, Усть-Каменогорск, Шымкент, Экибастуз.

Типы охлаждения электродвигателей

Существует множество типов охлаждения электродвигателей, которые соответствуют определенным стандартам (например, ГОСТ).

Код обозначения типа охлаждения содержит вначале буквы IC, далее цифры и буквы, которые обозначают устройство системы охлаждения, тип используемого хладагента и наконец, тип циркуляции этого хладагента. Используется два вида обозначения, упрощенное и полное:

  • При полном, после букв IC следуют от 3 до 5 символов (цифры и буквы) с определенной очередностью:

    [цифра][буква][цифра](буква-цифра)-опцонально.

    Пример: IC3A1, IC4A1A1, IC7A1W7…

  • На практике, чаще встречается упрощенное обозначение. При таком формате, после букв IC следуют от 2 до 3 символов (только цифры или две цифры и последняя буква). Пример: IC31, IC411, IC71W…

 





№ символа

#1

#2

#3

#4

#5

Тип символа

Значение цифры

Значение буквы

Значение цифры

Значение буквы

Значение Цифры

При полном обозначении

Устройство системы охлаждения

(в таблице № 2)

Первичный используемый хладагент

(в таблице № 3)

Циркуляция первичного хладагента

(в таблице № 4)

Вторичный используемый хладагент

(в таблице № 3)

Циркуляция вторичного хладагента

(в таблице № 4)

При упрощенном обозначении

Буква А может отсутствовать. В таком случае первичным хладагентом является воздух

Буква может отсутствовать, если первичным хладагентом «A» является воздух

Цифра может отсутствовать после буквы W (если в качестве хладагента используется вода)

Таблица № 1

 












Значение цифры

Расшифровка значения

0

Свободная циркуляция

1

Вентиляция с помощью входной трубы или входного канала

2

Вентиляция с помощью выходной трубы или выходного канала

3

Вентиляция с помощью входной и выходной трубы или канала

4

Охлаждение наружной поверхности машины

5

Встроенный теплообменник (использующий окружающую среду)

6

Установленный на машине теплообменник (использующий окружающую среду)

7

Встроенный теплообменник (использующий промежуточную среду)

8

Установленный на машине теплообменник (использующий промежуточную среду)

9

Отдельно стоящий теплообменник (использующий окружающую или промежуточную среду)

Таблица № 2 (Устройство системы охлаждения) первый символ после IC

 











Буква

Обозначение

A

Воздух

F

Фреон

H

Водород

N

Азот

C

Углекислый газ

W

Вода

U

Масло

S

Любой другой хладагент

Y

Ещё не установленный хладагент

Таблица 3 (используемый хладагент)

второй и четвертый символ после IC

 










Цифра

Обозначение

0

Свободная конвекция

1

Самоохлаждение (за счёт вращения ротора)

2, 3, 4

Зарезервировано для использования в будущем

5

Встроенное независимое охлаждение

6

Встроенное независимое охлаждение, установленное на машине

7

Отдельное и независимое охлаждение или подача хладагента под давлением

8

Охлаждение благодаря передвижению машины

9

Все другие способы перемещения хладагента

Таблица 4 (тип циркуляции хладагента)

третий и пятый символ после IC

 

 


Метод охлаждения IC01

 


Метод охлаждения IC06

 


IC411 метод

 


Метод IC416

 


IC611

 


IC616

 


IC81W

 


IC410