Основной боевой танк Т-80
В этой главе речь пойдет не о тяжелом, среднем или легком, а уже об основном боевом, танке, на котором впервые в мировой практике были применены моторная установка с газотурбинным двигателем (ГТД) и целый ряд новшеств по защите, вооружению и управлению огнем. Газотурбинный двигатель на транспорте—дело В 1908 году русский инженер В. В. Караводин В 1925 году профессор В.М . Маковский Идея создания танка с ГТД появилась еще В рассмотрении проекта участвовали известные В 1951 году оригинальную транспортную газотурбинную В 50-х годах ряд работ, связанных с исследованиями В 1955 — 1958 годах на Кировском заводе Но и этот проект не удалось довести до После этого совещания работы над созданием А в Ленинграде тем временем работы шли В 1968 году, после неудачной попытки применения Разработка танкового газотурбинного двигателя Совместная работа завершилась созданием Немалые трудности пришлось преодолеть конструкторам Другой смелой идеей, досконально разработанной Серьезным техническим новшеством стало Следующим большим достижением было введение Все перечисленные нововведения позволили Существенной отличительной особенностью На танке Т-80 установлен усовершенствованный Основное артиллерийское орудие танка Т-80 Новые технические решения, принятые при Танк Т-80 отличается также эффективной Т-80 в процессе производства подвергся Все перечисленные нововведения существенно Нетрудно убедиться, что, работая над проектом Разработка танка Т-80У явилась крупным Существенный вклад в дело испытаний машины Многие конструкторы, авторы отдельных разработок Орденами Трудовой Славы наградили большую О большом научном и конструкторском потенциале, Многолетнюю напряженную работу сотрудников Высокой государственной оценки удостоен И еще одну награду получили разработчики Источники: |
Газотурбинные танки в запас не уходят, они идут в Арктику
К сожалению, организаторы соревнований танкисток фактически засекретили. Им запретили общаться с журналистами и даже с коллегами по биатлону — танкистами других команд. Если о необычных танковых экипажах подробно рассказать пока не получается, то о тех машинах, которыми управляли женщины, рассказать стоит. Тем более что танки с газотурбинными двигателями известны гораздо меньше, чем с дизельными.
Зачем вообще возникла необходимость ставить авиационный двигатель, приспособленный для чистого воздуха, на машину, которая работает в пыли и грязи? Тем более у нас были дизельные моторы для танков — одни из лучших в мире.
По одной из версий, в конце 1960-х руководством Минобороны СССР была поставлена задача создать танк прорыва. Одно из условий — многотопливность. Идеально для этого подходил газотурбинный двигатель. Он мог работать на всем, что горит. Танки, получившие название Т-80, были разработаны в КБ Кировского завода под руководством конструктора Николая Сергеевича Попова. Там же и выпускались. Позже к производству этих машин подключили завод «Трансмаш» в Омске.
На вооружение Советской армии Т-80, оснащенные газотурбинным двигателем ГТД-1000Т, поступили в 1976 году. Их максимально засекретили и сразу стали отправлять в танковые части советских войск, расквартированные в Восточной Европе. В случае начала большой войны армады этих машин должны были рвануть на запад по европейским автобанам. Танк легко развивал на шоссе скорость 80 км/час. А запасы топлива мог пополнять на любой АЗС, которых в Европе, как известно, много. Причем заливать в баки можно было все — и дизтопливо, и бензин, и керосин.
Эксперты НАТО не сомневались, что Т-80 дойдут до Ла-Манша за два-три дня, остановить их мог только ядерный удар.
После развала Варшавского Договора тысячи газотурбинных танков отправили на базы хранения куда-то за Урал. В Российской армии осталась одна дивизия — Кантемировская и несколько полков, имевших на своем вооружении Т-80. В эпоху безденежья 1990-х годов выпуск этих машин прекратили и всерьез задумались о снятии их с вооружения вообще, с последующей переплавкой. Действительно, Т-80 гораздо дороже в производстве и эксплуатации, чем дизельный Т-72. Ну и зачем нашей армии танки с принципиально разными двигателями? Проще и дешевле оставить один тип — дизельный.
По какому-то высшему провидению окончательное решение не приняли. И когда наша страна озаботилась защитой арктических территорий, выяснилось, что газотурбинный танк подходит для этих целей, как никакой другой. И хотя его боевые характеристики действительно схожи с дизельным аналогом, Т-80 — танк иного уровня, чем Т-72 или Т-90.
Например, «восьмидесятка» может идти по глубокому снежному насту, не проваливаясь. В отличие от дизелей газовая турбина позволяет трогаться с места очень плавно, без рывков и столь же плавно идти дальше. Наст уплотняется, но не рвется, и танк не зарывается в сугробы. Немаловажно и то, что газовая турбина, в отличие от дизеля, легко запускается при самом сильном морозе.
На прошлогоднем форуме «АРМИЯ-2018» было объявлено о начале масштабной и глубокой модернизации Т-80У. Стало ясно, что эти танки остаются в строю.
В открытой печати говорилось о том, какие качества приобретут обновленные машины.
Система управления огнем — и так одна из лучших в мире, станет еще более совершенной. Она будет включать лазерный дальномер, датчики ветра, скорости движения танка и цели, крена, температуры заряда и окружающей среды, танковый баллистический вычислитель. В совокупности с уникальной ходовой частью и высокой плавностью хода новая система управления позволит вести эффективный огонь на пересеченной местности при скорости до 35 км/час и любом положении башни. На такой скорости в движении прицельно стрелять не может ни один танк в мире.
На танке устанавливается оригинальная система кондиционирования и обогрева. Она обеспечивает индивидуальную подводку прохладного или теплого воздуха каждому члену экипажа.
Модернизированный Т-80 будет оснащен многотопливным газотурбинным двигателем мощностью 1250 л.с. Проработан двигатель мощностью 1400 л.с. Отечественный газотурбинный танковый двигатель — вообще наша национальная гордость. Аналогичный двигатель танка «Абрамс» даже близко с ним ставить нельзя. Наш прекрасно работает не только в условиях северов, но и в пустынях. Он оборудован оригинальнейшим устройством, которое через определенные промежутки времени встряхивает работающий мотор, и вся налипающая на лопатках турбин грязь, песок и пыль отрываются и улетают в выхлоп.
Для Т-80 давно создана гидрообъемная передача. И если ее удастся внедрить в процессе модернизации, то количество органов управления сведется к минимуму — штурвал, педаль газа и педаль тормоза.
Уникальная особенность Т-80 — способность прыгать с места на 7 метров. И были случаи, когда в ходе еще первой чеченской войны Т-80, управляемые хорошо подготовленными экипажами, в таком прыжке уходили от уже выпущенной из РПГ-7 ракеты.
На одной из первых выставок IDEX, проходящих в Абу-Даби, Т-80У прыгнул с трамплина на дальность 14 метров. Это стало так и не превзойденным мировым рекордом. Т-80У получил имя «летающего» и долгие годы был неофициальным символом выставок IDEX. Американский «Абрамс» попытался повторить прыжок, но плюхнулся сразу за трамплином, да так, что у него лопнули трубопроводы, на песок потекло масло — танк еле уполз с показательной арены.
По совокупности боевых и эксплуатационных характеристик обновленная «восьмидесятка» может стать лучшим танком в мире. И надежным стражем наших северных земель. От своих дизельных собратьев он будет отличаться так же, как реактивный самолет от поршневых.
Кстати, эту особенность танкисты, получившие первые Т-80, почему-то не учли.
Для газотурбинных машин экипажи изначально надо было готовить абсолютно по-новому, а их учили по методичкам для дизельных танков. Возникало много проблем, в том числе по непомерному расходу топлива. Танкисты привыкли — если дизель запустишь, больше его не выключай, а то в критический момент не заведешь. Газовая турбина запускается сразу и в любой мороз. Но их первоначально гоняли как и дизели, поэтому тонны керосина буквально вылетали в трубу. Осознание пришло позже.
Сейчас при хорошо подготовленном экипаже Т-80У потребляет топлива не намного больше, чем Т-72, а динамические качества танков — не сопоставимы.
В Омске на заводе Транспортного машиностроения, где когда-то производили Т-80У, а сейчас занимаются их модернизацией, еще в конце 1990-х в инициативном порядке сделали два опытных танка, назвав их «Барс» и «Черный орел». Танку, предназначенному для службы в северных снегах, очень бы подошло позабытое сейчас имя «Барс».
Турбинный двигатель M1 Abrams демонстрирует многие особенности газовых турбин
Основной боевой танк армии США M1 Abrams является
единственный в мире серийный наземный автомобиль с турбинным двигателем.
решение использовать газовые турбины в качестве источника питания основного боевого танка
был сделан в условиях, когда применение газовых турбин к танку считалось дикой схемой во всем мире. В
В Советском Союзе основной боевой танк Т80 принял газовую турбину в качестве основной.
источник питания, но вышел из строя и следующее поколение T90 был оснащен дизелями.
Таким образом, основной боевой танк M1 Abrams является эффективным материалом для
понять особенность газовой турбины как мощность наземного транспортного средства
источник
АГТ1500 газ
двигатель с турбиной
Этот двигатель был разработан Textron Lycoming,
на основе технологии турбины для двигателей тяжелых грузовиков.
Двигатель был
предназначен для управления транспортными средствами напрямую, а не электрически. Двигатель имел
различные особенности использования воздуха. Названный как TF15, он был коммерческим
доступны для промышленного использования и уже сняты с производства подробнее
чем 10 лет назад. Так что много информации доступно, несмотря на
военные двигатели.
Конструкция двигателя несколько сложная,
имеющий три оси.
Для снижения расхода топлива теплообменник (рекуператор)
оборудован. Он собирает тепловую энергию от
выхлоп и отдает эту энергию сжатому воздуху от компрессора
и уменьшает топливо, чтобы нагреть этот воздух.
Расход воздуха в двигателе такой
следует. Поглощенный воздух сначала сжимается под низким давлением.
компрессора (LC), а затем направляется в компрессор высокого давления (HC). Здесь нет
интеркуллер между ними. Степень сжатия воздуха 13,3 и
воздух направляется в теплообменник (X) и нагревается за счет энергии
выхлопной газ. Затем топливо впрыскивается и смешивается в камере сгорания.
(В) и сгорел. Воздух получает высокую энергию для вращения первой
турбина (ВТ).
Эта энергия вращения используется для вращения компрессора высокого давления.
упомянутый ранее. Вспомогательная мощность для производства электроэнергии и
сжатый воздух вырабатывается этой турбиной. Все еще богатые энергией сожжены
газы идут к следующей турбине (LT), которая вращает компрессор низкого давления.
Эти две турбины являются одноступенчатыми с осевым потоком, а лопасти турбины
охлажденный. Далее газы поступают в направляющий аппарат, снабженный
с изменяемой геометрией, установленной непосредственно перед силовой турбиной (ПТ). Направление
газов правильно направляется этим направляющим аппаратом, чтобы дать энергию
силовая турбина. Силовая турбина двухступенчатая осевая, не имеет
системы охлаждения, так как на этом этапе температура газов уже
пониженный. Наконец, газы поступают в теплообменник, чтобы отдать энергию
сжатым воздухом, а затем исчерпаны.
Этот двигатель имеет тактический холостой ход
режим, специфичный для боевых машин. В этом режиме двигатель работает на холостом ходу
более высокие обороты. Это функция компенсации плохой реакции газа.
турбины. Требуется 4 секунды, чтобы произвести 90% мощности от обычного холостого хода.
Эта задержка может оказаться фатальной для боевых машин. Если высокие обороты холостого хода
сохраняется, время раскрутки компрессоров сокращается, а затем
задержка нарастания крутящего момента сокращается. Упомянутый выше направляющий аппарат служит для
снизить тепловую нагрузку приводного механизма, установив направляющий аппарат в качестве
нейтральное положение.
высокая скорость холостого хода вызывает увеличение расхода топлива, но срок службы
нельзя обменять на экономию топлива.
Двигатель весит 1134 кг (сухой)
1,629 м в длину, 0,991 м в ширину и 0,807 м в высоту и производит
1500 лошадиных сил. Размер сравнительно больше и в 5 раз
тяжелее, чем авиационные газовые турбины того же поколения. Это потому что
AGT1500 имеет встроенные редукторы и теплообменник по всему периметру.
турбоагрегат, как показано на схеме выше.
Этот теплообменник снижает коэффициент расхода топлива до 226 г/л.с./ч,
тепловой КПД составляет 28%. В обычном режиме холостого хода расходуется 32 кг топлива на одну
час. Топливные характеристики этого двигателя намного лучше, чем у CT58.
установлен на kiha391. Особенно на холостом ходу AGT1500 потребляет почти половину
CT58, несмотря на то, что его мощность в 1,5 раза выше. Конечно в тактическом
на холостом ходу расходует около 100 кг в час, в три раза больше топлива
необходимо, чем в обычном режиме ожидания.
Трансмиссия
M1 Abrams имеет 4 ступени вперед и 2
ступенчатая реверсивная передача с гидротрансформатором, используемым в качестве гидравлического
связь. Чтобы использовать преимущество крутящего момента свободной турбины,
использование гидротрансформатора ограничено и используется режим блокировки. Дизель
танки обычно имеют 8 передач, а современные танки с гидравлическим приводом имеют 4 передачи.
до 6 передач. Дизелям требуется много передач, чтобы компенсировать их низкую скорость.
крутящего момента на малых оборотах и зависят от гидротрансформатора в широком диапазоне
скорость. После обхода гидротрансформатора механизмом блокировки плоскость
или выпуклая вверх характеристика крутящего момента дизелей все же недостаточна для
приведение в движение наземных транспортных средств. Следующий
схема показывает преимущество крутящего момента свободной турбины по сравнению с турбо
заправленный дизель. AGT1500 имеет меньшую производительность, чем MTU883, но поддерживает
превосходство в широком диапазоне скоростей.
Реальная производительность
В то время большая часть автомобильной промышленности
отказ от использования газовых турбин в качестве движущей силы. Почему
Армия США решила производить основной боевой танк с турбинным двигателем? Там
должны быть преимущества, чтобы выбрать бак турбины вместо стандартного
дизельный бак. Ходили слухи, что решение было принято политически.
помочь Chrysler, находившемуся в серьезном финансовом затруднении.
Расход топлива был
важный вопрос. М1 Абрамс дал ходящему сору всего 255 метров,
значительно короче дизельных танков типа Леопард 2 (330 метров). Этот
значение было дано крейсерской скоростью на высокой скорости. Во время операции
Буря в пустыне, значение уменьшено до 142 метров до сора.
путешествуя, это может быть в два раза хуже, чем дизеля. Леопард 2 потребляется
12 кг топлива в час на холостом ходу. С другой стороны, AGT1500
потребляли в 2,5 раза больше топлива, чем дизели. Холостой ход занял бы большое
часть времени эксплуатации танка и прогнозировалось, что огромное
количество топлива, необходимое для работы. Вовремя
операции продвижение танковых войск ограничивалось скоростью
заправочных грузовиков.
Что получила взамен армия США
за этот серьезный недостаток?
Первым было непревзойденное ускорение турбины. Свет турбины
Особенности веса и крутящего момента придавали танку высокую подвижность.
Второй была скрытая функция турбины. Вращение и
функция непрерывного горения значительно снижает сильные шумы,
характерные для дизелей вибрации и заметные выхлопные газы. Так
что М1
Абрамса прозвали «Шепчущей смертью». турбины
чистый выхлоп и низкий уровень шума также дали гораздо более комфортную среду для
солдаты во время марша с танком. Невидимые выхлопы турбины были
также обнадеживает на полях сражений.
В-третьих, простота обслуживания. Компактный и легкий вес
Блок питания мог быть легко заменен и имел низкую частоту отказов. Двигатель
может легко запускаться в условиях охлаждения без прогрева
операция.
А вот по выхлопу были проблемы. Высокая температура,
большое количество выхлопных газов излучали инфракрасные сигналы и были
привлекательная цель для ракет с инфракрасным наведением. Пехота, шедшая сразу за танком, должна избегать их.
горячие газы и убраться из выпускного отверстия. Направляющая выхлопа была
оборудованный в последнее время, чтобы уменьшить этот дефект.
Следующее видео хорошо показывает
особенности газовых турбин, такие как шумы, отклики и выхлопы, когда
используется в качестве источника питания автомобиля с механизмом прямого привода.
высокий уровень выполнения технологии намного превосходит
модель kiha 391 разработана Японскими национальными железными дорогами. Было бы естественно, если бы разница в масштабе обоих
рассматриваются проекты.
Следующее видео также хорошо показывает
Характеристики газотурбинного автомобиля с прямым приводом. Меньший газ мощностью 550 л. с.
турбина без глушителя была установлена в Porsche 928 и показал производительность относительно
плохой ответ для автомобильного использования.
Источники движущей силы конкурентов
много раз бросал вызов турбинам. Гонка на расход топлива 3700 км
проходил в Швеции в 1994 году. Как и ожидалось, Leopard2 закончил гонку
потребляя топлива меньше половины M1 Abrams. GE предложила дизель MT883
вариант танка М1 на экспорт. Но армия США поручила GE разработать
газовых турбин следующего поколения, а GE разработала газовую турбину LV-100 для
основные боевые танки и артиллерийские машины Crusader. Из-за финансовых
проблема США, серийное производство двигателя не
еще начал.
компьютерное моделирование «Доступна ли силовая установка M1 Abrams?» хорошо раскрывает
их особенности на железной дороге. Это может быть применено к боевым танкам.
Гибридно-электрический гибридный привод?
Кажется, армия США
особенно о наземном транспортном средстве с турбинным двигателем. Нет другой страны до сих пор
принял эту систему. Армия и флот США проявили большой интерес к
электрическая двигательная установка и компактный генератор перед. Как
упоминается на странице ALPS Project, высокая скорость
генератор устраняет многие неисправности газовых турбин, особенно в полевых условиях
что требует высокой производительности. ЛВ-100 и ЛВ-50 предназначены для следующих
боевые машины поколения, и они могут напрямую соединяться с высокой скоростью
генераторы. США могут планировать электрификацию наземных транспортных средств.
Перейти к началу этой страницы
Тяжелый танк Объект 278 с ГТД
Объект 278 стал первым тяжелым танком, на который был установлен ГТД. Создан на базе узлов и агрегатов танков ИС-7 и Т-10. Создавался одновременно с объектами 277 и 279. Корпус сварной, бортовые гнутые листы различной толщины. Пушка с эжекторной системой продувки ствола имеет полуавтоматический механизм заряжания с электроприводом. Танк имеет автоматизированную систему управления огнем.
С середины 50-х гг. в СССР велись работы по созданию тяжелых танков нового поколения. Постановление Совета Министров СССР от 12 августа 1955 г. предусматривало создание новых тяжелых танков и двигателей к ним. Ленинградскому Кировскому заводу поручили разработать в пределах боевой массы 52-55 т танки Объект 277 с дизелем, Объект 278 с ГТД и совместно с ВНИИ-100 танк специального назначения Объект 279 массой 60 т. . Для танка Объект 277 Ленинградский завод № 800 должен был разработать дизель М-850, Свердловскому турбинному заводу была поручена разработка дизеля ДГ-1000 для Объекта 279.танк, а газотурбинный двигатель для танка Объект 278 должен был разработать ЛКЗ. Челябинскому Кировскому заводу поручили разработать танк «Объект 770» массой до 55 тонн и двигатель А-100 для этого танка.
Танки «Объект 277» и «Объект 770» разрабатывались по единому ТТТ, имели практически одинаковые боевые и технические характеристики, но отличались компоновкой и конструкцией агрегатов, узлов и систем. Танк «Объект 278» представлял собой вариант танка «Объект 277» и отличался от него моторно-трансмиссионным отделением, в котором размещался газотурбинный двигатель. Танк «Объект 279″ по сравнению с этими тяжелыми танками имел более высокую маневренность за счет наличия движителя с четырьмя гусеницами и имел усиленную бронезащиту от обычных средств поражения и оружия массового поражения.
Все эти опытные танки имели классическую компоновочную схему, экипаж из четырех человек, были вооружены 130-мм нарезной пушкой и оснащались, помимо Объекта 278, различными дизелями, мощность которых равнялась или несколько превышала 735 кВт ( 1000 л.с.). На танки были установлены унифицированные приборы ночного видения, системы ПАЗ, ППО, ТДА и связи. Зенитно-пулеметная установка в танках не предусматривалась, так как танки разрабатывались в то время, когда у вероятного противника уже были на вооружении реактивные самолеты, а противотанковые вертолеты еще не появились. Боевая масса разработанных танков находилась в пределах 55-60 тонн. Увеличение боевой массы было обусловлено необходимостью защиты от ударной волны ядерного взрыва, а также от появившихся за рубежом мощных управляемых противотанковых ракет (снарядов).
Танк «Объект 278» разрабатывался по тем же тактико-техническим требованиям, что и танк «Объект 277» и отличался от него только моторно-трансмиссионным отделением, в котором предполагалось установить газотурбинный двигатель ГТД-1, трехступенчатый планетарный редуктор с грохочущими степенями свободы, два двухступенчатых ПМП с фрикционными дисками, работающими в масле, и два двухрядных комбинированных бортовых редуктора. Планетарная коробка передач обеспечивала три передачи переднего хода и одну передачу заднего хода. Двигатель располагался в кормовой части корпуса танка. В связи с установкой в танке газотурбинного двигателя изменена конструкция бронекорпуса, увеличена емкость основных топливных баков с 820 до 1300 литров, а дополнительных
— от 250 до 650 литров. Запас хода танка по шоссе остался прежним — 300 км.
В 1961 году для танка были изготовлены два опытных образца двигателя ГТД-1, испытания которых показали, что характеристики ряда элементов не соответствуют расчетным значениям. В процессе доводки двигателя были разработаны два варианта ГТД: со стационарным и вращающимся теплообменниками. Расчетный удельный расход топлива для двигателя со стационарным теплообменником составил 304 г/кВтч (290 г/л.с. «Н). Для двигателя с вращающимся теплообменником расчетный удельный расход топлива составил 287 г/кВт.ч (211 г/л.с./ч). Реально мощность ГТД составила 441 кВт (600 л.с.) вместо заданных 735 кВт ( 1000 л.с.), а удельный расход топлива составил -572 г/кВт.ч (420 г/л.с.ч) вместо заданных 425 г/кВт. ч (335 г/л.с.ч).
Постановлением Совета Министров СССР от 19 июля 1960 года работы по тяжелому танку «Объект 278» были прекращены.
Государственная постройка | 1957. |
Разработчик | СКБ ЛКЗ |
Производитель | ЛКЗ |
Производство | прототип |
Экипаж, чел. | 4 |
Боевая масса, т | 53,5 |
Длина мм | |
с пистолетом вперед | 11780 |
корпус | 6990 |
Ширина, мм | 3380 |
высота крыши башни, мм | 2292 |
Клиренс, мм. | 435 |
Давление на грунт, кг/см | #178; 0,69 |
Преодоление препятствий | |
подъем, град | 35 |
брод, м | 1,2 |
Тип двигателя | Газотурбинный ГТД-1 |
Максимальная мощность, л. с. | 1000 |
Запас топлива, л | 1950 |
Удельная мощность, л.с./т | 18,7 |
Максимальная скорость, км/ч | 57,3 |
Запас хода, км | 300 |
Бронирование, мм: | |
налобный чехол | 140-153 |
лоб башни | 290 |
Вооружение | |
ГК | 130 мм М-65 |
Боеприпасы, шт. | 35 |
пулеметы | 14,5 мм коробка передач БТ |
Боеприпасы, шт. | 800 |
Электроника |
НОВОСТИ ПИСЬМО |
Присоединяйтесь к списку рассылки GlobalSecurity. |