Маркировка обмоток асинхронных двигателей: Обозначения выводов фаз трехфазных электродвигателей.

Маркировка выводных концов электрических машин переменного тока

Страница 21 из 30

Первый способ. Контрольной лампой, вольтметром или мегомметром определяют принадлежность выгодных концов к отдельным фазам и предварительно маркируют: выводы одной фазы С1—С1 другой С2—С2, последней С3—С3. Выводные концы С1, С2, С3 соединяют между собой в звезду, а к оставшимся концам С1, С2, С3 подводят пониженное напряжение (рис. 71).

Если одна из фаз «перевернута», показание амперметра в ней будет наибольшим. Далее меняют местами концы фазы с большим током и меняют маркировку концов, соединенных в звезду: С1 на С4, С2 на С 5 и С3 на С6. Выводные концы присоединяют к клеммному щитку машины (рис. 6). Во время опыта ток в фазах не должен превышать номинальной величины, что легко достигается регулировкой подводимого напряжения.
Второй способ. Предварительно маркируют концы по аналогии с первым способом. После чего два конца C1 и С2 соединяют между собой, а к оставшимся двум концам C1 и С2 подводят пониженное напряжение (рис. 72), к выводам третьей фазы С3—С3 подключают вольтметр. Если показание вольтметра равно нулю, то маркировку соединенных вместе концов C1 и С2 следует заменить соответственно на С4 и С5. При наличии напряжения на выводах С3 и С3 необходимо поменять местами концы С2 и С2 и после этого сделать перемаркировку концов, как это делали при отсутствии напряжения между выводами С3 и С3. Далее к первой фазе вместо второй подключают третью, а вольтметр включают на выводы второй фазы С2 и С5 и определяют конец третьей фазы С6.

Третий способ. После определения принадлежности концов к отдельным фазам собирают схему (рис. 73). От источника постоянного тока (аккумулятора) подают на начало и конец одной фазы напряжение порядка 2— 6 В, а к выводам одной из оставшихся фаз подключают милливольтметр. Если плюс источника подключен к С1 а минус— к С4, то при отключении цепи на С2 будет плюс, а на С5 — минус. При отключении цепи наблюдают за стрелкой милливольтметра. Если стрелка отклоняется в нужном направлении, то конец, подключенный к плюсу прибора, маркируют С2, а конец, подключенный к минусу, — С5.

Рис. 71. Схема опыта для маркировки выводных концов по первому способу:

1 — перевернутая фаза.

Рис. 73. Маркировка выводных концов обмоток электрических машин третьим способом.

Рис. 72. Маркировка выводных концов обмоток электрических машин вторым способом.

Рис. 74. Маркировка выводных концов обмоток электрических машин четвертым способом.

Далее милливольтметр подключают к выводам третьей фазы и аналогично маркируют ее выводные концы

(С3-С6).
Четвертый способ. К двум выводам обмотки машины, соединенной звездой или треугольником, подводят пониженное напряжение (рис. 74). Увеличивают напряжение и следят за тем, чтобы ток был не выше номинального тока обмотки. Измеряют напряжение между выводами, подключенными к источнику питания, и третьим выводом обмотки.

Опыт повторяют трижды, каждый раз заменяя одну из фаз обмотки, подключаемую к источнику питания. Выводные концы обмотки соединены правильно, если напряжения при всех измерениях будут одинаковыми.
Рекомендации по выбору способа маркировки. Выбор способа маркировки зависит от конструктивных особенностей электромашины и от наличия соответствующего оборудования и электроизмерительных приборов. Выводы асинхронных двигателей с коротко- замкнутым ротором, синхронных двигателей с пусковой клеткой и синхронных генераторов с демпферной обмоткой удобно маркировать первым способом. Маркировать выводные концы асинхронных двигателей с фазным ротором и синхронных машин, не имеющих пусковых и демпферных клеток, удобно вторым и третьим способами.

Маркируют выводные концы обмоток, имеющих только три вывода, четвертым способом с последующим применением второго или третьего способа.
При всех способах напряжение нужно увеличивать осторожно и доводить его до такой величины, чтобы удобно было наблюдать за показаниями электроизмерительных приборов.

  • Назад
  • Вперёд

АИР, АО, Сименс и их расшифровка

Электрики, занимавшиеся эксплуатацией электродвигателей производства СССР, не имели затруднений в расшифровке обозначений, которые наносились на шильдик.  Асинхронные двигатели, согласно ГОСТ, имели обозначения А, А2, АО2, 4А, 4АМ. Двигатели, произведенные в странах содружества, носили отличные обозначения. Например, маркировка электродвигателей, произведенных в Болгарии, вместо 4А обозначались МО, а 4АМ как М. С развалом СССР заводы-производители стали применять свое обозначение, что затрудняет электрикам подбор двигателей при ремонтных работах. В этой статье будет рассмотрена маркировка электродвигателей и их расшифровка.

  • Современное обозначение и расшифровка параметров электродвигателей
  • Схема соединения и расшифровка обозначений клемм в коробке
  • Маркировка импортных двигателей
  • Определение параметров двигателя при отсутствии таблички
  • Маркировка моторчиков для радиоуправляемых моделей

Современное обозначение и расшифровка параметров электродвигателей

Маркировка имеет несколько основных позиций:

  • марка (тип) электродвигателей;
  • вариант исполнения;
  • рабочая длина оси вращения;
  • монтажные размеры крепления;
  • длина сердечника;
  • число пар полюсов;
  • модификация конструкции;
  • климатическое исполнение.

Ниже приведена расшифровка обозначений современных двигателей.

Ниже вы видите пример полной маркировки асинхронных двигателей и его расшифровка.

Также указывается и степень защиты электродвигателя от пыли и влаги по классу IP, цифрами от 0 до 8. Здесь первая цифра — это защита от пыли, а вторая — от влаги.
При этом в наименовании указывается монтажное исполнение. По коду монтажного исполнения можно определить, как производится крепление двигателей – на лапах или с помощью фланца. Например, IM 1081 говорит о креплении на лапах, и о том, что возможна установка валом вверх, вниз или горизонтально.

Для электропривода во взрывозащищенном исполнении в пакете сопроводительных документов должен быть сертификат, в котором указана маркировка по степени взрывозащиты, по её виду и сфере применения. Также и в маркировки двигателя если вначале указана буква В – он взрывозащищенный, например ВА07А(М)-450-710.

При этом обозначение двигателей постоянного тока отличается от переменного и имеет такой вид, как показано на рисунке.

На ниже приведенном рисунке представлена информация о тяговых электродвигателях, смонтированных на кранах.

Аналогичные данные размещаются на шильдиках электродвигателей.

Информация на табличке говорит, что:

  • АИР – тип асинхронной машины;
  • 80 – длина вала;
  • А-монтажный размер;
  • 4-количество полюсов;
  • У- предназначен для работы в умеренном климате;
  • 3-устанавливается в закрытом помещении.

Мощность 1,1 кВт, частота вращения 1420 об/мин. Может работать от переменного тока напряжением 220 или 380 вольт при включении обмоток треугольником или звездой.

Ток потребления соответственно будет 4,9/2,8А. Степень защиты IP54. Произведен в республике Беларусь.

Схема соединения и расшифровка обозначений клемм в коробке

На электродвигателе имеется клеммная коробка, её еще называют «брно». Где на болтах крепятся выводы начала и конца обмоток статора.

На вышеприведенном рисунке представлена коробка с маркировкой клемм, а на нижеприведенном рисунке приведено обозначение выводов обмоток, перемыкая которые определенным образом, можно получить соединение треугольником или звездой:

  • U1 является концом первой обмотки, а W2 началом третьей;
  • V1 конец второй, а U2 – начало первой;
  • W1 конец третьей, а V2 начало второй.

Перемыкая контакты U1, V1, W1 получаем соединение обмоток звездой, а перемыкая пары контактов U1 c W2, V1 c U2, W1 c V2 — обмотки соединенные треугольником.

Маркировка импортных двигателей

На импортных электродвигателях используется аналогичная маркировка.

На рисунке представлен шильдик электродвигателя, произведенного в Италии. Где нанесена маркировка аналогичная отечественным двигателям, но по европейским стандартам. По этим данным можно подобрать отечественный аналог.

Немецкая фирма Siemens выпускает электродвигатели различного назначения. При этом обозначение на шильдике наносятся данные для стандартного напряжения, но для разной частоты питающего напряжения. На приведенном ниже рисунке, представлена расшифровка информации с шильдика двигателя фирмы Сименс.

Аналогичная маркировка электродвигателей размещается на шильдиках китайских производителей. Зачастую они выпускают продукцию под известными брендами, такими как тот же «Сименс».

Определение параметров двигателя при отсутствии таблички

Если нет таблички на двигателе,и отсутствует паспорт, возникает вопрос, как определить его мощность. Для этого существует несколько способов:

  1. Измерив, диаметр и длину вала, по таблице вычисляют его параметры.
  2. Зная габаритные и крепежные размеры, можно по этой информации осуществить подбор электродвигателей, по таблицам, которые вы найдете по ссылке ниже.
  3. Измерив, сопротивление обмоток, по формуле определяют мощность. Для этого замеряют сопротивление при соединении звездой. Результат делят на 2. Полученные данные подставляем в формулу: P=(220v*220v)/R, полученную цифру умножаем на 3, это и будет искомая мощность. При соединении звездой расчет производят по этой же формуле, результат умножаем на 6. Получаем необходимую мощность.
  4. Подключив мотор к сети, амперметром замеряют ток холостого хода. После чего по данным таблицы производят подбор двигателей.

Такая ситуация часто возникает на производстве. Поэтому электрики должны понимать, как узнать мощность двигателей при отсутствии шильдика.

При подключении электрики обязаны учитывать направление вращения вала привода подсоединенного к насосам. Это относится как к трехфазным, так и однофазным двигателям. На некоторых моторах на корпус наносится стрелка, указывающая направление вращения.

Подробно об этом мы писали в отдельной статье, опубликованной ранее — https://samelectrik.ru/kak-opredelit-moshhnost-elektrodvigatelya.html.

Маркировка моторчиков для радиоуправляемых моделей

Маркировка бесколлекторных двигателей на модели имеет два показателя: размеры статора диаметр/высота или внешние габариты. Обозначаются четырехзначным цифровым значением, например, 2212. Первые две цифры определяют диаметр, а вторые — длину статора в миллиметрах.

 

Обратите внимание, что указываются размеры не корпуса, а статора. Приведенный выше моторчик типа 2212 – outrunner по конструкции, то есть бесколлекторный двигатель с внешним ротором. Размеры его корпуса будут отличаться от 22 и 12 мм.

Однако, внешние размеры статора это маркетинговый ход менеджеров по продажам, потому что обмотка в нём может быть любой.

Вот мы и рассмотрели, какая бывает маркировка электродвигателей и их расшифровка. Если остались вопросы, задавайте их в комментариях под статьей!

Материалы по теме:

  • Расшифровка маркировки проводов и кабелей
  • Какие бывают щетки для электродвигателей и как они маркируются
  • Условное обозначение двигателей на схеме

Adblock
detector

Символы электродвигателей — AC/DC, однофазные/трехфазные двигатели

Список всех символов электродвигателей на одном изображении приведен ниже в качестве ссылки в конце этого поста.

Обмотка / катушка электродвигателя

Этот символ обозначает обмотку или катушку электродвигателя. Обмотка внутри двигателя обеспечивает необходимое магнитное поле при возбуждении электрическим током.

Серия Обмотка

Обмотка возбуждения, соединенная последовательно с обмоткой якоря двигателя, называется последовательной обмоткой. Ток, потребляемый таким двигателем, огромен, поскольку он включен последовательно и создает довольно большой крутящий момент.

Шунтирующая обмотка

Обмотка возбуждения, подключенная параллельно обмотке якоря двигателя, называется параллельной обмоткой. Сопротивление обмотки шунта обычно высокое, чтобы предотвратить протекание большого тока.

Угольная щетка

Это компонент внутри электродвигателя, который передает электрический ток между статором (неподвижная часть) и ротором (вращающаяся часть). Обычно он сделан из графита и может быть заменен во время обслуживания после износа.

Универсальный двигатель

Это условное обозначение универсального электрического двигателя, используемого в электрических схемах. Двигатель преобразует электрическую энергию в механическую.

Двухскоростной двигатель

Этот символ обозначает двухскоростной двигатель. Такие двигатели имеют две отдельные обмотки для разных скоростей. Каждая обмотка обеспечивает разную скорость и крутящий момент одновременно.

Двигатель переменного тока

Этот символ обозначает двигатель переменного тока. Этот тип двигателя работает только на переменном токе. Он преобразует электрическую энергию переменного тока в механическую энергию.

Двигатель постоянного тока

Этот символ используется для обозначения двигателя постоянного тока на любой электрической схеме. Он преобразует электрическую энергию постоянного тока в механическую энергию. Работает только на постоянном токе.

Линейный двигатель

Это общий символ, используемый для обозначения линейного двигателя. Линейный двигатель имеет развернутый статор, что приводит к созданию линейной силы вместо вращающего момента.

Шаговый двигатель

Шаговый двигатель или шаговый двигатель представляет собой тип бесщеточного двигателя постоянного тока, полный оборот которого делится на число равных шагов. Он вращается на один шаг вместо непрерывного движения. Они используются для точного позиционирования с помощью управляющего сигнала.

Электрическая машина

Этот тип символа используется для таких машин, которые могут использоваться как двигатель и генератор. Двигатель преобразует электрическую энергию в механическую, а генератор наоборот.

Двигатель постоянного тока с постоянными магнитами

Бесщеточные двигатели постоянного тока такого типа используют постоянный магнит для создания полюсов вместо обмоток возбуждения. Символ выше представляет собой двигатель постоянного тока со значком магнита, обозначающим тип постоянного магнита.

Однофазный двигатель переменного тока

Этот символ обозначает однофазный двигатель переменного тока. Он работает от однофазного переменного тока, и его обмотка возбуждения включена последовательно с обмоткой якоря. Он также известен как модифицированный двигатель серии постоянного тока.

Двигатель постоянного тока

Двигатель постоянного тока, обмотка возбуждения которого включена последовательно с обмоткой якоря, называется двигателем постоянного тока и обозначается этим символом на принципиальных схемах.

Однофазный асинхронный двигатель переменного тока с выводами обмотки

Он также известен как асинхронный двигатель с расщепленной фазой. Этот тип однофазного двигателя переменного тока имеет доступную отдельную обмотку, известную как пусковая обмотка с высоким сопротивлением. Пусковая обмотка используется для запуска двигателя.

Однофазный отталкивающий двигатель

Однофазный двигатель переменного тока, работающий по принципу отталкивания между магнитными полями статора и ротора. Магнитное поле ротора создается индуцированным током и может вращаться за счет вращения щеток вдоль своей оси. Это вращающееся магнитное поле используется для изменения направления вращения двигателя.

Шунтирующий двигатель постоянного тока

Этот символ используется для параллельного двигателя постоянного тока, обмотка возбуждения которого подключена параллельно обмотке якоря. Обе обмотки подключены к общему источнику постоянного тока.

Однофазный синхронный двигатель

Этот символ обозначает однофазный синхронный двигатель переменного тока. Синхронные двигатели сначала запускаются как асинхронные двигатели, но позже достигают синхронной скорости, которая зависит только от входной частоты питания.

Двигатель постоянного тока со смешанным возбуждением

Такой тип двигателя постоянного тока имеет как последовательную обмотку возбуждения, так и шунтирующую (или параллельную) обмотку возбуждения. Шунтирующая обмотка поля усиливает магнитное поле, создаваемое последовательной обмоткой. он имеет преимущества как двигателей постоянного тока с последовательным, так и параллельным возбуждением, т. е. высокий пусковой крутящий момент и регулирование скорости.

3-фазный двигатель переменного тока

Это общий символ, используемый для 3-фазного двигателя переменного тока. Трехфазное питание переменного тока создает вращающееся магнитное поле, которое взаимодействует с магнитным полем, создаваемым ротором, таким образом, вращая ротор.

Трехфазный двигатель в форме звезды

Это трехфазный двигатель, обмотки которого соединены звездой или звездой. этот символ также обозначает функцию автоматического запуска двигателя.

Двигатель с 3-фазным ротором

Этот символ обозначает двигатель с 3-фазным ротором. Это тип трехфазного двигателя переменного тока, ротор которого соединен с внешним сопротивлением через токосъемные кольца. Преимущество двигателя с фазным ротором заключается в том, что он создает высокий пусковой момент при меньшем токе.

3-фазный линейный двигатель

Этот символ обозначает линейный двигатель, работающий от 3-фазного источника питания переменного тока. Статор такого двигателя развернут для создания линейной силы вместо вращающего момента.

На следующем рисунке показаны символы всех электродвигателей.

Родственные электрические/электронные символы:

  • Основные электрические и электронные символы
  • Символы трансформатора
  • Символы генератора и генератора переменного тока
  • Обозначения резисторов 
  • Обозначения конденсаторов
  • Символы индуктора
  • Символы предохранителей и автоматических выключателей
  • Символы переключателей и кнопок
  • Символы реле
  • Символы диодов 
  • Транзистор, MOSFET и IGFET Обозначения
  • Символы тиристора, диака и симистора
  • Электронные логические схемы и символы программирования
  • Символы цифровых логических вентилей
  • Символы цифровых триггеров и защелок
  • Символы электронных фильтров

URL скопирован

Показать полную статью

Похожие статьи

Кнопка «Вернуться к началу»

АИР, АО, Сименс и их расшифровка

У электриков, занимающихся эксплуатацией электродвигателей производства СССР, не возникло затруднений в расшифровке обозначений, которые наносились на шильдике. Асинхронные двигатели, согласно ГОСТ, имели обозначения А, А2, АО2, 4А, 4 утра. Двигатели, произведенные в странах Содружества, носили отличные обозначения. Например, маркировка электродвигателей, выпускаемых в Болгарии, обозначалась МО вместо 4А, а 4АМ как М. С распадом СССР заводы-изготовители стали использовать собственное обозначение, что затрудняет электрикам подбор двигателей для ремонтные работы. В этой статье будет рассмотрена маркировка электродвигателей и их расшифровка.

  • Современное обозначение и расшифровка параметров электродвигателей
  • Схема подключения и расшифровка обозначений клемм в коробке
  • Маркировка импортных двигателей
  • Определение параметров двигателя без шильдика
  • Маркировка двигателей для моделей RC

Современное обозначение и расшифровка параметров электродвигателей

Маркировка имеет несколько основных позиций:

  • марка (тип) электродвигателей;
  • вариант исполнения

  • ;
  • рабочая длина оси вращения;
  • монтажные монтажные размеры;
  • длина сердечника

  • ;
  • количество пар полюсов;
  • конструктивное изменение;
  • Климатическое исполнение.

Ниже приведена расшифровка обозначений современных двигателей.

Ниже вы видите пример полной маркировки асинхронных двигателей и ее расшифровку.

Также указывается степень защиты электродвигателя от пыли и влаги по классу IP, цифрами от 0 до 8. Здесь первая цифра — защита от пыли, а вторая — от влаги.
В этом случае название указывает на версию монтажа. По коду установки можно определить, как монтируются двигатели — на лапах или с помощью фланца. Например, в IM 1081 говорится о монтаже на лапах и о том, что вал можно устанавливать вверх, вниз или горизонтально.

Для взрывозащищенного электропривода в пакете сопроводительных документов должен быть сертификат с указанием маркировки по степени взрывозащиты, его вида и области применения. Также в маркировке двигателя, если сначала указана буква Б, он взрывозащищенный, например, ВА07А(М)-450-710.

При этом обозначение двигателей постоянного тока отличается от обозначения двигателей переменного тока и имеет вид, как показано на рисунке.

На рисунке ниже представлена ​​информация о тяговых двигателях, установленных на кранах.

Аналогичные данные размещаются на шильдиках электродвигателей.

Информация на табличке гласит:

  • АИР — тип асинхронной машины;
  • 80 — длина вала;
  • A-размер крепления;
  • 4-количество полюсов;
  • У- предназначен для работы в условиях умеренного климата;
  • 3-устанавливается в помещении.

Мощность 1,1 кВт, скорость вращения 1420 об/мин. Может работать от переменного тока напряжением 220 или 380 вольт при включении обмоток треугольником или звездой.

Потребляемый ток будет 4,9/2,8А соответственно. Степень защиты IP54. Сделано в Республике Беларусь.

Схема подключения и расшифровка обозначений клемм в коробке

На электродвигателе есть клеммная коробка, ее еще называют «брно». Куда болтами крепим выводы начала и конца обмоток статора.

На рисунке выше показана рамка с маркировкой клемм, а на рисунке ниже показаны выводы обмоток, которые, шунтируя определенным образом, можно соединить треугольником или звездой:

  • U1 — конец первой обмотки, а W2 — начало третьей;
  • V1 — конец второго, а U2 — начало первого;
  • W1 — конец третьего, а V2 — начало второго.

Перемыканием контактов U1, V1, W1 получаем соединение обмоток звездой, а перемыканием пар контактов U1 с W2, V1 с U2, W1 с V2 — обмотки, соединенные треугольником.

Маркировка импортных двигателей

Импортные двигатели имеют такую ​​же маркировку.

На рисунке показан шильдик электродвигателя итальянского производства. Где маркировка аналогична отечественным двигателям, но по европейским меркам. По этим данным можно подобрать отечественный аналог.

Немецкая компания Сименс производит электродвигатели различного назначения. В этом случае в обозначении на шильдике указаны данные для стандартного напряжения, но для разных частот питающего напряжения. На рисунке ниже показана расшифровка информации с шильдика двигателя Сименс.

Аналогичная маркировка электродвигателей размещена на шильдиках китайских производителей. Зачастую они выпускают продукцию под известными брендами, например, тот же Сименс.

Определение параметров двигателя без шильдика

Если на двигателе нет таблички, и нет паспорта, возникает вопрос, как определить его мощность. Сделать это можно несколькими способами:

  1. Измерив диаметр и длину вала, рассчитывают его параметры по таблице.
  2. Зная габаритные и присоединительные размеры, из этой информации можно подобрать электродвигатели, по таблицам, которые вы найдете по ссылке ниже.
  3. Измерив сопротивление обмоток, формула определяет мощность. Для этого измерьте сопротивление при соединении звездой. Результат делим на 2. Полученные данные подставляем в формулу: P=(220v*220v)/R, полученную цифру умножаем на 3, это и будет искомая мощность. При соединении звездой расчет ведется по той же формуле, результат умножается на 6. Получаем необходимую мощность.
  4. Подключив двигатель к сети, амперметр измеряет ток холостого хода. Затем по таблице подбираются двигатели.

Такая ситуация часто возникает на рабочем месте. Поэтому электрики должны понимать, как узнать мощность двигателей при отсутствии шильдика.

При подключении электрики должны учитывать направление вращения приводного вала, подключаемого к насосам. Это касается как трехфазных, так и однофазных двигателей. На некоторых моторах на корпус нанесена стрелка, указывающая направление вращения.

Об этом мы подробно писали в отдельной статье, опубликованной ранее — https://my.electricianexp.com/ru/kak-opredelit-moshhnost-elektrodvigatelya.html.

Маркировка двигателей для моделей RC

Маркировка бесколлекторных двигателей на модели имеет два показателя: размеры статора диаметр/высота или наружные размеры. Они обозначаются четырехзначным числовым значением, например, 2212. Первые две цифры определяют диаметр, а вторые – длину статора в миллиметрах.

 

Обратите внимание, что размеры указаны не корпуса, а статора. Вышеупомянутый двигатель типа 2212 является аутраннерным по конструкции, т.е. бесщеточный двигатель с внешним ротором. Размеры его корпуса будут отличаться от 22 и 12 мм.

Однако внешние размеры статора — это маркетинговый ход менеджеров по продажам, т.к. в нем может быть любая обмотка.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *